Back to top

Неделя 20-я по Пятидесятнице. О воскресении сына Наинской вдовы.

20.10.24 12:30
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно приветствую вас, дорогие братья и сестры!

Самая большая из земных скорбей, - это утрата близкого человека, унесенного неумолимой смертью. Для пораженного такой утратой мир еще недавно согретый любовью, превращается в холодную, равнодушную пустыню, по которой бредет любящий, провожая бездыханное тело любимого.

Вот так из ворот шумного и равнодушного города Наина выходила убогая погребальная процессия; одинокая вдова провожала на кладбище единственного сына. Для этой женщины умерший юноша был всем: смыслом жизни, радости и надежды. И теперь невыносимая боль пронзила ее сердце, слезы струились из невидящих глаз, не принося облегчения. Столь велика была материнская скорбь, что она не могла и не хотела поверить в реальность этой смерти и этой разлуки.

А навстречу погребальной процессии шел Тот, Кто явился воплощенным отрицанием смерти, олицетворил Собою Жизнь и Воскресение. Спаситель откликнулся на великую силу материнского горя, и несчастная женщина услышала полные силы и сострадания слова: «Не плачь». (Лк. 7,13). Этот голос светлым лучом ворвался во мрак ее скорби, вернул ей способность видеть и слышать происходящее вокруг. И вдова услышала, как Божественный Незнакомец обратился к ее сыну: «тебе говорю, встань,» (Лк. 7,14), она увидела, как рука юноши дрогнула, потом он приподнялся на погребальных носилках, уста его разомкнулись и он позвал мать. И казавшееся нескончаемое горе разлуки сменилось неизреченной радостью встречи.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5,4), сказал Иисус Христос накануне воскрешения сына Наинской вдовы. Как ночь бежит от лица рассвета, так глубочайшая скорбь сменяется высочайшей радостью при приближении Сына Божия.

Наинская вдова ничего не знала о Спасителе и не чаяла встречи с Ним. Среди евангельских чудес, явленных для уврачевания человеческих скорбей, воскрешение сына этой женщины, - единственное которое Господь совершил без прямого обращения и моления к Нему. «Господь сжалился над нею», (Лк 7,13), - сказано в Священно Писании. Это чудо было явлено в успокоение материнского сердца, немо взывающего к Божественному милосердию, вот такова сила материнской любви.

Совершившееся чудо у ворот города Наина стало прообразом другого, уже близившегося события, когда «оружие прошло душу» Светлейшей из матерей. Жгучая скорбь всех матерей, когда-либо оплакивавших детей своих, слилась в пречистом сердце Девы Марии у гроба Божественного Ее Сына. Воскрешавший мертвых Сам облекся в погребальные пелены, два бесконечно долгих дня длился этот томительный плен, длилась невыразимая скорбь Божией Матери. Наконец, в третий день по обетованию Господь Победитель смерти Своею Божественной Силой расторг мрачные узы и уврачевал раны души Матери Своей. Но и по Воскресении Господнем ждало Богородицу новое испытание, - до конца Ее земного жития продолжалось разлука с Ее Божественным Сыном.

Воплотившая в Себе все могущество материнской любви, изведавшая все глубины материнской скорби, Царица Небесная возносит молитвы земных матерей к Престолу Всевышняго, и по Ее предстательству обретают спасение заблудшие и погибающие.

Земное родство, земная близость, земная любовь много значат и для Горнего мира. От самих людей зависит, прервутся или перейдут в вечность узы любви, связывающие их во временной жизни. «Возлюбим друг друга и возлюблены будем от Бога», - говорит преподобный Максим Исповедник. Отец Небесный, радующийся единению земных детей Своих, уготовил любящих друг друга, счастливую любящим друг друга, счастливую встречу Добра и Света.

Любящий может спасти любимого от погибели, потому что, истинная любовь всесильна. Известно множество случаев возвращения к жизни больных, состояние которых врачи считали безнадежным, - это происходило тогда, когда у постели обреченного неотлучно находился близкий ему человек, не только заботами, но и всеми силами души противившийся надвигающейся на любимого смерти.

Вот так силой любви можно отодвинуть земную кончину ближнего.

Это же святое чувство, способно отвратить от дорогого нам человека и вечную погибель. В наше жестокое время, когда рвутся и предаются поруганию даже кровные узы, соединяющие людей, ломается связь поколений, извращается святое понятие семьи, и мир становится похожим на ад, где бывшие супруги вечно раздираемые свирепой злобой друг на друга, где дети шлют проклятие родителям своим.

Люди, позабывшие заповеди Господни, превращаются в бессердечных эгоистов, стремящихся лишь к самоублажению. Подобный человек слеп к собственной греховности, а в отношении к ближним отводит себе роль потребителя и судьи. В пораженном такой язвой обществе, матери и отцы жалуются на негодных детей, муж и жена осыпают друг друга попреками, брат проклинает брата, и сестра злословит сестру.

Если ближний наш, идет по пагубному пути, значит, слаба наша любовь к нему. Пока человек жив, есть надежда на его преображение и возрождение. Но не судящим, а любящим даруется от Господа способность врачевать духовные недуги ближних. Так слезы и молитвы матери обращают на путь правды закоренелого преступника, так смиренная жена, излечивает мужа алкоголика от гнусного недуга, так нежная рука сестры удерживает несчастного брата от самоубийства. Нет невозможного для того, кто подобно Наинской вдове, всей силой любви противится гибели любимого. По нашему жестокосердию, Господь, порой лишь смертью ближнего может пробудить в нас искру любви к нему. При жизни родного человека мы били холодны к нему, но вот он уходит в мир иной, и на нас обрушивается одиночество и сиротство, и мы познаем горечь утраты. Смерть очищает образ ушедшего человека от будничной шелухи, во всем ничтожестве представляет нам былые обиды на него, и тогда мы уже не судим утраченного нами, но видим его в сокровенной красоте и осознаем неизбывность вины перед ним. Малодушного этот миг прозрения может привести к отчаянию, но для мужественного сердца, это начало служения усопшему возлюбленному на пути в Царствие Небесное, и грядущей радостной встрече с ним.

Истинная любовь сильнее смерти, ибо не может смириться с вечной разлукой. «Плач об умершем, но умеренно, как бы провожаешь отходящего в дальнюю сторону», - говорит святитель Иоанн Златоуст.

Любовь немыслима без служения любимому. Но как служить ушедшему в мир иной? Молитвой о нем, милостыней и чистотой собственной жизни. Стремись к совершенству, ибо встретиться с утраченным ближним ты сможешь только в Господнем Царстве совершенной любви. Неустанно молись о душе умершего если даже он осужден, пламенная молитва может извлечь его и со дна преисподней, - свидетельства тому содержатся в Священном Предании. Но если ты хочешь служить родному усопшему, помни: каждый грех, свершенный тобой, есть причина печали его, новая вина твоя перед ним.

Чудо воскресения сына Наинской вдовы, вернувшее юношу к земной жизни и временной радости, это лишь тень величайших свершений. Собственным Воскресением и Вознесением Сын Человеческий указал путь всем людям к Вечной жизни и нескончаемой радости. Но горе тем, кто дерзнул пренебречь путем спасения. Придет время и в урочный час воскресит Всемогущий Создатель всех живших на земле людей, «и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – воскресение осуждения». (Ин. 5,29).

Дорогие братья и сестры!

Древле, на бескрайнем поле мертвых костей человеческих, Господь явил пророку Иезекиилю видение грядущего всеобщего воскресения: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею и введу в вас дух, - и оживете, и узнаете, что Я – Господь…. И вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею… И вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху… Так говорит Господь: от четырех ветров приди дух, и дохни на этих убитых, и они оживут… и вошел в них дух, - и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37, 4-10). Грянет неизбежный срок исполнения судеб, и все мы окажемся среди несметного этого полчища воскрешенных перед Престолом Правосудного Господа.

Там встретимся и мы с ближними нашими, только вот неисчерпаемой радостью или нескончаемой мукой обернется для нас эта встреча?

Нынешними земными делами, готовим мы себе и ближним своим посмертную участь. В мире духовном, куда нам предстоит перейти, нет смесей и полутонов: чистота Пресветлого Добра противостоит мрачному абсолюту зла. Спасенных, ожидает блаженство единения любимых и любящих, в лучах Всесовершенной Любви Господней. Но участь погибших, отдавшихся человекоубийце – диаволу: - вечная ненависть и скрежет зубов, вражда всех против всех в беспросветном мраке кромешного пламени.

Опомнимся же, пока долготерпением Божиим даровано еще нам время для покаяния и молитв, для обращения и спасения, для служения ближним и Господу Милующему нас, Победителю греха, смерти и ада.

Аминь.

Прот. Виктор Смирнов