Back to top

Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского

19.07.24 14:30
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приветствую вас, дорогие братья и сестры. Сегодня особый день. Сегодня праздник всея России чудотворца преподобного Сергия Радонежского.

Имя преподобного Сергия, уже давно вышло из временных границ, а подвиг его жизни обрел значение национального идеала в народном сознании. Он родился во времена, когда уже трудно было найти людей, которые бы помнили татарский разгром Русской земли. Но в памяти русской души, еще до боли было живо впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием, которое несло не только материальное, но и нравственное разорение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость, и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя, и не ища никакого выхода. А что еще хуже, ужасом отцов пережившим бурю, заражались дети, которых мать пугала лихим татарином. Внешняя случайная беда, грозила превратиться во внутренний хронических недуг. Панический ужас одного поколения, мог развиться в народную робость, в черту национального характера. Но мы Русские, и одним из отличительных признаков великого народа, служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу. И пока русские люди ждали освобождения, наблюдая как многочисленные русские князья холопствовали перед татарами и дрались друг с другом, подросло поколение, которое стало присматриваться и прислушиваться к необычным делам в Русской земле.

Так к половине 14-го века подросло поколение, начавшее отвыкать от страха ордынского. В то же время, в начале сороковых годов 14го века, свершились три знаменательные события; из московского Богоявленского монастыря вызван был на церковно-административное поприще скромный 40-ка летний инок Алексий, тогда же один 20-ти летний искатель пустыни, будущий преподобный Сергий, в дремучем лесу – поставил маленькую деревянную келлию с церковью, а в Устюге у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли, святой Стефан. Ни одного из этих имен нельзя произнести, не вспоминая двух остальных. Эта присноблаженная троица ярким созвездием блещет в 14 веке. Тесная дружба и взаимное уважение соединяли их друг с другом. Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители и советовался с ним, и желал иметь его своим преемником. Припомним задушевный рассказ в житии преподобного Сергия о проезде святителя Стефана Пермского мимо Сергиева монастыря, когда оба друга на расстоянии десяти с лишним верст обменялись братскими поклонами.

Все три святых мужа подвизались каждый на своем поприще, делали одно общее дело, которое далеко простиралось за пределы церковной жизни, и широко захватывало политическое положение всего народа. Это дело - укрепление Русского государства, над созиданием которого по своему трудились московские князья ХIV века. Это дело было исполнением завета, данного русской церковной иерархии величайшим святителем Древней Руси митрополитом Петром.

Еще в мрачное время татарского ига, когда ниоткуда не проступал луч надежды, он, по преданию, пророчески благословил бедный тогда городом Москву, как будущую церковную и государственную столицу Русской земли. Духовными силами трех наших святых мужей 14 века, воспринявших этот завет святителя, стала укрепляться Москва.

В их лице сошлись для общего дела три основные части Русской земли; Алексий, сын черниговского боярина – переселенца, представлял старый киевский юг, Стефан – новый финско-русский север, А Сергий, сын ростовского боярина – переселенца, - великорусскую середину. Они приложили к делу могущественные духовные силы. Это были образованнейшие русские люди своего века. Жизнеописатели того времени замечают, «что один «всю грамоту добре умея», другой «всяко писание Ветхого и Нового Завета пройде», третий даже «книги греческие извыче добре». Потому ведь и удалось московским князям так успешно собрать в своих рука материальные, политические силы русского народа, потому что им дружно содействовали добровольно соединявшиеся духовные его силы.

Каждый из трех деятелей делал свое дело. Митрополит Алексий шел политическим путем, был преемственно главным советником трех велики князей московских, руководил их боярской думой, ездил в Орду, отмаливал Русь от злых замыслов ханов, карал церковным отлучением непослушных русских князей, Московскому государю, поддерживая его первенство, с неослабной энергией отстаивая значение Москвы, как единственного церковного средоточия всей Руси. Святой Стефан пошел с христианской проповедью в Пермскую землю продолжать это дело обрусения и просвещения заволжских инородцев.

Была задача достижения самостоятельного политического существования нашего народе: - это сосредоточение династически раздробленной государственной власти в московском княжеском доме и приобщении восточноевропейских и азиатских инородцев к Русской Церкви и народности посредством христианской проповеди. Но чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство и ввести инородцев в ограду христианской Церкви, для этого самому русскому обществу необходимо было встать в уровень столь высоких задач, приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому третьему делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь преподобный Сергий. Он начал с самого себя, и трудом и молитвою, продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди дремучего леса, приготовился быть руководителем других пустынножителей. Преподобный Сергий, начав править собиравшейся к нему братией, движимый любовью , был для нее поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, служил ей как раб купленный, по выражению жития, ни на один час не складывал рук для отдыза, своим примером являя практическую школу благонравия, в которой сверх религиозно-иноческого воспитания главными житейскими науками были умение отдавать всего себя на общее дело, навык к усиленному труду и привычка к строгому порядку в занятиях, помыслах и чувствах.

Так воспитывалось дружное братство, производившее глубокое назидательное впечатление на мирян. Мир приходил к монастырю с пытливым взглядом, каким он привык смотреть на монашество, смотрел на чин жизни в монастыре преподобного Сергия, и то что он видел, приучало его самым простым правилом, которыми крепко людское христианское общежитие. Пробуждение жизненной потребности духовных основ христианского общежития, и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа.

Пятьдесят лет, делал свое тихое дело преподобный Сергий, в Радонежской пустыне; целые полвека приходили к Сергию люди и вместе с водой из его источника, черпали в его пустыне утешение и ободрение, и возвращаясь в свой круг, по каплям делились им с другими. Нравственному влиянию преподобного Сергия, Русь была обязана появлением в ее истории двух судьбоносных событий. Первое событие состояло в то, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и поел искать татарских полчищ, в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Откуда взялись, как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? Глаз исторического знания, уже не в состоянии разглядеть хода этой подготовки великих борцов 1380 года; знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь,» и была одержана победа во главе с князем Дмитрием Донским на Куликовом поле. Этой победой было положено начало падения татарского владычества над русскими.

И вот напутствуемые благословением старца, шли борцы, одни на юг за Оку на татар, другие на север за Волгу на борьбу с лесами и болотами. Дорогие братья и сестры, примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, и пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей, и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту. При имени преподобного Сергия народ вспоминает нравственное возрождение, сделавшее возможным и политическое возрождение утверждая правило что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Да поможет преподобный Сергий, создатель обители Живоначальной Троицы, молившийся Пресвятой Троице о единстве Руси, всем нам хранить единство Церкви, преодолевать разделения, которые возникают в отношениях между братскими народами, хранить единство Святой Руси как величайшее наследие наших отцов и дедов, многие из которых ныне святыми предстоят Богу, и, верим, молятся о нас. Пусть благословение Божие, и покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всеми нами.

Аминь.

Прот. Виктор Смирнов