Back to top

6-я Неделя по Пасхе, о слепом

13.06.24 14:00
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

Вот уже и наступило последнее воскресенье перед отданием Святой Пасхи. И в сегодняшнем Евангелии мы слышим о чудесном событии: даровании зрения тому, кто родился слепым, даровании зрения тому, кто никогда не видел солнечного света, не видел красот Божиего мира, несчастнейшего человека и страдальца.

Но, судя по том, что написано в Евангелии об этом человеке, на котором явилось чудо Божие, он был сильным и мужественным, он нес свою обездоленность и горе без ропота.

Ибо Сам Спаситель свидетельствует о нем, что не следствием греха является его слепота: "Ни сей согрешил, ни родители его," - а дальше замечательные слова: "Но да явится дела Божии на нем" (Ин 9.3). И сила Божия в простых, ничем не предвещающих чуда действиях, совершает чудо. "Идеже хощет Бог, побеждается естества чин."

Иисус Христос сделал то, что ни один земнородный сделать не мог, - слепорожденный прозрел, заключенные от рождения очи отверзлись. Но для страдальца совершилось исцеление не только телесное, прозрели его очи, а духовное; он увидел тот час в Иисусе Христе Сына Божия. И весть о совершенном чуде, во мгновение ока облетела город, и всколыхнула умы людей. Кто Он, сотворивый неслыханное? И народ разделился. Для одних, увидевших в Целителе человека Божия, ибо грешник не может сотворить ничего подобного, "яко Бог грешников не слушает," наступило духовное прозрение, и, освободившись от духовной слепоты, они слышат зов Божий.

Другие же, кто не пожелал видеть чуда, усмотрели в Господе лишь нарушителя субботы. Лицемерная показная набожность и гордость восстали против очевидного, и зрячие ослепли; духовная слепота исказила для них мир, сделала невозможным видеть свет истины.

Грех гордости и самодовольства, грех лукавого неверия восстал на простоту веры, ясно зрящей истину. Фарисеи изгоняют прозревшего. Книжная ученость изгоняет истину веры.

А Господь произносит слова: "На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы". (Ин 9,39). С тех пор суд Божий совершается постоянно и в наши дни, и над нами. Мы иногда прозреваем духовно, но как часто, ослепленные грехом теряем луч света - света Христова, и бредем по жизни во тьме, мня себя зрячими. Главное бедствие нашего времени как раз и заключается в исключительной духовной слепоте людей. Духовный разум, который может ясно видеть свет истины, становится теперь крайне редким явлением. Плотской разум, погрязший в вещах сего жития, любящий только земная, всегда ведет противоборство с учением и откровением Божественным. А для стяжания духовного разума нужно прежде всего послушание разуму Вселенской Православной Церкви.

"Не преставай, говорит преподобный Ефрем Сирин, - испытывать Божественные писания, не преставай вопрошать Матерь свою Церковь." Свет Христова учения, свет Его любви просвещает всякого человека в мире. И любовь эта та проба, по которой проверяется - слепы мы, или зрячи, больны или здоровы? Вспомним слова Спасителя: "Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха, но как говорите, что видите, то грех остается на вас." (Ин 9.41.)

Духовную слепоту порождает грех, и духовная слепота укореняет человека во грехе. И грубеет и ожесточается человеческое сердце. И слухом слышит, и глазами видит, но не внемлет ни тому ни другому. И грех ожесточения, и упорства против истины, и противление ей, делают человека участником бесплодных дел тьмы. И слабеет голос сердца, и холодный рассудочный гордый ум попирает христианскую любовь.

И вот человек ослеп окончательно. И Бог отступает от него. Так совершается над упорным умником суд Божий. "Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят и уши, которыми не слышат, даже до сего дня" (Рим. II,18) И вот ныне, как всегда, ставит перед нами Евангелие сегодняшнего дня вопросы: а кто же мы? здравы мы или больны? зрячи мы или слепы? В Боге мы или дух мира сего увел нас от Него в страну далече?

Проверяется наша преданность Христу и Его заветам во вся дни нашей жизни. И нам нужно жить так, чтобы давать отчет себе и другим, а когда нужно и ответ, с уверенностью в истине и без смущения, что Святая Православная Церковь - это столп и утверждение истины!

Однажды преподобный Макарий Египетский переправлялся через реку со своими учениками, услышав слова, которые мальчик говорил своей маме: "Мама, есть один богатый добрый человек, который меня любит, а я его ненавижу. Есть другой бедный злой человек, который ненавидит меня, а я его люблю." Преподобный Макарий задумался, ученики его спросили: "Что же такого интересного сказал мальчик?" И преподобный Макарий ответил: "Есть Господь, Который все имеет, Который любит нас, а мы Его не слушаемся. Есть дьявол, бедный, ничего не имеющий, который ненавидит нас, а мы любим его беззакония." И человек, прилепившийся к земному духу времени, к бесовским нечистотам, он слепнет внутренне, он делается духовно слепым. Он уже не видит Бога. Может быть, он много знает в какой-то земной области по человеческим меркам, но душа то его закрыта для Бога, для вечности.

"По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин 13,35). Вот то главное что мы должны сохранить с вами в любых обстоятельствах. Вот мера нашего духовного зрения. И дай Бог нам с вами не оказаться духовно слепыми и не уклониться от истины во Христе.

И вот сегодня Церковь в повествовании о слепорожденном напоминает нам дорогие братья и сестры, о том, чтобы мы, получающие многие дары от Бога, исцеляющего нас от разных недугов, пребывающего рядом с нами, не забывали, что "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14, 22). И вот как сказал преподобный Серафим Вырицкий "Жить надо не так как ты хочешь, а как Бог дает." А апостол Павел сказал: - "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, и за все благодарите Бога: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас."

Нам надо знать одно, что у Бога не бывает ошибок и неправды, и что Он милосерд беспредельно.

Аминь.

прот. Виктор Смирнов