Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас сердечно приветствую дорогие братья и сестры с великим двунадесятым праздником успения Пресвятой Богородицы.
В народе его называют Богородичной Пасхой. Издревле на Руси, этот праздник пользовался великим почитанием, ему были посвящены древнейшие русские храмы; Успенская церковь в Киеве, Успенские соборы во Владимире и в Москве. Из этого видно, что Русь не зря называли "домом Пресвятой Богородицы", ибо именно Божией Матери русский народ неизменно посвящал свои главные храмы, чувствуя Ее особенное участие в судьбах родной земли Святой Руси, потому что через этот праздник и через это событие нам явлена самая суть служения Пресвятой Богородицы. О Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени.
Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее как Матери Спасителя собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины, когда святые апостолы собрались в Иерусалиме и когда они праздновали, торжествовали этот день не как день смерти, но как день славы Пресвятой Богородицы.
Как и предрекл Архангел Гавриил, Успение случилось в третий день после Его благовестия. Внезапно горница, где находилась Пресвятая Дева и апостолы, озарилась великим светом. Все наполнилось неземным благоуханием, стены горницы исчезли, и они увидели Христа с небесными Силами, идущего к ним в великой славе. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудесное явление и видели, как душа Божией Матери разлучалась с телом, и ее принял на Свои руки Сам Христос. Как некогда Она носила Его на руках, когда Он пришел в Ее мир и был Младенцем, так теперь Он принял Ее на руки, когда Она восходила в Его горний мир. Апостолы смотрели как душа Божией Матери на руках Христа, в окружении Ангельских сил, взошла на небо. Осиянные небесным светом, они долгое время находились как бы в исступлении. Когда же они пришли в себя, то с плачем окружили тело Богородицы, лицо Которой после Успения сияло как солнце. Затем ученики с честью и славой погребли в Гефсимании Ее пречистое тело, от которого исходила великая Благодать, так что многие принимавшие участие в погребении исцелялись от болезней. Апостолы находились при гробе трое суток, пребывая в непрестанной молитве день и ночь. На третий день в Иерусалим прибыл апостол Фома, которого не было при погребении. Он пришел к гробнице и много сокрушался, что не присутствовал при Успении, и явлении Христа. Тогда апостолы, желая его утешить, открыли гробницу, чтобы он мог поклониться пречистому телу Богоматери. Но когда гробницу открыли, то увидели, что тела уже нет, а лежит только погребальная плащаница, от которой исходило неизреченное благоухание. Целуя эту плащаницу, апостолы просили Бога и Матерь Божию открыть им тайну Ее успения. И вот вечером, во время трапезы, их осиял небесные свет, и они увидели Пресвятую Деву, Которая стояла как бы на воздухе и была окружена Ангельскими силами. "Радуйтесь! - сказала Богородица апостолам. - Ибо Я с вами во все дни!. Тогда они поняли, что подобно Христу, Матерь Божия воскресла в третий день, и с пречистым Своим телом взошла на небо. И с этого величайшего события и началось особенное почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение.
Чтобы понять смысл служения Богоматери, оставшейся как бы в тени, нужно обратить внимание на сегодняшнее апостольское чтение. Это Послание апостола Павла к Филиппийцам (ФЛП 2.5-11). В этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери, но неслучайно Церковь предлагает именно в связи с празднованием Богоматери услышать эти слова апостола.
О чем же эти слова? Говоря о Господе и Спасителе, апостол изрекает, что Он был равен Богу, но смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилась всякая тварь небесная, земная и преисподняя. И все народы прославили Господа и Спасителя, ибо на Нем явилась слава Божия.
Эти замечательные слова апостола Павла применимы к Богоматери. Она тоже была послушна даже до смерти. И абсолютное послушание Божией воле Она явила по крайней мере, как отражает это Предание Церкви, дважды: в день Благовещения и в день Ее кончины.
Господь смиряет Себя, будучи Богом, равным Богу, как пишет апостол. Он становится послушным воле Божией, даже идя на смерть. Это абсолютное принятие Богочеловеком Спасителем воли Божией. Нет ни какого компромисса, нет никакого желания и стремления хоть немного облегчить Свои страдания, которые Он испытывал по Своей человеческой природе. Он полностью исполняет то, что было предначертано Божественным промыслом, хотя, как Сам сказал апостолам, мог бы сделать так, чтобы легионы ангелов защитили Его от любой человеческой неправды и поношения и тем более от смерти.
Сын Божий идет на смерть, исполняя волю Божию. И все то же самое делает Матерь Божия, ведь Ее жизненный путь пролегает рядом с путем ее Сына. И хотя мы немного знаем о Ее жизни, но совершенно очевидно, что Она как Мать была рядом со Своим Сыном. Если уж Она была в момент смерти у Креста на Голгофе, не боясь возможных для Нее самых страшных последствий, неужели Она боялась чего-то другого, когда Сын Ее был жив? Она всегда была ярдом с Ним.
Пример Божией Матери помогает нам опять, что такое человеческое смирение. Господь смирил Себя, будучи послушным Богу даже до смерти крестной. И Божия Матерь в смирении проводит всю Свою жизнь.
Для современного человека смирение, - это непонятная добродетель, она ассоциируется в человеческом сознании со слабостью. А слабость, - это не добродетель, это беда. Что может сделать слабый человек? Ничего сделать не может. Но важно понимать, что смирение, - это не слабость, а послушание воле Божией. Когда мы живем по Божественному закону, когда мы внутренне переживаем, и сердцем и умом истины этого закона, когда мы понимаем, что эти истины есть величайшие, и ничто рядом не может стоять, и ничто с ними не может сравниться, тогда мы восприняв этот Божественный закон умом и сердцем начинаем осуществлять его в своей жизни. И тогда, в глубине духовного опыта, нам открывается, что человеческая сила, есть бессилие.
И каждый из нас, наверное на опыте знает, как сильные становится бессильным; как например, кто-то сильный и могущественный, едет на шикарном автомобиле по городу и вдруг оказывается в какой-то ситуации, связанной с дорожным происшествием, может быть даже самым незначительным, он теряет всякое самообладание, теряет человеческий образ, иногда хватается за оружие, чтобы наказать обидчика. Что это - сила или слабость? Это полная беспомощность, это - свидетельство о пустоте человека. И никакими эмоциями, никаким темпераментом невозможно это объяснить и невозможно оправдать то, что люди с легкостью могут нанести оскорбления, и увечья другому только потому, что что-то пошло не так, как они хотят. Это сила или слабость? Это слабость, граничащая с духовным уродством.
Можно продолжить эти примеры сильных, славных, богатых, могущественных, надменных, горделивых, кичливых. Занял какое-то положение, - других уже не видит, он в центре мира. Единственное, что нужно такому человеку, как он считает, - оборонять себя от непочтительности, от стремления кого-то встать рядом с ним. Жизнь превращается в постоянную оборону, чтобы не было ущемлено достоинство, гордыня, так неудачно и ложно связываемые в сознании людей с авторитетом. Все это - проявление полной слабости, недостоинства человеческой личности. А чему мы учимся через пример Христа Спасителя, Который был послушен до смерти, и даже смерти крестной? Чему мы учимся через пример Пресвятой Богородицы, Которая всю Свою жизнь осуществляла в послушании Богу и через это послушание вместе с Сыном взошла на Голгофу? Мы учимся тому, что смирение, которое есть послушание воле Божией, является подлинной силой человека.
Такого человека нельзя сломить, потому что, будучи открытым, дружелюбным и уважительным ко всем, он одновременно настолько силен, что способен выдержать любое жизненное испытание. Его не выведет из равновесия человеческая грубость, непочтительность, хамство. У него хватит сил справиться со своими эмоциями, и правильным образом вразумить согрешающего. Такой человек способен преодолевать жизненные невзгоды, срывы в карьере, неудачи, болезни, потому что он не один, с ним рядом Бог, с Которым он соединен через послушание.
Царица Небесная, Которая выше всех ангелов и архангелов, выше любого из людей, рожденных на планете Земля, Своим смирением и послушанием стяжала великую духовную силу, став Матерью всех верных, всех верующих людей. И это Ее высочайшее служение особым образом проявилось после Успения, вознесения Ее на небо в Божественные обители, где вечно пребывает Ее Сын. Она, будучи Матерью всех нас, всех верующих, как мать слышит наши молитвы, отвечает на эти молитвы, и по опыту знаем посылает нам просимое.
Пусть покров Пречистой Царицы Небесной пребывает сегодня над народом нашим. Мы живем в непростое время, когда буйствуют человеческие страсти, когда смешивается добро и зло, когда пошлость и человеческое безобразие не только возводятся в норму, но нередко представляются как некий образец, которым прельщают молодежь, в том числе и через средства массовой информации.
Мы живем в трудное время, но у нас есть внутренняя сила. Она не в деньгах, не во власти, не в могуществе. Она, эта внутренняя сила, в нашем послушании Богу, оп примеру Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И будем просить Ее, чтобы Она помогла нам сохранить эту внутреннюю силу и оставаться в послушании Богу даже до смерти.
Аминь
прот. Виктор Смирнов.
Всех вас сердечно приветствую дорогие братья и сестры с великим двунадесятым праздником успения Пресвятой Богородицы.
В народе его называют Богородичной Пасхой. Издревле на Руси, этот праздник пользовался великим почитанием, ему были посвящены древнейшие русские храмы; Успенская церковь в Киеве, Успенские соборы во Владимире и в Москве. Из этого видно, что Русь не зря называли "домом Пресвятой Богородицы", ибо именно Божией Матери русский народ неизменно посвящал свои главные храмы, чувствуя Ее особенное участие в судьбах родной земли Святой Руси, потому что через этот праздник и через это событие нам явлена самая суть служения Пресвятой Богородицы. О Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени.
Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее как Матери Спасителя собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины, когда святые апостолы собрались в Иерусалиме и когда они праздновали, торжествовали этот день не как день смерти, но как день славы Пресвятой Богородицы.
Как и предрекл Архангел Гавриил, Успение случилось в третий день после Его благовестия. Внезапно горница, где находилась Пресвятая Дева и апостолы, озарилась великим светом. Все наполнилось неземным благоуханием, стены горницы исчезли, и они увидели Христа с небесными Силами, идущего к ним в великой славе. Со страхом и трепетом смотрели апостолы на это чудесное явление и видели, как душа Божией Матери разлучалась с телом, и ее принял на Свои руки Сам Христос. Как некогда Она носила Его на руках, когда Он пришел в Ее мир и был Младенцем, так теперь Он принял Ее на руки, когда Она восходила в Его горний мир. Апостолы смотрели как душа Божией Матери на руках Христа, в окружении Ангельских сил, взошла на небо. Осиянные небесным светом, они долгое время находились как бы в исступлении. Когда же они пришли в себя, то с плачем окружили тело Богородицы, лицо Которой после Успения сияло как солнце. Затем ученики с честью и славой погребли в Гефсимании Ее пречистое тело, от которого исходила великая Благодать, так что многие принимавшие участие в погребении исцелялись от болезней. Апостолы находились при гробе трое суток, пребывая в непрестанной молитве день и ночь. На третий день в Иерусалим прибыл апостол Фома, которого не было при погребении. Он пришел к гробнице и много сокрушался, что не присутствовал при Успении, и явлении Христа. Тогда апостолы, желая его утешить, открыли гробницу, чтобы он мог поклониться пречистому телу Богоматери. Но когда гробницу открыли, то увидели, что тела уже нет, а лежит только погребальная плащаница, от которой исходило неизреченное благоухание. Целуя эту плащаницу, апостолы просили Бога и Матерь Божию открыть им тайну Ее успения. И вот вечером, во время трапезы, их осиял небесные свет, и они увидели Пресвятую Деву, Которая стояла как бы на воздухе и была окружена Ангельскими силами. "Радуйтесь! - сказала Богородица апостолам. - Ибо Я с вами во все дни!. Тогда они поняли, что подобно Христу, Матерь Божия воскресла в третий день, и с пречистым Своим телом взошла на небо. И с этого величайшего события и началось особенное почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение.
Чтобы понять смысл служения Богоматери, оставшейся как бы в тени, нужно обратить внимание на сегодняшнее апостольское чтение. Это Послание апостола Павла к Филиппийцам (ФЛП 2.5-11). В этом чтении нет ни одного слова о Божией Матери, но неслучайно Церковь предлагает именно в связи с празднованием Богоматери услышать эти слова апостола.
О чем же эти слова? Говоря о Господе и Спасителе, апостол изрекает, что Он был равен Богу, но смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. И Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилась всякая тварь небесная, земная и преисподняя. И все народы прославили Господа и Спасителя, ибо на Нем явилась слава Божия.
Эти замечательные слова апостола Павла применимы к Богоматери. Она тоже была послушна даже до смерти. И абсолютное послушание Божией воле Она явила по крайней мере, как отражает это Предание Церкви, дважды: в день Благовещения и в день Ее кончины.
Господь смиряет Себя, будучи Богом, равным Богу, как пишет апостол. Он становится послушным воле Божией, даже идя на смерть. Это абсолютное принятие Богочеловеком Спасителем воли Божией. Нет ни какого компромисса, нет никакого желания и стремления хоть немного облегчить Свои страдания, которые Он испытывал по Своей человеческой природе. Он полностью исполняет то, что было предначертано Божественным промыслом, хотя, как Сам сказал апостолам, мог бы сделать так, чтобы легионы ангелов защитили Его от любой человеческой неправды и поношения и тем более от смерти.
Сын Божий идет на смерть, исполняя волю Божию. И все то же самое делает Матерь Божия, ведь Ее жизненный путь пролегает рядом с путем ее Сына. И хотя мы немного знаем о Ее жизни, но совершенно очевидно, что Она как Мать была рядом со Своим Сыном. Если уж Она была в момент смерти у Креста на Голгофе, не боясь возможных для Нее самых страшных последствий, неужели Она боялась чего-то другого, когда Сын Ее был жив? Она всегда была ярдом с Ним.
Пример Божией Матери помогает нам опять, что такое человеческое смирение. Господь смирил Себя, будучи послушным Богу даже до смерти крестной. И Божия Матерь в смирении проводит всю Свою жизнь.
Для современного человека смирение, - это непонятная добродетель, она ассоциируется в человеческом сознании со слабостью. А слабость, - это не добродетель, это беда. Что может сделать слабый человек? Ничего сделать не может. Но важно понимать, что смирение, - это не слабость, а послушание воле Божией. Когда мы живем по Божественному закону, когда мы внутренне переживаем, и сердцем и умом истины этого закона, когда мы понимаем, что эти истины есть величайшие, и ничто рядом не может стоять, и ничто с ними не может сравниться, тогда мы восприняв этот Божественный закон умом и сердцем начинаем осуществлять его в своей жизни. И тогда, в глубине духовного опыта, нам открывается, что человеческая сила, есть бессилие.
И каждый из нас, наверное на опыте знает, как сильные становится бессильным; как например, кто-то сильный и могущественный, едет на шикарном автомобиле по городу и вдруг оказывается в какой-то ситуации, связанной с дорожным происшествием, может быть даже самым незначительным, он теряет всякое самообладание, теряет человеческий образ, иногда хватается за оружие, чтобы наказать обидчика. Что это - сила или слабость? Это полная беспомощность, это - свидетельство о пустоте человека. И никакими эмоциями, никаким темпераментом невозможно это объяснить и невозможно оправдать то, что люди с легкостью могут нанести оскорбления, и увечья другому только потому, что что-то пошло не так, как они хотят. Это сила или слабость? Это слабость, граничащая с духовным уродством.
Можно продолжить эти примеры сильных, славных, богатых, могущественных, надменных, горделивых, кичливых. Занял какое-то положение, - других уже не видит, он в центре мира. Единственное, что нужно такому человеку, как он считает, - оборонять себя от непочтительности, от стремления кого-то встать рядом с ним. Жизнь превращается в постоянную оборону, чтобы не было ущемлено достоинство, гордыня, так неудачно и ложно связываемые в сознании людей с авторитетом. Все это - проявление полной слабости, недостоинства человеческой личности. А чему мы учимся через пример Христа Спасителя, Который был послушен до смерти, и даже смерти крестной? Чему мы учимся через пример Пресвятой Богородицы, Которая всю Свою жизнь осуществляла в послушании Богу и через это послушание вместе с Сыном взошла на Голгофу? Мы учимся тому, что смирение, которое есть послушание воле Божией, является подлинной силой человека.
Такого человека нельзя сломить, потому что, будучи открытым, дружелюбным и уважительным ко всем, он одновременно настолько силен, что способен выдержать любое жизненное испытание. Его не выведет из равновесия человеческая грубость, непочтительность, хамство. У него хватит сил справиться со своими эмоциями, и правильным образом вразумить согрешающего. Такой человек способен преодолевать жизненные невзгоды, срывы в карьере, неудачи, болезни, потому что он не один, с ним рядом Бог, с Которым он соединен через послушание.
Царица Небесная, Которая выше всех ангелов и архангелов, выше любого из людей, рожденных на планете Земля, Своим смирением и послушанием стяжала великую духовную силу, став Матерью всех верных, всех верующих людей. И это Ее высочайшее служение особым образом проявилось после Успения, вознесения Ее на небо в Божественные обители, где вечно пребывает Ее Сын. Она, будучи Матерью всех нас, всех верующих, как мать слышит наши молитвы, отвечает на эти молитвы, и по опыту знаем посылает нам просимое.
Пусть покров Пречистой Царицы Небесной пребывает сегодня над народом нашим. Мы живем в непростое время, когда буйствуют человеческие страсти, когда смешивается добро и зло, когда пошлость и человеческое безобразие не только возводятся в норму, но нередко представляются как некий образец, которым прельщают молодежь, в том числе и через средства массовой информации.
Мы живем в трудное время, но у нас есть внутренняя сила. Она не в деньгах, не во власти, не в могуществе. Она, эта внутренняя сила, в нашем послушании Богу, оп примеру Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной. И будем просить Ее, чтобы Она помогла нам сохранить эту внутреннюю силу и оставаться в послушании Богу даже до смерти.
Аминь
прот. Виктор Смирнов.