Back to top

Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы. Антипасха.

13.05.24 10:45
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе!

В нынешний день, второе воскресенье после Пасхи, мы чествуем апостола Фому. Многие считают, что апостол Фома был самым сомневающимся, самым неверующим из апостолов, но на самом деле это не так. Церковь установила отмечать его память в первое воскресенье после Пасхи, и этот праздник очень значительный. Церковные песнопения называют благим неверие Фомы. История вспоминаемых событий такова.

Когда Спаситель накануне Своих страданий позвал Своих учеников идти в Иерусалим, все ученики отговаривали Спасителя, помня о заговоре первосвященников. Они боялись опасности, и только апостол Фома сказал: "Пойдем, умрем вместе с Ним." (Ин. 11.16).Апостол Фома был горячо предан своему Учителю, но он не мог легко воспринять то, что ему казалось невозможным. Как каждый из нас сомневается во многом, и эти сомнения сопровождают нас порою всю жизнь, так и апостол Фома должен был сам удостовериться в истине Воскресения Христова для того, чтобы потом без всякого сомнения нести веру многим народам.

Господь на восьмой день очередной раз является Своим ученикам, среди которых присутствует апостол Фома, и говорит ему: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим:"(Ин. 20:28) Апостол Фома восклицает: "Господь мой и Бог мой." (Ин. 20:28). Это первое исповедание Спасителя как Бога, как Творца вселенной. Да, многие видели от Него чудеса. Ну и что? Бывают разные чудотворцы. Спаситель воскрес, но быть может, Он какой-то необычный человек, может быть, Ангел во плоти. Признать Его Богом, тем более для иудея, который который знал из Ветхого Завета, что Господь, Творец и Создатель всего, непостижим, что Он совершенно не человек, что Он всесовершенный Дух, и исповедовать Христа Творцом и Богом, Создателем всего, - это было необычно. Апостол Фома первым из апостолов еще до сошествия Святого Духа, исповедует Спасителя Богом и Творцом. Эту весть он несет потом в южные страны: в Индию, в Месопотамию, где впоследствии претерпевает мученическую смерть.

У нас, как людей сомневающихся, может возникнуть и такой вопрос: "Господь явился Своим учеником, двенадцати, семидесяти. А почему бы Ему не явиться просто в Иерусалиме перед теми, кто Его распял, перед первосвященниками? Может быть, они бы и уверовали в Него?" Нет, Его бы взяли и вторично распяли. Диавол знает, что Господь есть, и желает уничтожить Его, желает убить Его.

Вера это не просто то, что мы видим или осознаем, но это и жизнь по иным законам, это и служение Богу, и любовь к Нему, это исповедание христианства, ношение скорбей, страданий.

Вера и добрые дела неразрывно связаны. Вера нужна для добрых дел, но добрые дела совершаются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Потому что ради веры нисходит благодать Господа нашего Иисуса Христа на того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и великая благодать, у кого мало веры - мало и благодати. Нужно помнить, что одна вера, даже истинная и православная, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел.

Проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям Божиим и богоугодным делам. Ибо для оживотворения то есть выражения веры необходима сила, обладая которой, можно это совершать. Поскольку невозможно угодить Богу без веры, но только добрыми делами по вере, то явно, что вера дает силу творить добрые и богоугодные дела по воле Божией. Вера же не только в том, чтобы веровать во Христа и во все слова Его, но больше в том, чтобы дерзать о Христе и в сердце носить уверенность, что силой Христовой мы можем и освободиться от зла и совершить всякую добродетель (Преподобный Симеон Новый Богослов)

Видишь на дереве сухую ветвь, которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющей свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть "Истинная виноградная лоза" (Ин. 15.1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф. 5,30). Он чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким. Такому Бог грозит судом Своим. "Уже и секира при корене древа лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и в огонь бросают." (Мф 3,10) Это рассуждение учит тебя, христианин, осмотреться, имеешь ли веру, которая своими плодами, то есть добрыми делами, себя проявляет. (Свят. Тихон Задонский 104, 301-302)). Вера в Евангелие должна быть живая, нужно веровать умом и сердцем, исповедовать веру устами, выражать, доказывать ее жизнью (108,499). А чтобы загореться так, как апостол Фома, готовым быть на все, без всякого сомнения, - это великий подвиг. И Церковь сегодня прославляет апостола Фому, потому что он узрел Бога, и никогда уже не входили в его душу никакие сомнения. Он с радостью отдал жизнь за Христа. И Церковь нам показывает, как велик подвиг веры, как трудно преодолеть наши сомнения, и укрепляет нас в нашем служении Богу и вере во Христа. Всех Господь зовет вкусить от Его трапезы, никого не отчуждает. Радость же о Воскресении Господа нашего да введет во всех нас и силу Воскресения Его, живоносную и спасительную.

Будем же помнить дорогие братья и сестры, что вера без добрых дел мертва. И пока мы еще живы, у нас есть возможность потрудиться во славу Божию, чтобы Господь простил нам грехи наши. И если на вашу долю выпала честь помочь устроительству храма, не теряйте времени пока дается шанс. Знайте дорогие братья и сестры: Бог никогда в долгу не бывает.

Воистину воскрес Христос!

С праздником.

прот. Виктор Смирнов