Брак, как союз мужчины и женщины, является не простым человеческим обычаем, но Божественным установлением, в котором забота об устроении земной жизни человека сочетается с Божиим замыслом о продолжении человеческого рода.
Как повествуется в Священном Писании, женщина была создана помощницей первому человеку, Адаму: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему […] И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:18–24).
В Новом Завете христианский брак приобретает новое значение — это союз, в котором достигается всецелое духовное единение двух людей, подобное единству Христа и Церкви, о чем пишет в одном из своих посланий апостол Павел: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее […] Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:23–32).
Для освящения союза мужчины и женщины и придания ему той полноты, о которой говорит апостол Павел, в Церкви существует Таинство Венчания или Брака. Во время этого Таинства жених и невеста свидетельствуют перед Богом свое намерение до конца своих дней пребывать вместе, заботиться друг о друге и о своих детях, а священник призывает Божие благословение на новую семью, и Бог освящает этот союз Своей благодатью.
Таинство Венчания состоит из двух частей: Обручения и собственно Венчания, которые в древности совершались раздельно, но сейчас объединены в одно священнодействие.
Во время Обручения жених и невеста обмениваются обручальными кольцами, что символизирует их будущее единство в вере, единомыслии, истине и любви. В молитве на обручение упоминаются ветхозаветные праведники и евангельские образы, в которых раскрывается духовный смысл этого обряда.
После окончания Обручения священник и жених с невестой проходят в центральную часть храма, и начинается Венчание. Перед его началом священник спрашивает жениха и невесту об их намерении вступить в брак и отсутствии препятствий к этому. После того, как жених и невеста подтвердили твердость своего решения вступить в брак, начинается собственно Таинство Венчания. Во время этого священнодействия жених и невеста стоят и молятся с зажженными свечами.
В молитвах священник призывает Божие благословение на новый союз, упоминая о тех благословениях, которые Бог даровал ветхозаветным праведникам и патриархам и молясь о том, чтобы Господь сохранил и благословил как самих вступающих в брак, так и их будущее потомство, о даровании и умножении которого также упоминается в этих молитвах.
В главной части этого Таинства на головы жениха и невесты возлагаются венцы, и священник, трижды воздевая руки, взывает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!». После этого читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам, в котором говорится о высоком предназначении христианского брака, а также фрагмент из Евангелия от Иоанна, повествующий о чуде Господа Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской.
Затем, по древнему обычаю, муж и жена пьют общую чашу с вином, разбавленным водой, что символизирует их готовность вместе встретить и радости, и скорби совместной жизни, после чего, при пении тропарей святым мученикам и апостолам, священник трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит икона праздника или святого, память которого совершается в этот день. После окончания Таинства священник и родственники поздравляют новобрачных, поется многолетие, и священник произносит напутственное слово о смысле христианского брака.
Многая и благая лета Никите и Серафиме, повенчавшимся в нашем храме!
Как повествуется в Священном Писании, женщина была создана помощницей первому человеку, Адаму: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему […] И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:18–24).
В Новом Завете христианский брак приобретает новое значение — это союз, в котором достигается всецелое духовное единение двух людей, подобное единству Христа и Церкви, о чем пишет в одном из своих посланий апостол Павел: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее […] Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:23–32).
Для освящения союза мужчины и женщины и придания ему той полноты, о которой говорит апостол Павел, в Церкви существует Таинство Венчания или Брака. Во время этого Таинства жених и невеста свидетельствуют перед Богом свое намерение до конца своих дней пребывать вместе, заботиться друг о друге и о своих детях, а священник призывает Божие благословение на новую семью, и Бог освящает этот союз Своей благодатью.
Таинство Венчания состоит из двух частей: Обручения и собственно Венчания, которые в древности совершались раздельно, но сейчас объединены в одно священнодействие.
Во время Обручения жених и невеста обмениваются обручальными кольцами, что символизирует их будущее единство в вере, единомыслии, истине и любви. В молитве на обручение упоминаются ветхозаветные праведники и евангельские образы, в которых раскрывается духовный смысл этого обряда.
После окончания Обручения священник и жених с невестой проходят в центральную часть храма, и начинается Венчание. Перед его началом священник спрашивает жениха и невесту об их намерении вступить в брак и отсутствии препятствий к этому. После того, как жених и невеста подтвердили твердость своего решения вступить в брак, начинается собственно Таинство Венчания. Во время этого священнодействия жених и невеста стоят и молятся с зажженными свечами.
В молитвах священник призывает Божие благословение на новый союз, упоминая о тех благословениях, которые Бог даровал ветхозаветным праведникам и патриархам и молясь о том, чтобы Господь сохранил и благословил как самих вступающих в брак, так и их будущее потомство, о даровании и умножении которого также упоминается в этих молитвах.
В главной части этого Таинства на головы жениха и невесты возлагаются венцы, и священник, трижды воздевая руки, взывает: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!». После этого читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам, в котором говорится о высоком предназначении христианского брака, а также фрагмент из Евангелия от Иоанна, повествующий о чуде Господа Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской.
Затем, по древнему обычаю, муж и жена пьют общую чашу с вином, разбавленным водой, что символизирует их готовность вместе встретить и радости, и скорби совместной жизни, после чего, при пении тропарей святым мученикам и апостолам, священник трижды обводит их вокруг аналоя, на котором лежит икона праздника или святого, память которого совершается в этот день. После окончания Таинства священник и родственники поздравляют новобрачных, поется многолетие, и священник произносит напутственное слово о смысле христианского брака.
Многая и благая лета Никите и Серафиме, повенчавшимся в нашем храме!