Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня Свята Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда либо живших на земле по определению Самого Христа Спасителя, - усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн был настолько велик, что Церковь храни память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова, (Собор Иоанна Предтечи – на следующий день после Крещения Господня, и его мученическую смерть, - усекновение главы, и три обретения этой честной главы – великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (в 1799 году). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства перед Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Он весь и во всем – Предтеча Того, Кто есть Путь Истина и Жизнь на вечность – Христа Спасителя, Сына Божия.
Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна, и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. «Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; он будет велик перед Господом… и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их; и предъидет перед Ним в духи и силе Илии»… (Лк 1.13.17)
И свидетельство Иоанна, о пришествии в мир Спасителя Христа, тоже начинается до его рождения, когда быв еще во утробе матери своей «взыгрался он, младенец, во чреве ея», и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк 1.43.). Это была первая встреча готовившихся явиться в мир для исполнения воли Божией о спасении мира, Сына и Слова Божия воплощенного в человечестве, и Гласа Господня возвещающего явившуюся Истину, - Иоанна, земного Ангела и небесного человека от самого своего рождения. Они встретились – Слово и Глас на пороге жизни и разошлись в безвестность до времени, чтобы возрастать каждому для исполнения назначенной им свыше миссии. Они разошлись, чтобы снова в свое время встретиться. Иоанн Предтеча всегда будет являть Спасителя миру и свидетельствовать о Нем дерзновенным гласом пророка и апостола, он всегда будет предвозвещать миру его учение, чтобы затем отойти в безвестность мученической кончины за Истину до дна адова, чтобы и там стать Предтечей Христовым.
Пустыня стала матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова. И в безмолвии, пустыни он готовился заговорить галсом Истины в пустыне людской. И кто как не Бог, ангельским окормлением возрастил его, дал силу, мудрость и дерзновение Илии. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса… а пищею его были акриды и дикий мед», - свидетельствует Святое Евангелие о Предтече по выходе его на служение людям. (Мф 3,4)
И громом прозвучало первое слово проповеди Иоанна; «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф 3,2). Строго, но и утешительно, обращается Иоанн к своим единоплеменникам: - «Порождения ехидны!... Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3,7,8) Грешнейшие из грешнейших, и вам ныне открывается путь ко спасению, к жизни. Покайтесь, только покайтесь! И живительными водами Иордана впервые омылись кающиеся во грехах люди.
И как взыгралось сердце Иоанна, при первой встрече Господа своего. Трепетом приник Иоанн к ногам Спасителя, явившегося на Иордане и требующего крещения. И вера его подтвердилась свыше и стала сведением – знанием, ибо узрел Иоанн разверзшиеся небеса и увидел Духа Святаго в видении голубя, ниспускавшегося на Христа.
В момент Крещения Иоанн познал Бога Отца, свидетельствующего о Сыне, услышал глас Его. Он познал Бога Сына, явившегося во плоти, увидев и прикоснувшись к Нему, приклонив главу Христа рукою своею. Он познал Бога Духа Святого, «в виде голубине», увидев Его сошедшего с Неба. Иоанн Предтеча получил полноту ведения Бога. Сердцем почувствовал, умом познал и гласом возвестил во всеуслышание «я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». (Ин 1.34) «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». (Ин 1.29) – даруя миру новую жизнь. «Он будет крестить вас Духом Святым»… (Мф 3.11).
Иоанн Предтеча – вещатель, пророк Триипостастного Бога, Триединого Божества. И миссия его этим была выполнена. Христос вступает в Свое служение, проповедует творит чудеса и только начинает свой путь к Голгофе, ко Кресту, Иоанн же Предтеча, к этому времени, взятый под стражу и томящийся там, за обличения беззаконного царя Ирода, отнявшего у брата своего жену его, готовится к своему исходу, и дни его сочтены. Он и в смерти опять должен предварить Христа. Но зачем, ради чего такая трагическая, нелепая и бессмысленная смерть?
Беззаконный царь в окружении еще более беззаконных жен – порождение диавольское, где ложь и лицемерие, распутство и злоба - все сплелось в восстании на правду, на чистоту на Бога. Сплелось и вылилось в пир, захлебнувшийся сначала вином, а потом и праведной кровью. И один против целого океана этого зла праведник пророк, чье «житие непорочно и предъизшествие честно», Иоанн – проповедник покаяния и обличитель соблазна.
«Не должно иметь тебе жену Филиппа, брата твоего» - звучит грозное обличение пустынника, почитаемого пророка, развратному властелину и его еще более беззаконнейшей сожительнице.
Почему упорствовал Иоанн в своей проповеди – обличении. Приближая тем час своей наглой смерти, когда бесстыдные руки девицы – блудницы понесут его священную главу, еще дымящуюся кровью, на блюде среди мерзкого пира, разгула всяческих страстей и неистового пьянства, и когда диавол в образе жены в торжестве победы своей над правдой будет колоть иглой язык, вещавший истины Божии?
Почему не пожалел своей жизни Иоанн? Да потому, что он – Глас Божий, Глас Истины. Потому, что он «Правды соблюл еси закон». Потому что ему должно было пресечь соблазн, развращающий тех, ради кого на землю пришел Сын Божий. Ревность по Богу, снедала его и не давала молчать. И Бог потерпел беззаконное убийство Своего пророка, как потерпел и смерть Сына, чтобы спасти мир. Да свершится воля Божия!
А Божии люди – светильники в мире - идут сквозь «сень и тень» смертную за Богом, неся собой свет истины, во мраке поглощенного беззаконием мира. И правда их пророчеств исполнившаяся в мире, укрепляет веру одних людей и рождает веру в других. А правда их жизни и смерти, вещающая небесные истины, доставляет силу и обильное утешение тем, кто, впредь пойдет за Богом в терпении неправд, зло и болезней, от восстающих на правду Божию.
Иоанн Предтеча по кончине, сошед во ад, проповедовал праведникам ветхозаветным грядущее разрешение их от уз явлением Христа Спасителя. Он исшел из ада со Христом по Воскресении Христовом и сподобился многих венцов на небе как девственник, как пустынник, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик.
Обезглавленное тело праведника с честью погребли его ученики близ Самарии вместе с пророками Елисеем и Авдием. Блаженная же глава его, претерпев поругание от безумной Иродиады, со временем явилась в славе, и свет этой славы уже не могло затмить ничто в мире. И Церковь поет: «Ирод безумный отсекает главу Предтечи, Христос же содевает его, Яко Крестителя, главу Церкви, веры сиянием и проповедью о явившемся в мир Спасителе».
А нечестивое семейство пожало плоды своей беззаконной жизни и гнусного своего злодеяния над праведником Божиим.
Ирод, мучимый преступной совестью своей, во все дни оставшейся жизни видел на трапезах своих главу Иоанна Предтечи и слышал грозный обличающий его голос: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».
Вскоре оклеветанный племянником перед римским императором, он был сослан в ссылку в Испанию, потеряв при этом все свое царство, а не только обещанную плясавице половину его.
Сломия же, испросившая по наущению своей матери милости для себя в убийстве пророка, погибла в водах реки, провалившись под лед. Шея ее была перепилена обломками льда, на котором висела она, исполняя ногами страшный танец, начатый на безумном пире.
Ирод и Иродиада, по преданию, были поглощены живыми землею. Зинула земля, и ад расступился, приняв души их. И горькая память их, как беззаконников и убийц, хранится лишь в связи с вечной памятью праведника, которая жива и по сей день.
А пример жизни святого пророка Предтечи и Крестителя Господня научает нас, как жить, угождая Богу, как спасаться в мире греха. Он учит нас всегда и во всем желать познания воли Божией о нас.
Иоанн Предтеча и по сей день проповедует нам, что первый шаг на пути нашей встречи с Господом есть покаяние и очищение от скверны греха. Будем же каяться и творить достойные плоды покаяния.
В память святаго славного пророка и Предтечи Иоанна, в воспоминание его мученической кончины Церковь с первых времен христианства причислила этот день к великим праздникам, ибо мученическая смерть праведника стала вратами к вечной славе и радости. Церковь положила этот день отмечать строгим постом в обуздание человеческих страстей, послуживших причиной столь тяжких грехов, и еще в память великого постника, постившегося всю жизнь.
И вот братья и сестры, нам надо уразуметь. Уходящего с земли человека Божественная правда ведет в «место его», в место соответствующее его явным желаниям и тайным стремлениям. После смерти человек соединяется с теми ценностями, которые его сердце на земле выбрало и полюбило. Уже на земле в человеке начинается и рай и ад. Будем молить Предтечу Христова Иоанна стать для нас Предтечею на пути ко Христу, молитвой своей за нас.
Святый Славный Пророче и Крестителю Иоанне, моли Бога о нас.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
Сегодня Свята Церковь вспоминает и почитает память трагического завершения жизненного подвига одного из величайших людей, когда либо живших на земле по определению Самого Христа Спасителя, - усекновение главы святого славного пророка и апостола, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн был настолько велик, что Церковь храни память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова, (Собор Иоанна Предтечи – на следующий день после Крещения Господня, и его мученическую смерть, - усекновение главы, и три обретения этой честной главы – великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию (в 1799 году). И круглый год каждый вторник Церковь молится и просит молитвенного предстательства перед Богом Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. Он весь и во всем – Предтеча Того, Кто есть Путь Истина и Жизнь на вечность – Христа Спасителя, Сына Божия.
Великое предначертание жизни богодарованного младенца Иоанна, и само имя были определены в Предвечном Совете задолго до его появления на свет, когда промысел Божий скорбями и поношениями готовил родителей его дать миру того, кто объявит об исполнении времен, о явлении Сына Божия. И назначение этой зарождающейся жизни было открыто Ангелом отцу его, иерею Захарии, еще до зачатия сына. «Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; он будет велик перед Господом… и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их; и предъидет перед Ним в духи и силе Илии»… (Лк 1.13.17)
И свидетельство Иоанна, о пришествии в мир Спасителя Христа, тоже начинается до его рождения, когда быв еще во утробе матери своей «взыгрался он, младенец, во чреве ея», и ее устами возвестил миру о событии небывалом, но ожидаемом со времен древних: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне» (Лк 1.43.). Это была первая встреча готовившихся явиться в мир для исполнения воли Божией о спасении мира, Сына и Слова Божия воплощенного в человечестве, и Гласа Господня возвещающего явившуюся Истину, - Иоанна, земного Ангела и небесного человека от самого своего рождения. Они встретились – Слово и Глас на пороге жизни и разошлись в безвестность до времени, чтобы возрастать каждому для исполнения назначенной им свыше миссии. Они разошлись, чтобы снова в свое время встретиться. Иоанн Предтеча всегда будет являть Спасителя миру и свидетельствовать о Нем дерзновенным гласом пророка и апостола, он всегда будет предвозвещать миру его учение, чтобы затем отойти в безвестность мученической кончины за Истину до дна адова, чтобы и там стать Предтечей Христовым.
Пустыня стала матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова. И в безмолвии, пустыни он готовился заговорить галсом Истины в пустыне людской. И кто как не Бог, ангельским окормлением возрастил его, дал силу, мудрость и дерзновение Илии. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса… а пищею его были акриды и дикий мед», - свидетельствует Святое Евангелие о Предтече по выходе его на служение людям. (Мф 3,4)
И громом прозвучало первое слово проповеди Иоанна; «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф 3,2). Строго, но и утешительно, обращается Иоанн к своим единоплеменникам: - «Порождения ехидны!... Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф 3,7,8) Грешнейшие из грешнейших, и вам ныне открывается путь ко спасению, к жизни. Покайтесь, только покайтесь! И живительными водами Иордана впервые омылись кающиеся во грехах люди.
И как взыгралось сердце Иоанна, при первой встрече Господа своего. Трепетом приник Иоанн к ногам Спасителя, явившегося на Иордане и требующего крещения. И вера его подтвердилась свыше и стала сведением – знанием, ибо узрел Иоанн разверзшиеся небеса и увидел Духа Святаго в видении голубя, ниспускавшегося на Христа.
В момент Крещения Иоанн познал Бога Отца, свидетельствующего о Сыне, услышал глас Его. Он познал Бога Сына, явившегося во плоти, увидев и прикоснувшись к Нему, приклонив главу Христа рукою своею. Он познал Бога Духа Святого, «в виде голубине», увидев Его сошедшего с Неба. Иоанн Предтеча получил полноту ведения Бога. Сердцем почувствовал, умом познал и гласом возвестил во всеуслышание «я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». (Ин 1.34) «Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». (Ин 1.29) – даруя миру новую жизнь. «Он будет крестить вас Духом Святым»… (Мф 3.11).
Иоанн Предтеча – вещатель, пророк Триипостастного Бога, Триединого Божества. И миссия его этим была выполнена. Христос вступает в Свое служение, проповедует творит чудеса и только начинает свой путь к Голгофе, ко Кресту, Иоанн же Предтеча, к этому времени, взятый под стражу и томящийся там, за обличения беззаконного царя Ирода, отнявшего у брата своего жену его, готовится к своему исходу, и дни его сочтены. Он и в смерти опять должен предварить Христа. Но зачем, ради чего такая трагическая, нелепая и бессмысленная смерть?
Беззаконный царь в окружении еще более беззаконных жен – порождение диавольское, где ложь и лицемерие, распутство и злоба - все сплелось в восстании на правду, на чистоту на Бога. Сплелось и вылилось в пир, захлебнувшийся сначала вином, а потом и праведной кровью. И один против целого океана этого зла праведник пророк, чье «житие непорочно и предъизшествие честно», Иоанн – проповедник покаяния и обличитель соблазна.
«Не должно иметь тебе жену Филиппа, брата твоего» - звучит грозное обличение пустынника, почитаемого пророка, развратному властелину и его еще более беззаконнейшей сожительнице.
Почему упорствовал Иоанн в своей проповеди – обличении. Приближая тем час своей наглой смерти, когда бесстыдные руки девицы – блудницы понесут его священную главу, еще дымящуюся кровью, на блюде среди мерзкого пира, разгула всяческих страстей и неистового пьянства, и когда диавол в образе жены в торжестве победы своей над правдой будет колоть иглой язык, вещавший истины Божии?
Почему не пожалел своей жизни Иоанн? Да потому, что он – Глас Божий, Глас Истины. Потому, что он «Правды соблюл еси закон». Потому что ему должно было пресечь соблазн, развращающий тех, ради кого на землю пришел Сын Божий. Ревность по Богу, снедала его и не давала молчать. И Бог потерпел беззаконное убийство Своего пророка, как потерпел и смерть Сына, чтобы спасти мир. Да свершится воля Божия!
А Божии люди – светильники в мире - идут сквозь «сень и тень» смертную за Богом, неся собой свет истины, во мраке поглощенного беззаконием мира. И правда их пророчеств исполнившаяся в мире, укрепляет веру одних людей и рождает веру в других. А правда их жизни и смерти, вещающая небесные истины, доставляет силу и обильное утешение тем, кто, впредь пойдет за Богом в терпении неправд, зло и болезней, от восстающих на правду Божию.
Иоанн Предтеча по кончине, сошед во ад, проповедовал праведникам ветхозаветным грядущее разрешение их от уз явлением Христа Спасителя. Он исшел из ада со Христом по Воскресении Христовом и сподобился многих венцов на небе как девственник, как пустынник, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик.
Обезглавленное тело праведника с честью погребли его ученики близ Самарии вместе с пророками Елисеем и Авдием. Блаженная же глава его, претерпев поругание от безумной Иродиады, со временем явилась в славе, и свет этой славы уже не могло затмить ничто в мире. И Церковь поет: «Ирод безумный отсекает главу Предтечи, Христос же содевает его, Яко Крестителя, главу Церкви, веры сиянием и проповедью о явившемся в мир Спасителе».
А нечестивое семейство пожало плоды своей беззаконной жизни и гнусного своего злодеяния над праведником Божиим.
Ирод, мучимый преступной совестью своей, во все дни оставшейся жизни видел на трапезах своих главу Иоанна Предтечи и слышал грозный обличающий его голос: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего».
Вскоре оклеветанный племянником перед римским императором, он был сослан в ссылку в Испанию, потеряв при этом все свое царство, а не только обещанную плясавице половину его.
Сломия же, испросившая по наущению своей матери милости для себя в убийстве пророка, погибла в водах реки, провалившись под лед. Шея ее была перепилена обломками льда, на котором висела она, исполняя ногами страшный танец, начатый на безумном пире.
Ирод и Иродиада, по преданию, были поглощены живыми землею. Зинула земля, и ад расступился, приняв души их. И горькая память их, как беззаконников и убийц, хранится лишь в связи с вечной памятью праведника, которая жива и по сей день.
А пример жизни святого пророка Предтечи и Крестителя Господня научает нас, как жить, угождая Богу, как спасаться в мире греха. Он учит нас всегда и во всем желать познания воли Божией о нас.
Иоанн Предтеча и по сей день проповедует нам, что первый шаг на пути нашей встречи с Господом есть покаяние и очищение от скверны греха. Будем же каяться и творить достойные плоды покаяния.
В память святаго славного пророка и Предтечи Иоанна, в воспоминание его мученической кончины Церковь с первых времен христианства причислила этот день к великим праздникам, ибо мученическая смерть праведника стала вратами к вечной славе и радости. Церковь положила этот день отмечать строгим постом в обуздание человеческих страстей, послуживших причиной столь тяжких грехов, и еще в память великого постника, постившегося всю жизнь.
И вот братья и сестры, нам надо уразуметь. Уходящего с земли человека Божественная правда ведет в «место его», в место соответствующее его явным желаниям и тайным стремлениям. После смерти человек соединяется с теми ценностями, которые его сердце на земле выбрало и полюбило. Уже на земле в человеке начинается и рай и ад. Будем молить Предтечу Христова Иоанна стать для нас Предтечею на пути ко Христу, молитвой своей за нас.
Святый Славный Пророче и Крестителю Иоанне, моли Бога о нас.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов