Back to top

Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

21.05.24 16:00
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Рад приветствовать вас, дорогие отцы, братья и сестры и поздравить с престольным праздником. Сегодня мы совершаем память святого апостола Евангелиста Иоанна Богослова, и почитаем ученика Бога Слова. Он был любимый ученик Христов, и в силу качеств души, которыми он обладал: невинный, горячий, сильный, умный - удостоился имени любимого ученика.

Святой Иоанн был сыном рыбака Заведея. До призвания в апостольское служение он занимался вместе с отцом и братом рыбной ловлей, был учеником Иоанна Крестителя. Он был среди тех, кто пошел за Иисусом Христом после слов Иоанна Крестителя, указывающего на Иисуса Христа: "Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира." (Ин. 1,29). После чудесного лова рыбы, когда по слову Иисуса Христа; велевшему закинуть сеть по правую сторону лодки, поймали множество рыб, так что и сети прорывались, Иоанн понял, что только Всемогущий Бог может творить такие чудеса, а потому оставляет своего отца, сети, и идет за Господом. Господь возлюбил его за девственную чистоту, за кротость и смирение. Как свидетель, он присутствует при всех важных моментах земной жизни Иисуса Христа и Его чудесах. Он был свидетелем воскрешения дочери Иаира, он был свидетелем славного преображения Господа, он присутствовал при молитвенном подвиге Спасителя в Гефсиманском саду. Святой Иоанн был свидетелем суда и истязаний своего Учителя. Он же с Пречистой Богоматерью стоял при кресте. Ему Господь поручает Свою Матерь. Святой Иоанн, помогал Божией Матери до самого ее Успения. После Успения Божией Матери, святой Иоанн отправляется в Ефес с проповедью о распятом Иисусе Христе. Плоды его проповеди были видны всем; идольские капища рушились, мертвые воскресали, множество больных получили исцеление. Император Нерон, видя успехи христианства, призывает к себе Иоанна и требует отречения от Христа.

И когда святой Иоанн твердо исповедовал свою веру в Господа Иисуса Христа, ему дают выпить смертоносный яд. Когда же мучители увидели его живым и невредимым, его бросают в котел с кипящим маслом, но и здесь Божия благодать сохранила его. После этих мучений, его отправляют в ссылку на остров Патмос. По пути на место своей ссылки, святой Иоанн совершает множество чудес, и обращает многих в христианство. На острове Патмос вместе со своим учеником Прохором апостол Иоанн провел несколько лет. Там апостолом Иоанном было написано "Откровение" (Апокалипсис), в котором раскрыты тайны судеб мира.

По возвращению в Ефес святой Иоанн наложил на себя семидневный пост, и удалился на гору. По истечении срока поста раздался гром, от которого в страхе пал Прохор, ученик апостола Иоанна. Слышанное от Духа Святого святой Иоанн передал своему ученику, который все записывал. "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог." (Ин. 1,1). Так было написано Святое Евангелие, в котором было раскрыто, что Господь Иисус Христос есть Истинный Бог и Человек; что Бог один, но в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святый. Бог Отец, предвечно раждает Сына, Дух Святый предвечно исходит от Отца. Эта тайна Святой Троицы для нас непостижима.

Святые отцы для нас делают такое сравнение. Солнце одно, но от него исходят лучи, которые дают свет. Это Сын Божий, просветивший мир светом Божественного учения. Солнце дает тепло, - это Дух Святый, Который все согревает, всему дает жизнь. "Апостолом любви именует святая Церковь Иоанна Богослова. В своих посланиях он пишет, что кто исповедует, что Иисус Христос есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Мы должны любить друг друга. "Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает и любовь Его совершенная есть в нас." (Ин.4,12) Кто говорит: "Я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит. Нет здесь истинной любви, это ложь. Господь говорит в Евангелии от Иоанна: "Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое." (Ин 14,23) Слова о любви апостол Иоанн Богослов помнил и повторял до самой смерти: "Дети! Любите друг друга. Если будете любить друг друга, то исполните весь закон!"

Прожив более ста лет, Иоанн просил учеников своих похоронить его. Когда же другие ученики, узнав об этом, пришли и раскопали могилу апостола, то не нашли его тела, таинственным образом взятого Господом. Отсюда рождается Церковное предание о том, что Иоанн Богослов не умер, что он остается в ожидание пришествия Христова, как один из не умерших. Потому что у нас есть не умерший Енох, седьмой от Адама. Который был праведный, которого небеса приняли, он не видал смерти. Потом есть Илия, который после Моисея жил уже во времена закона и тоже не умирал, но забрало его небо на колеснице огненной. И вот вполне возможно, что Иоанн Богослов тоже не умер. Это вообще великий человек, он хранитель Богоматери при кресте Христовым. Христос усыновил его Богоматери, а Ее отдал ему на попечение. Он сказал: "Жено, се сын Твой." А ему сказал: "Се Мати твоя." И с тех пор он Ее оберегал и хранил. Он был хранитель самых больших святынь. На Тайной Вечере Иоанн Богослов лежал на персях Господних. Он слышал, как бьется сердце Христово, сердце Богочеловека, Который уже готовился идти на смерть. Раньше ели не сидя, а лежа, и Господь возлежал и Иоанн лежал рядом с ним, лежал на персях Его. Он как ближайший друг лежал на груди Иисусовой, и он слышал биение сердца Господня. И это сердце, бьющееся, готовящееся к смерти, непрестанно молящееся сердце. Потому что сердце Христов - это сердце непрестанно молящееся. Оно звучало в ушах Иоанна Богослова.

И потом он стоял под крестом, один из всех апостолов, и Господь дал ему Свою Маму на попечение потому что у Нее больше никого нет. Иосиф Обручник умер, Сын единственный на кресте, больше нет никого. И Он усыновил Иоанна Божией Матери, и они стали родственниками, под крестом обручились в священное родство. И он хранил Ее, берег, то есть он хранитель самых великих тайн. Он все знает.

Он созерцатель, хранитель и вместитель больших откровений. И о нем Господь говорит: "если Я захочу, чтобы он пребывал до конца, пока Я приду, что тебе?" Вполне возможно, ведь мы знаем из предания, что Иоанна похоронили, потом пришли и не нашли его в гробу. Взят ли он был из гроба, что с ним было? Мы сейчас с трудом можем сказать, не знаем. Вполне возможно, что он является наследником той же благодати, которая есть у Еноха и Илии, и Богородицы. Потому что Божией Матери тоже в гробу нет. Ее гроб пуст. Нет мощей Богоматери на земле. Богоматерь взята в небо. И Иоанна в гробу нет, и Господь заранее Петру говорит: Если Я хочу чтобы он пребывал, когда Я приду, что тебе? Ты по Мне гряди. И пошел голос по братии, что ученик тот не умрет, пока Господь не придет. И не сказал Ему Господь, что не умрет. Просто был голос между учениками. Если Я хочу, чтобы он пребывал, когда Я приду, что тебе? Этот ученик написал в своем Евангелии, и мы знаем, он опять в третьем лице о себе говорит, то есть не говорит: "Я знаю, что я написал правду." Он говорит; Иоанн пишет про себя: "Сей ученик написал о себе то, что он знает. И мы знаем, что истина его есть в писании, его свидетельство."

Безусловно, Иоанн Богослов - это одна из таинственнейших и редчайших личностей в мировой истории. Где-то он сопоставим с Илией Пророком, где-то с Иоанном Предтечей. Будучи любимейшим Христовым учеником, этот человек является кладезем тайн и неизреченных откровений. Апокалипсис Иоанна Богослова - это единственная книга пророчества Нового Завета. Она говорит о том, что Иоанн видел все. Он видел зверя, выходящего из бездны, и небесный город, сходящий свыше, столкновение народов и войну за истину, и смерть праведных и души убиенных под жертвенником Божиим.

Он видел все, что касается конечных судеб мира.

Когда его ученики просили: скажи что-нибудь, отец, подскажи нам, наставь нас - то он, уже не имея сил по старости, говорил: "Дети, любите друг друга." При том, что он говорил просто, он говорил вещи, которые больше кроме него никто не говорил. То, что сказал Иоанн, больше никто в жизни, вовеки не говорил. Почитая святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, мы должны знать что имя "богослов" Церковь дала ему за глубину ведения таин Божиих, которые отчасти он изложил в своих книгах: Евангелии, Посланиях и Апокалипсисе. Сегодня празднуя память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, имея такой пример святости, постараемся оправдать данную нам православную веру, жизнью по этой вере. Ведь истинный богослов, - это тот, кто исполнил в своей жизни заповеди Христа. Кто любит своих врагов и обидчиков - тот богослов. Кто плачет о своих грехах - тот богослов. Кто много страдал ради Христа - тот богослов. Вот такому богословию и нужно нам учиться прежде всего, и такими богословами дайна Бог всем стать.

Аминь

прот. Виктор Смирнов