Back to top

Неделя 11-я по Пятидесятнице. О жестоком заимодавце.

22.08.23 17:30
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!

Всемилостивый и Всещедрый Господь, явил каждому из нас бесчисленные милости, Он дыханием Своим вдохнул в нас жизнь, даровал нам этот мир с его чудесами и красотами, наделил светлым разумом, свободной волей, и величайшим даром, сладчайшей способностью к любви. Небесный Отец указал нам путь к Вечной жизни. Отверз для нас врата Царства Небесного. Казалось бы, каждое мгновение нашего существования, мы должны сделать песнью благодарения, чтобы хоть вмале воздать долг признательности Всемилостивому Творцу.

Но человек неблагодарный и жестокий, он не хочет и не стремится познать смысл жизни. На какую тщетную суету и нечистоту растрачиваем мы вверенные нам от Господа сокровища! Здоровье истощаем в пагубных страстях, чувства растлеваем похотями, призванный к Богопознанию разум превращаем в орудие кощунства и лукавства, и свою душу, которая могла бы стать обителью Божественной благодати, делаем игралищем бесов. Вот такие опустошенные и оскверненные предстаем перед Престолом Всевышняго, и нечем нам оправдаться, нечем искупить неоплатный долг наш. Но благ Господь Бог наш, стоит нам воззвать к Нему со слезами и с сокрушенным сердцем – и врата милосердия отверзает Господь для каждого кающегося грешника.

Однако человек может сам замкнуть перед собою врата милости Божией, и вызвать на себя гнев Праведного Миродержца. Вот об этом ужасном событии, поведал Спаситель в притче о жестоком заимодавце.

Один раб должен был царю десять тысяч талантов. Огромные деньги – ведь за один серебряный талант можно было купить дом со всей обстановкой. Откуда раб мог взять средства, чтобы вернуть господину безрассудно растраченное состояние? Жестокое наказание ожидало раба, но он взмолился: «Государь! Потерпи на мне, и все тебе заплачу!» (Мф 18,26). И Царь сжалился, не только отпустил раба, но и простил ему весь его огромный долг. Какой пример великодушия явлен добросердечным властителем! Но что делает прощенный раб? Выйдя на улицу, он встречает человека, который должен ему всего сто динариев, мелких монет, и бросается на того, требуя возврата долга, он остается глух к мольбам о помиловании, начинает душить несчастного должника, и ввергает его в темницу.

Обо всем этом узнает властитель, и затворяются врата царского милосердия. Гневом возгорается царь и говорит: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (Мф 18. 32-33) И отдал царь злого раба в рук истязателям.

Не правда ли, поступок жестокого заимодавца кажется нам отвратительным, а постигшая его кара – справедливой? Но увы, дорогие, эта притча – о нас с вами. Это мы жестокие и злые заимодавцы, без меры облагодетельствованные Всевышним, дерзаем судить и обрушивать гнев свой на братии и сестер наших. Это мы, вымолив у Господа оставление тягчайших прегрешений наших, через минуту готовы из-за малейшей обиды растерзать ближнего. И не только перед Богом виновны мы, - вспомним, сколько зал в жизни своей мы причиняли другим людям, скольких оскорбляли, унижали, вводили в соблазн. Но вот любой укол, нанесенный нашему самолюбию, нашему ничтожному тщеславию, кажется нам нестерпимым, и мы уже готовы мстить. И не о нас ли говорит Господь наш Иисус Христос: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не просит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.» (Мф 18,35).

Считая себя православными, мы по несколько раз в день, повторяем священные слова молитвы Господней: «остави нам долги наши якоже и мы оставляем должником нашим». Мы повторяем устами, но не сердцем. Ибо если бы мы сердцем проникли в смысл этих слов, заповеданных нам Самим Спасителем, то поняли бы, какой страшный грех – осуждение ближних, и ужаснулись бы. Ведь присваивая себе право суда над другими людьми, мы этим самым оскорбляем Бога. «Судить – значит бесстыдно похищать сан Божий, а осуждать – значит погублять свою душу», - так говорит преподобный Иоанн Лествичник.

И этот смертный грех, ведущий к вечной пагубе мы подчас и за грех – то не считаем. С каким упоением мы подмечаем чужие недостатки, собираем сплетни, занимаемся праздными пересудами, забывая о собственном ничтожестве.

К несчастью, памятозлобие и огульное осуждение, широко распространены в так называемых культурных слоях общества. Об этом писал еще святитель Феофан Затворник: «Вскипевшая самость делает человека словно помешанным, и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастью больше всего бывают подвержены люди не какие – нибудь, а чем кто цивилизованней, тем меньше прощает.» Наделенный большими способностями, богаче других одарен Богом, и он в большем долгу у Творца – и должен быть смиреннейшим из смиренных. Но увы! Когда такой человек начинает считать свои умственные достоинства не даром Божиим, а собственной заслугой, он впадает в прелесть, демонскую гордыню, требует к себе особого уважения, становится нетерпимым к увещеванию на его неправильность, а сам готов осудить всех и вся.

Дорогие братья и сестры!

Не к осуждению и вражде, но к взаимной любви и миру призвал нас Милосердный Спаситель. По слову святого праведного Иоанна Кронштадского, «мы, христиане, отрожденные в купели Крещения водою и Духом Святым, усыновленные Богу и получившие от Бога благодать, или небесную помощь ко всякой добродетели, должны воспитывать в себе дух кротости, смирения, незлобия, терпения и долготерпения, умеренности во всех поступках. А чтобы иметь в себе такое расположение духа, надо помнить общую слабость человеческую, общую склонность к греху, в особенности – свои великие немощи и грехи и бесконечное к нам самим милосердие Божие, которое прощало и прощает нам грехи многие и тяжкие, за покаяние и умоление наше.»

Да не войдет под своды храмов православных, и под кровли жилищ наших дух века сего, дух осуждения и вражды, гнева и озлобления. Дорогие братья и сестры, сплотимся же в единую христианскую семью, и тогда Господь услышит молитвы наши и избавит нас от всякого обстояния.

Аминь!

прот. Виктор Смирнов