Back to top

Святая Великая Суббота

07.05.24 22:00
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня Великая Суббота. Сегодня Святая Церковь торжественно воспоминает страдания и погребение Христово, и все черные облачения меняются на белые, потому что в Церкви траура нет.

Господь не умер, а почил. И человек, когда его душа разделяется с телом, не умирает, а временно переходит в другое состояние своего бытия: душа, однажды получив свое начало, уже неуничтожима. Белый цвет имеет еще один смысл: в древней Церкви всех вновь приходящих крестили в Великую Субботу, а в знак полученной чистоты им давали белые одеяния, в которых они ходили всю Светлую Пасхальную седмицу. И когда человека встречали в белом одеянии на улице, все его приветствовали и радовались, что еще одного ученика Господь приобрел Себе.

Поэтому сегодняшнее богослужение с большим чтением Священного Писания, имеет смысл огласительный: это последнее оглашение перед принятием крещения. И отрывки из Послания к Римлянам и Евангелие от Матфея, которые мы слышали, - именно те, которые читаются перед святым крещением. После совершения таинства новые полноправные члены Церкви крестным ходом, с зажженными свечами, в белых одеяниях, в окружении верных подходили к вратам храма, и начиналась Пасхальная крещальная Божественная литургия, где все вместе - и вновь крещаемые, и верные - объединялись в молитве и благодарили Бога. Праздновали Пасху, что в переводе с еврейского значит "переход" - переход в жизнь вечную. И мы дорогие братья и сестры, не должны забывать, ради чего Господь умер, и зачем мы крестились, и что значит Пасха, и какой переход из какого Египта в какую землю обетованную мы должны совершить в результате своего крещения.

После крещения человек должен отойти от греха, ведь дьявол очень сильно преуспел, трудясь день и ночь над нашими сердцами. Поэтому люди не могут сохранить белизну одежд, полученную во святом крещении. А в древности христиан даже хоронили в этих белых одеяниях - в знак того, что они сохранили чистоту, приобретенную во святом крещении, и на суд ко Господу представали в незапятнанных одеждах. Конечно и в те времена бывало, что кто-то и от Бога отрекался, - сам апостол Иуда с какой высоты ниспал! И мы знаем участь Иуды и знаем участь всех остальных апостолов. И мы знаем, что в мире скорбят и праведники, и страдают грешники. И сколько бы человек ни пытался с помощью денег, или власти, или еще чего-нибудь достичь какого-то благополучия в жизни, ничего не получается: это на земле недостижимо. Дьявол даже своих верных служителей не может наградить, потому что он может творить только одно зло.

Поэтому как бы человек дьяволу ни работал, тот в награду дает только еще большее зло. Но тем не менее Богу служит людей гораздо меньше, чем дьяволу. В чем тут причина? Очень просто: чтобы служить Богу, требуется подвиг, а чтобы служить дьяволу, подвига не требуется, достаточно идти на поводу того, что дьявол тебе предлагает. Жизнь по закону Божиему для достижения Царствия Небесного, подобна восхождению в гору по узкой тропе, окруженной всякими колючками, ямами и камнями. А жизнь в угоду дьяволу подобна спуску с горы. Понятно, что с горы спускаться проще. Так может быть, выбрать этот простой путь? Нет, в сердце каждого человека в силу того, что он создан Богом, а не дьяволом, звучит голос Божий. Мы понимаем, что все-таки путь в гору - это путь правильный, а путь с горы - это путь, приводящий в погибель. И когда эта погибель случается с кем-то из наших близких, мы очень переживаем.

Вся жизнь человека зависит непосредственно от того, в каком состоянии его душа. Человеку все время чего-то не хватает, и он стремится заполнить свою пустоту. На самом деле ощущение пустоты происходит оттого, что душа человека, созданная Богом, скучает по Богу и насытиться может только Богом. Ни один из нас, если он несколько часов кряду просидит перед телевизором, не может сказать что он отходит от этого занятия с чувством глубокого удовлетворения. Нет, наоборот, на душе скверно. Или если человек целый день лежал и читал, пусть очень важную книгу, но он встает с дивана с ощущением, что потерял время. И никогда не бывает у человека ощущения, что он потерял время, когда он выходит из храма после богослужения, даже если он рассеянно молился, даже если его осаждали какие-то помыслы, даже если, как говорил Иоанн Златоуст, он умом в это время был на базаре. Тем не менее из храма каждый выходит с чувством, что сделал единственное по настоящему важное для его души. И когда человек это вкусит, он всегда устремляется к богослужению.

Потому, что жизнь - это и есть общение с Богом. А все остальное - это не жизнь, это есть прозябание, растительное или животное. Все, что вне молитвы, это просто исполнение плотских потребностей. К сожалению, человеку необходимо есть и пищу доставать, и одеваться, и дом отапливать и дом благоустроить. Но понятно что это все равно временно.

Господь хочет нас приобщить к жизни вечной, хочет чтобы нам открылось небо, хочет, чтобы мы здесь, уже живя на земле, начали ту жизнь, к которой призван каждый из нас. Поэтому Господь основал Церковь. И каждый через Церковь может ощутить небесную жизнь, и войти в нее, и там остаться во веки веков. Когда душа наша покинет бренное тело, то, не отягченная ни житейскими земными заботами, ни болезнями, ни скорбями, она просто воспарит к Богу и останется в Его объятиях навсегда. И все, из чего состоит человеческая жизнь, вся эта суета просто станет ненужной, потому что самое главное будет - общение с Богом, к которому мы начинаем приобщаться уже здесь. А остальные, это несчастное большинство, которое сползает с горы? Что же будет с ними? Они будут в вечных поисках чего-то для своей души.

И это вечно, всегда. Несчастные души потерянных людей, не знавших Бога и не захотевших идти в Гору. А теперь уже все поздно. И каждый выбирает себе сам.

Христос для того, чтобы нас спасти, сделал все мыслимое и немыслимое. Вместо того, чтобы мы были уничтожены за наши грехи, Он умер Сам. Для того чтобы мы имели полноту бытия, Он первый воскрес и тем указал путь каждому. Для того чтобы нам спастись, Он создал Церковь. Для того чтобы нам достичь жизни вечной, Он послал в Церковь Духа Утешителя. Остается только это все воспринять, усвоить и начать путь восхождения в гору. Пусть этим путем идет мало народу, но это все равно истина, и другого нет ничего. И мы должны следовать тем же путем, если мы верим, что каждое слово Христа - правда.

Это слово правды запечатлено Его смертью и смертью многих и многих тысяч людей, которые именно за эту правду отдали свою жизнь.

Дорогие братья и сестры, и у нас есть надежда, раз мы здесь сегодня собрались и все-таки выбрали Христа. Конечно хорошо торжествовать, радоваться и разговляться, и встречать воскресшего Господа, но Христос ждет не этого. Христос ждет от нас ежедневного, постоянного покаяния. Христос хочет, чтобы каждый из нас тоже совершил Пасху - совершил все-таки этот переход, и совершал его постоянно. Потому что нам все время есть от чего переходить к чему.

В нашей жизни очень много худого. И от этого худого надо все время переходить к праведности. И если есть это движение, то значит, мы совершаем Пасху. Помоги нам в этом Господь.

Аминь

прот. Виктор Смирнов