Back to top

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Об исцелении слуги капернаумского сотника

04.07.23 11:45
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приветствую вас, братья и сестры!

"И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе." (Мф. 8,13) слышим мы слова сегодняшнего Евангелия.

Легко и просто совершаются чудеса Господни для тех, кто имеет искреннюю веру и твердое упование. С верою обратился сотник к Спасителю с просьбой об исцелении своего больного слуги, - и не потребовалось ни лекарств, ни заклинаний, ни даже присутствия Иисуса Христа у постели страждущего. Одно лишь слово прорек Господь сотнику, и выздоровел слуга его в тот час (Мф 8,13). "Вера открывает даже врата смерти, заключает небо, изменяет пределы природы, превращает пламень в росу," - говорит святитель Иоанн Златоуст. Вера, есть великий дар Божий, делающий человека могущественным и неустрашимым, так что для него уже нет ничего невозможного. И таким даром сполна обладал капернаумский сотник, так что Сам Спаситель "удивился" вере его. Но почему же этот воин - язычник, удостоился столь щедрого дара от Господа?

В Священном Писании, в немногих словах содержится очень многое, читая их, мы словно воочию видим духовный облик этого удивительного человека. Прежде всего, поразительно смирение сотника. Высокопоставленный римский офицер, который обладал богатством и властью, был представителем всемирной империи, подчинявшей себе страны и народы, и как легко ему было возгордиться. А кем мог казаться Спаситель подобному покорителю мира? Всего лишь странствующим проповедником, бесприютным, бедным и бессильным. Но вот, знатный римлянин говорит Иисусу: "Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой." (Мф. 8,8).

Сотник привык не только повелевать, но и подчиняться. Кому, как не ему было знать, что по одному слову, сказанному в Риме императором, в дальних краях приходят в движение десятки тысяч людей, бросаются в бой легионы, рушатся и созидаются царства. Но земная власть, все же имела свои пределы.

Капернаумский сотник, безошибочно постиг своим духовным зрением, что совершаемые Иисусом деяния не мог бы совершить никакой земной человек. Смиренный и навыкший послушанию римлянин, прозрел в Учителе из Галилеи Владыку владык, Царя царствующих и Господа господствующих. Сотник просит Спасителя; - "скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: прииди, и приходит; и слуге моему сделай то, и делает" (Мф. 8,8-9)

Если вдуматься в это, столь спокойно и четко высказанное сотником убеждение, открывается смысл поистине поразительный. Сотник утверждает, что единому слову Иисуса Христа повинуются стихии, то есть, исповедует Его Господом Вседержителем. И это делает язычник, задолго до подобного же исповедания Апостола Петра прежде совершения величайших чудес Воскресения и Вознесения. Потому то и говорит Спаситель о сотнике: "И в Израиле не нашел Я такой веры." (Мф. 8,10).

Да, сотник принадлежал к римскому народу, не знавшему Божественного Откровения и не ждавшему Мессию. Однако духовное зрение этого римлянина было настолько острым, что он смог узреть тайны Божии такими, как они есть, а не как могло представиться лукавому рассудку. Умствующим фарисеям и книжникам Христос казался не похожим на того Мессию, которого рисовало их тщеславное воображение. Сотник же, узрев перед собою Бога во плоти, не рассуждал и не спорил, а совершил подвиг веры. Иудеи возносились, и гордились перед язычниками дарованным им Законом Божиим, но вот что говорит Спаситель после встречи с сотником: "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов." (Мф. 8,11-12).

Сынами царства мнили себя фарисеи, но их благочестие было фальшиво. А сотник был истинно благочестив, своим человеколюбием, и добрыми делами. Сотник познал Бога душой, внимательно прислушиваясь к голосу совести.

Поэтому и с завоеванным народом он поступал по совести. Большинство римлян враждебно относились к иудеям, а капернаумский сотник был с ними милостив и добр, выстроил для них молитвенный дом. В понятиях того времени слуга, раб, считался не человеком, а вещью, но сотник склоняется перед Господом в смиренном прошении не за себя, не за своих родных, а за слугу, которым дорожит, и которого любит. Еще не зная Господа, чистый сердцем сотник выполнял великую заповедь Господню: "возлюби ближнего своего, как самого себя." (Мф. 22,39).

Смирение и любовь к ближним, - вот те добродетели, которым капернаумский сотник стал обладателем, сокровища веры, которых, по слову преподобного Исаака Сирина, "не вмещают ни земля, ни Небо."

Дорогие братья и сестры!

От маловерия происходит наша слабость и наше уныние, наши болезни и наши горести. Ведь Бог не слышит тех, кто не доверяет Ему, только лишь верным доступно любое чудо. Некоторые говорят, хочу уверовать всем сердцем, но не получается. Но ведь стяжать сокровище веры, можно только приуготовив для него свою душу. И пример нам в том, - смиренный и братолюбивый сотник. "Свойственно милости рождать веру, и вере - милость," - говорит святитель Игнатий Брянчанинов.

Стяжав святую веру, мы сможем помочь и себе, и своим близким. "Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой," (Деян. 16,31) - гласит Священное Писание. Верою и любовью созидается счастье семейное, теплой молитвою спасают родители детей, дети родителей, мужья - жен и жены - мужей.

Неверие и грех, ничего не оставляют в душе человека, кроме мрака, пустоты, уныния и отчаяния. И если таких людей постигают несчастья, гонения, они теряют мужество, впадают в отчаяние. Умирая без веры и покаяния, в своем ожесточении, они идут на вечные муки. Человек пойдет в вечность с тем, что приобрел он здесь, на земле. Приобретет веру, и любовь, - с этим пойдет в вечную радость; приобретет неверие, гордость, - с этим пойдет в адское мучение, где уже будет бесполезное раскаяние и вечные угрызения совести.

"Дай нам Господи, смирение и веру сотника, и как некогда избавил слугу его от временной смерти, так паси и наши души от смерти вечной."

Аминь

прот. Виктор Смирнов