Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Как жить, чтобы не погибнуть? Как жить, чтобы спастись? – спрашивают верующие. Как жить? – спрашивают и те, чьи понятия о жизни не простираются дальше завтрашнего дня. Этот вопрос задают и молодые, только начинающие жить, и пожилые, уже завершающие свой жизненный путь, в конце которого они сделали страшное открытие, что жизнь уже прожита, но не в радость создания и все труды, все усилия вложены во всё пожирающую разруху и гибель. Да, вопрос «как жить?» совсем не праздный. И как созвучны эти вопрошания современников наших с вопросом, который некогда был задан Начальнику Жизни – Христу – Его современником, и не просто современником, а хранителем закона, данного Богом. Он спросил: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И звучат в словеса Господня в ответ законнику, а с ним и нам, открывая единственно правильный путь решения всех вопросов, недоразумений и недоумений. Всегда надо нам обращаться к слову Божию, говорит Господь. «В законе что писано есть; како чтеши?» Закон Божий! Он дан на все времена всему человечеству. Он дан в Божественном Писании, он дан в законе совести каждого живущего, он дан в законах Богозданной природы. И мы с вами сегодня не отвергнемся того, что знаем этот великий закон Господень, закон в котором кроется земное счастье наше и которым простираемся мы в вечность блаженного пребывания с Господом и со всеми Его святыми.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Да, мы знаем этот закон и требования его, мы знаем и как исполнить его жизнью своей. Ибо кто из нас не знает, что для нас хорошо и желательно, а что плохо, чего мы всеми возможными средствами должны стремиться избежать. Господом дана заповедь: не делай другому того, чего не желаешь себе. Эта заповедь, тоже всегда с нами, всегда при нас, как неусыпный и беспристрастный страж, она выявляет, он обличает одновременно и наше знание, и наше лукавство. Если законника Евангельского Господь заставляет признать, что тому известно все необходимое для спасения, то и мы не оправдаемся наивным вопросом, будто бы не знали пути спасения до сегодняшнего дня.
Божий закон – один, и две заповеди остаются непреложными на все времена, пока стоит мир. Это два якоря жизни. Люби Бога всем сердцем всей душой, всем разумением своим. Люби ближнего, как самого себя.
О любви к Богу мы не ставим вопрос ибо это кажется нам, верующим, само собой разумеющимся. Но вот ближний? Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и обличается Господом, а мы с вами, дорогие, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного и жизненного слова Божия. Это мы прикрываем вопросами свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить. Мы забываем, что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут. Мы с вами, пожалуй, даже не задали бы Господу вопрос: «Кто же ближний наш?» Ибо теперь почти повсеместно и откровенно все для нас стали дальними. Даже кровные родные, даже родители и те отстранены непомерно разросшимися нашим «Я». «Я» и «Мое» - вот наш новый жизненный закон. По нему и самые близкие, те кто вложил в нас свою жизнь, израненные многими тяготами трудов, болезнями с скорбями, израненные нами же, напрасно будут ждать от нас помощи. И вчерашние друзья сегодня уже перестанут быть ближними нашими, впав в беду, потеряв возможность быть нам полезными на празднике жизни в погоне за счастьем. Тут мы даем полную свободу оценке всего и всех. Так незаметно никого не оказывается рядом с нами, не находим мы того, кто был бы достоин нашей любви: один – грешник и не достоин любви; другой – иноверный или инакомыслящий; третий – сам ископал себе яму, в которую впал, значит, достоин наказания.
Широка и глубока заповедь Божия, а мы став на путь высокомерного суждения, вместив в себя одновременно чувствования и священника и левита, прошедших мимо бедствующего человека, тоже проходим мимо всякого, кто оказывается рядом, кто нуждается в нашем внимании, кто просит нашей помощи, уже не говоря о тех, кто просто безмолвно страдает рядом. И вот мы уже не исполнители закона, а судьи. И вопрос, «как спастись?» звучит праздно попранный отвержением Богом данной заповеди о любви к ближнему. У нас нет ближнего. И услышим ли мы с вами сегодняшнюю притчу – назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви? Услышим ли мы определение Господне для законника, для нас, знающих закон «… Иди, и ты твори такожде».
Забудь себя и свое «Я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Вот дорогие, мера нашего духовного возраста, где кроется ответ на вопрос о спасении. «Иди, и ты твори такожде». Иди, и ты поступай, как учить Господь. Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, не взирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение его, не взирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви. Делай добро… делай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, делай добро и врагам, делай добро ненавидящим и обидящим тебя, и ты исполнишь заповедь любви. И любовь к ближним сделает тебя близким к Богу, и ты исполнишь закон Христов и спасешься.
Творить дела любви не так то просто. Да, этому надо учиться, этого надо хотеть. Надо только в делах любви к ближнему увидеть и почувствовать возможность преображения души своей, возможность спасения.
Но ничего этого нет. Пока этого нет, и главное, что даже стремления к этому не видно.
И не задумаемся ли мы с вами над совершенно новыми явлениями в жизни нашей.
Сегодня, когда блуд, насилие, сребролюбие, пьянство, наркомания, стали явными и уже привычными пороками, а тяга к святыне и кощунство над ней одновременно борют и владеют человеком, вопрос о милосердии, о любви вырастает в первостепеннейший, главнейший вопрос жизни. Ибо только милосердием и любовью можно стяжать Святой Дух Божий, Которым только и можно противостать страшным духам злобы, овладевшими людьми и миром. Творите милостыню, не проходите мимо протянутых к вам рук, мимо страждущих, болью и горем исполненных глаз, мимо ближнего нашего. Не пройдем, дорогие, мимо своего спасения; не пройдем мимо Самого Христа, Который в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас на вечерю любви.
При дверях нелицеприятный Суд Божий, и благостная речь Сына Человеческого – Христа – к одним «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство уготованное вам… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; темнице был, и вы пришли ко Мне». Но не замедлит для других грозный, решительный приговор «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его…»
Спасайтесь, братья и сестры, и как Господь сказал: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.»
Скоро, с ближайшего вторника, начинается Рождественский пост, который продолжается 40 дней, до великого праздника Рождества Христова. Христос пришел на землю, чтобы спасти нас, избавить от вечной погибели и указать нам путь ко спасению в Царство Небесное. Он есть «Путь, Истина, и Жизнь», Он есть источник неоскудеваемой Любви. Какое же радостное это событие, и пост радостный, не строгий; во многие дни благословляется рыба.
Душа постящегося человека как птица, она свободно поднимается ко Господу, душа же не постящегося подобна птице с перебитыми крылами; хотела бы взлететь, но не может, потому что обитает на земле и становится добычей злых духов поднебесной.
Пост, - это не какое-то ограничение в пище, и не диета. Пост, - это воздержание; во-первых разумное; во-вторых, добровольное. За время поста мы должны переосмыслить свое отношение к Богу и к ближнему. Мы должны сделать вывод, со Христом мы или против. Любящий Бога, боится, как бы не оскорбить любовь Божию. Но Любовь всегда связана с жертвой. Пример этой жертвы, Сам Господь наш Иисус Христос. Он за нас распялся и умер. Но Он не только умер, Он Воскрес и вознесся на небо к Своему Отцу, чтобы приготовить обители для любящих Его. Но чтобы наследовать эти обители в Горнем Царстве, нужно пройти этот путь, путь нелегкий, которым прошел Господь наш Иисус Христос. «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь». Только этим путем, путем страдания, терпения, смирения и послушания, мы можем наследовать Царствие Небесное. Господь от нас не требует смерти физической, Он требует «распять нашу плоть со страстьми и похотьми».
Постараемся же дорогие братья и сестры, принести подвиг поста, хоть этот подвиг пускай, небольшой. Но он дает нам потрудиться. Будем исполнять заповеди Божии. Будем смотреть не на буку закона, а дух закона, это есть милосердие и любовь. Все мы дети Божии, и Господь ждет от нас исполнения Своих заповедей, и мы должны приложить все усилия чтобы угодить Богу. Постараемся иметь радостный дух, будем стяжать Мир Христов – который есть источник благодати.
Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят». (Мф. 5,8).
Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу, и сделали глубокий вздох о самом себе, какой дух там обитает – злой или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, мы должны превратиться из мухи в пчелу, должны приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца. Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, ладан и смирну, и мы должны прийти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
Как жить, чтобы не погибнуть? Как жить, чтобы спастись? – спрашивают верующие. Как жить? – спрашивают и те, чьи понятия о жизни не простираются дальше завтрашнего дня. Этот вопрос задают и молодые, только начинающие жить, и пожилые, уже завершающие свой жизненный путь, в конце которого они сделали страшное открытие, что жизнь уже прожита, но не в радость создания и все труды, все усилия вложены во всё пожирающую разруху и гибель. Да, вопрос «как жить?» совсем не праздный. И как созвучны эти вопрошания современников наших с вопросом, который некогда был задан Начальнику Жизни – Христу – Его современником, и не просто современником, а хранителем закона, данного Богом. Он спросил: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» И звучат в словеса Господня в ответ законнику, а с ним и нам, открывая единственно правильный путь решения всех вопросов, недоразумений и недоумений. Всегда надо нам обращаться к слову Божию, говорит Господь. «В законе что писано есть; како чтеши?» Закон Божий! Он дан на все времена всему человечеству. Он дан в Божественном Писании, он дан в законе совести каждого живущего, он дан в законах Богозданной природы. И мы с вами сегодня не отвергнемся того, что знаем этот великий закон Господень, закон в котором кроется земное счастье наше и которым простираемся мы в вечность блаженного пребывания с Господом и со всеми Его святыми.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Да, мы знаем этот закон и требования его, мы знаем и как исполнить его жизнью своей. Ибо кто из нас не знает, что для нас хорошо и желательно, а что плохо, чего мы всеми возможными средствами должны стремиться избежать. Господом дана заповедь: не делай другому того, чего не желаешь себе. Эта заповедь, тоже всегда с нами, всегда при нас, как неусыпный и беспристрастный страж, она выявляет, он обличает одновременно и наше знание, и наше лукавство. Если законника Евангельского Господь заставляет признать, что тому известно все необходимое для спасения, то и мы не оправдаемся наивным вопросом, будто бы не знали пути спасения до сегодняшнего дня.
Божий закон – один, и две заповеди остаются непреложными на все времена, пока стоит мир. Это два якоря жизни. Люби Бога всем сердцем всей душой, всем разумением своим. Люби ближнего, как самого себя.
О любви к Богу мы не ставим вопрос ибо это кажется нам, верующим, само собой разумеющимся. Но вот ближний? Кто же мой ближний? И уже не законник вопрошает ныне Христа и обличается Господом, а мы с вами, дорогие, становясь совопросниками века сего, но не исполнителями ясного и жизненного слова Божия. Это мы прикрываем вопросами свое малодушие, свою духовную леность, свое нежелание трудиться, свое нежелание любить. Мы забываем, что не слушатели закона праведны перед Богом, но исполнители закона оправданы будут. Мы с вами, пожалуй, даже не задали бы Господу вопрос: «Кто же ближний наш?» Ибо теперь почти повсеместно и откровенно все для нас стали дальними. Даже кровные родные, даже родители и те отстранены непомерно разросшимися нашим «Я». «Я» и «Мое» - вот наш новый жизненный закон. По нему и самые близкие, те кто вложил в нас свою жизнь, израненные многими тяготами трудов, болезнями с скорбями, израненные нами же, напрасно будут ждать от нас помощи. И вчерашние друзья сегодня уже перестанут быть ближними нашими, впав в беду, потеряв возможность быть нам полезными на празднике жизни в погоне за счастьем. Тут мы даем полную свободу оценке всего и всех. Так незаметно никого не оказывается рядом с нами, не находим мы того, кто был бы достоин нашей любви: один – грешник и не достоин любви; другой – иноверный или инакомыслящий; третий – сам ископал себе яму, в которую впал, значит, достоин наказания.
Широка и глубока заповедь Божия, а мы став на путь высокомерного суждения, вместив в себя одновременно чувствования и священника и левита, прошедших мимо бедствующего человека, тоже проходим мимо всякого, кто оказывается рядом, кто нуждается в нашем внимании, кто просит нашей помощи, уже не говоря о тех, кто просто безмолвно страдает рядом. И вот мы уже не исполнители закона, а судьи. И вопрос, «как спастись?» звучит праздно попранный отвержением Богом данной заповеди о любви к ближнему. У нас нет ближнего. И услышим ли мы с вами сегодняшнюю притчу – назидание о милосердном самарянине, у которого закон любви был написан в сердце, для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви? Услышим ли мы определение Господне для законника, для нас, знающих закон «… Иди, и ты твори такожде».
Забудь себя и свое «Я», поставь в средоточие жизни своей того человека, которому нужна твоя помощь, материальная ли, духовная ли. Вот дорогие, мера нашего духовного возраста, где кроется ответ на вопрос о спасении. «Иди, и ты твори такожде». Иди, и ты поступай, как учить Господь. Иди и ты твори добро всякому нуждающемуся в нем, не взирая ни на происхождение человека, ни на общественное положение его, не взирая ни на что. Иди и твори добро, и ты исполнишь заповедь любви. Делай добро… делай добро от сердца, делай его во имя Бога всем братьям твоим в Боге, делай добро и врагам, делай добро ненавидящим и обидящим тебя, и ты исполнишь заповедь любви. И любовь к ближним сделает тебя близким к Богу, и ты исполнишь закон Христов и спасешься.
Творить дела любви не так то просто. Да, этому надо учиться, этого надо хотеть. Надо только в делах любви к ближнему увидеть и почувствовать возможность преображения души своей, возможность спасения.
Но ничего этого нет. Пока этого нет, и главное, что даже стремления к этому не видно.
И не задумаемся ли мы с вами над совершенно новыми явлениями в жизни нашей.
Сегодня, когда блуд, насилие, сребролюбие, пьянство, наркомания, стали явными и уже привычными пороками, а тяга к святыне и кощунство над ней одновременно борют и владеют человеком, вопрос о милосердии, о любви вырастает в первостепеннейший, главнейший вопрос жизни. Ибо только милосердием и любовью можно стяжать Святой Дух Божий, Которым только и можно противостать страшным духам злобы, овладевшими людьми и миром. Творите милостыню, не проходите мимо протянутых к вам рук, мимо страждущих, болью и горем исполненных глаз, мимо ближнего нашего. Не пройдем, дорогие, мимо своего спасения; не пройдем мимо Самого Христа, Который в образе каждого нуждающегося в нашей помощи призывает нас на вечерю любви.
При дверях нелицеприятный Суд Божий, и благостная речь Сына Человеческого – Христа – к одним «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство уготованное вам… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; темнице был, и вы пришли ко Мне». Но не замедлит для других грозный, решительный приговор «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелом его…»
Спасайтесь, братья и сестры, и как Господь сказал: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего, и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд.»
Скоро, с ближайшего вторника, начинается Рождественский пост, который продолжается 40 дней, до великого праздника Рождества Христова. Христос пришел на землю, чтобы спасти нас, избавить от вечной погибели и указать нам путь ко спасению в Царство Небесное. Он есть «Путь, Истина, и Жизнь», Он есть источник неоскудеваемой Любви. Какое же радостное это событие, и пост радостный, не строгий; во многие дни благословляется рыба.
Душа постящегося человека как птица, она свободно поднимается ко Господу, душа же не постящегося подобна птице с перебитыми крылами; хотела бы взлететь, но не может, потому что обитает на земле и становится добычей злых духов поднебесной.
Пост, - это не какое-то ограничение в пище, и не диета. Пост, - это воздержание; во-первых разумное; во-вторых, добровольное. За время поста мы должны переосмыслить свое отношение к Богу и к ближнему. Мы должны сделать вывод, со Христом мы или против. Любящий Бога, боится, как бы не оскорбить любовь Божию. Но Любовь всегда связана с жертвой. Пример этой жертвы, Сам Господь наш Иисус Христос. Он за нас распялся и умер. Но Он не только умер, Он Воскрес и вознесся на небо к Своему Отцу, чтобы приготовить обители для любящих Его. Но чтобы наследовать эти обители в Горнем Царстве, нужно пройти этот путь, путь нелегкий, которым прошел Господь наш Иисус Христос. «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь». Только этим путем, путем страдания, терпения, смирения и послушания, мы можем наследовать Царствие Небесное. Господь от нас не требует смерти физической, Он требует «распять нашу плоть со страстьми и похотьми».
Постараемся же дорогие братья и сестры, принести подвиг поста, хоть этот подвиг пускай, небольшой. Но он дает нам потрудиться. Будем исполнять заповеди Божии. Будем смотреть не на буку закона, а дух закона, это есть милосердие и любовь. Все мы дети Божии, и Господь ждет от нас исполнения Своих заповедей, и мы должны приложить все усилия чтобы угодить Богу. Постараемся иметь радостный дух, будем стяжать Мир Христов – который есть источник благодати.
Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем; ибо они Бога узрят». (Мф. 5,8).
Для того нам и дается пост, чтобы мы остановились, осмотрелись вокруг себя, заглянули себе в душу, и сделали глубокий вздох о самом себе, какой дух там обитает – злой или добрый? Если злой, надо изгнать его, очистить душу покаянием, мы должны превратиться из мухи в пчелу, должны приготовить место в душе для Новорожденного Богомладенца. Две тысячи лет назад, когда египетские мудрецы узнали о Рождестве Иисуса Христа, они принесли Богомладенцу дары: золото, ладан и смирну, и мы должны прийти к этому великому событию с дарами, достойными нашего Господа. Пусть этими дарами будут покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов