Back to top

24-я неделя по Пятидесятнице. О гадаринском бесноватом.

15.11.24 16:45
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Рад приветствовать вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие предоставило нашему вниманию рассказ о гадаринском бесноватом. Когда Спаситель со своими учениками пришел в землю гадаринскую, Его встретил человек, который не одевался в одежду, жил в гробовых пещерах и наводил ужас на людей, его часто сковывали цепями, но он их разрывал и убегал.

Этот человек подошел к Спасителю, и не он, а те, кто им владел, сказали: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28) и просили, чтобы, если Он выгонит их нечистых духов, которых было множество в этом человеке, целый легион, то позволил бы им войти в стадо свиней, которое паслось невдалеке.

И лишь только Спаситель исцелил одержимого, как бесы, вселившиеся в свиней, погубили все стадо в Галилейском море. Этот больной человек, совсем еще недавно живший как дикарь, как зверь вдруг изменился и внутренне и внешне. Ему дали одежду, и он стал одеваться. Его разум стал воспринимать окружающую действительность адекватно. Исцеленный стал просить Спасителя, чтобы Он позволил ему быть Его учеником. Но Господь повелел ему остаться в этой стране для того, чтобы своей жизнью, и своими словами свидетельствовать о божественных истинах.

А жители этой страны попросили Спасителя, чтобы Он удалился от них, потому что они были объяты великим страхом. «Он вошел в лодку и возвратился». (Лк 8:37) Слушая Евангельское повествование, мы задаемся многими вопросами. Как же так, почему же в мире столько мучений, болезней, и скорбей? Почему этот мир такой несовершенный? Зачем эти страдания? Мы знаем, что Господь все создал добро зело: «И увидел Бог все, что Он создал и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:32), и в мире не было ни скорби, ни болезней, ни смерти, ничего плохого, что мы сейчас наблюдаем. Господь не является Творцом ни смерти, ни скорбей.

Своим непослушанием, своей борьбой с Богом мы сами удаляемся от источника жизни, радости и счастья. И мы оказываемся от Него бесконечно далеки. Там, где властвует не Господь, а силы, Ему противоположные, силы зла и разрушения, мы сами ощущаем на себе, насколько тяжело оказаться в руках этих сил, сколь они жестоки. Эта жесткость передается людям. Она проникает в человеческую душу. Доходит до того, что родители бывают бесчувственны к своим детям, дети ожесточаются на родителей, в обществе процветают многие пороки. Человек хочет разорвать узы добра, узы, связывающие его с Богом. Разрывает узы семьи, чести, милосердия, смирения, послушания. Он все рвет, все ему тяжело, он не хочет поститься, он ищет счастья. А это счастье заключается в том, что он всегда, ночью и днем, кричит и бьется о камни.

Может быть, не так, как этот гадаринский бесноватый, своим телом, а бьется о камни своей душой, своим сердцем, плачет и скорбит. Постоянно из его души доносится вопль отчаяния, ропота и недовольства. В первую очередь, мы должны быть недовольны самим собой, потому что мы сами несем это нами заслуженное, становимся подобны тому, кому мы служим. Бес является разрушителем и убийцей; как сказано в Священном писании, «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины». (Ин 8:44). Он не только разрушает и убивает человека, но и лишает души людей Царствия Божия. Даже природа и бессловесные животные страдают от него. В пороке и грехе вся причина зла. Диавол был когда-то сотворен всесовершенным духом. Он гораздо сильнее и хитрее нас. Своими силами и своими способностями мы никак не можем победить его. Лишь с помощью Божией, мы только сможем выйти из этого царства зла и греха и прийти к Богу.

Мы сами виноваты в том, что забыли, что мы являемся гражданами Неба и что наше Отечество там, на Небе, а не на земле, христианские заповеди устанавливаются не здесь партиями и правительствами, а Богом, и существуют они вечно.

Во времена Иоанна Златоуста был один инок в монастыре. Он вел нерадивую жизнь, за что Господь попустил мучить его бесам. Он падал в припадке, испускал пену. Никто не мог исцелить его. Он пришел в отчаяние. Иоанн Златоуст писал ему: «Не отчаивайся! Вспомни, какую ты вел нерадивую жизнь прежде, и теперь ты сможешь понять, - кому лучше служить: - Богу или диаволу.»

Для смирения, чтобы мы осознали свои немощи, свои грехи и не возгордились, нам посылаются скоби и болезни. Но одержимость может быть не только индивидуальной, как у гадаринского бесноватого, но и общественной, народной. Как у жителей Гадары, которые просили Спасителя удалиться от них. Причем общество очень быстро воспринимает все негативное. Вспомним иудейский народ, который видел бесконечное множество чудес Христовых, восхищался ими, восхвалял Спасителя, восклицал «Осанна!», - а через несколько дней, обманутый ложью своих руководителей, кричал: «Распни!» - и бросал в воздух камни. Одержимость может присутствовать в самом человеческом обществе, которое не воспринимает заповеди Христа, отвергает Истину, борется с Ней. В обществе может создаваться атмосфера страстей, пороков, ненависти, отрицания Бога.

Могут проводиться какие-то мероприятия, парады, шествия порочных людей, создаваться увеселительные заведения прославляющие пороки. Тогда все общество заражается этой порочностью и гонит от себя Бога, становится одержимым, бесноватым. Мы знаем, как совсем недавно из нашего общества было вычеркнуто слово «Бог», однако и сейчас мы живем в порочном обществе, которое прославляет страсти, пороки, отвергает Бога всеми возможными средствами.

Нам нужно понимать, дорогие браться и сестры, что порок, страсть, это грех, это смерть нашей души, это удаление от Бога. И мы должны знать что страсть, как бы ее не рекламировали, это страдание, это скорбь, которая кончается вечной смертью для человеческой души. Мы сами, каждый, можем оценить себя, насколько мы одержимы силами греха и зла, и спросить себя, хочется ли нам молиться, поститься, ходить в храм, делать добро, нести тяжести семейных уз, воспитывать добросовестно детей, показывать им образец своей жизнью? Не тяжело ил это для нас? Хотим ли мы сами, стремиться к этому? Или наоборот, постоянно в нас появляется желание совершить какой-то грех, предаться страсти, оказаться в руках зла и сатаны? Если в нас много лености и злобы, то мы еще далеки от Христа. И чем лучше гергесинцев те, которые встречают пастырей Церкви злобой, клеветой и осуждением.

Наша жизнь, - это жизнь порочного, греховного и одержимого человека. Чтобы избавиться от этого, нам необходимо с помощью церковных Таинств, поста и молитвы стараться приучать себя к исполнению заповедей Божиих, осознавать свои пороки, и наполняя свою душу добродетелями, оказаться одетыми, в здравом уме, и у ног Христа.

Аминь.

Прот. Виктор Смирнов.