Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня праздник Вербное воскресенье. И мы шли к этому празднику сорокадневным постом. Зима прошла, весеннее ликование, Божия весна, ветер Пасхи дует нам в лица.
Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому, но прославление Его будет через смерть. Так написано, и так подобает пострадать Христу, и войти в Славу Свою. Крест становится скипетром царским Силы Христовой, оружием победы, знамением спасения, поклонением всех царств, славою всех народов.
В последнее воскресенье перед Пасхой Православная Церковь отмечает одно из главных событий земной жизни Иисуса Христа - торжественный Вход Господень в Иерусалим. Его называют также Неделей ваий - этими пальмовыми ветвями восторженный народ встречал въезжающего в Святой Град Спасителя. А у нас в России этот день именуется Вербным воскресеньем, потому что верба распускается у нас раньше всех других деревьев. Ее освященные веточки заменили собой пальмовые ветви и стали символом праздника. Вербное воскресенье является рубежом между окончанием Великого поста и грядущей Страстной недели. Сегодня мы вспоминаем евангельское событие входа Господня в Иерусалим, единственное событие в Евангелии, которое связано с внешним, человеческим прославлением Спасителя. Люди ликовали, встречая Того, Кто воскресил Лазаря. У одних это было естественное чувство уважения, у других, может быть, страха, у третьих - любопытства, потому что Иисус Христос совершил то, чего не мог совершить человек. И вот совокупность всех этих чувство и приводила людей в движение, в некий экстаз, которым и сопровождалась встреча Спасителя, смиренно шедшего на страдания в Иерусалим.
Как быстро проходят торжества человеческие, и чаще всего не оставляя никакого следа в душе, так и слава человеческая тоже проходит. И мы знаем, что слава и честь, которые были возданы Спасителю со стороны тех жителей Иерусалима и паломников, которые собрались на праздник Пасхи, скоро прошла. Но наше прославление Спасителя, основано совсем на ином. Мы знаем, что воскресением Лазаря Он предварил общее Воскресение: "Общее Воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл если Лазаря Христе Боже." Именно этими словами прославляем мы сегодня Спасителя, воскресившего Лазаря, а затем через Свое собственное Воскресение воскресившего к жизни весь род человеческий, победившего смерть.
Но совершенно очевидно, что смерть существует и для того, чтобы проникнуть в смысл всего, что совершил Христос для нас. Мы должны задуматься о том, что есть смерть, и что есть Воскресение. Человеческая болезнь, старость, потеря ил, потеря жизнеспособности человеческого организма, заканчиваются смертью. Смерть - это и есть прекращение всякой деятельности человеческого организма. Там мы и воспринимаем смерть. В этом смысле смерть является вершиной человеческого страдания. Смерть венчает собой самое тяжелое, что только переживает человек, - предсмертную муку. Для одних эта мука продолжительная, связанная с долгой болезнью, для кого-то эта мука скоропостижная, но это всегда мука и всегда апогей человеческого страдания.
Но ведь душа бессмертная. Что же означают смерть и Воскресение если душа не умирает? В Ветхом Завете посмертное состояние человеческой души связывается с особым местом пребывания. Древние евреи называли это место "шеол" - место печали, место скорби, место тьмы. Мы называем это место адом. В аду нет жизни, потому что ограниченность абсолютна. Там есть только одно страдание, а страдание - это не жизнь. Жизнь - это всегда свобода, а свободы там нет, потому что есть только одна ограниченность.
Почему мы называем Христа разрушителем смерти? Потому что Он, спустившись во ад, после Воскресения, вывел оттуда праведников в жизнь. Победа Христа над смертью есть способность после физической смерти обрести бессмертие и свободу, разрушить всякую ограниченность, а вместе с этим разрушить всякое страдание. бог есть жизнь и источник жизни, а это означает, что жизнь в полном смысле только там где Бог. И рай - это то место, где Бог; и потому там жизнь. И Христос Своим Воскресением сделал возможным жизнь нашего духа после смерти, - не нахождение в аду, где нет жизни, а одно страдание, но где есть жизнь с Богом, где есть приобщение к Божественной жизни, к полноте бытия, к подлинной свободе в Боге. Поэтому, когда мы говорим о том, что Бог воскресил нас во Христе, это означает способность нашего духа жить вечно. И что, перед этой вечностью в общении с Богом, прекращение физической человеческой жизни?
Но воскресение имеет отношение и к нашей земной жизни. Если жизнь есть жизнь с Богом, то жизнь без Бога это всегда торжество ограниченности, страдания и скорби, а с Богом даже человеческая боль и человеческое страдание преобразуются и перестают быть осознанной ограниченностью. Ведь так было со святыми мучениками: их подвергали страшным истязаниям и заточали в камеры смертников, их бросали в в нечеловеческие условия.
В Армении есть место страданий святителя Григория, Просветителя Армении. На глубине почти десяти метров - каменный мешок, в котором святитель в полной темноте прожил десять лет со скорпионами и змеями, в холоде, в нечеловеческих условиях, это было такое безумное страдание, такое ограничение свободы, которое, наверное, ни один человек просто не мог бы перенести. А святитель перенес, потому что он жил с Богом.
Примеры святых мучеников, примеры Церкви свидетельствуют нам о том, что и в нашей физической человеческой жизни - жизнь там, где Бог. А где Бога нет, там видимость жизни. И всякие человеческие радости, веселье, слава и торжество так же быстро проходят, как прошло то торжество, которое сопровождало вход Господень в Иерусалим. Вечным и неизменным остается Бог, Своею силою воскрешающий человека к жизни вечной. Именно сегодня, мы и празднуем это общее Воскресение, предвосхищая Пасхальное торжество.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня праздник Вербное воскресенье. И мы шли к этому празднику сорокадневным постом. Зима прошла, весеннее ликование, Божия весна, ветер Пасхи дует нам в лица.
Пришел час, - говорит Господь, - прославиться Сыну Человеческому, но прославление Его будет через смерть. Так написано, и так подобает пострадать Христу, и войти в Славу Свою. Крест становится скипетром царским Силы Христовой, оружием победы, знамением спасения, поклонением всех царств, славою всех народов.
В последнее воскресенье перед Пасхой Православная Церковь отмечает одно из главных событий земной жизни Иисуса Христа - торжественный Вход Господень в Иерусалим. Его называют также Неделей ваий - этими пальмовыми ветвями восторженный народ встречал въезжающего в Святой Град Спасителя. А у нас в России этот день именуется Вербным воскресеньем, потому что верба распускается у нас раньше всех других деревьев. Ее освященные веточки заменили собой пальмовые ветви и стали символом праздника. Вербное воскресенье является рубежом между окончанием Великого поста и грядущей Страстной недели. Сегодня мы вспоминаем евангельское событие входа Господня в Иерусалим, единственное событие в Евангелии, которое связано с внешним, человеческим прославлением Спасителя. Люди ликовали, встречая Того, Кто воскресил Лазаря. У одних это было естественное чувство уважения, у других, может быть, страха, у третьих - любопытства, потому что Иисус Христос совершил то, чего не мог совершить человек. И вот совокупность всех этих чувство и приводила людей в движение, в некий экстаз, которым и сопровождалась встреча Спасителя, смиренно шедшего на страдания в Иерусалим.
Как быстро проходят торжества человеческие, и чаще всего не оставляя никакого следа в душе, так и слава человеческая тоже проходит. И мы знаем, что слава и честь, которые были возданы Спасителю со стороны тех жителей Иерусалима и паломников, которые собрались на праздник Пасхи, скоро прошла. Но наше прославление Спасителя, основано совсем на ином. Мы знаем, что воскресением Лазаря Он предварил общее Воскресение: "Общее Воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл если Лазаря Христе Боже." Именно этими словами прославляем мы сегодня Спасителя, воскресившего Лазаря, а затем через Свое собственное Воскресение воскресившего к жизни весь род человеческий, победившего смерть.
Но совершенно очевидно, что смерть существует и для того, чтобы проникнуть в смысл всего, что совершил Христос для нас. Мы должны задуматься о том, что есть смерть, и что есть Воскресение. Человеческая болезнь, старость, потеря ил, потеря жизнеспособности человеческого организма, заканчиваются смертью. Смерть - это и есть прекращение всякой деятельности человеческого организма. Там мы и воспринимаем смерть. В этом смысле смерть является вершиной человеческого страдания. Смерть венчает собой самое тяжелое, что только переживает человек, - предсмертную муку. Для одних эта мука продолжительная, связанная с долгой болезнью, для кого-то эта мука скоропостижная, но это всегда мука и всегда апогей человеческого страдания.
Но ведь душа бессмертная. Что же означают смерть и Воскресение если душа не умирает? В Ветхом Завете посмертное состояние человеческой души связывается с особым местом пребывания. Древние евреи называли это место "шеол" - место печали, место скорби, место тьмы. Мы называем это место адом. В аду нет жизни, потому что ограниченность абсолютна. Там есть только одно страдание, а страдание - это не жизнь. Жизнь - это всегда свобода, а свободы там нет, потому что есть только одна ограниченность.
Почему мы называем Христа разрушителем смерти? Потому что Он, спустившись во ад, после Воскресения, вывел оттуда праведников в жизнь. Победа Христа над смертью есть способность после физической смерти обрести бессмертие и свободу, разрушить всякую ограниченность, а вместе с этим разрушить всякое страдание. бог есть жизнь и источник жизни, а это означает, что жизнь в полном смысле только там где Бог. И рай - это то место, где Бог; и потому там жизнь. И Христос Своим Воскресением сделал возможным жизнь нашего духа после смерти, - не нахождение в аду, где нет жизни, а одно страдание, но где есть жизнь с Богом, где есть приобщение к Божественной жизни, к полноте бытия, к подлинной свободе в Боге. Поэтому, когда мы говорим о том, что Бог воскресил нас во Христе, это означает способность нашего духа жить вечно. И что, перед этой вечностью в общении с Богом, прекращение физической человеческой жизни?
Но воскресение имеет отношение и к нашей земной жизни. Если жизнь есть жизнь с Богом, то жизнь без Бога это всегда торжество ограниченности, страдания и скорби, а с Богом даже человеческая боль и человеческое страдание преобразуются и перестают быть осознанной ограниченностью. Ведь так было со святыми мучениками: их подвергали страшным истязаниям и заточали в камеры смертников, их бросали в в нечеловеческие условия.
В Армении есть место страданий святителя Григория, Просветителя Армении. На глубине почти десяти метров - каменный мешок, в котором святитель в полной темноте прожил десять лет со скорпионами и змеями, в холоде, в нечеловеческих условиях, это было такое безумное страдание, такое ограничение свободы, которое, наверное, ни один человек просто не мог бы перенести. А святитель перенес, потому что он жил с Богом.
Примеры святых мучеников, примеры Церкви свидетельствуют нам о том, что и в нашей физической человеческой жизни - жизнь там, где Бог. А где Бога нет, там видимость жизни. И всякие человеческие радости, веселье, слава и торжество так же быстро проходят, как прошло то торжество, которое сопровождало вход Господень в Иерусалим. Вечным и неизменным остается Бог, Своею силою воскрешающий человека к жизни вечной. Именно сегодня, мы и празднуем это общее Воскресение, предвосхищая Пасхальное торжество.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов