Back to top

6-я неделя по Пятидесятнице, об исцелении расслабленного

11.08.24 18:45
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Рад приветствовать вас, дорогие братья и сестры!

Самый главный враг для человека является грех. И он является первопричиной всех наших душевных и телесных недугов. Потому-то исцеляя расслабленного, Спаситель сначала вырвал сам корень терзающих его страданий – отпустил расслабленному прегрешения. А затем, в посрамление ропщущим фарисеям, Господь с легкостью воздвиг недужного с одра болезни, и сказал: - «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи… встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мф. 9, 6). Врачи и лекарства, могут принести нам лишь временное облегчение в страданиях.

И пока наши души осквернены грехом, то и не станут по настоящему здоровыми и бодрыми наши тела. Многочисленные болезни, постигающие нас и наших близких, свидетельствуют о наших душевных пороках, маловерии, малодушии, и хладности наших молитв. Ибо в Священном Писании сказано: «Молитва веры исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. (Иак. 5, 15).

Сказанное об отдельном человеке, в полной мере может быть отнесено к целым народам и странам. Долгие десятилетия наше отечество пребывало в духовном расслаблении, очерствении духовном, и поколение за поколением становилось добычей вечной погибели. Паралич этот казался неизлечим, но умилостивился Господь – и рухнула в одночасье тоталитарная власть, и Церковь Российская обрела свободу. Над всей необъятной страной словно въяве прогремели слова Спасителя: «прощаются тебе грехи твои, встань и иди.»



Господь Иисус Христос даровал расслабленному исцеление не по собственным его молитвам, но по горячей вере принесших его людей, столь настойчивых, что «не нашедши, где пронесть его за многолюдством, влезли на верх дома, и сквозь кровлю спустили его с постелью пред Иисуса» (Лк 5, 19). Видится, что и избавление нашего отечества от ига безбожия, совершено Господом не по нашим немощным молитвам, а ради неотступного предстательства за народ старинных русских подвижников и новых российских мучеников за веру.

Чему мы можем научиться из этого Евангельского рассказа? Мы можем научиться из него той настойчивости, с которой эти люди стремились прийти ко Христу. И действительно, чтобы получить исцеление, они проявили большую настойчивость, преодолели немалые трудности и препятствия. Увидев толпу, и попробовав безрезультатно сунуться туда и сюда, они могли просто развернуться и уйти домой. Но они так не поступили, а полезли на крышу. Совершенно очевидно, что поднять на крышу взрослого человека это дело не легкое, и однако же, они это сделали. Крыша, куда они поднялись, оказалась закрытой, но они и тогда не отчаялись. Разобрав часть кровли, эти люди на веревках пытались спустить больного прямо ко Христу. Наверняка, при этом многие присутствующие, или даже сами хозяева дома препятствовали им, ругались, и кричали на них. Но несмотря на это, они все-таки довели свое дело до конца, опустили больного перед Христом. И такая настойчивость не осталась без награды: - больной сразу же был исцелен Господом. Пусть этот Евангельский случай, братья и сестры, научит нас постоянству и терпению в христианской жизни. Ведь мы, как и те люди, должны прийти ко Христу, чтобы получить у Него исцеление души и дар вечной жизни. Тем людям препятствовали прийти к Иисусу различные обстоятельства. Точно так же и мы в своей жизни, идя ко Христу, должны преодолевать многочисленные препятствия и трудности. Нам необходимо долготерпение, настойчивость и постоянство. Мы должны поступать, как они: - при наличии трудностей не обращаться малодушно вспять, а терпеливо и настойчиво их преодолевать, и доводить дело до победного конца.

Такая настойчивость, требуется при совершении всех без исключения христианских добродетелей. Взять например, молитву. Молитва непременно требует от христианина усилий и постоянства. Это такой труд, который нам нужно нести всю жизнь. Но увы, часто этого постоянства нам как раз и не хватает. Бывает, что мы оставляем молитву или сокращаем ее под разными предлогами: «нет сил», «нет времени», «дела», «молитва не получается», и тому подобное. Вместо того чтобы проявить терпение и настойчивость, мы при первом же затруднении бросаем молитву.

То же самое можно сказать и о постах, - часто не проявляем мы здесь должного терпения и постоянства. То же самое можно сказать и о храмовых службах, и о Причастии. Ибо бывает, что у нас не хватает усердия даже на то, чтобы правильно подготовиться ко Причастию, и потому люди причащаются редко, или без должной подготовки.

И вот еще, не оттого ли так медленно и мучительно идет у нас духовное возрождение, что слишком многие хотят быть лишь чревом Церкви, потребляя ее благодатные дары и не желая или не умея помочь ей. Наши благочестивые предки, всячески старались облегчать своим пастырям бремя храмоздательства. По первому призыву священника люди брали кружки для пожертвований и проходили с ними сотни километров, пока не набирались требуемые средства. Собственными руками положить кирпич в созидаемый дом Божий почиталось за честь и за счастье. А что ныне? А ныне, увы, редко приходят к нам молодые, полные сил люди, чтобы предложить бескорыстную помощь. Порой мы чуть не подвигом считаем для себя посещение богослужения. Не понимая, что это отнюдь не подвиг, но дарованное от Господа духовное счастье. Большую же часть своего времени и сил мы либо отводим житейским хлопотам, либо убиваем на удовольствия и развлечения.

Но не время убиваем мы таким образом, а собственные души. Мы называем себя православными христианами, однако, по слову святителя Иоанна Златоуста, «правая вера при порочной жизни не приносит никакой пользы.»

Если сказать кратко, вся христианская жизнь требует от нас много терпения, настойчивости и постоянства. Без терпения и постоянства она невозможна. Священное Писание учит нас; что «Вера без дел мертва (Иак. 2.26), это значит что если мы не имеем добрых дел, то нас по прежнему приковывает к земле духовное расслабление, что в нас нет ни настоящей веры, ни истинной любви.

«Как огню свойственно согревать, воде орошать, свету просвещать так вере живой свойственно обнаруживаться в добрых делах,» - говорит Тихон Задонский. Будем же братья и и сестры настоящими христианами, не только по названию, но во всей полноте этого Божественного звания, - и чистотой помыслов, и нелицемерной любовью, проявляющейся в добрых делах, как призывает нас святой Апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Дети мои! Станем любить не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3,18).

Аминь

Прот. Виктор Смирнов