Во имя Отца и Сына и Святого духа!
В сегодняшнем Евангелии от Луки говорится как один человек устроил большой званный ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что се уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкой земли, другой – покупкой волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места.
Смысл этой притчи таков. Под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение, и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что Он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям: Приблизилось Царство Небесное; Идите ибо уже все готово. Но те из евреев, к которым, главным образом, относился этот призыв, которые по развитию своему и знанию Писания могли скорее всего понять и принять это приглашение, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и н пошли на званный ужин. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников того же города, то есть того же народа; и когда все еще осталось много свободных мест, послал за пределы города, то есть народа еврейского, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. Оканчивая эту притчу Господь сказал: Никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много их было званных, все были званы, но мало оказалось избранных. И вот под впечатлением только что слышанной притчи некто спросил Иисуса: Неужели мало спасающихся?
Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в царство Мессии, Царство Божие и Небесное? Но отвечая прямо на этот вопрос Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил апостолам в Нагорной проповеди. Употребляя общедоступные сравнения из обыденной жизни, Иисус Христос назвал узким этот путь, ведущий к вечной жизни; как идя вообще всяким узким путем, например тропинкой по краю отвесной скалы или по доске, перекинутой через бурный поток, надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы не сойти с них и не попасть в бездну, так и идя в жизнь вечную надо внимательно следить за каждым поступком, за каждым желанием своим, дабы не свернуть с этого пути; как трудно сбившись с узкого пути, вновь попасть на него, так трудно войти в Царство Небесное, сойдя с ведущей в него дороги.
Идя указанным путем, надо ни на минуту не упускать из вида цели своего шествия, то есть тех как бы ворот, через которые надо пройти; ворота эти тесны, то есть тоже узки; просмотришь их – и попадешь не туда, куда стремился. Путь же, ведущий к погибели, Христос назвал пространным и врата широкими: как бы ты ни менял различные колеи этого пути, как бы невнимателен к себе ни был пространный путь этот приведет тебя к широким вратам погибели.
Не сбивайтесь с узкого пути, ведущего к тесным вратам вечной жизни. Не слушайте тех, которые захотят совратить вас. Эти совратители будут на словах благочестивы и кротки; но так как у них слово всегда расходится с делом, то вы не верьте их лицемерным словам, а смотрите на дела их. Как дерево узнаете вы по плодам его, так и людей узнавайте по делам их. Дерево приносящее худые плоды, может по внешнему виду казаться хорошим; но вы не обращайте внимание на внешность его и, не получая от него хороших плодов, срубайте его и бросайте в огонь, как годное только на топливо. Так и по отношению к людям: не увлекайтесь их внешним видом, не верьте их словам если они на деле не оправдывают их. Они хотя и будут называть себя проповедниками слова Божия, провозвестниками Его воли, пророками, но это – лжепророки, это хищные волки, прикрывшиеся лишь овечьей шкурой. Берегитесь их. Такие лжеучители и лжепророки были и до пришествия Христа, были после него. Немало их и теперь. Если не все они могут быть названы хищными волками если некоторые из них ведут строгую, нравственную жизнь и не руководствуются в своем проповедничестве корыстными, хищническими или честолюбивыми расчетами, если они даже искренно заблуждаются в своем вероучении, - все же они, вводя других в заблуждение, сталкивая их с пути, ведущего в Царство Небесное, похищая у них, так сказать, это Царство, заслуживают уподобления волкам.
Берегитесь их! Знайте, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. В Нагорной проповеди Христос объяснил ученикам Своим и другим слушателями цель кратковременной земной жизни человека, указал и средства к достижению этой цели, а в конце проповеди опять напомнил им, что только указанные Им средства, то есть исполнение Его заповедей, добрые дела, могут привести к желанной цели. Давая и теперь наставление Иисус Христос добавил, что войти в это Царство пожелают многие и не возмогут, то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. «Тогда вы, думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю… откуда вы. А вы скажете «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобою через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды!»
И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками; а вы потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».
Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей; узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога Богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно, найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня делатели неправды!»
И вот, братья и сестры, только здесь, в этой земной жизни, каждый из нас должен встать на этот узкий путь ведущий в Царствие Небесное. Ведь Господь зовет нас, «Много званных, но мало избранных, и вот как мы отвечаем. Мы хотим осмотреть свой клочок земли – устроить свои земные дела, а потом уже – это «потом» никогда не наступает – обратиться к Богу. Мы заняты трудом на земле, мы хотим оставить по себе след, то есть хотим отдать земле все силы, а оставшуюся немощь пожертвовать Богу. И мы отдаем сердце земной любви, хотим взять от нее все и все ей отдаем. А когда сердце иссохнет, и обветшает от этой любви, просим: «Прими нас, Господи, в Царствие твое». Господь призывает нас к Вечной Жизни, а мы отрекаемся от нее ради жизни временной, отрекаемся от избранничества, сами выносим себе приговор к вечной кромешной муке.
Господи, спаси нас, грешных.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов.
В сегодняшнем Евангелии от Луки говорится как один человек устроил большой званный ужин, но когда послал раба своего сказать званным, что се уже готово, то все они, как бы сговорившись, стали отказываться, придумывая разные отговорки. Один отговаривался покупкой земли, другой – покупкой волов, а третий – женитьбой. Тогда хозяин дома послал раба своего привести из того же города нищих, увечных, хромых и слепых, и, когда они возлегли и остались еще свободные места, послал раба за город звать всех, кого встретит, чтобы не было за ужином пустого места.
Смысл этой притчи таков. Под видом большого ужина представлено Царство Мессии, как Царство Божие на земле и Царство Небесное в будущей вечной жизни. Устроитель этого ужина, Бог, приглашал, посредством ветхозаветного закона и пророков, весь народ еврейский вступить в уготованное для них Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал к приглашенным повторить приглашение, и притом послал Самого Мессию. В притче Иисус назван рабом потому, что в некоторых пророчествах Мессия именовался рабом Господа, и еще потому, что Он явился в образе человека, то есть раба Божия. Посланный Мессия объявил евреям: Приблизилось Царство Небесное; Идите ибо уже все готово. Но те из евреев, к которым, главным образом, относился этот призыв, которые по развитию своему и знанию Писания могли скорее всего понять и принять это приглашение, то есть книжники, фарисеи и прочие руководители народа, как бы сговорившись, стали отказываться от приглашения и н пошли на званный ужин. Тогда Господь повелел Мессии звать мытарей и грешников того же города, то есть того же народа; и когда все еще осталось много свободных мест, послал за пределы города, то есть народа еврейского, звать всех язычников вступить в Царство Мессии. Оканчивая эту притчу Господь сказал: Никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много их было званных, все были званы, но мало оказалось избранных. И вот под впечатлением только что слышанной притчи некто спросил Иисуса: Неужели мало спасающихся?
Неужели мало спасающихся, то есть вступающих или достойных вступить в царство Мессии, Царство Божие и Небесное? Но отвечая прямо на этот вопрос Иисус сказал, что без усилия или особого старания, действительно трудно войти в это Царство, врата которого тесны. О трудности войти узким путем в тесные врата вечной жизни Иисус говорил апостолам в Нагорной проповеди. Употребляя общедоступные сравнения из обыденной жизни, Иисус Христос назвал узким этот путь, ведущий к вечной жизни; как идя вообще всяким узким путем, например тропинкой по краю отвесной скалы или по доске, перекинутой через бурный поток, надо быть очень внимательным и осторожным, чтобы не сойти с них и не попасть в бездну, так и идя в жизнь вечную надо внимательно следить за каждым поступком, за каждым желанием своим, дабы не свернуть с этого пути; как трудно сбившись с узкого пути, вновь попасть на него, так трудно войти в Царство Небесное, сойдя с ведущей в него дороги.
Идя указанным путем, надо ни на минуту не упускать из вида цели своего шествия, то есть тех как бы ворот, через которые надо пройти; ворота эти тесны, то есть тоже узки; просмотришь их – и попадешь не туда, куда стремился. Путь же, ведущий к погибели, Христос назвал пространным и врата широкими: как бы ты ни менял различные колеи этого пути, как бы невнимателен к себе ни был пространный путь этот приведет тебя к широким вратам погибели.
Не сбивайтесь с узкого пути, ведущего к тесным вратам вечной жизни. Не слушайте тех, которые захотят совратить вас. Эти совратители будут на словах благочестивы и кротки; но так как у них слово всегда расходится с делом, то вы не верьте их лицемерным словам, а смотрите на дела их. Как дерево узнаете вы по плодам его, так и людей узнавайте по делам их. Дерево приносящее худые плоды, может по внешнему виду казаться хорошим; но вы не обращайте внимание на внешность его и, не получая от него хороших плодов, срубайте его и бросайте в огонь, как годное только на топливо. Так и по отношению к людям: не увлекайтесь их внешним видом, не верьте их словам если они на деле не оправдывают их. Они хотя и будут называть себя проповедниками слова Божия, провозвестниками Его воли, пророками, но это – лжепророки, это хищные волки, прикрывшиеся лишь овечьей шкурой. Берегитесь их. Такие лжеучители и лжепророки были и до пришествия Христа, были после него. Немало их и теперь. Если не все они могут быть названы хищными волками если некоторые из них ведут строгую, нравственную жизнь и не руководствуются в своем проповедничестве корыстными, хищническими или честолюбивыми расчетами, если они даже искренно заблуждаются в своем вероучении, - все же они, вводя других в заблуждение, сталкивая их с пути, ведущего в Царство Небесное, похищая у них, так сказать, это Царство, заслуживают уподобления волкам.
Берегитесь их! Знайте, что не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. В Нагорной проповеди Христос объяснил ученикам Своим и другим слушателями цель кратковременной земной жизни человека, указал и средства к достижению этой цели, а в конце проповеди опять напомнил им, что только указанные Им средства, то есть исполнение Его заповедей, добрые дела, могут привести к желанной цели. Давая и теперь наставление Иисус Христос добавил, что войти в это Царство пожелают многие и не возмогут, то есть пожелают тогда, когда будет уже поздно, когда двери Царства будут затворены. «Тогда вы, думающие, что это Царство предназначено исключительно для вас, стоя вне его, станете стучать в двери, прося отворить их. Но Господь скажет вам: Не знаю… откуда вы. А вы скажете «Как не знаешь, Господи? Ведь мы жили, управляемые Твоим законом и поучаемые Тобою через пророков». Но Он скажет вам: «Да, Я учил вас, но вы глухи были к Моему учению; вы не хотели знать Меня, и Я не знаю вас; отойдите же от Меня, делатели неправды!»
И увидите вы, как придут иные люди со всех стран света и возлягут в Царстве Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом и всеми пророками; а вы потомки этих праведников, будете изгнаны вон; и вот те, которых вы считаете последними, которых здесь презираете, будут там первыми, а сами вы, считающие себя первыми, станете последними».
Толкуя распространительно эту речь Иисуса, можно вывести из нее назидание для всех вообще людей; узкий путь к тесным вратам Царства Небесного надо пройти в этой жизни, надо здесь, на земле, добрыми делами в Бога Богатеть и тем приготовить себе свободный вход в это Царство; после же смерти поздно будет: не заботившиеся об этом своевременно, найдут двери Царства Небесного затворенными и услышат роковой приговор: «Отойдите от Меня делатели неправды!»
И вот, братья и сестры, только здесь, в этой земной жизни, каждый из нас должен встать на этот узкий путь ведущий в Царствие Небесное. Ведь Господь зовет нас, «Много званных, но мало избранных, и вот как мы отвечаем. Мы хотим осмотреть свой клочок земли – устроить свои земные дела, а потом уже – это «потом» никогда не наступает – обратиться к Богу. Мы заняты трудом на земле, мы хотим оставить по себе след, то есть хотим отдать земле все силы, а оставшуюся немощь пожертвовать Богу. И мы отдаем сердце земной любви, хотим взять от нее все и все ей отдаем. А когда сердце иссохнет, и обветшает от этой любви, просим: «Прими нас, Господи, в Царствие твое». Господь призывает нас к Вечной Жизни, а мы отрекаемся от нее ради жизни временной, отрекаемся от избранничества, сами выносим себе приговор к вечной кромешной муке.
Господи, спаси нас, грешных.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов.