Back to top

Неделя 15-я по Пятидесятнице. О любви к Богу и к ближнему.

20.09.23 17:00
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно приветствую вас, дорогие братья и сестры!

Когда фарисеи обступили Спасителя и стали допытываться, какую заповедь в Законе Божием считает Он наибольшей, то Он отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37-40). Во, дорогие братья и сестры, если на этих двух заповедях весь закон, то очевидно, их надо знать и хорошо разуметь, каждому христианину. А что значит любить Бога? Господь Сам говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин, 14, 21).

Бог возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление, за грехи наши (Ин 4,10) Отец Небесный хочет от нас, заблудших детей Своих, ответной любви. «Сыне мой! Отдай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои» (Прч. 23.26), говорит Господь.

Сердце любящего человека воспламенено любовью; душа стремится к встрече с любимым, все мысли его о возлюбленном. И мы призваны возлюбить «Бога всем сердцем, всею душею и всем разумением» (Мф 22, 37).

Любовь непоколебимо хранит верность, стойко переносит испытания. И мы должны любить Бога «всею крепостью» (Лк 10,27) всей волей нашей. Любящий никогда не оскорбит любимого. Нельзя любить Бога и коснеть во грехе, ибо грех есть оскорбление Божества и отлучение от Него.

Возлюбить Бога – это значит породниться с Ним, уподобиться Ему. Всесовершенный Господь чужд всякой нечистоты, и мы должны очиститься и украситься добродетелями. Господь Всеблагий и Всемилостивый, - и мы должны сделаться милостивыми и милосердными. Отец Небесный возлюбил всех людей, - и мы должны любить ближних своих, как самих себя.

Без любви к ближним становится невозможной любовь к Богу. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (Ин. 4,20)

Умение прощать и терпеть, сострадать и благотворить, - вот наука наук, обучившись которой, мы ощутим в себе всю сладость Божественной любви. Порой любая мелочь, всякий неловкий поступок ближнего вызывают в нас мучительные чувства раздражения и гнева. А в сердце любящего царит мир, и постоянная тихая радость. Блаженный Диадох говорит: «Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится случай, даже какой-то незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова, но, хотя случится потерпеть какое-либо огорчение, в душе Боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо, возгревши себя теплотою любви к Богу, он тотчас возвращается к благому настроению, с великой радостью восприемлет любовь к ближнему, хотя и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, ибо тогда сладостию Божией совершенно поглощается горечь разлада….

Могут спросить; а если кто-то рядом с нами неустанно творит зло даже совершает дела, оскорбляющие Небо и землю, неужели и такого любить? «Люби грешников, но ненавидь дела их», - отвечает на это преподобный Исаак Сирин.

Без живой любви к ближним, становится ложью «любовь ко всему человечеству», о которой так часть говорят создатели разных социальных и философских теорий. Высокоталантливый писатель Лев Толстой к концу жизни впал в прелесть гордыни, возомнил себя «спасителем человечества», начал хулить Церковь и на свой лад толковать Евангелие. Страшно читать его дневники того времени: писатель постоянно твердит о любви и одновременно пышет ненавистью к самым близким людям, к жене и детям своим.

Ну а большевики, которые тоже провозглашали «светлое будущее всего человечества»? Оргией отцеубийств и братоубийств, доносами детей на родителей, жен на мужей, мужей на жен, всеобщим кошмаром обернулось это «светлое будущее».

Без любви к Богу и ближним не может быть и любви к земному отечеству. «Неправославный не может быть русским», - говорит писатель христианин Федор Достоевский. Поистине, как можно любить свой народ, и оставаться чуждым тому, что оставляет самую сущность народной души?

Любовь, это величайшее из чувств, даруемых нам Всемилостивым Господом. Однако в этом мире под словом «любовь» нередко подразумевают привязанности, не только не возвышающие человека, но и растлевающие го душу. Преподобный Максим Исповедник говорит: «Человеки похвально или предосудительно любят друг друга по следующим пяти причинам: или для Бога, как добродетельный любит всех, а добродетельного любит даже и не добродетельный; или по естеству, как родители любят детей и наоборот; или по тщеславию, как хвалимый хвалящего; или из-за корысти, как богатого за получки; или по сластолюбию. Первая из сих похвальна, вторая обоюдна, прочие страстны.» Чаще всего за любовь, принимается просто чувственно влечение мужчины и женщины. Под покровом такой «любви» восхваляемой во множестве эстрадных песен и стихов, романов и фильмов, таятся порой страсти и похоти, толкающие людей на блуд и прелюбодеяние. «Любовь долготерпит, милосердствует… не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. (1 Кор. 13,4-8) – говорит Апостол.

Любовь между мужчиной и женщиной может стать божественно прекрасной только в Таинстве Брака. Никакая обычная дружба не сравнится с той полнотой единения.

Истинно христианский брачный союз, телесный и духовный. Становится школой совершенной любви. Здесь человек научается заботиться о ближнем, как о самом себе, «носить его тяготы» прощать его недостатки, принимать его в сердце со всеми несовершенствами. Тогда и труд для ближнего становится счастьем, - по слову блаженного Августина, «труды для любящих не тягостны: они их увеселяют, как птицеловов, звероловов, рыбарей. Любя что-нибудь, мы или не чувствуем труда, или самый труд любим». Так, постепенно восходя по ступеням взаимного терпения и милосердия, общих забот и радостей, христианские супруги поднимаются от «единства плоти» к блаженному единению душ.

Подобное невозможно ни в мимолетных связях, ни в «гражданских браках», при самом заключении которых предполагается возможность разрыва. Такие союзы лишены высшего смысла, и представляют собой попрание Божественных установлений.

Как все высокое, путь истинно христианского брака кремнист и труден, на нем встречаются множество испытаний и искушений. Не сразу, а медленно и постепенно крепнет и расцветает брачный союз. Ведь Сам Господь усовершает человеческую душу не мгновенно, но всем земным бытие, ее промыслительным действиями воспитывая человека и делая его достойным Себя. Так и супружеская жизнь, прежде чем принести добрый плод, требует от супругов кропотливого возделывания собственной души и души того единственного человека с которым соединил тебя Бог. И увенчивается этот труд успехом лишь с помощью Господней, и в совместном служении Ему ибо духовный союз невозможен без Источника благодати.

Честный брак – это особый род христианского подвига, и достойно совершавшим его супругам, уготованы небесные венцы. Они шествуют рука об руку в Горнее Царство.

Как без любви к ближним невозможна любовь к Богу, так и без любви к Господу добрые отношения между людьми неминуемо предстают в кривом зеркале низменных побуждений: тщеславия или корысти, лицемерия или угодничества.

Мы видим, как в лишенном веры обществе предается поруганию даже естественная любовь. Сердца молодых родителей черствеют к детям, которые «мешают им наслаждаться жизнью». Взрослые дети подчас смотрят на родителей как на «дойных коров», источник дополнительных денежных средств, и как на бесплатных нянек. Известно множество случаев просто вопиющего отношения таких детей к престарелым отцу и матери. Так в мире, утратившем святыню веры, постепенно вообще не остается ничего святого.

Преподобный авва Дорофей говорит, что как точки внутри круга сближаются между собой по мере приближения к его центру, так и люди становятся ближе друг другу при приближении к Средоточию мироздания – Господу Вседержителю.

Совершенная любовь наполняет все существо человека и переходит в страх Божий, когда человек не боится наказаний, или не ожидает наград, но боится оскорбить любовь Отца Небесного и любовь ближнего своего.

Все святые Угодники Божии исполнили эти главные заповеди, имея в сердце своем постоянную любовь к Богу, они с радостию терпели за Господа все скорби и страдания и были исполнены сострадательной любовью к ближним. Эта сострадательная любовь живет вечно.

Устремимся же всем сердцем, всей душою, всем помышлением, всей крепостию к стяжанию этой высочайшей из добродетелей, Божественной любви, соделывающей людей воистину детьми Господа Всевышняго и наследниками Царства Небесного.

Аминь.

прот. Виктор Смирнов