Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня праздник Вербное воскресенье. И мы шли к этому празднику сорокадневным постом. Зима прошла, весеннее ликование, Божия весна, ветер Пасхи дует нам в лица.
Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому, но прославление Его будет через смерть. Так написано, и так подобает пострадать Христу, и войти в Славу Свою. Крест становится скипетром царским Силы Христовой, оружием победы, знамением спасения, поклонением всех царств, славою всех народов.
В последнее воскресенье перед Пасхой Православная Церковь отмечает одно из главных событий земной жизни Иисуса Христа - торжественный Вход Господень в Иерусалим. Его называют также Неделей ваий - этими пальмовыми ветвями восторженный народ встречал въезжающего в Святой Град Спасителя. А у нас в России этот день именуется Вербным воскресеньем, потому что верба распускается у нас раньше всех других деревьев. Ее освященные веточки заменили собой пальмовые ветви и стали символом праздника. Вербное воскресенье является рубежом между окончанием Великого поста и грядущей Страстной недели.
Накануне в присутствии множества людей Иисус совершил великое чудо – воскресил из мертвых Своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти. Слух об этом молниеносно разнесся по всему Иерусалиму. Толпы народа, вдохновленные чудесами, которые сотворил Христос, с ликованием и радостью встречали Его. Он въехал в город на молодом осле, что для иудейского народа было символично: по древнему обычаю именно на осле въезжали в город цари – победители. Многие подстилали Ему под ноги свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали на дорогу. Отовсюду раздавались возгласы: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»
Простой сердцем народ встречал Иисуса как царя, который пришел освободить его от владычества римлян. Только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит людям Царство Небесное. Он Один знал, что путь, усеянный пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе, и всего через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!», будут кричать: «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!» Необыкновенное почитание народа вызвало негодование и страх первосвященников: в приходе Спасителя они увидели угрозу своей власти и потому задумали убить Его. Христос пришел в Святой Град, чтобы принять страдания, унижение и поругание, чтобы умереть на Кресте за наши грехи и воскреснуть, и так спасти нас от вечной смерти и вечных мук.
Самое непостижимое, что Бог даровал нам – Он создал человек бессмертным. И человек мог остаться бессмертным, если бы исполнил заповедь Господа Бога: «Вкушай от древа жизни и н вкушай от древа познания добра и зла» (Быт. 2,16 – 17). Первый человек нарушил эту заповедь, и смерть вошла в жизнь человечества. Но милосердный Господь дал нам возможность стать бессмертными – по благодати причащаясь Тела и Крови Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, вкушать от древа жизни.
Но где же эта победа жизни над смертью? Мы же без конца хороним и хороним наших родных, друзей, знакомых. И мы видим, что смерть как царствовала, так и царствует среди нас, что нет бессмертных людей. Где же это воскресение? Господь говорит нам в Евангелии: «Наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресении осуждения» (Ин. 5,24 – 29). Это все нас ждет – впереди, а вот воскрешение и преображение души начинается уже здесь и сейчас.
Вечность уже входит в нашу повседневную жизнь, потому что мало воскресить тело. Оно воскреснет, и перед ним откроются два пути: одни будут с Богом, а другие – без Бога. Одни творившие зло, воскреснут для воскресения осуждения, а творившие добро – для воскресения жизни. Это воскресение жизни начинается сейчас среди тех, кто любит Бога, любит Церковь, любит ближнего. Ведь только тело его умирает, а душа, соединенная с Богом, продолжает жить. И наоборот, есть много людей, которые живы телом, а душой уже давным – давно мертвы, потому что смерть наступает не тогда, когда перестают биться сердце и работать мозги. Смерть наступает тогда, когда из жизни уходят вера и любовь продолжают жить в душе человека, то душа его живет с Богом, а потом к жизни его души с Богом присоединится воскрешенное тело. И тогда уже и душа, и тело будут служить Богу и ликовать в вечности.
Если во время Великого Поста мы слышали покаянные молитвы и песнопения, то в этот день на праздничной литургии читается апостольское Послание к Филиппийцам, в котором звучат уже пасхальные нотки: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4,4). Кто-то может спросить, чему же нам радосться, ведь в нашей жизни столько забот, и проблем? Начнем с главного – прежде всего мы должны радоваться тому, что нам дана вера, дано знание о Христе и о вечной жизни, элементарное знание о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло». Будем радоваться, что еще передвигаемся, на «своих двоих», будем радоваться, что у нас есть хоть какой-то ум. Однажды святой праведный Иоанн Кронштадтский служил молебен в доме умалишенных в Кронштадте, по окончании которого к нему подошел больной человек и говорит: «Отец Иоанн, я хотел у Вас спросить, Вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?» И отец Иоанн задумался о том, что настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что никогда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному человеку до земли и поблагодарил его, страдающего недостатком ума, а с другой стороны, исполненного такой глубокой мудрости. Не будем унывать братья и сестры. Радоваться надо! Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив еще».
Сейчас многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор – так без смысла, без цели и без радости проходит вся жизнь. Стоит произойти малейшему колебанию в жизни: Кто-то сказал грубое слово, повысилось давление -, все, целая трагедия. А если приближается старость, жизнь клонится к закату, такой человек вообще впадает в отчаяние, потому что считает: молодость прошла, надежды не исполнились, впереди только «два метра». Где его фундамент, в чем основание жизни, чему такой человек может радоваться?
Мы православные – счастливые люди, потому что нам дано это знание о душе, о Боге, знание о Христе и Воскресении. И это великая – великая милость Божия по отношению к каждому из нас. У нас много маленьких земных радостей. Человеку прибавили зарплату – он радуется. Сколько? Месяц, потому что через месяц он уже и к этому привыкнет. Человек купил машину – радуется до тех пор, пока не случится первая авария, и ее надо ремонтировать. Человек женился – радуется. Сколько? Ну, кому как Господь даст, но тоже радуется. Этих мелких человеческих радостей бесконечное множество, у каждого свои, но все они имеют предел и срок. Радость мирская, радость духовная разные. Радость о Господе – она в человеке умножается и умножается. Конечно, для этого надо потрудиться: «Лежа на печи не съешь калачи». Молитва, чистая душа, добрая христианская жизнь, участие в Таинствах, через которые мы благодатно соединяемся с Богом, - все это является источником радости. Не того бурного фейерверка жизни, бесконечного праздника, шуток и развлечений, как будто только в развлечениях и есть смысл человеческой жизни. Наша радость заключается в другом. Господь говорит: «войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6,6). Вот когда человек может встретиться с Богом на пути своей жизни – в тихой, сокровенной, духовной жизни.
Независимо от того, есть у тебя деньги или здоровье, какая погода на улице, как относится начальник, что у тебя со здоровьем – независимо ни от чего Господь может дать человеку реальную радость жизни. За что? За его искреннюю веру, когда человек не цепляется и не хватается за эту жизнь. Он понимает, что вечных людей нет и что бы мы ни делали, как бы ни заботились о своем здоровье, все равно все закончится переходом человека из той жизни в жизнь ту, вечную.
Есть три формы существования человека. Первая – в утробе матери. Потом рождение, которое совершается. Как бы тоже через смерть, потому что ребенку перерезают пуповину – источник его жизни, а он продолжает жить. Дальше наша земная жизнь продолжается, как говорит Писание, 70 аще 80 лет, если в силах. А что сверх этого, то труд и болезнь. (Пс. 8 9,10).
Здесь, на земле – это вторая форма существования человека. А потом через смерть рождение в вечность – это третья, главная форма существования. Для человека, истинно верующего в бессмертие души, уже ничто не может быть окончательной трагедией – ни потери, ни болезни. Никакие лишения, ни приближение смерти. Потому что он понимает, что это воля Божия, это путь, общий для всех. Через смерть многие из нас избавляются от страдания, пустоты, от всех трудностей, которые сопровождают нашу земную жизнь. И тогда в жизнь вечную мы понесем только преображенную и осветленную душу.
Обратим внимание на слова из тропаря этого великого праздника, «Яко отроцы победы знамения носяще» то есть этот праздничный день мы встречаем с веточками вербы в руках, они – то и олицетворяют знамя победы. Сухая ветка, которая всю зиму, казалось бы, не имела жизни, но как только засветило солнце и дунуло весною, на ней появились живые почки. Это знамя победы, символ победы жизни над смертью. Каждая весна приносит оживление жизни, и как сказал кто-то из святых отцов: «Сама природа – это тоже намек на воскресение мертвых».
В символе веры, который мы, православные, читаем каждое утро, последние строчки гласят: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Нас православных люде, на молитву, на жизнь с Богом должна подвигать благодарность. Даже если бы не было ни здоровья, ни разума, ни денег ни сил, ничего бы не было, за одно только надо благодарить – за то, что мы живы и более или менее здоровы, что мы в своем разуме – надо за это Бога благодарить! Какой бы горькой внешне не была бы наша жизнь, она сладкая. Почему? А потому что мы знаем, чем она может закончиться для нас. Она должна закончиться встречей с Богом, а это все! Потому что «там, где царь, там и его царство».
Вечных людей нет. Не надо на этом зацикливаться: мол живем только здесь, только один раз и больше ничего не будет. Нет, какой бы диагноз ты не услышал от врачей, это не имеет никакого значения. Церковное предание гласит слова Христа: «В чем застану, в том и сужу». Есть добрая совесть, есть добрая жизнь, есть вера, любовь и добрые дела – ничего не бойся. Только проси у Бога: «Господи, дай мне веру и терпение!» Никодим Святогорец в своей замечательной книге «Невидимая брань» говорит: «Последнее и самое страшное искушение – это искушение безверием перед смертью».
Самого Господа, когда Он висел на Кресте, люди и дьявол искушали: «Если ты Сын Божий, сойди с Креста» (Мф, 27, 40). Даже Бога дьявол подвигал сойти с креста, не терпеть, не мучиться, ни страдать: «Сойди с Креста!» Так и мы будем поставлены перед этим выбором: или мужественно, с молитвой, с Причастием, через исповедь утверждаться в вере, или забыть Живого Бога, думать только о врачах и таблетках в надежде продлить жизнь на день, неделю, месяц. Потом все равно смерть. Чтобы мы не цеплялись и не держались за земные блага, в момент нашего испытания и искушения, отходя в вечность, надо читать молитву: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» И этой молитвой утверждать себя в вере. Вот об этом мы всегда должны помнить, потому что все под Богом ходим.
Сколько нам отмерено Господом – не знаем. Зато знаем, как мы должны завершить свою жизнь: с Богом, с любовью, с верой и надеждой в сердце и с благодарностью Ему, Который даровал нам самое главное – победу жизни над смертью. И праздник Входа Господня – это праздник бессмертия, Божественной победы над человеческой немощью. Когда мы с Богом, тогда нет никого сильнее нас. Тогда и мы с апостолом Павлом сможем сказать: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни» (Рим. 14, 7-8). Вот и дай Бог чтобы мы были всегда Господни.
Христос победил смерть – вот о чем наше ликование, вот в чем наша надежда! Вот почему в этот праздничный день мы веточки вербы держим в руках как знамя победы. Мы верим и чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, чего да сподобит нас милосердный Господь своей неизреченной милостью и благодатью Ему же воскликнем все вместе, как некогда отроки во святом гарде Иерусалиме: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
Аминь
прот. Виктор Смирнов
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня праздник Вербное воскресенье. И мы шли к этому празднику сорокадневным постом. Зима прошла, весеннее ликование, Божия весна, ветер Пасхи дует нам в лица.
Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому, но прославление Его будет через смерть. Так написано, и так подобает пострадать Христу, и войти в Славу Свою. Крест становится скипетром царским Силы Христовой, оружием победы, знамением спасения, поклонением всех царств, славою всех народов.
В последнее воскресенье перед Пасхой Православная Церковь отмечает одно из главных событий земной жизни Иисуса Христа - торжественный Вход Господень в Иерусалим. Его называют также Неделей ваий - этими пальмовыми ветвями восторженный народ встречал въезжающего в Святой Град Спасителя. А у нас в России этот день именуется Вербным воскресеньем, потому что верба распускается у нас раньше всех других деревьев. Ее освященные веточки заменили собой пальмовые ветви и стали символом праздника. Вербное воскресенье является рубежом между окончанием Великого поста и грядущей Страстной недели.
Накануне в присутствии множества людей Иисус совершил великое чудо – воскресил из мертвых Своего друга Лазаря на четвертый день после его смерти. Слух об этом молниеносно разнесся по всему Иерусалиму. Толпы народа, вдохновленные чудесами, которые сотворил Христос, с ликованием и радостью встречали Его. Он въехал в город на молодом осле, что для иудейского народа было символично: по древнему обычаю именно на осле въезжали в город цари – победители. Многие подстилали Ему под ноги свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали на дорогу. Отовсюду раздавались возгласы: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»
Простой сердцем народ встречал Иисуса как царя, который пришел освободить его от владычества римлян. Только Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит людям Царство Небесное. Он Один знал, что путь, усеянный пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе, и всего через несколько дней те, кто воспевал «Осанна!», будут кричать: «Распни Его! Кровь Его на нас и на детях наших!» Необыкновенное почитание народа вызвало негодование и страх первосвященников: в приходе Спасителя они увидели угрозу своей власти и потому задумали убить Его. Христос пришел в Святой Град, чтобы принять страдания, унижение и поругание, чтобы умереть на Кресте за наши грехи и воскреснуть, и так спасти нас от вечной смерти и вечных мук.
Самое непостижимое, что Бог даровал нам – Он создал человек бессмертным. И человек мог остаться бессмертным, если бы исполнил заповедь Господа Бога: «Вкушай от древа жизни и н вкушай от древа познания добра и зла» (Быт. 2,16 – 17). Первый человек нарушил эту заповедь, и смерть вошла в жизнь человечества. Но милосердный Господь дал нам возможность стать бессмертными – по благодати причащаясь Тела и Крови Господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, вкушать от древа жизни.
Но где же эта победа жизни над смертью? Мы же без конца хороним и хороним наших родных, друзей, знакомых. И мы видим, что смерть как царствовала, так и царствует среди нас, что нет бессмертных людей. Где же это воскресение? Господь говорит нам в Евангелии: «Наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресении осуждения» (Ин. 5,24 – 29). Это все нас ждет – впереди, а вот воскрешение и преображение души начинается уже здесь и сейчас.
Вечность уже входит в нашу повседневную жизнь, потому что мало воскресить тело. Оно воскреснет, и перед ним откроются два пути: одни будут с Богом, а другие – без Бога. Одни творившие зло, воскреснут для воскресения осуждения, а творившие добро – для воскресения жизни. Это воскресение жизни начинается сейчас среди тех, кто любит Бога, любит Церковь, любит ближнего. Ведь только тело его умирает, а душа, соединенная с Богом, продолжает жить. И наоборот, есть много людей, которые живы телом, а душой уже давным – давно мертвы, потому что смерть наступает не тогда, когда перестают биться сердце и работать мозги. Смерть наступает тогда, когда из жизни уходят вера и любовь продолжают жить в душе человека, то душа его живет с Богом, а потом к жизни его души с Богом присоединится воскрешенное тело. И тогда уже и душа, и тело будут служить Богу и ликовать в вечности.
Если во время Великого Поста мы слышали покаянные молитвы и песнопения, то в этот день на праздничной литургии читается апостольское Послание к Филиппийцам, в котором звучат уже пасхальные нотки: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4,4). Кто-то может спросить, чему же нам радосться, ведь в нашей жизни столько забот, и проблем? Начнем с главного – прежде всего мы должны радоваться тому, что нам дана вера, дано знание о Христе и о вечной жизни, элементарное знание о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», что такое «добро» и что такое «зло». Будем радоваться, что еще передвигаемся, на «своих двоих», будем радоваться, что у нас есть хоть какой-то ум. Однажды святой праведный Иоанн Кронштадтский служил молебен в доме умалишенных в Кронштадте, по окончании которого к нему подошел больной человек и говорит: «Отец Иоанн, я хотел у Вас спросить, Вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?» И отец Иоанн задумался о том, что настолько естественно воспринимал наличие здравого ума, что никогда не возносил за него благодарственной молитвы. Он поклонился этому больному человеку до земли и поблагодарил его, страдающего недостатком ума, а с другой стороны, исполненного такой глубокой мудрости. Не будем унывать братья и сестры. Радоваться надо! Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив еще».
Сейчас многие люди живут просто «растительной» жизнью. Поели, попили, поспали, пошли на работу, посмотрели телевизор – так без смысла, без цели и без радости проходит вся жизнь. Стоит произойти малейшему колебанию в жизни: Кто-то сказал грубое слово, повысилось давление -, все, целая трагедия. А если приближается старость, жизнь клонится к закату, такой человек вообще впадает в отчаяние, потому что считает: молодость прошла, надежды не исполнились, впереди только «два метра». Где его фундамент, в чем основание жизни, чему такой человек может радоваться?
Мы православные – счастливые люди, потому что нам дано это знание о душе, о Боге, знание о Христе и Воскресении. И это великая – великая милость Божия по отношению к каждому из нас. У нас много маленьких земных радостей. Человеку прибавили зарплату – он радуется. Сколько? Месяц, потому что через месяц он уже и к этому привыкнет. Человек купил машину – радуется до тех пор, пока не случится первая авария, и ее надо ремонтировать. Человек женился – радуется. Сколько? Ну, кому как Господь даст, но тоже радуется. Этих мелких человеческих радостей бесконечное множество, у каждого свои, но все они имеют предел и срок. Радость мирская, радость духовная разные. Радость о Господе – она в человеке умножается и умножается. Конечно, для этого надо потрудиться: «Лежа на печи не съешь калачи». Молитва, чистая душа, добрая христианская жизнь, участие в Таинствах, через которые мы благодатно соединяемся с Богом, - все это является источником радости. Не того бурного фейерверка жизни, бесконечного праздника, шуток и развлечений, как будто только в развлечениях и есть смысл человеческой жизни. Наша радость заключается в другом. Господь говорит: «войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». (Мф. 6,6). Вот когда человек может встретиться с Богом на пути своей жизни – в тихой, сокровенной, духовной жизни.
Независимо от того, есть у тебя деньги или здоровье, какая погода на улице, как относится начальник, что у тебя со здоровьем – независимо ни от чего Господь может дать человеку реальную радость жизни. За что? За его искреннюю веру, когда человек не цепляется и не хватается за эту жизнь. Он понимает, что вечных людей нет и что бы мы ни делали, как бы ни заботились о своем здоровье, все равно все закончится переходом человека из той жизни в жизнь ту, вечную.
Есть три формы существования человека. Первая – в утробе матери. Потом рождение, которое совершается. Как бы тоже через смерть, потому что ребенку перерезают пуповину – источник его жизни, а он продолжает жить. Дальше наша земная жизнь продолжается, как говорит Писание, 70 аще 80 лет, если в силах. А что сверх этого, то труд и болезнь. (Пс. 8 9,10).
Здесь, на земле – это вторая форма существования человека. А потом через смерть рождение в вечность – это третья, главная форма существования. Для человека, истинно верующего в бессмертие души, уже ничто не может быть окончательной трагедией – ни потери, ни болезни. Никакие лишения, ни приближение смерти. Потому что он понимает, что это воля Божия, это путь, общий для всех. Через смерть многие из нас избавляются от страдания, пустоты, от всех трудностей, которые сопровождают нашу земную жизнь. И тогда в жизнь вечную мы понесем только преображенную и осветленную душу.
Обратим внимание на слова из тропаря этого великого праздника, «Яко отроцы победы знамения носяще» то есть этот праздничный день мы встречаем с веточками вербы в руках, они – то и олицетворяют знамя победы. Сухая ветка, которая всю зиму, казалось бы, не имела жизни, но как только засветило солнце и дунуло весною, на ней появились живые почки. Это знамя победы, символ победы жизни над смертью. Каждая весна приносит оживление жизни, и как сказал кто-то из святых отцов: «Сама природа – это тоже намек на воскресение мертвых».
В символе веры, который мы, православные, читаем каждое утро, последние строчки гласят: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века».
Нас православных люде, на молитву, на жизнь с Богом должна подвигать благодарность. Даже если бы не было ни здоровья, ни разума, ни денег ни сил, ничего бы не было, за одно только надо благодарить – за то, что мы живы и более или менее здоровы, что мы в своем разуме – надо за это Бога благодарить! Какой бы горькой внешне не была бы наша жизнь, она сладкая. Почему? А потому что мы знаем, чем она может закончиться для нас. Она должна закончиться встречей с Богом, а это все! Потому что «там, где царь, там и его царство».
Вечных людей нет. Не надо на этом зацикливаться: мол живем только здесь, только один раз и больше ничего не будет. Нет, какой бы диагноз ты не услышал от врачей, это не имеет никакого значения. Церковное предание гласит слова Христа: «В чем застану, в том и сужу». Есть добрая совесть, есть добрая жизнь, есть вера, любовь и добрые дела – ничего не бойся. Только проси у Бога: «Господи, дай мне веру и терпение!» Никодим Святогорец в своей замечательной книге «Невидимая брань» говорит: «Последнее и самое страшное искушение – это искушение безверием перед смертью».
Самого Господа, когда Он висел на Кресте, люди и дьявол искушали: «Если ты Сын Божий, сойди с Креста» (Мф, 27, 40). Даже Бога дьявол подвигал сойти с креста, не терпеть, не мучиться, ни страдать: «Сойди с Креста!» Так и мы будем поставлены перед этим выбором: или мужественно, с молитвой, с Причастием, через исповедь утверждаться в вере, или забыть Живого Бога, думать только о врачах и таблетках в надежде продлить жизнь на день, неделю, месяц. Потом все равно смерть. Чтобы мы не цеплялись и не держались за земные блага, в момент нашего испытания и искушения, отходя в вечность, надо читать молитву: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» И этой молитвой утверждать себя в вере. Вот об этом мы всегда должны помнить, потому что все под Богом ходим.
Сколько нам отмерено Господом – не знаем. Зато знаем, как мы должны завершить свою жизнь: с Богом, с любовью, с верой и надеждой в сердце и с благодарностью Ему, Который даровал нам самое главное – победу жизни над смертью. И праздник Входа Господня – это праздник бессмертия, Божественной победы над человеческой немощью. Когда мы с Богом, тогда нет никого сильнее нас. Тогда и мы с апостолом Павлом сможем сказать: «Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни» (Рим. 14, 7-8). Вот и дай Бог чтобы мы были всегда Господни.
Христос победил смерть – вот о чем наше ликование, вот в чем наша надежда! Вот почему в этот праздничный день мы веточки вербы держим в руках как знамя победы. Мы верим и чаем воскресения мертвых и жизни будущего века, чего да сподобит нас милосердный Господь своей неизреченной милостью и благодатью Ему же воскликнем все вместе, как некогда отроки во святом гарде Иерусалиме: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
Аминь
прот. Виктор Смирнов