Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, вот уже кончается и третья седмица Великого поста, и мы христиане, все, кто как может, должны принести плоды покаяния. В этих днях - день Господень, когда Сам Бог решился вмешаться в нашу жизнь и прийти к нам. И вся Церковь Христова стоит перед светом, в котором нет никакой тьмы, перед Пасхой Христовой, хотя до нее надо еще дожить.
Прежде второго пришествия в мир, Господь приходит с призывом и милостью к Церкви. "Душе моя, восстани, что спиши, конец приближается."
Наше стояние сегодня в храмах совершается в мире, где царствует безбожие, где все более изгоняется из жизни Бог людьми, которые, когда настигают их все новые и новые беды, с ужасом вопрошают друг друга: "Где же Бог? Нет Бога!" Ложь сатаны, что нет Бога, приводит к отчаянию, - люди не раскаиваются в грехах своих, и они мучаются, как в аду, прежде вечного осуждения.
Но чем больше человечество удаляется от Бога, тем ближе День Господень, тем ближе Господь.
Зло достигает Своего последнего предела, обрушиваясь на мир. Все нравственные нормы опрокинуты, растление наполнило землю, но там, где распад уже кажется необратимым, открывается в пришествии Христовом совершенное торжество добра над злом. Мир не устоит в беззаконии. Когда основания разрушены наступает разрушение жизни во всех ее проявлениях. Все живут как бы в предчувствии глобальной катастрофы - видно скоро солнце померкнет, ибо как сказал один епископ, для чего ему надо будет светить?
Но не разрушение, а созидание совершает Господь. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда, уготованы Его Воскресением.
Вот перед чем мы предстоим, и вот тайна нашего покаяния. Нет греха, которым бы я не согрешил, - звучит в покаянном каноне. Мы причастны этому безбожию, этому злу, этому разрушению жизни хотя бы мгновенной мыслью, сочувствием, взглядом, - и если мы не покаемся, - каждый кто не покается, погибнет вместе с безбожным, растленным миром. Но самый безнадежный грешник будет принят Господом за покаяние, как блудницы и мытари, как благоразумный разбойник, и каждый из нас, если покается. И вот, братья и сестры, Святая Церковь выходит сегодня к миру и говорит всем: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
И счастлив тот человек, который разумно строит свою жизнь, не тратит ее впустую, но проводит добродетельно, в терпении, любви, смирении, который покаянием старается исправить себя. И очень несчастен, жалок, неразумен тот, кто эту единственную короткую жизнь проводит рассеянно, бесцельно, кто нерадит о душе, грешит, не исправляется, и совсем не думает о вечной жизни, а все свои силы, стремления и интересы растрачивает на тленные приобретения и пустые заботы этой земной жизни.
Жизнь - это одно мгновение по сравнению с вечностью, и как страшно упустить это мгновение, которым можно себя спасти или погубить навеки. Так коротка, так мимолетна наша жизнь, что пророк и псалмопевец Давид называет ее минувшим днем: "Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако отцветет." И апостол Иаков, обличая миролюбцев, говорит: "Что такое жизнь ваша? Пар являющийся на малое время, а потом исчезающий". Много ли мы с вами прожили? Много ли еще нам осталось пребывать на этой земле? Что для нас в жизни было высоким и ценным?
Дорогие братья и сестры, жизнь наша не только мимолетна и ничтожна, она к тому же очень далека от совершенства, к которому призывает нас Господь.
Святитель Иоанн Златоуст, великий проповедник покаяния, говорит: "Кайся, грешник, не медли не стыдись. Все грехи твои как малая искра в море милосердия Божия."
Братья и сестры, будем каяться, не будем медлить, ведь может быть, кто-то из нас кается в последний раз. Может быть, кто-то не дойдет этого постного поприща. Может быть...
Три путника направлялись к одной цели. Долго шли. Но вот по пути им попалась прекрасная равнина, прохладная, покрытая цветами, где хорошо было отдохнуть. И один из них решил остаться. Второй шел, но тоже колебался, оглядывался и наконец решил: "Я буду идти не спеша, наслаждаясь здешними красотами, еще успею пойти дальше." А третий не отвлекался ни на что, не хотел ничего знать, только спешил к своей цели. И тут внезапно налетела буря. Потемнело небо, закрутил страшный смерч и первого путника больше никто никогда не видел, он навеки остался на той поляне. Второго путника буря застала в пути, он заблудился и погиб. И только третий, который спешил, успел вовремя прийти в свой город и был спасен.
Возлюбленные братья и сестры, мы с вами на пути к нашему Небесному Отечеству. Наш город не здесь, он далеко на Небесах. Поспешим же, не будем оглядываться. Войдем в двери покаяния, в двери милосердия Божия, открывшиеся нам. Сейчас время спасительного поста, время сугубых трудов и подвигов, но и время особой помощи Божией.
Покаемся же, вспомним свою прожитую жинь, оценим ее правильно. Ведь она очень греховна, она недостойна звания христианина, которое нас обязывает к святости, к светлой, внимательной жизни. Осознаем, что время осталось мало, поспешим же принести покаяние. Оплачем свою жизнь, принесем горькие слезы, загладим грехи трудами и исправлением своей жизни. Поспешим украсить себя добродетелями: святым терпением, доброделанием, молитвой, постом, покаянием, смирением. Будем молить Бога простить наши прошлые грехи, чтобы Господь, даровавший нам вступить в это спасительное время, довел бы нас до конца поста, до конца нашего земного пути и сподобил бы нас увидеть сияние дивного града, Небесного Иерусалима.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
Дорогие братья и сестры, вот уже кончается и третья седмица Великого поста, и мы христиане, все, кто как может, должны принести плоды покаяния. В этих днях - день Господень, когда Сам Бог решился вмешаться в нашу жизнь и прийти к нам. И вся Церковь Христова стоит перед светом, в котором нет никакой тьмы, перед Пасхой Христовой, хотя до нее надо еще дожить.
Прежде второго пришествия в мир, Господь приходит с призывом и милостью к Церкви. "Душе моя, восстани, что спиши, конец приближается."
Наше стояние сегодня в храмах совершается в мире, где царствует безбожие, где все более изгоняется из жизни Бог людьми, которые, когда настигают их все новые и новые беды, с ужасом вопрошают друг друга: "Где же Бог? Нет Бога!" Ложь сатаны, что нет Бога, приводит к отчаянию, - люди не раскаиваются в грехах своих, и они мучаются, как в аду, прежде вечного осуждения.
Но чем больше человечество удаляется от Бога, тем ближе День Господень, тем ближе Господь.
Зло достигает Своего последнего предела, обрушиваясь на мир. Все нравственные нормы опрокинуты, растление наполнило землю, но там, где распад уже кажется необратимым, открывается в пришествии Христовом совершенное торжество добра над злом. Мир не устоит в беззаконии. Когда основания разрушены наступает разрушение жизни во всех ее проявлениях. Все живут как бы в предчувствии глобальной катастрофы - видно скоро солнце померкнет, ибо как сказал один епископ, для чего ему надо будет светить?
Но не разрушение, а созидание совершает Господь. Новое небо и новая земля, на которых обитает правда, уготованы Его Воскресением.
Вот перед чем мы предстоим, и вот тайна нашего покаяния. Нет греха, которым бы я не согрешил, - звучит в покаянном каноне. Мы причастны этому безбожию, этому злу, этому разрушению жизни хотя бы мгновенной мыслью, сочувствием, взглядом, - и если мы не покаемся, - каждый кто не покается, погибнет вместе с безбожным, растленным миром. Но самый безнадежный грешник будет принят Господом за покаяние, как блудницы и мытари, как благоразумный разбойник, и каждый из нас, если покается. И вот, братья и сестры, Святая Церковь выходит сегодня к миру и говорит всем: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
И счастлив тот человек, который разумно строит свою жизнь, не тратит ее впустую, но проводит добродетельно, в терпении, любви, смирении, который покаянием старается исправить себя. И очень несчастен, жалок, неразумен тот, кто эту единственную короткую жизнь проводит рассеянно, бесцельно, кто нерадит о душе, грешит, не исправляется, и совсем не думает о вечной жизни, а все свои силы, стремления и интересы растрачивает на тленные приобретения и пустые заботы этой земной жизни.
Жизнь - это одно мгновение по сравнению с вечностью, и как страшно упустить это мгновение, которым можно себя спасти или погубить навеки. Так коротка, так мимолетна наша жизнь, что пророк и псалмопевец Давид называет ее минувшим днем: "Человек, яко трава, дние его, яко цвет сельный, тако отцветет." И апостол Иаков, обличая миролюбцев, говорит: "Что такое жизнь ваша? Пар являющийся на малое время, а потом исчезающий". Много ли мы с вами прожили? Много ли еще нам осталось пребывать на этой земле? Что для нас в жизни было высоким и ценным?
Дорогие братья и сестры, жизнь наша не только мимолетна и ничтожна, она к тому же очень далека от совершенства, к которому призывает нас Господь.
Святитель Иоанн Златоуст, великий проповедник покаяния, говорит: "Кайся, грешник, не медли не стыдись. Все грехи твои как малая искра в море милосердия Божия."
Братья и сестры, будем каяться, не будем медлить, ведь может быть, кто-то из нас кается в последний раз. Может быть, кто-то не дойдет этого постного поприща. Может быть...
Три путника направлялись к одной цели. Долго шли. Но вот по пути им попалась прекрасная равнина, прохладная, покрытая цветами, где хорошо было отдохнуть. И один из них решил остаться. Второй шел, но тоже колебался, оглядывался и наконец решил: "Я буду идти не спеша, наслаждаясь здешними красотами, еще успею пойти дальше." А третий не отвлекался ни на что, не хотел ничего знать, только спешил к своей цели. И тут внезапно налетела буря. Потемнело небо, закрутил страшный смерч и первого путника больше никто никогда не видел, он навеки остался на той поляне. Второго путника буря застала в пути, он заблудился и погиб. И только третий, который спешил, успел вовремя прийти в свой город и был спасен.
Возлюбленные братья и сестры, мы с вами на пути к нашему Небесному Отечеству. Наш город не здесь, он далеко на Небесах. Поспешим же, не будем оглядываться. Войдем в двери покаяния, в двери милосердия Божия, открывшиеся нам. Сейчас время спасительного поста, время сугубых трудов и подвигов, но и время особой помощи Божией.
Покаемся же, вспомним свою прожитую жинь, оценим ее правильно. Ведь она очень греховна, она недостойна звания христианина, которое нас обязывает к святости, к светлой, внимательной жизни. Осознаем, что время осталось мало, поспешим же принести покаяние. Оплачем свою жизнь, принесем горькие слезы, загладим грехи трудами и исправлением своей жизни. Поспешим украсить себя добродетелями: святым терпением, доброделанием, молитвой, постом, покаянием, смирением. Будем молить Бога простить наши прошлые грехи, чтобы Господь, даровавший нам вступить в это спасительное время, довел бы нас до конца поста, до конца нашего земного пути и сподобил бы нас увидеть сияние дивного града, Небесного Иерусалима.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов