"Во имя Отца и Сына и Святого Духа!"
Этими святыми словами начинаем мы всякое благое дело, всякое доброе слово. Во имя Святой Единосущной Нераздельной Троицы, день которой мы сегодня празднуем, и творим все благочестивые дела.
Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух святой - три лица Пресвятой Троицы. Здесь нет первых и последних, но все равны, и в то же время различны. Бог Отец всегда "рождает" Сына, Дух Святой "Исходит" от Отца через Сына. И каждый - Бог, но не три, а один... Подобно тому, как солнце дает свет и тепло и нельзя их разделить. Тайна Пресвятой Троицы - это великая божественная тайна. Ограниченным человеческим умом постигнуть ее невозможно, и наши слова о ней приблизительны.
Блаженный Августин - философ и богослов хотел проникнуть в эту тайну, он ходил по берегу моря и думал о ней. Вдруг, видит: юноша черпает воду маленьким сосудом из моря, носит на берег и выливает в ямку. Долго смотрел он, а потом спросил: "Что ты делаешь?" - "Хочу все море вместить в эту ямку." - "Но это невозможно!" - воскликнул блаженный Августин. И юноша открылся ему: "Я - ангел Господень. Пришел показать тебе тщетность твоих стараний. Тайна Святой Троицы подобна тому большому морю, а ум наш - подобен этой ямке, может ли он вместить невместимое?"
И все в мире создано в честь Святой Троицы. Человек состоит из тела, души и духа; время бывает прошедшее, настоящее и будущее. Мысль выражается словом и передается звуком....
Было время, когда все люди на земле понимали друг друга, был один общий язык. Но народ уклонился от Бога, дерзнул строить Вавилонскую башню, чтобы достать до Господа а вавилонский царь бросил вызов Самому Богу: взял лук и стрелы и выстрелил в небо. Видя это безумие, Господь сделал народ многоязычным, и они перестали понимать друг друга, бросили строительство и разошлись в разные стороны, и разделились на племена. А Вавилон - означает "смешение", стал символом раздоров и непонимания.
"Тогда упразднилось безгласие (единый язык) и возникли отдельные наречия, непонятные одно другому; теперь же восстанавливается согласие взаимопонимание ко спасению душ наших", - объясняет смысл праздника церковное песнопение.
Праздник Святой Троицы - это праздник Святой Пятидесятницы, день сошествия Духа Святаго на Апостолов. В этот пятидесятый день по Воскресению Христову, Дух Святой в виде огненных языков сошел на каждого из учеников Господних, дабы проповедовали они Святое Евангелие. В этот день Духом Святым была создана Церковь Божия, открыты Апостолам тайны и учение христианское, в этот день получили Апостолы дар говорения на чужих языках.
Полное согласие - согласие любви, когда "У множества уверовавших одно сердце и одна душа" (Деян, 4.32), вот к чему должен стремиться каждый христианин. А, мы, подчас, и не можем найти общего языка друг с другом, не слышим друг друга, хотя и говорим все на одном языке. Пытаемся строить "новый Вавилон", где нет единства, но только вражда, ссоры, взаимные упреки и притязания, как в семье, так и в государстве. И Господь все терпит, ждет нашего покаяния, не оставляет нас Дух Святой.
Человек, - это храм Божий. Но тело может быть храмом не только Духа Божиего, но и духа злого. Если мы не ходим в церковь, не молимся Богу, живем не венчано, не исповедуемся в грехах, не меняемся, не причащаемся, раздражаемся, ругаемся, гневаемся, обижаемся, если мы горды, самолюбивы, - значит в нас живет дух злой. И такого человека видно сразу, где бы он ни был: дома, на работе, в транспорте, в очереди, он везде одинаков, постоянно изливает сквернословную грязь, совершает дурные поступки. И если мы видим в себе признаки злого духа, надо начинать работать над собой - каяться и исправляться, перестать заражать грехом мир вокруг себя, отравлять жизнь ближним. Надо помнить, что вся наша земная жизнь - это только подготовка к вечной жизни и в тот мир с нашей душой пойдут все наши дела, и кто не раскаялся и не переменился здесь, тот будет осужден за них и будет нести наказание.
Преподобный Серафим Саровский говорит: "Стяжи благодать Духа Святаго и тысячи вокруг тебя спасутся." Но чтобы снизошла на нас благодать и любовь Божественная, надо постоянно молиться и каяться, тогда любовь потоком заполнит душу, и мы все сможем для всех хватит любви. И нам надо стяжать ее, чтобы быть единой семьей со Христом и здесь на земле, и на небе с ангелами и святыми.
Праздник Святой Троицы напоминает нам о благодати Господней, преобразующей силе Духа Святаго. Потому все храмы в этот день украшаются зеленью, цветами, молодыми березками: подобно природе, расцветающей в начале лета, и душа наша, все человечество преобразуется благодатью Божией, силой Духа, животворящего, а цветы это символ духовного плодоносия Церкви Христовой.
"Святым Духом освящается вся Вселенская Церковь и научается всякая разумная душа - говорит святой Лев Великий, Он - Виновник веры, Учитель мудрости, Источник любви, Знамение чистоты, Причина всякой добродетели." Потому, поем мы сегодня славу Духу Святому, а в Его лице - Троице Единосущной и Нераздельной: "Троица Святая, Слава Тебе!"
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
Этими святыми словами начинаем мы всякое благое дело, всякое доброе слово. Во имя Святой Единосущной Нераздельной Троицы, день которой мы сегодня празднуем, и творим все благочестивые дела.
Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух святой - три лица Пресвятой Троицы. Здесь нет первых и последних, но все равны, и в то же время различны. Бог Отец всегда "рождает" Сына, Дух Святой "Исходит" от Отца через Сына. И каждый - Бог, но не три, а один... Подобно тому, как солнце дает свет и тепло и нельзя их разделить. Тайна Пресвятой Троицы - это великая божественная тайна. Ограниченным человеческим умом постигнуть ее невозможно, и наши слова о ней приблизительны.
Блаженный Августин - философ и богослов хотел проникнуть в эту тайну, он ходил по берегу моря и думал о ней. Вдруг, видит: юноша черпает воду маленьким сосудом из моря, носит на берег и выливает в ямку. Долго смотрел он, а потом спросил: "Что ты делаешь?" - "Хочу все море вместить в эту ямку." - "Но это невозможно!" - воскликнул блаженный Августин. И юноша открылся ему: "Я - ангел Господень. Пришел показать тебе тщетность твоих стараний. Тайна Святой Троицы подобна тому большому морю, а ум наш - подобен этой ямке, может ли он вместить невместимое?"
И все в мире создано в честь Святой Троицы. Человек состоит из тела, души и духа; время бывает прошедшее, настоящее и будущее. Мысль выражается словом и передается звуком....
Было время, когда все люди на земле понимали друг друга, был один общий язык. Но народ уклонился от Бога, дерзнул строить Вавилонскую башню, чтобы достать до Господа а вавилонский царь бросил вызов Самому Богу: взял лук и стрелы и выстрелил в небо. Видя это безумие, Господь сделал народ многоязычным, и они перестали понимать друг друга, бросили строительство и разошлись в разные стороны, и разделились на племена. А Вавилон - означает "смешение", стал символом раздоров и непонимания.
"Тогда упразднилось безгласие (единый язык) и возникли отдельные наречия, непонятные одно другому; теперь же восстанавливается согласие взаимопонимание ко спасению душ наших", - объясняет смысл праздника церковное песнопение.
Праздник Святой Троицы - это праздник Святой Пятидесятницы, день сошествия Духа Святаго на Апостолов. В этот пятидесятый день по Воскресению Христову, Дух Святой в виде огненных языков сошел на каждого из учеников Господних, дабы проповедовали они Святое Евангелие. В этот день Духом Святым была создана Церковь Божия, открыты Апостолам тайны и учение христианское, в этот день получили Апостолы дар говорения на чужих языках.
Полное согласие - согласие любви, когда "У множества уверовавших одно сердце и одна душа" (Деян, 4.32), вот к чему должен стремиться каждый христианин. А, мы, подчас, и не можем найти общего языка друг с другом, не слышим друг друга, хотя и говорим все на одном языке. Пытаемся строить "новый Вавилон", где нет единства, но только вражда, ссоры, взаимные упреки и притязания, как в семье, так и в государстве. И Господь все терпит, ждет нашего покаяния, не оставляет нас Дух Святой.
Человек, - это храм Божий. Но тело может быть храмом не только Духа Божиего, но и духа злого. Если мы не ходим в церковь, не молимся Богу, живем не венчано, не исповедуемся в грехах, не меняемся, не причащаемся, раздражаемся, ругаемся, гневаемся, обижаемся, если мы горды, самолюбивы, - значит в нас живет дух злой. И такого человека видно сразу, где бы он ни был: дома, на работе, в транспорте, в очереди, он везде одинаков, постоянно изливает сквернословную грязь, совершает дурные поступки. И если мы видим в себе признаки злого духа, надо начинать работать над собой - каяться и исправляться, перестать заражать грехом мир вокруг себя, отравлять жизнь ближним. Надо помнить, что вся наша земная жизнь - это только подготовка к вечной жизни и в тот мир с нашей душой пойдут все наши дела, и кто не раскаялся и не переменился здесь, тот будет осужден за них и будет нести наказание.
Преподобный Серафим Саровский говорит: "Стяжи благодать Духа Святаго и тысячи вокруг тебя спасутся." Но чтобы снизошла на нас благодать и любовь Божественная, надо постоянно молиться и каяться, тогда любовь потоком заполнит душу, и мы все сможем для всех хватит любви. И нам надо стяжать ее, чтобы быть единой семьей со Христом и здесь на земле, и на небе с ангелами и святыми.
Праздник Святой Троицы напоминает нам о благодати Господней, преобразующей силе Духа Святаго. Потому все храмы в этот день украшаются зеленью, цветами, молодыми березками: подобно природе, расцветающей в начале лета, и душа наша, все человечество преобразуется благодатью Божией, силой Духа, животворящего, а цветы это символ духовного плодоносия Церкви Христовой.
"Святым Духом освящается вся Вселенская Церковь и научается всякая разумная душа - говорит святой Лев Великий, Он - Виновник веры, Учитель мудрости, Источник любви, Знамение чистоты, Причина всякой добродетели." Потому, поем мы сегодня славу Духу Святому, а в Его лице - Троице Единосущной и Нераздельной: "Троица Святая, Слава Тебе!"
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов