Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие нам предлагает притчу Спасителя о талантах. Вот уже по прошествии многих веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавший некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.
Талант – это дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим; здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты художника, все это не наше, а Божие. Эти дарования даются нам просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножил их ревностным служением Богу и ближним. Придет время и Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?
Вот так в Евангельской притче господин вручает своим рабом таланты: Одному пять, другому два, третьему один, каждому по его силе. (Мф 25, 14) Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние, и удостоились похвалы: «добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего!» (Мф 25, 21). Не таков оказался третий раб. Получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: «я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». (Мф. 25, 24-25).
Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» (Мф. 25,30) И становится ясен смысл этой притчи: Господь поступит так же с теми из нас, кто закопает в землю данные ему от Бога таланты.
А что значит зарыть талант в землю? Земля, - это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская повала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты в землю в прах. Суровый приговор изрек таковым Господь!
Дорогие братья и сестры, христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, усердно прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути ко спасению.
Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству; - только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.
Жестоким назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19)? Нет, только не понимающий путей промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, умыться двойной влагой; - солеными слезами покаяния и соленым потом труда.
Отец Небесный, - строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются; почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.
Мускулы атлета, оставшись без упражнений постепенно слабеют; - и красивая мощная фигура превращается в заплывшее жиром тело. Вот так же и душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к духовной брани, и с легкостью порабощается диаволом.
«Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной. Вечной внешней тьме, где их ожидают непрестанный плач и скрежет зубов,» - восклицает святой праведный Иоанн Кронштадский.
В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод; - земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только для адского пламени. Благо приносящему плоды духовные! Велика награда, ожидает его заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими, и стало можно поставить их над многим. (Мф. 25,21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.
Некоторым людям кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но ведь на всяком месте можно угодить Богу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов, низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач, после смерти своей, с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, ему достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: «войди в радость господина твоего». (Мф 25,21). Господь наделяет талантами каждого человека по силам его души и не требует от человека непосильного ему.
Откуда человек знает, мал или велик дал ему Господь талант? Рыбак Петр, сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.
Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».
Большие дарования, таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в диавольскую прелесть, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами и возгордиться, тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце – диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жирующие на слезах стариков и сирот, таковы тираны – правители, но худшие из них, - это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи душ.
Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. И видя благое усердие и постоянство труженика, Господь непременно будет возводить его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.
Дорогие братья и сестры!
Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом, - Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд радостью, а служение Господу и ближним, - сладостнейшим из блаженств. Вот об этом то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: «Ревнуйте о дарах больших и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31)
Аминь
Прот. Виктор Смирнов
Сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие нам предлагает притчу Спасителя о талантах. Вот уже по прошествии многих веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавший некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.
Талант – это дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим; здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты художника, все это не наше, а Божие. Эти дарования даются нам просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножил их ревностным служением Богу и ближним. Придет время и Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?
Вот так в Евангельской притче господин вручает своим рабом таланты: Одному пять, другому два, третьему один, каждому по его силе. (Мф 25, 14) Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние, и удостоились похвалы: «добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего!» (Мф 25, 21). Не таков оказался третий раб. Получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: «я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». (Мф. 25, 24-25).
Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба «во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» (Мф. 25,30) И становится ясен смысл этой притчи: Господь поступит так же с теми из нас, кто закопает в землю данные ему от Бога таланты.
А что значит зарыть талант в землю? Земля, - это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская повала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты в землю в прах. Суровый приговор изрек таковым Господь!
Дорогие братья и сестры, христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, усердно прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути ко спасению.
Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству; - только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.
Жестоким назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19)? Нет, только не понимающий путей промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, умыться двойной влагой; - солеными слезами покаяния и соленым потом труда.
Отец Небесный, - строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются; почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.
Мускулы атлета, оставшись без упражнений постепенно слабеют; - и красивая мощная фигура превращается в заплывшее жиром тело. Вот так же и душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к духовной брани, и с легкостью порабощается диаволом.
«Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной. Вечной внешней тьме, где их ожидают непрестанный плач и скрежет зубов,» - восклицает святой праведный Иоанн Кронштадский.
В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод; - земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только для адского пламени. Благо приносящему плоды духовные! Велика награда, ожидает его заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими, и стало можно поставить их над многим. (Мф. 25,21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.
Некоторым людям кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но ведь на всяком месте можно угодить Богу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов, низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач, после смерти своей, с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, ему достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: «войди в радость господина твоего». (Мф 25,21). Господь наделяет талантами каждого человека по силам его души и не требует от человека непосильного ему.
Откуда человек знает, мал или велик дал ему Господь талант? Рыбак Петр, сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.
Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».
Большие дарования, таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в диавольскую прелесть, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами и возгордиться, тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце – диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жирующие на слезах стариков и сирот, таковы тираны – правители, но худшие из них, - это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи душ.
Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. И видя благое усердие и постоянство труженика, Господь непременно будет возводить его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.
Дорогие братья и сестры!
Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом, - Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд радостью, а служение Господу и ближним, - сладостнейшим из блаженств. Вот об этом то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: «Ревнуйте о дарах больших и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31)
Аминь
Прот. Виктор Смирнов