Back to top

Суббота Светлой седмицы

27.04.25 14:15
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Как быстро летит время. Еще совсем недавно мы ходили на службы Страстной седмицы, причащались Святых Христовых Таин, и готовились ко встрече самого великого христианского праздника Пасхи. И вот уже быстро и незаметно наступила Светлая суббота.

И сегодня Святая Церковь из снисхождения к слабости нашей, собрала нас ныне для преломления хлеба. Для чего же он раздробляется ныне? Раздробление святого хлеба, по ясному указанию самой Церкви в молитве читаемой при его освящении, совершается ныне в память Воскресения Христова. Почему с памятью воскресения соединилось понятие о хлебе, когда при самом воскресении не было, и не могло быть никакого хлеба, - на это есть многие причины.

Во первых ветхозаветная Пасха иудейская, учрежденная при исходе израильтян из Египта, и служившая прообразованием нашей Пасхи была соединена с семидневным вкушением особенного, священного хлеба, называемого опресноками. Надлежало напомнить и христианам среди Пасхи о сем вкушении, которое у израильтян заключало много поучительного. Наиболее же благословляется ныне хлеб в память Воскресения Христова потому, что в сказаниях евангелистов не раз видим Воскресшего Господа или вкушающим, или благословляющим вкушение, так под вечер того самого дня, в который Он воскрес, Он преломляет хлеб в Эммаусе, и познается в сем преломлении двумя учениками Своими, не узнавшими Его во все продолжение пути с Ним. Вечером сего же дня, в Иерусалиме, среди учеников Своих, Господь Сам благоволит вкушать рыбу и мед в доказательство того, что они видят пред собой не призрак, а истинного своего Учителя, действительно воскресшего из мертвых.

Потом в Галилеи, при море Тивериадском, Воскресший Господь уготовляет чудесно целую трапезу для утружденных всю ночь напрасным ловлением рыбы учеников Своих, и за сей трапезой троекратно дружески истязует любовь Петра вопросом: любиши ли Мя?

Вот столько событий напоминается святым хлебом ныне раздробляемым. Много в нем тайн! Много совершено над ним молитв! Много заключено в нем благословений! Итак, христианин, вкушая хлеб сей, приведи себе на память, во первых, исход израильтян из Египта и смотри, где ты сам, не в Египте ли доселе, не фараону ли, богу века сего, работаешь? Только где Дух Господень, там истинная свобода (2 Кор. 3, 17). Если нет в тебе сего Духа, ты раб страстей. Если тебя не освободит от рабства греха Сын Божий, то ты вечно останешься рабом. Обратись же к Нему, с желанием творить волю Его. От Пас[и иудейской, христианин, обратись мыслью при вкушении ныне хлеба, к Пасхе христианской, - размысли, для чего и как был вкушаем, или благословляем Воскресшим Господом хлеб, и поучайся сам вкушать его таким образом.

Двое из учеников Иисусовых не познают своего Господа во все продолжение пути с Ним. Не происходит ли того же, дорогие братья и сестры и с нами на пути нашей жизни? Не может быть, чтобы на сем пути не было Иисуса с каждым из нас; ибо Он обещался пребывать с верующими в Него во вся дни. Но познался ли Он каждому из нас, как должно? Узнали ли мы в Нем своего Спасителя и Господа? Убедились ли совершенно, что нет, ни на земле, ни на небе, «другого имени», о коем можно было бы спастись кроме имени Иисусова (Деян. 4;12)? Что без Него всякий человек есть враг Божий, есть мертвая розга, годная только на сожжение? – И твой день жизни возлюбленный брат, или уже преклонился, или преклонится: худо будет достигать запада, конца жизни без небесного Спутника, ужасно проходить сень смертную одному – без Спасителя! Спеши же познать Его в преломлении хлеба, - по тем чувственным знамениям, в коих Он благоволил являть Свое присутствие в Церкви Своей, старайся чаще причащаться трапезы Господней, которая предлагается всем верующим: преизбыток любви Христовой в ней отрывающийся, согреет твое хладное сердце, и ты вкушая, начнешь познавать коль благ Господь (Пс 144; 18, 33, 9) и сколь близок «всем призывающим Его во истине» (Пс. 144; 18).

Перед учениками в Иерусалиме вкушает Господь пищу в удостоверение, что они видят перед собой не призрак, а действительное тело своего Учителя. Смотри и ты, не призрак ли вся вера твоя, не состоит ли она из одних праздных понятий, не ограничиваешься ли ты одним образом благочестия, не радея о том, чтобы не казаться токмо честным перед людьми, но и быть на самом деле таковым перед Богом, в совести своей. Признак и доказательство истинного христианства не созерцание и обилие познаний, не многоглаголание и совопросничество, а совлечение ветхого человека с его страстями и похотями, возрождение в духе, хождение по образу Христа и внутренний крест.

Если это в тебе есть, то Христос воскрес в тебе действительно, и ты можешь предаться всей радости о Воскресении Его, в противном случае, тебе и теперь еще нужны Петровы слезы и мытарево сокрушение. Есть чему поучиться и на вечери, бывшей на берегу моря Тивериадского. Верховные из апостолов всю ночь трудятся без успеха в ловлении рыб, доколе Сам Спаситель, внезапно явившись, не повелел им снова бросить мрежи. Не думай и ты, кто бы ты ни был, без благословения Божия успеть в деле духовного совершенства. Ты можешь стяжать все блага мира, но без Него не можешь приобрести той драгоценной «жемчужины» (Мф 13; 46), которая дороже всего мира. Ты можешь украсить себя несколькими добродетелями, каковыми украшались и многие из язычников , но ты не можешь переменить злого своего сердца, исторгнуть из него корень греха. Это выше твоих сил, выше сил всех Ангелов; это дело Его, Его единого. К Нему за этим обращайся, Ему молись о сём. Когда Он отверзет в тебе источник добра, - любви к Богу и ближнему, то уже никакая сила ада не заключит его: он будет течь в живот вечный.

Вот еще какой вопрос предлагается на богоучрежденной вечери Тивериадской – Любиши ли Мя? – говорит Господь. Не будем спешить, отвечать на него языком Петровым; возымем прежде сердце Петрово: требуются не слова, а дело. «Аще кто любит Мя, - говорит Сам Господь, - слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему придем и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Воспоминая таким образом при нынешнем вкушении святого хлеба, все сии Евангельские вечери, можно ли забыть ту блаженную вечерю, которая не была учреждена на земле, но которая была обещана Спасителем всем последователям Его в Царствии Небесном (Мф. 26,29). А вспоминая о вечери, ожидающей нас во Царствии Небесном, можем ли мы не вспомнить о брачной одежде, которая там потребуется от всякого? Ужасна участь раба, изверженного во тьму кромешнюю, по причине недостатка такой одежды.

Поспешим же, братие, заранее приобрести драгоценную одежду благих дел, и украсить ее добродетелями, дабы при первом зове быть готовыми на брак Агнчий. Поспешим: ибо как на земле, так и на небе, царские двери не всегда отверсты: будет время, когда они затворятся, навсегда, и толкущим в них скажется: «не вем вас». (Мф 25;12)