Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова нашего Спасителя Иисуса Христа. «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ю.»
Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, у многих из вас могут вызвать недоумение. Как это Господь говорит, что если ты хочешь спасти душу свою, то должен ее погубить? Как это так? Ведь мы же стремимся к тому, чтобы спасти душу свою, а Господь говорит, что если мы будем к этому стремиться, то мы погубим свою душу: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю.» Выходит, что для того, чтобы спасти душу свою, нужно погубить ее, - погубить ради самого Господа Иисуса Христа и Евангелия. Что же это значит? Как это понять? Конечно, не может быть ничего противоречивого в словах Христовых. Нужно уметь правильно их понимать. И вот какой ответ на это недоумение дает нам Сам Господь: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет». Вот если это исполним, то душу свою спасем. Что же нужно для того, чтобы исполнить эти слова Христовы? Нужно отвергнуться себя, взять крест свой, идти с крестом за Господом Иисусом Христом. Вот нам и надлежит вдуматься в то, как исполнить эти три условия, Господом поставленные. Что значит отвергнуться себя? Отвергнуться себя, - это значит совершенно отказаться от своего понимания путей жизни, совершенно отказаться от того, к чему мы стремимся по велениям нашего сердца. Это значит совершенно отвергнуть тот путь жизни, который мы сами себе начертали.
Полного отвержения от всего, что кажется нам желательным, правильным и разумным, отвержение от всех нами самими выдуманных и предначертанных путей нашей жизни и деятельности, - требует от нас Господь Иисус Христос.
Мы должны безусловно отвергнуть все то, о чем сами помышляем, чего сами хотим. Мы должны стать послушными Господу Иисусу Христу, и послушными до конца, послушными до смерти. Мы должны возненавидеть свою душу, ибо Господь Иисус Христос, как читаем в Евангелии от Луки сказал: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик.»
Как это, почему это нужно возненавидеть свою душу? А очень просто. Нужно только хорошенько вглядеться в нее, нужно углубить свой духовный взор в тайники своей души. И тогда всякий грешник увидит, что творится там. Там тьма, там кишат змеи, - змеи лжи, блуда, зависти, гордости, чревоугодия, воровства, даже убийства.
Мы должны возненавидеть змей, гнездящихся в нашем сердце, должны возненавидеть душу, если в ней так много грехов. В нас мало того, что заслуживает любви, но много того, что заслуживает ненависти. Нужно возгореться этой ненавистью к душе, которая одета в смрадные, безобразные, греховные одежды. Нужно возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят нам строить по-своему свою жизнь, ставить свои собственные цели жизни. Нужно разорвать эту пыльную паутину, которую соткали мы, строя планы своей жизни.
Если Господь ведет нас туда, куда Сам шел, если Господь требует от нас, чтобы мы взяли свой крест и шли за Ним. И мы должны идти туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест – мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом до конца, даже до смерти должны идти за Ним. Господь конечно же не требует от нас физической смерти, смети на кресте, которую Сам Он претерпел. Он требует от нас другого, чтобы мы были совершенно послушны, совершенно смиренны, чтобы мы подражали Ему, Который Себя умалил: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным, даже до смерти и смерти крестной.»
Как Он был послушен Отцу Своему, так и м до конца должны быть послушными Ему. Он ведет нас на смерть, но не на такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он требует от нас, чтобы мы исполнили слова Павловы: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми». Он требует, чтобы нашу плоть, наши страсти мы распяли на кресте и умертвили их. Требует, чтобы мы распяли на кресте свои грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира ко Кресту Своему. Требует, чтобы мы распяли ветхого человека, живущего не по заветам Его. Требует, чтобы того ветхого человека, который находятся во власти дьявола, мы возненавидели, сбросили его, как грязную, ветхую одежду, и начали новую жизнь, жизнь возрожденного человека, преуспевающего в духе и идущего путем духа. Этого требует от нас Христос. Это должны мы исполнить ибо иначе если не очистим всей скверны своей души, не возненавидим эту скверну, не может быть и речи, чтобы сердце наше было чисто, чтобы в нем засиял свет Христов.
Недавно мы прославляли славных мучениц отроковиц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию. Эти славные Добропобедные мученицы прославили Христа, Прославили Церковь Христову, и показали нам, как надо любить Бога всем сердцем, душой и помышлением. Они просияли, как звезды на небе, они имеют великое дерзновение перед Богом, ибо не пожалели для Господа самой жизни своей юной, красоты своей, и предали дух Господу. Они, как соль земли, как свет для нас, показывают нам, как надо искать Царствия Божия и правды Его. Очень важно, чтобы мы поняли, что такое наш крест. Очень важно, чтобы мы взяли именно тот крест, который предложен нам Богом. Очень опасно самим себе сочинять кресты, а это бывает нередко. Богом уготован для каждого человека крест жизни мирской – жизни семейной, общественной. И он, даже отвергнувшись себя, может ничего не сделать, если сочинит сам себе такой крест, который ему кажется подходящим. Например, если он решит, что ему нужно идти в монастырь или пустыню и там спасаться.
Этот путь, этот крест для очень немногих уготован Богом, а для огромного большинства людей уготованы другие кресты, которые люди даже не склонны называть крестами и, неся их, даже не понимают, какой крест они несут.
Для большинства из нас уготованы Кресты простые, не такие, какие если мученики, не такие, которые до конца жизни несли подвижники в пустыне. Нам уготованы другие кресты. Наша жизнь, жизнь всех людей, есть горе, печаль и страдание, и все эти горести, печали и страдания нашей мирской – общественной и семейной – жизни и составляют наш крест. Неудачная женитьба, неудачный выбор профессии разве мало причиняют страданий? Разве мало терпит человек, которого постигла такая беда? Тяжкие болезни, унижение, бесчестие, разорение имущества, ревность супружеская, клевета, обман, ложные обещания, - все злое, что творят нам люди, разве это не крест наш?
Именно это и есть крест наш, крест огромного большинства людей. Такие страдания несут и обязаны нести все люди, хотя они вовсе того не хотят. Люди, ненавидящие Христа, люди, отвергающие путь Христово, все равно несут свой крест страданий.
В чем же разница между ними и христианами, которые несут свой крест? Разница в том, что они несут его покорно, в том что они не хулят Бога, а смиренно, склонив свою главу, несут до конца своей жизни тяжелый крест, идя вслед за Господом Иисусом Христом, несут его ради Него и Евангелия, несут из горячей любви ко Христу, потому что ум их и все желания пленены Евангельским учением. Для того, чтобы исполнить Евангельское учение, чтобы идти по пути Христову, человек должен покорно и неустанно нести свой крест, не проклиная его, а благословляя. И тогда он исполнит завет Христов, ибо отвергся себя, взял крест свой пошел за Христом, пошел в дальний путь, в тот путь, о котором Господь Иисус Христос сказал, что в Царствие Небесное ведет узкий, тернистый путь, началом которого будут тесные врата. А мы все хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, чтобы он был усыпан цветами. Господь указывает нам путь иной, - путь страданий. Надо нам знать, что на этом пути, как бы он тяжел ни был, если мы всем сердцем обратимся ко Христу, Он Сам удивительно будет помогать нам. Он будет поддерживать нас, когда мы будем падать. Подкреплять, ободрять и утешать нас. И тогда поймем мы слова апостола Павла о том, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Тогда эти страдания нашей краткой жизни будут для нас легкими страданиями.
Когда мы пройдем этот путь, который только в начале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царство Небесное.
Вот что значит возненавидеть свою душу – возненавидеть нечистоту ее, отвергнуться ветхого человека, чтобы спасти ее, бессмертную, предназначенную для общения с Богом. Кто так погубит свою душу, тот ее спасет, будет со Христом. Да сподобит всех нас Господь наш Иисус Христос вечной, славной, бесконечной жизни с Ним, Его Отцом, Пречистой Его Матерью Девою Богородицею, со всем сонмом святых Ангелов и со всеми святыми.
Богу слава.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова нашего Спасителя Иисуса Христа. «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ю.»
Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, у многих из вас могут вызвать недоумение. Как это Господь говорит, что если ты хочешь спасти душу свою, то должен ее погубить? Как это так? Ведь мы же стремимся к тому, чтобы спасти душу свою, а Господь говорит, что если мы будем к этому стремиться, то мы погубим свою душу: «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю.» Выходит, что для того, чтобы спасти душу свою, нужно погубить ее, - погубить ради самого Господа Иисуса Христа и Евангелия. Что же это значит? Как это понять? Конечно, не может быть ничего противоречивого в словах Христовых. Нужно уметь правильно их понимать. И вот какой ответ на это недоумение дает нам Сам Господь: «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет». Вот если это исполним, то душу свою спасем. Что же нужно для того, чтобы исполнить эти слова Христовы? Нужно отвергнуться себя, взять крест свой, идти с крестом за Господом Иисусом Христом. Вот нам и надлежит вдуматься в то, как исполнить эти три условия, Господом поставленные. Что значит отвергнуться себя? Отвергнуться себя, - это значит совершенно отказаться от своего понимания путей жизни, совершенно отказаться от того, к чему мы стремимся по велениям нашего сердца. Это значит совершенно отвергнуть тот путь жизни, который мы сами себе начертали.
Полного отвержения от всего, что кажется нам желательным, правильным и разумным, отвержение от всех нами самими выдуманных и предначертанных путей нашей жизни и деятельности, - требует от нас Господь Иисус Христос.
Мы должны безусловно отвергнуть все то, о чем сами помышляем, чего сами хотим. Мы должны стать послушными Господу Иисусу Христу, и послушными до конца, послушными до смерти. Мы должны возненавидеть свою душу, ибо Господь Иисус Христос, как читаем в Евангелии от Луки сказал: «Аще кто грядет по Мне и не возненавидит душу свою, не может быть Мой ученик.»
Как это, почему это нужно возненавидеть свою душу? А очень просто. Нужно только хорошенько вглядеться в нее, нужно углубить свой духовный взор в тайники своей души. И тогда всякий грешник увидит, что творится там. Там тьма, там кишат змеи, - змеи лжи, блуда, зависти, гордости, чревоугодия, воровства, даже убийства.
Мы должны возненавидеть змей, гнездящихся в нашем сердце, должны возненавидеть душу, если в ней так много грехов. В нас мало того, что заслуживает любви, но много того, что заслуживает ненависти. Нужно возгореться этой ненавистью к душе, которая одета в смрадные, безобразные, греховные одежды. Нужно возненавидеть свою гордость, самомнение, которые велят нам строить по-своему свою жизнь, ставить свои собственные цели жизни. Нужно разорвать эту пыльную паутину, которую соткали мы, строя планы своей жизни.
Если Господь ведет нас туда, куда Сам шел, если Господь требует от нас, чтобы мы взяли свой крест и шли за Ним. И мы должны идти туда, куда должны идти преступники, несущие свой крест – мы должны идти на Голгофу вслед за Иисусом Христом до конца, даже до смерти должны идти за Ним. Господь конечно же не требует от нас физической смерти, смети на кресте, которую Сам Он претерпел. Он требует от нас другого, чтобы мы были совершенно послушны, совершенно смиренны, чтобы мы подражали Ему, Который Себя умалил: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным, даже до смерти и смерти крестной.»
Как Он был послушен Отцу Своему, так и м до конца должны быть послушными Ему. Он ведет нас на смерть, но не на такую, от которой должно трепетать наше сердце. Он требует от нас, чтобы мы исполнили слова Павловы: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми». Он требует, чтобы нашу плоть, наши страсти мы распяли на кресте и умертвили их. Требует, чтобы мы распяли на кресте свои грехи, как Он пригвоздил грехи всего мира ко Кресту Своему. Требует, чтобы мы распяли ветхого человека, живущего не по заветам Его. Требует, чтобы того ветхого человека, который находятся во власти дьявола, мы возненавидели, сбросили его, как грязную, ветхую одежду, и начали новую жизнь, жизнь возрожденного человека, преуспевающего в духе и идущего путем духа. Этого требует от нас Христос. Это должны мы исполнить ибо иначе если не очистим всей скверны своей души, не возненавидим эту скверну, не может быть и речи, чтобы сердце наше было чисто, чтобы в нем засиял свет Христов.
Недавно мы прославляли славных мучениц отроковиц Веру, Надежду, Любовь и матерь их Софию. Эти славные Добропобедные мученицы прославили Христа, Прославили Церковь Христову, и показали нам, как надо любить Бога всем сердцем, душой и помышлением. Они просияли, как звезды на небе, они имеют великое дерзновение перед Богом, ибо не пожалели для Господа самой жизни своей юной, красоты своей, и предали дух Господу. Они, как соль земли, как свет для нас, показывают нам, как надо искать Царствия Божия и правды Его. Очень важно, чтобы мы поняли, что такое наш крест. Очень важно, чтобы мы взяли именно тот крест, который предложен нам Богом. Очень опасно самим себе сочинять кресты, а это бывает нередко. Богом уготован для каждого человека крест жизни мирской – жизни семейной, общественной. И он, даже отвергнувшись себя, может ничего не сделать, если сочинит сам себе такой крест, который ему кажется подходящим. Например, если он решит, что ему нужно идти в монастырь или пустыню и там спасаться.
Этот путь, этот крест для очень немногих уготован Богом, а для огромного большинства людей уготованы другие кресты, которые люди даже не склонны называть крестами и, неся их, даже не понимают, какой крест они несут.
Для большинства из нас уготованы Кресты простые, не такие, какие если мученики, не такие, которые до конца жизни несли подвижники в пустыне. Нам уготованы другие кресты. Наша жизнь, жизнь всех людей, есть горе, печаль и страдание, и все эти горести, печали и страдания нашей мирской – общественной и семейной – жизни и составляют наш крест. Неудачная женитьба, неудачный выбор профессии разве мало причиняют страданий? Разве мало терпит человек, которого постигла такая беда? Тяжкие болезни, унижение, бесчестие, разорение имущества, ревность супружеская, клевета, обман, ложные обещания, - все злое, что творят нам люди, разве это не крест наш?
Именно это и есть крест наш, крест огромного большинства людей. Такие страдания несут и обязаны нести все люди, хотя они вовсе того не хотят. Люди, ненавидящие Христа, люди, отвергающие путь Христово, все равно несут свой крест страданий.
В чем же разница между ними и христианами, которые несут свой крест? Разница в том, что они несут его покорно, в том что они не хулят Бога, а смиренно, склонив свою главу, несут до конца своей жизни тяжелый крест, идя вслед за Господом Иисусом Христом, несут его ради Него и Евангелия, несут из горячей любви ко Христу, потому что ум их и все желания пленены Евангельским учением. Для того, чтобы исполнить Евангельское учение, чтобы идти по пути Христову, человек должен покорно и неустанно нести свой крест, не проклиная его, а благословляя. И тогда он исполнит завет Христов, ибо отвергся себя, взял крест свой пошел за Христом, пошел в дальний путь, в тот путь, о котором Господь Иисус Христос сказал, что в Царствие Небесное ведет узкий, тернистый путь, началом которого будут тесные врата. А мы все хотим, чтобы жизненный путь был широким, просторным, без всяких терний, грязи, камней и рвов, чтобы он был усыпан цветами. Господь указывает нам путь иной, - путь страданий. Надо нам знать, что на этом пути, как бы он тяжел ни был, если мы всем сердцем обратимся ко Христу, Он Сам удивительно будет помогать нам. Он будет поддерживать нас, когда мы будем падать. Подкреплять, ободрять и утешать нас. И тогда поймем мы слова апостола Павла о том, что «кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Тогда эти страдания нашей краткой жизни будут для нас легкими страданиями.
Когда мы пройдем этот путь, который только в начале кажется страшным и тяжким, когда почувствуем мы укрепляющую нас на этом пути Божию благодать, тогда радостно и со смирением будем нести крест свой и, идя, будем знать, что этим открывается для нас вход в Царство Небесное.
Вот что значит возненавидеть свою душу – возненавидеть нечистоту ее, отвергнуться ветхого человека, чтобы спасти ее, бессмертную, предназначенную для общения с Богом. Кто так погубит свою душу, тот ее спасет, будет со Христом. Да сподобит всех нас Господь наш Иисус Христос вечной, славной, бесконечной жизни с Ним, Его Отцом, Пречистой Его Матерью Девою Богородицею, со всем сонмом святых Ангелов и со всеми святыми.
Богу слава.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов