Во имя Отца и Сына и Святого Духа
С великой радостью приветствую вас, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского всея России чудотворца, его преставление. Еще при жизни, преподобный Сергий заповедал похоронить его на общем братском кладбище, но его похоронили по правую сторону церкви.
По прошествии 30 лет он является во сне одному благочестивому иноку и говорит: «До каких же пор мое тело будет лежать в земле, окруженное водой?!» Эту весть инок передал игумену. Был собран священный собор из духовенства и всех иноков святой обители, и 5 июля 1422 года были открыты честные и многоцелебные мощи преподобного Сергия. От святых мощей исходило несказанное благоухание. И мы сегодня собрались помолиться, поблагодарить и величать всея России чудотворца, преподобного Сергия Радонежского.
Как преподобные отцы, Антоний и Феодосий, были основателями монашества на юге нашей страны, так преподобный Сергий положил начало монашества в пределах Москвы, Сергиева Посада, и и всего северного края.
Ведь тогда, в те тяжелые страшные времена, в период татарского владычества над русским народом все монашество на юге было уничтожено, все монастыри опустошены, монашеский путь забыт. Он родился во времена, когда уже трудно было найти людей, которые бы помнили татарский разгром Русской земли. Но в памяти русской души, еще до боли было живо впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием, которое несло не только материальное, но и нравственное разорение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость, и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. А что еще хуже, ужасом отцов пережившим бурю, заражались дети, которых мать пугала лихим татарином. Внешняя случайна беда, грозила превратиться во внутренний хронический недуг. Панический ужас одного поколения, мог развиться в народную робость, в черту национального характера. Но мы, Русские, и одним из отличительных признаков великого народа, служит его способность подниматься с колен. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, и соберет он свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.
И вот с Благословения Божия, преподобный Сергий начал подвизаться в дремучем лесу, терпя лишения, искушения, труды и болезни, но не унывал духом. К нему стали приходить единомышленники, стремящиеся к иноческой жизни, начали строить келлии. Тяжко приходилось им жить. Часто, даже не было хлеба. А за водой приходилось ходить очень далеко под гору. И вот по молитве преподобного, Господь открыл им источник воды, который существует и до ныне.
Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходили к нему люди и вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение, возвращаясь к себе, по каплям делились ими с другими. Нравственному влиянию преподобного Серия, Русь была обязана появлением в ее истории двух судьбоносных событий.
Первое событие состояло в то, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи, и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Откуда взялись? Как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? Глаз исторического знания, уже не в состоянии разглядеть хода этой подготовки великих борцов 1380 года. Знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения Димитрия, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь.» Он дал ему в войско двух схимников, бывших ратников, ставших воинами духовными, тем самым подчеркнув религиозное значение сраженияи высокий духовный смысл грядущей победы. Перед началом Куликовской битвы из татарского стана вышел великан с копьем, которым он бряцал и хвалился: «Кто со мной хочет сразиться, выходи!» Его огромный рост и вид был ужасен, он наводил на всех старх и ужас. Никто не решался сразиться с ним. Тогда вышел схимник Александр Пересвет, благословенный преподобным Сергием. В схиме и с копьем он сразился с богатырем. И пронзивши друг друга они пали с коней. После гибели великана в татарском стане произошло большое смятение. В это время преподобный горячо и усиленно молился Богу о даровании победы русскому войску. Ему было открыто все, что происходило во время битвы. Он называл по именам всех павших воинов и молился об их упокоении, и, наконец, он передал бывшим с ним, что русские победили. Этой победой было положено начало падения татарского владычества над русскими. Но и после этого преподобный Сергий помогал князьям в деле благоустройства Русского государства.
Да поможет преподобный Сергий создатель обители Живоначальной Троицы, молившийся Пресвятой Троице о единстве Руси, всем нам хранить единство Руси, всем нам хранить единство Церкви, преодолевать разделения, которые возникают в отношениях между братскими народами, хранить единство Святой Руси как величайшее наследие наших отцов и дедов, многие из которых ныне святыми предстоят Богу, и верим, молятся о нас.
Преподобный отче наш Сергие моли Бога о нас.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
С великой радостью приветствую вас, дорогие братья и сестры! Сегодня Святая Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского всея России чудотворца, его преставление. Еще при жизни, преподобный Сергий заповедал похоронить его на общем братском кладбище, но его похоронили по правую сторону церкви.
По прошествии 30 лет он является во сне одному благочестивому иноку и говорит: «До каких же пор мое тело будет лежать в земле, окруженное водой?!» Эту весть инок передал игумену. Был собран священный собор из духовенства и всех иноков святой обители, и 5 июля 1422 года были открыты честные и многоцелебные мощи преподобного Сергия. От святых мощей исходило несказанное благоухание. И мы сегодня собрались помолиться, поблагодарить и величать всея России чудотворца, преподобного Сергия Радонежского.
Как преподобные отцы, Антоний и Феодосий, были основателями монашества на юге нашей страны, так преподобный Сергий положил начало монашества в пределах Москвы, Сергиева Посада, и и всего северного края.
Ведь тогда, в те тяжелые страшные времена, в период татарского владычества над русским народом все монашество на юге было уничтожено, все монастыри опустошены, монашеский путь забыт. Он родился во времена, когда уже трудно было найти людей, которые бы помнили татарский разгром Русской земли. Но в памяти русской души, еще до боли было живо впечатление ужаса, произведенного этим всенародным бедствием, которое несло не только материальное, но и нравственное разорение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость, и безнадежно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода. А что еще хуже, ужасом отцов пережившим бурю, заражались дети, которых мать пугала лихим татарином. Внешняя случайна беда, грозила превратиться во внутренний хронический недуг. Панический ужас одного поколения, мог развиться в народную робость, в черту национального характера. Но мы, Русские, и одним из отличительных признаков великого народа, служит его способность подниматься с колен. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, и соберет он свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном или нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу.
И вот с Благословения Божия, преподобный Сергий начал подвизаться в дремучем лесу, терпя лишения, искушения, труды и болезни, но не унывал духом. К нему стали приходить единомышленники, стремящиеся к иноческой жизни, начали строить келлии. Тяжко приходилось им жить. Часто, даже не было хлеба. А за водой приходилось ходить очень далеко под гору. И вот по молитве преподобного, Господь открыл им источник воды, который существует и до ныне.
Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходили к нему люди и вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение, возвращаясь к себе, по каплям делились ими с другими. Нравственному влиянию преподобного Серия, Русь была обязана появлением в ее истории двух судьбоносных событий.
Первое событие состояло в то, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи, и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями. Откуда взялись? Как воспитались люди, отважившиеся на такое дело, о котором боялись и подумать их деды? Глаз исторического знания, уже не в состоянии разглядеть хода этой подготовки великих борцов 1380 года. Знаем только, что преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения Димитрия, сказав: «Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь.» Он дал ему в войско двух схимников, бывших ратников, ставших воинами духовными, тем самым подчеркнув религиозное значение сраженияи высокий духовный смысл грядущей победы. Перед началом Куликовской битвы из татарского стана вышел великан с копьем, которым он бряцал и хвалился: «Кто со мной хочет сразиться, выходи!» Его огромный рост и вид был ужасен, он наводил на всех старх и ужас. Никто не решался сразиться с ним. Тогда вышел схимник Александр Пересвет, благословенный преподобным Сергием. В схиме и с копьем он сразился с богатырем. И пронзивши друг друга они пали с коней. После гибели великана в татарском стане произошло большое смятение. В это время преподобный горячо и усиленно молился Богу о даровании победы русскому войску. Ему было открыто все, что происходило во время битвы. Он называл по именам всех павших воинов и молился об их упокоении, и, наконец, он передал бывшим с ним, что русские победили. Этой победой было положено начало падения татарского владычества над русскими. Но и после этого преподобный Сергий помогал князьям в деле благоустройства Русского государства.
Да поможет преподобный Сергий создатель обители Живоначальной Троицы, молившийся Пресвятой Троице о единстве Руси, всем нам хранить единство Руси, всем нам хранить единство Церкви, преодолевать разделения, которые возникают в отношениях между братскими народами, хранить единство Святой Руси как величайшее наследие наших отцов и дедов, многие из которых ныне святыми предстоят Богу, и верим, молятся о нас.
Преподобный отче наш Сергие моли Бога о нас.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов