Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Когда Иисус Христос со своими учениками удалился в пустынное место близ Вифсаиды, за Ним последовало множество народа из окрестных городов и селений. Оставив будничные дела, забыв о пище и питии, эти люди наслаждались речами Господа Иисуса Христа, они впитывали как мед и млеко Его Божественное учение. Уже наступал вечер, и сгущались сумерки, а никто и не думал уходить. Тогда апостолы и предложили Спасителю отпустить слушавших Его людей, чтобы они не остались голодными, и купили бы себе где-нибудь еды. Но Господь поступил иначе, тем кто так жаждал духовного хлеба, Он даровал им и хлеб земной.
В том пустынном месте собралось более пяти тысяч человек, а у апостолов было всего пять хлебов и две рыбы. Однако эта скудость, по воле Господней превратилась в изобилие, этой малости хватило на всех. На глазах у изумленного народа длилось и длилось чудо преломления хлебов и рыб, так что ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать полных коробов (Мф. 14,20).
Это насыщение пяти тысяч, было не чудом ради чуда а знамением полноты щедрости Господней для ищущих Его. Не сытости просил народ, стремящийся в след за Спасителем, а благовествования, и Он утолив великую духовную жажду людей, также не забыл и о малых земных их нуждах. Так вот, ищущим Царства Небесного, прилагаются и земные блага. Искушая Спасителя в пустыне, диавол предложил Ему превратить камни в хлеб. Смыслом этого коварного искушения было: - "Накорми народ, и люди пойдут за Тобой." Не так ли, и большевики в семнадцатом году обещали народам изобилие? Однако сам хлеб, которым так была богата дореволюционная Россия, превратился при них в окровавленные камни лагерных строек. Этот страшный урок, и доселе не понят многими политиками утверждающими, что главное, - накормить народ, а все остальное приложится. Но не будет ни хлеба, ни мира у забывших Господа.
Отвергая лукавый соблазн, Спаситель сказал: "Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих." (Мф 4,4). Человек сотворен по образу и подобию Божию не для того, чтобы опустошать свою бессмертную душу в погоне за животным насыщением, но ради Вечной жизни в духе и истине.
В пустыне близ Вифсаиды, Господь напитал народ хлебом и рыбой. Но нет сомнения, что эта простая нехитрая еда, была в устах вкушающих слаще любых изысканных лакомств. Ведь это была не просто пища, но дар Божий. Перед чудом умножения хлебов и рыб Господь благословил их, и земная трапеза претворилась в трапезу духовную, вкушение пищи стало священнодействием, молитвой благодарения.
Так и земные дары могут служить просветлению наших душ.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, забываем, что наша еда - это тоже дар от милосердного Господа. "Яко всякое даяния благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца Светов", слышите вы эти слова, которые произносит священник в конце Божественной Литургии на заамвонной молитве. Потому что, забыв про это, нам и кажется невкусным хлеб, и горькой вода, а выходя из-за стола, мы не ощущаем ничего кроме раздражения и тяжести в желудке. И нам ли, быть неблагодарным, и сетовать на скудность трапезы, когда и такой не заслуживаем? А чтобы не приключилось нам чего худшего, вспомним совет святителя Василия Великого: "Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть."
Милосердие Господне бесконечно. Чтобы напитать сынов и дочерей человеческих, Сын Божий преломлял обычный хлеб, умножающийся в Его руках, то было чудо укрепляющее в вере народ в Сына Божия, в Его Божественное учение о спасении и жизни вечной. Но вот пришло время, и Спаситель нас ради преломил на Кресте Пречистое Свое Тело, Он принес в жертву Самого Себя, дабы даровать нам Хлеб Вечной жизни.
Среди искушений нынешнего времени, мы порой дорогие братья и сестры, не прислушиваемся к животворящему слову Божию. Прискорбное малодушие и пагубное маловерие! Нам доступна Чаша Причастия, из которой Господь питает христиан Своею Плотью и Кровью. Так неужели Спаситель медлит насытить нас простой земной пищей, если увидит наше рвение к дарам духовным.
В житии Преподобного Сергия Радонежского содержится рассказ об оскудении, постигшем однажды его обитель. Сам Преподобный безропотно питался лишь гнилыми хлебами, но один из монахов возроптал тогда на Сергия и дерзостно говорил: "Плесневелые хлебы! Как же нам не пойти в мир просить хлеба! Слушая тебя, погибаем ныне от голода." Видя ослабевших и огорченных свою братию, Преподобный Сергий учил их мудростью из Священных Писаний: "Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворится плач, а заутра радость. И вы теперь имеете скудость в хлебе и недостаток в пище, а завтра насладитесь умножением яств." Он еще говорил им, но уже кто-то стучался в ворота обители. Вратарь, приникнув к скважине, увидел, что принесено множество брашен неизвестно откуда. Преподобный Сергий повелел ударить в било и пошел с братией в церковь отслужить благодарственный молебен. После молебна все сели за трапезу, и перед ними были положены хлебы, неизвестно кем посланные и испеченные, ибо хлебы были горячими, и не было поблизости жилья, а лишь глухие леса...
Были те хлебы пышны и мягки, сладость же вкуса их была странна и неслыханна: словно сдобрены были сладостью меда, маслом семянным и пряностями. И с тех пор монахи привыкли не огорчаться ни в скорби, ни в нужде, но все терпели с усердием и верою, надеясь на Господа Бога и имея залогом Преподобного отца нашего Сергия."
По милости Божией, Православный Русский народ имеет залогом не одного Преподобного Сергия Радонежского, но весь бесчисленный сонм подвижников и мучеников, в земле Русской просиявших, и ныне предстоящих с молитвою за нас пред Престолом Всевышнего. Чего и кого мы убоимся, имея таких заступников и ходатаев?
"Ищи того, что Божие, и человеческое последует весьма легко," - говорит святитель Иоанн Златоуст. Отложим же мелочные, малодушные заботы о временном, ради благого попечения о вечном, и Господь Сам пошлет нам все необходимое, и для земного бытия и для приуготовления к Жизни Вечной.
Аминь
прот. Виктор Смирнов
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Когда Иисус Христос со своими учениками удалился в пустынное место близ Вифсаиды, за Ним последовало множество народа из окрестных городов и селений. Оставив будничные дела, забыв о пище и питии, эти люди наслаждались речами Господа Иисуса Христа, они впитывали как мед и млеко Его Божественное учение. Уже наступал вечер, и сгущались сумерки, а никто и не думал уходить. Тогда апостолы и предложили Спасителю отпустить слушавших Его людей, чтобы они не остались голодными, и купили бы себе где-нибудь еды. Но Господь поступил иначе, тем кто так жаждал духовного хлеба, Он даровал им и хлеб земной.
В том пустынном месте собралось более пяти тысяч человек, а у апостолов было всего пять хлебов и две рыбы. Однако эта скудость, по воле Господней превратилась в изобилие, этой малости хватило на всех. На глазах у изумленного народа длилось и длилось чудо преломления хлебов и рыб, так что ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать полных коробов (Мф. 14,20).
Это насыщение пяти тысяч, было не чудом ради чуда а знамением полноты щедрости Господней для ищущих Его. Не сытости просил народ, стремящийся в след за Спасителем, а благовествования, и Он утолив великую духовную жажду людей, также не забыл и о малых земных их нуждах. Так вот, ищущим Царства Небесного, прилагаются и земные блага. Искушая Спасителя в пустыне, диавол предложил Ему превратить камни в хлеб. Смыслом этого коварного искушения было: - "Накорми народ, и люди пойдут за Тобой." Не так ли, и большевики в семнадцатом году обещали народам изобилие? Однако сам хлеб, которым так была богата дореволюционная Россия, превратился при них в окровавленные камни лагерных строек. Этот страшный урок, и доселе не понят многими политиками утверждающими, что главное, - накормить народ, а все остальное приложится. Но не будет ни хлеба, ни мира у забывших Господа.
Отвергая лукавый соблазн, Спаситель сказал: "Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих." (Мф 4,4). Человек сотворен по образу и подобию Божию не для того, чтобы опустошать свою бессмертную душу в погоне за животным насыщением, но ради Вечной жизни в духе и истине.
В пустыне близ Вифсаиды, Господь напитал народ хлебом и рыбой. Но нет сомнения, что эта простая нехитрая еда, была в устах вкушающих слаще любых изысканных лакомств. Ведь это была не просто пища, но дар Божий. Перед чудом умножения хлебов и рыб Господь благословил их, и земная трапеза претворилась в трапезу духовную, вкушение пищи стало священнодействием, молитвой благодарения.
Так и земные дары могут служить просветлению наших душ.
Мы с вами, дорогие братья и сестры, забываем, что наша еда - это тоже дар от милосердного Господа. "Яко всякое даяния благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе Отца Светов", слышите вы эти слова, которые произносит священник в конце Божественной Литургии на заамвонной молитве. Потому что, забыв про это, нам и кажется невкусным хлеб, и горькой вода, а выходя из-за стола, мы не ощущаем ничего кроме раздражения и тяжести в желудке. И нам ли, быть неблагодарным, и сетовать на скудность трапезы, когда и такой не заслуживаем? А чтобы не приключилось нам чего худшего, вспомним совет святителя Василия Великого: "Отложив скорбь о том, чего у нас нет, научимся воздавать благодарность за то, что есть."
Милосердие Господне бесконечно. Чтобы напитать сынов и дочерей человеческих, Сын Божий преломлял обычный хлеб, умножающийся в Его руках, то было чудо укрепляющее в вере народ в Сына Божия, в Его Божественное учение о спасении и жизни вечной. Но вот пришло время, и Спаситель нас ради преломил на Кресте Пречистое Свое Тело, Он принес в жертву Самого Себя, дабы даровать нам Хлеб Вечной жизни.
Среди искушений нынешнего времени, мы порой дорогие братья и сестры, не прислушиваемся к животворящему слову Божию. Прискорбное малодушие и пагубное маловерие! Нам доступна Чаша Причастия, из которой Господь питает христиан Своею Плотью и Кровью. Так неужели Спаситель медлит насытить нас простой земной пищей, если увидит наше рвение к дарам духовным.
В житии Преподобного Сергия Радонежского содержится рассказ об оскудении, постигшем однажды его обитель. Сам Преподобный безропотно питался лишь гнилыми хлебами, но один из монахов возроптал тогда на Сергия и дерзостно говорил: "Плесневелые хлебы! Как же нам не пойти в мир просить хлеба! Слушая тебя, погибаем ныне от голода." Видя ослабевших и огорченных свою братию, Преподобный Сергий учил их мудростью из Священных Писаний: "Благодать Божия не без искушений бывает; по скорби же радости ожидаем. Сказано: вечером водворится плач, а заутра радость. И вы теперь имеете скудость в хлебе и недостаток в пище, а завтра насладитесь умножением яств." Он еще говорил им, но уже кто-то стучался в ворота обители. Вратарь, приникнув к скважине, увидел, что принесено множество брашен неизвестно откуда. Преподобный Сергий повелел ударить в било и пошел с братией в церковь отслужить благодарственный молебен. После молебна все сели за трапезу, и перед ними были положены хлебы, неизвестно кем посланные и испеченные, ибо хлебы были горячими, и не было поблизости жилья, а лишь глухие леса...
Были те хлебы пышны и мягки, сладость же вкуса их была странна и неслыханна: словно сдобрены были сладостью меда, маслом семянным и пряностями. И с тех пор монахи привыкли не огорчаться ни в скорби, ни в нужде, но все терпели с усердием и верою, надеясь на Господа Бога и имея залогом Преподобного отца нашего Сергия."
По милости Божией, Православный Русский народ имеет залогом не одного Преподобного Сергия Радонежского, но весь бесчисленный сонм подвижников и мучеников, в земле Русской просиявших, и ныне предстоящих с молитвою за нас пред Престолом Всевышнего. Чего и кого мы убоимся, имея таких заступников и ходатаев?
"Ищи того, что Божие, и человеческое последует весьма легко," - говорит святитель Иоанн Златоуст. Отложим же мелочные, малодушные заботы о временном, ради благого попечения о вечном, и Господь Сам пошлет нам все необходимое, и для земного бытия и для приуготовления к Жизни Вечной.
Аминь
прот. Виктор Смирнов