Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня Церковь торжественно вспоминает жизненный подвиг женщин, которые сопутствовали Спасителю.
Это Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия. Но наверное, этих женщин было больше. Они вместе с апостолами окружали Спасителя, вместе с Ним шли трудными дорогами Иудеи и Галилеи. Не боясь ничего, они вместе со Спасителем были в страшные дни Страстной недели в Иерусалиме, неотлучно пребывая со своим Учителем. И даже тогда, когда все апостолы, кроме Иоанна, в страхе разбежались, у них была сила вместе с Пречистой Матерью Спасителя, стоять рядом с Крестом.
Святые жены - мироносицы, о которых мы почти ничего не знаем из Евангелия, кроме того, что сегодня мы слышали за богослужением, несли на себе ношу неведомого труда. Они помогали Спасителю, они помогали и апостолам, были их поддержкой, разделяя с ними их труды. Ведь именно они были первыми свидетелями Воскресения, не апостолы, а жены мироносицы, которые рано утром, почти ночью, не боясь темноты, не боясь возможных притеснений от иудеев и от кустодии - стражи, которая была приставлена ко гробу Спасителя, берут благовония, миро и, побуждаемые любовью, идут ко Гробу. Они понимают, что не смогут даже отвалить камень, которым запечатан Гроб. Ими движет любовь, сильная, искренняя, светлая. Они приходят и удостаиваются увидеть первыми воскресшего Христа, и слышат от него слова: "Радуйтесь!" Потом ту благую весть они несут Апостолам. У Гроба Господня открылось величие их любви, и миро благовонное, в котором не нуждался Спаситель, превратилось в миро добра, миро веры, миро добрых дел, которых не хватает многим из нас. Современные женщины должны брать с них пример, неся в мир это благое миро - миро сострадания.
Первые христианки, последовательницы жен мироносиц, стали служить больным, немощным, сиротам. По всему миру они несли добрые дела, показывая. что женщина, несмотря на свои немощи, может принести Богу очень и очень много. Может ей не хватает мужества как у мужчин, но чистосердечной веры и любви у нее не меньше, а может и больше, и именно это возвышает женщину, именно те добрые дела, которые творит женщина любящая Бога, делают ее праведной и святой. Некоторые из жен мироносиц даже стали равноапостольными, они пошли проповедовать Христа вместе с Апостолами, неся тяготы проповеднического подвига. Они не покинули тех преемников апостолов, которые восходили на свои Голгофы, они сами восходили на Голгофы, при этом стремясь сохранить веру в своих детях и внуках и передать эту веру последующим поколениям. Великое историческое и спасительное дело было совершено нашими бабушками и матерями, которые не убоялись гонителей, но послужили Господу до последнего издыхания.
И о другом, очень важном подвиге мы вспоминаем сегодня - о подвиге тайных учеников, об Иосифе и Никодиме. Это были люди высокого положения. Из за этого они не могли открыто быть со Спасителем, но душой тяготели к Нему. Никодим ночью приходил ко Господу, чтобы слышать Его слова. Эти тайные ученики были вместе с явными учениками, но они не могли открыто выражать свою приверженность и послушание Спасителю, потому что это открытое выражение, открытое общение со Спасителем не принесло бы пользы ни им ни апостолам. Но будучи тайными учениками, они могли многое делать, и старались делать. И в тот момент, когда пришло время истины, когда уже всякие человеческие мысли о целесообразности сохранять тайну ушли, Иосиф с Никодимом просят Тело у Пилата, снимают Спасителя с Креста, видимым образом отождествляются с Ним, принимая на себя весь этот крестный срам, весь этот крестный позор, все это крестное уничижение, поставляют себя как бы вне той самой общественной элиты, которая и распяла Спасителя, становятся открытыми учениками, погребая тело Господа своего.
Вот так же и в истории нашей страны. Тогда, когда люди сколько-нибудь значительного общественного положения не имели возможности прийти в храм и открыто свой лоб перекрестить, но многие из них сохранили веру, оставаясь "тайными учениками", помогая страждущей Матери - Церкви иногда так эффективно, что гонители и понять не могли, откуда эта поддержка у гонимой Церкви. А она исходила иногда с таких общественных и политических верхов, в которых невозможно было даже представить присутствие "тайных учеников". Но все это было, и в какой-то момент кто-то из них стал учеником явным, а кто-то так и ушел ко Господу, сохранив свою тайну.
Мы иногда с легкостью осуждаем людей, судим их за то, что вот, мол, не верят в Бога. Но никому не дано знать того, что происходит в глубине человеческого сердца. И сегодня существуют "тайные ученики" Господа, которые по разным причинам и по разным обстоятельствам не готовы еще открыто просить Тело у Пилата, не готовы еще открыто отождествить себя с учениками Спасителя, но которые незримо, но действенно помогают Господу в Его спасительном служении среди нашего народа.
Сегодня, дорогие братья и сестры, на этих примерах, добродетельной жизни, любви к Богу, чистой, незапятнанной, Церковь показывает нам, насколько преображается человек, уверовав во Христа, насколько он изменяется. Мария Магдалина была блудницей, а стала равноапостольной, вела скотскую жизнь - стала учительницей добродетелей. Это пример для каждой женщины. Воспоминая праведных Иосифа и Никодим, жен мироносиц, постараемся дорогие братья и сестры, чтобы из нас Господь если мы Его любим чисто и откровенно, смог сделать сосуды, которые также несли бы в мир миро добра, милосердия, добрых дел, и проповеди о воскресшем Христе.
Аминь. Прот. Виктор Смирнов.
Христос Воскресе!
Приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня Церковь торжественно вспоминает жизненный подвиг женщин, которые сопутствовали Спасителю.
Это Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия. Но наверное, этих женщин было больше. Они вместе с апостолами окружали Спасителя, вместе с Ним шли трудными дорогами Иудеи и Галилеи. Не боясь ничего, они вместе со Спасителем были в страшные дни Страстной недели в Иерусалиме, неотлучно пребывая со своим Учителем. И даже тогда, когда все апостолы, кроме Иоанна, в страхе разбежались, у них была сила вместе с Пречистой Матерью Спасителя, стоять рядом с Крестом.
Святые жены - мироносицы, о которых мы почти ничего не знаем из Евангелия, кроме того, что сегодня мы слышали за богослужением, несли на себе ношу неведомого труда. Они помогали Спасителю, они помогали и апостолам, были их поддержкой, разделяя с ними их труды. Ведь именно они были первыми свидетелями Воскресения, не апостолы, а жены мироносицы, которые рано утром, почти ночью, не боясь темноты, не боясь возможных притеснений от иудеев и от кустодии - стражи, которая была приставлена ко гробу Спасителя, берут благовония, миро и, побуждаемые любовью, идут ко Гробу. Они понимают, что не смогут даже отвалить камень, которым запечатан Гроб. Ими движет любовь, сильная, искренняя, светлая. Они приходят и удостаиваются увидеть первыми воскресшего Христа, и слышат от него слова: "Радуйтесь!" Потом ту благую весть они несут Апостолам. У Гроба Господня открылось величие их любви, и миро благовонное, в котором не нуждался Спаситель, превратилось в миро добра, миро веры, миро добрых дел, которых не хватает многим из нас. Современные женщины должны брать с них пример, неся в мир это благое миро - миро сострадания.
Первые христианки, последовательницы жен мироносиц, стали служить больным, немощным, сиротам. По всему миру они несли добрые дела, показывая. что женщина, несмотря на свои немощи, может принести Богу очень и очень много. Может ей не хватает мужества как у мужчин, но чистосердечной веры и любви у нее не меньше, а может и больше, и именно это возвышает женщину, именно те добрые дела, которые творит женщина любящая Бога, делают ее праведной и святой. Некоторые из жен мироносиц даже стали равноапостольными, они пошли проповедовать Христа вместе с Апостолами, неся тяготы проповеднического подвига. Они не покинули тех преемников апостолов, которые восходили на свои Голгофы, они сами восходили на Голгофы, при этом стремясь сохранить веру в своих детях и внуках и передать эту веру последующим поколениям. Великое историческое и спасительное дело было совершено нашими бабушками и матерями, которые не убоялись гонителей, но послужили Господу до последнего издыхания.
И о другом, очень важном подвиге мы вспоминаем сегодня - о подвиге тайных учеников, об Иосифе и Никодиме. Это были люди высокого положения. Из за этого они не могли открыто быть со Спасителем, но душой тяготели к Нему. Никодим ночью приходил ко Господу, чтобы слышать Его слова. Эти тайные ученики были вместе с явными учениками, но они не могли открыто выражать свою приверженность и послушание Спасителю, потому что это открытое выражение, открытое общение со Спасителем не принесло бы пользы ни им ни апостолам. Но будучи тайными учениками, они могли многое делать, и старались делать. И в тот момент, когда пришло время истины, когда уже всякие человеческие мысли о целесообразности сохранять тайну ушли, Иосиф с Никодимом просят Тело у Пилата, снимают Спасителя с Креста, видимым образом отождествляются с Ним, принимая на себя весь этот крестный срам, весь этот крестный позор, все это крестное уничижение, поставляют себя как бы вне той самой общественной элиты, которая и распяла Спасителя, становятся открытыми учениками, погребая тело Господа своего.
Вот так же и в истории нашей страны. Тогда, когда люди сколько-нибудь значительного общественного положения не имели возможности прийти в храм и открыто свой лоб перекрестить, но многие из них сохранили веру, оставаясь "тайными учениками", помогая страждущей Матери - Церкви иногда так эффективно, что гонители и понять не могли, откуда эта поддержка у гонимой Церкви. А она исходила иногда с таких общественных и политических верхов, в которых невозможно было даже представить присутствие "тайных учеников". Но все это было, и в какой-то момент кто-то из них стал учеником явным, а кто-то так и ушел ко Господу, сохранив свою тайну.
Мы иногда с легкостью осуждаем людей, судим их за то, что вот, мол, не верят в Бога. Но никому не дано знать того, что происходит в глубине человеческого сердца. И сегодня существуют "тайные ученики" Господа, которые по разным причинам и по разным обстоятельствам не готовы еще открыто просить Тело у Пилата, не готовы еще открыто отождествить себя с учениками Спасителя, но которые незримо, но действенно помогают Господу в Его спасительном служении среди нашего народа.
Сегодня, дорогие братья и сестры, на этих примерах, добродетельной жизни, любви к Богу, чистой, незапятнанной, Церковь показывает нам, насколько преображается человек, уверовав во Христа, насколько он изменяется. Мария Магдалина была блудницей, а стала равноапостольной, вела скотскую жизнь - стала учительницей добродетелей. Это пример для каждой женщины. Воспоминая праведных Иосифа и Никодим, жен мироносиц, постараемся дорогие братья и сестры, чтобы из нас Господь если мы Его любим чисто и откровенно, смог сделать сосуды, которые также несли бы в мир миро добра, милосердия, добрых дел, и проповеди о воскресшем Христе.
Аминь. Прот. Виктор Смирнов.