Back to top

Слово о виноградарях 13-я неделя

25.09.24 16:15
Во имя Отца и Сына и Святого Духа

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали притчу о виноградарях, в которой говорится о том, что Господь сотворил мир нам на радость, а мы сделали его вертепом разбойников.

«Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла.» (Мф 21.42) Краеугольный камень жизни – Бог. Убери Его из фундамента, и рухнет все задние жизни. Это – от Господа. Это закон жизни. И история народов ветхозаветных, и история народов нового времени, и история нашей Родины свидетельствуют об этом. Дивный рай насадил Господь – Великий Виноградарь – единым мановением Своим и ввел в него человека хранить и возделывать рай сладости. И Бог был в нем – все и во всем. Но пал человек, и вечная радость и сладость райской жизни в присутствии Божием сменилась трудами и потами земными, где редкие радости смешаны с горем, и грех сторожит добро.

Грехом смерть вошла в мир. И отдал Господь – Великий Виноградарь – виноградник жизни, - землю – человеку. И оградил Он жизнь от смерти надежной оградой, - Законом Божиим и заповедями, чтобы ничто чужое не похищало человека у Бога. И водрузил Господь в винограднике жизни сторожевую башню, - совесть – неподкупного и неусыпаемого хранителя чистоты и правды души.

Завещал Господь человеку обладать, возделывать, растить плоды и радоваться жизни. Но и опять, как когда-то в раю, дал Господь заповедь людям – помнить, что жизнь души счастье души только в Боге. Господь отдал человеку виноградник жизни, чтобы плоды его, взращенные им, творили спасение души человека. Научил Господь человека, как возделывать землю виноградника, чтобы плодов было в достатке и избытке для жизни, научил, как возделывать почву души своей, чтобы живой виноградник человеческий жил в мире, любви и довольстве.

Господь устроил все и отдал в руки человека, и почил от всех трудов Своих, отошел как Творец, передав сотворенное в руки человека. И теперь сам человек взращивает виноградник жизни на земле, сам творит спасение души своей.

Но Господь – Домовладыка не оставил мир. Он дав ему законы жизни блюдет и назирает, как живет мир. Господь готов во всякую минуту оказать спасительную помощь человеку делателю. И Он же приходит получить плоды трудов делателя, когда созрела жизнь. И слышим мы слова нынешнего Евангелия: «Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем… злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя».

И эти евангельские слова сбылись уже не однажды в истории разных народов. И во всей силе они явились в истории иудейского народа, отвергшего Иисуса Христа как Мессию и Сына Божия.

Получив в наследие от Бога обетованную землю, они закружились в веселии жизни, многие промыслительные удары Божией руки вменялись в случайные неудачи, продолжая утверждаться в самости и себялюбивом эгоизме.

Посланцы Божии – богодухновенные пророки, приходящие в рубищах, а не в злате, были изгоняемы как отребье мира. Сын Божий, пришедший открыть гибнущему народу объятия Отца Небесного, напомнить о смысле жизни, погибает от их рук. «И схватили Его (Сына Божия), убили и выбросили вон из виноградника».

И в тот же миг кончилась жизнь. Ибо Бог изгнан. Милость Божия отступила, давая место собственному человеческому злу. И сразу по вознесении Христа на небо стали проявляться в Израиле необыкновенные бедствия, и смертоносная, все живое пожирающая война положила конец иудейскому царству.

В то страшное время от огня, меча, болезней, голода погибло до полутора миллионов человек, девяносто семь тысяч было отведено в Рим для потехи народа в цирках, где их предавали многообразным смертям, а оставшиеся в живых продавали в рабство за ничтожную цену.

И вот слова Сына – Бога, пришедшего спасти погибающее: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к Тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих… и вы не захотели! Се, оставляется дом ваш пуст» (Мф 23, 37-38). Ушел Бог и смерть воцарилась там, где цвела жизнь.

Пришел Господин виноградника – Бог – и предал смерти виноградарей, и отдал виноградник другим. И назвал Господь новых делателей христианами – новым Израилем, и призвал, чтобы они работали в Божием винограднике, принося плоды Господу во время свое.

И вот уже двадцать первое столетие возделывается новый сад жизни, где все от Бога, все Им и все к Нему. А камень жизни – Христос Бог, Которого убили прежние делатели, стал во главу угла, и это краеугольный камень в основании данного нам нового виноградника – основание нашей Православной Церкви, которую н какие силы ада одолеть не смогут.

И закон Божий – Святое Евангелие – новая ограда. И новое точило виноградника – благодатные Таинства Христовой Церкви, возрождают, освящают и укрепляют силы делателей. И столп и утверждение истины в центре виноградника – Святая православная Церковь, храм Божий, где ежедневно приносится бескровная жертва за грехи людей, и святые Христовы Тайны ходатайствуют Вечную Жизнь делателям виноградника Христова. И по-прежнему совесть человеческая – это сторожевая башня всяческой чистоты.

Но почему мы, новый Израиль, опять теперь ощущаем на себе дыхание гнева Божия? Стихийные бедствия сменяют одно другое: то солнце яростно пожигает виноградник жизни, то проливные дожди обещают голод, то опустошительные пожары и землетрясения несут смерть живущим. И неслыханные доселе болезни поражают само начало жизни – младенцев. А страшное зло разгуливает свободно, вламываясь в жизнь, и руками человека – делателя сеет разрушение и смерть. И человек становится изощреннее беса во зле. Да все те бедствия и скорби, которые переносит ныне наша Родина, некогда Православная Русь, - это ведь явные признаки, что в нашем винограднике в нашей жизни есть злые делатели, которые глумятся над верой, богохульствуют, попирают святыню, отвергают духовную власть пастырей; которые сами себе голова, и угождают во всем своим капризам, без всякого уважения относясь к начальствующим. Нарушают Таинство Брака, законность власти. Не будучи призваны к учительству, они проповедуют свое измышленное лжеучение вопреки учению Церкви. И обещанное Господом зло грядет на злых делателей.

Оглянемся же на себя, в виноградник души своей, есть ли в нашем винограднике Бог, есть ли в нем делание по Богу? Будет ли нам что принести Господу, сказав Ему: «Вот Твоя от Твоих, Господи!» Не трудится наша душа со злыми делателями? И вдруг ничего Божиего не найдется в нас? Вдруг окажется, что при внешнем подобии православной жизни внутреннее в нас в лучшем случае – наша самость. Даже большинство тех, кто находится в ограде Церкви, холодным расчетливым умом исповедуя Бога, не приникли к Нему любовию сердца своего, оставляя сердце в плену страстей и прихотей своих, отдавая его не небу, но земле всецело. И оставаясь внешне верующими, мы не можем переносить со смирением малейших искушений и испытаний. Притча о виноградарях рассказывает, как хозяин виноградника, хозяин душ наших – Бог, посылает слуг Своих за плодами души. Он посылает Ангелов Своих, Ангелов Хранителей наших, голос которых постоянно звучит в душе нашей. Они возбуждают голос совести нашей, и мы часто в ответ на свои поступки слышим: «Не так живешь, исправься». Это глас Ангела Божия – слуги промыслительного попечения о нас Самого Бога – звучит в наиболее благоприятные моменты жизни человека, когда душа легче всего откликается на Божественное промыслительное напоминание.

Но мы сначала отмахиваемся от этих напоминаний, не обдумываем и не осмысливаем свои поступки, у нас свои дела более для нас важные в настоящее время. И добро и сама мысль о добре становятся для нас чужды. Истина прогоняется из души а голос совести постепенно слабеет. Это первый этап истребления Бога в душе. И начинается болезнь души. Учащающееся отмахивание души от зова Божиего переходит в ожесточение души. Упреки совести начинают раздражать нас. И в это состоянии человек раздражаясь на все святое, на все Божие, переходит в нападение на Него. По слову притчи, человек, с ожесточением набрасывался на то, что было святым, что возглавляло его жизнь, что жило в глубине души и освящало жизнь. Упиваясь сладостью порока, а он перестает видеть бездну, разверзающуюся под его ногами. Человек с цинизмом топчет святыню, бесчестит ее, как будто сила зла, уже возросшая в человеке боится святыни.

И после этого душа опускается на следующую ступень самоистребления. Святое совсем не допускается в душу. Зов совести прекратился. Погас свет, в человеке воцарилось и хозяйничает животное, звериное, плотское. Это время полного духовного закоснения. И в притче звучит: «Опять иного послал и того убили».

И вот в душе, освободившейся от сторожевой башни – совести, развертывается бесшабашный, неудержимый разгул зла. А человек становится жалким послушным рабом его. В угаре этого кружения человек уже не замечает тьмы вокруг себя, разложения и смрада, он стремительно летит к пропасти, к гибели конечной. И звучит притча: «И многих других то били, то убивали». Так наступает последний этап, - гибель. Но гибели непременно предшествует последнее и сильнейшее воздействие на душу человеческую промысла Божия. Последний раз открывает Господь душе Свои объятия, открывает, что ради нее, ради человеческой души, дал Господь земле все лучшее, даже единственного Сына Своего не пожалел, и что любовь Бога Сына к падшему человеку способна покрыть все преступления человека.

А на последний призыв Божией любви к человеку душа утопающая в грехе совершает последний акт своего падения: она убивает в себе Бога. Последним натиском разнузданного ума и грязного сердца объявляется, что Бога нет, что жизнь человека Ему не подотчетна, и Бог выкидывается из мысли и сознания. «И схвативши Его (Сына Божия), убили и выбросили вон из виноградника». Зло воцарилось, а со злом воцарятся тьма, разложение, гибель, смерть. Зло подточило питательные корни, страсти засушили зелень, повеяло дыханием гнили. Виноградник души вытоптан пороком и засох.

Страшна картина гибели души, смерти всего живого. Но именно поэтому и оставил нам Господь притчу сию, чтобы могли мы избежать смерти, ведь именно с гибели души человека начинается гибель целого народа, начинается гибель мира.

А закончил Спаситель притчу словами ветхозаветного Писания. Они обращены к нам. Запомним их крепко. Они общий вывод притчи: «Неужели вы не читали сего в Писании: Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла». Так не забудем, что краеугольный камень жизни есть Бог. Поспешим же делать дела Божии, пока есть еще время, пока еще время собирания плодов. Отдадим Богу спелые гроздья добрых дел наших для Бога, ради Бога и во славу Божию творимых. Будем жить в Боге и с Богом, связывая свое своеволие и самость, страшась участи отвергнутых Богом, да не отымется и от нас Царствие Божие.

Аминь

Прот. Виктор Смирнов