«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеется получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк 26, 31-36).
Какие удивительно простые слова! Они так просты, так естественны, что когда человек впервые слышит что надо поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, ему становится даже неловко. Господи! Как же я сам не подумал раньше об этом! Но все великое просто. Оно было обращено к людям с простыми сердцами; его воспринимали самые простые рыбари Галилейские, которые стали светильниками всему миру.
За Христом следовали и обращались к Нему прежде всего самые простые люди, ибо просто и удивительно доходчиво до сердца человеческого всякое слово Христа. Все Его учение как будто само собой понятно, а тем не менее как далека наша действительность от воплощения в жизнь, от исполнения этих простых слов, этих великих заповедей Христа! Как редко бывает, чтобы мы поступали с людьми так, как хотели бы, чтобы и они с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами унижаем; хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами никогда не помышляем о помощи ближним, когда благоденствуем. Что же это так? Почему мы не поступаем с людьми так, как хотим, чтобы с нами поступали?
Ведь не по отношению ко всем людям мы так себя ведем. По отношению к самым близким нам, кого мы горячо любим, - к любимой жене, детям, отцу, матери, - мы поступаем по заповедям Христа; мы любим их, как самих себя, и не делаем им того, чего не хотим себе. Какая мать, любящая всем сердцем своего ребенка, не отдает всей любви, всей ласки ему, даже не пожертвует жизнью своей? Ведь этим она исполняет закон Христов. Но вот по отношению к тем. Кого мы называем ближними, но на деле считаем далекими и чужими, мы так не поступаем. Что мешает нам поступать с ними так, как со своими близкими, любимыми людьми? А мешает нам наш эгоизм, наше себялюбие, ибо только себя мы любим. Потом мы к близким хороши, что любим их; потому мы к дальним нехороши, что нет у нас любви к ним. О себе мы заботимся, себя любим, а людей окружающих не любим, часто обижаем, и оскорбляем. А Господь нам предъявляет такое справедливое, такое чистое, такое святое требование: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». И дальше говорит: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая, что вам отплатят тем же. И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго».
Величайшее, чрезвычайно тяжелое требование предъявляет Господь Иисус Христос: Он требует, чтобы мы любили врагов. Разве это легко? Нет, это чрезвычайно трудно. Любить врагов научаются те, у кого чистое сердце, кто всем сердцем любит Бога и следует заповедям Его, в кого вселяется Дух Святой, дух смирения, кто становится проникнутым духом любви.
Только те, кто научился любить врагов, любить ненавидящих их, любовь и добром побеждали их. Этим добром, этой любовью они собирали точно горячие угли на головы врагов своих, обжигали сердца их, и те преклонялись перед ними и из врагов становились друзьями.
Господь требует, чтобы мы не ожидали ничего за сделанное добро, и обещает великую награду вечной радости, говорит, что мы будем сынами Всевышнего. «Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
И дальше мы слышим «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Он всем посылает дождь - и добрым и злым, солнцу велит светить всему миру».
Милосердие, жалость, сострадание, вот это основные качества любви. В ком есть любовь, в том есть жалось и сострадание, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может он не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности, без ожидания получить взамен то же.
Из чистой любви истекает милосердие наше, из чистой любви исполняем мы эти заповеди Христа – взаймы тем, от кого не надеемся получить обратно, творим всякие добрые дела. И кто так поступает, того ждет величайшая наград от Бога – сыном Всевышняго наречется он.
Вы знаете, что говорил Господь Иисус Христос о Страшном Суде и о том, за что оправданы будут праведники? Только за любовь, только за дела любви. Сынами Всевышняго нарекутся они, воссияют, как звезды на небе. А те, кто любви не имел, кто не творил дел милосердия, нарекутся сынами дьявола и будут вечно мучиться с ним.
От апостола Иоанна Богослова, великого апостола любви, мы узнали, что любовь есть исполнение всего закона. Милосердие тоже весь закон Христов, ибо и оно истекает из любви. И весь смысл нашей жизни соединится духом со Христом. Нам нужно идти через узкие врата, путем каменистым и тернистым, не боясь страданий, ибо они рождают добро. Страдающий освобождается от зла, освобождается от эгоизма, становится тихим, кротким, полным любви. Надо идти путем скорбей, исполняя все заповеди Христа. Неустанными молитвами и постом надо входить в общение с Богом. Как преподобный Серафим Саровский день и ночь молился и постился, вот таких подвижников их сердца Господь очищает от всякой нечистоты, ибо Дух Святой, дух Любви может обитать только в сердце кротком и смиренном. И нам нужно стяжать кротость и смирение.
Мы должны постоянно молиться и каяться в бесчисленных грехах наших, должны молиться о том, чтобы Господь очистил сердце от злобы, чтобы Господь дал нам кротость, смирение, святую любовь. «Любите врагов ваших» (Лк 6,35) Добром скорее всего можно усмирить зло. Молитва за врага – самый приятный Богу фимиам… Любовь к врагам необходима для жизни настоящей и для жизни будущей, ведь и сама настоящая жизнь дана нам для приготовления к Будущей Жизни. Жизнь на земле - это училище любви, нам для того и дана жизнь, чтобы мы правильно использовали время, данное Богом. Не иметь врагов не возможно, нельзя чтобы нас все любили, но любить всех христианской любовью очень нужно и возможно.
«Господи, даждь нам любовь святую, научи нас всех людей любить – и грубых, и дерзких, и глупых и нечестивых, якоже Ты, Господи любиши всех нас, грешных и окаянных».
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
Какие удивительно простые слова! Они так просты, так естественны, что когда человек впервые слышит что надо поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, ему становится даже неловко. Господи! Как же я сам не подумал раньше об этом! Но все великое просто. Оно было обращено к людям с простыми сердцами; его воспринимали самые простые рыбари Галилейские, которые стали светильниками всему миру.
За Христом следовали и обращались к Нему прежде всего самые простые люди, ибо просто и удивительно доходчиво до сердца человеческого всякое слово Христа. Все Его учение как будто само собой понятно, а тем не менее как далека наша действительность от воплощения в жизнь, от исполнения этих простых слов, этих великих заповедей Христа! Как редко бывает, чтобы мы поступали с людьми так, как хотели бы, чтобы и они с нами поступали. Мы ждем от людей уважения, а сами унижаем; хотим, чтобы нам помогали в нужде, а сами никогда не помышляем о помощи ближним, когда благоденствуем. Что же это так? Почему мы не поступаем с людьми так, как хотим, чтобы с нами поступали?
Ведь не по отношению ко всем людям мы так себя ведем. По отношению к самым близким нам, кого мы горячо любим, - к любимой жене, детям, отцу, матери, - мы поступаем по заповедям Христа; мы любим их, как самих себя, и не делаем им того, чего не хотим себе. Какая мать, любящая всем сердцем своего ребенка, не отдает всей любви, всей ласки ему, даже не пожертвует жизнью своей? Ведь этим она исполняет закон Христов. Но вот по отношению к тем. Кого мы называем ближними, но на деле считаем далекими и чужими, мы так не поступаем. Что мешает нам поступать с ними так, как со своими близкими, любимыми людьми? А мешает нам наш эгоизм, наше себялюбие, ибо только себя мы любим. Потом мы к близким хороши, что любим их; потому мы к дальним нехороши, что нет у нас любви к ним. О себе мы заботимся, себя любим, а людей окружающих не любим, часто обижаем, и оскорбляем. А Господь нам предъявляет такое справедливое, такое чистое, такое святое требование: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». И дальше говорит: «И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая, что вам отплатят тем же. И будет вам награда великая, и будете сынами Всевышняго».
Величайшее, чрезвычайно тяжелое требование предъявляет Господь Иисус Христос: Он требует, чтобы мы любили врагов. Разве это легко? Нет, это чрезвычайно трудно. Любить врагов научаются те, у кого чистое сердце, кто всем сердцем любит Бога и следует заповедям Его, в кого вселяется Дух Святой, дух смирения, кто становится проникнутым духом любви.
Только те, кто научился любить врагов, любить ненавидящих их, любовь и добром побеждали их. Этим добром, этой любовью они собирали точно горячие угли на головы врагов своих, обжигали сердца их, и те преклонялись перед ними и из врагов становились друзьями.
Господь требует, чтобы мы не ожидали ничего за сделанное добро, и обещает великую награду вечной радости, говорит, что мы будем сынами Всевышнего. «Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
И дальше мы слышим «Ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Он всем посылает дождь - и добрым и злым, солнцу велит светить всему миру».
Милосердие, жалость, сострадание, вот это основные качества любви. В ком есть любовь, в том есть жалось и сострадание, ибо нельзя любить и не сострадать. Не может он не творить добра тем, кто в этом нуждается, творить его без всякого ожидания благодарности, без ожидания получить взамен то же.
Из чистой любви истекает милосердие наше, из чистой любви исполняем мы эти заповеди Христа – взаймы тем, от кого не надеемся получить обратно, творим всякие добрые дела. И кто так поступает, того ждет величайшая наград от Бога – сыном Всевышняго наречется он.
Вы знаете, что говорил Господь Иисус Христос о Страшном Суде и о том, за что оправданы будут праведники? Только за любовь, только за дела любви. Сынами Всевышняго нарекутся они, воссияют, как звезды на небе. А те, кто любви не имел, кто не творил дел милосердия, нарекутся сынами дьявола и будут вечно мучиться с ним.
От апостола Иоанна Богослова, великого апостола любви, мы узнали, что любовь есть исполнение всего закона. Милосердие тоже весь закон Христов, ибо и оно истекает из любви. И весь смысл нашей жизни соединится духом со Христом. Нам нужно идти через узкие врата, путем каменистым и тернистым, не боясь страданий, ибо они рождают добро. Страдающий освобождается от зла, освобождается от эгоизма, становится тихим, кротким, полным любви. Надо идти путем скорбей, исполняя все заповеди Христа. Неустанными молитвами и постом надо входить в общение с Богом. Как преподобный Серафим Саровский день и ночь молился и постился, вот таких подвижников их сердца Господь очищает от всякой нечистоты, ибо Дух Святой, дух Любви может обитать только в сердце кротком и смиренном. И нам нужно стяжать кротость и смирение.
Мы должны постоянно молиться и каяться в бесчисленных грехах наших, должны молиться о том, чтобы Господь очистил сердце от злобы, чтобы Господь дал нам кротость, смирение, святую любовь. «Любите врагов ваших» (Лк 6,35) Добром скорее всего можно усмирить зло. Молитва за врага – самый приятный Богу фимиам… Любовь к врагам необходима для жизни настоящей и для жизни будущей, ведь и сама настоящая жизнь дана нам для приготовления к Будущей Жизни. Жизнь на земле - это училище любви, нам для того и дана жизнь, чтобы мы правильно использовали время, данное Богом. Не иметь врагов не возможно, нельзя чтобы нас все любили, но любить всех христианской любовью очень нужно и возможно.
«Господи, даждь нам любовь святую, научи нас всех людей любить – и грубых, и дерзких, и глупых и нечестивых, якоже Ты, Господи любиши всех нас, грешных и окаянных».
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов