Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»
Такими словами дорогие братья и сестры, Святая Церковь прославляет ныне нашего Господа, преобразившегося на горе Фаворской за сорок дней до Своих крестных страданий.
Укрепляя Своих учеников, Он говорил им, когда ходил по селам и весям Святой Земли, благовествуя Царствие Божие, призывая каждого к выполнению заповедей Божиих, к полноте бытия: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин 10,10) «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9,13)
Святое Евангелие повествует «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17, 1-2). И глас услышали с Неба глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17,5). Это откровение говорит нам о смысле Преображения Господа, совершившегося за сорок дней до Его страданий. Господь приоткрыл тайну вечного бытия, приоткрыл полноту Своей славы, сияние славы Божественной, чтобы каждый ученик и все Его последователи уразумели тайну, что перед ними не простой человек, а Творец неба и земли, Сын Божий. И что крестные страдания – это не только дело человеческой злобы и человеческого лукавства, это не только предательство Иуды, но это есть и замысел Божий о спасении мира.
Господь не насильно принимает крестные страдания, но добровольно. Ибо Он Сам сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее, Имею власть отдать ее, власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.» (Ин 10,17).
На Фаворе Господь явил Свою вечную славу, вечное сияние Своего Божества. Он открыл непостижимое человеческому уму, как непостижимый свет, как вечное сияние и неизреченную радость. Петр при этом только и мог воскликнуть: «Наставник! Хорошо нам здесь быть.» (Лк 9,33) Ведь Царствие Божие – это и есть неизреченная радость, о которой человек может сказать: «Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи.»
Господь приоткрыл славу Своего Божества настолько, насколько человеческому естеству и уму было возможно вместить в себя полноту бытия Царствия Божия. Чтобы никогда не унывали, не страшились Его крестных страданий и не отступили в тот момент, но вечно взирали на славу Его Божества и укреплялись в вере, в надежде и любви.
Именно этих учеников Господь взял на гору Фаворскую, не всех, но тех, кто был способен воспринять эту славу Божественного сияния. Святые отцы толкуют нам, что Он взял учеников, олицетворяющих собой добродетели. Петр олицетворяет собой веру; Иаков – надежду, потому что среди апостолов был первым мучеником за Христа и первым Иерусалимским епископом; Иоанн знаменовал собою апостола любви, - потому что только этим добродетелям – вере, надежде и любви – открывает слава Господня.
Только тот человек сподобляется видения славы Божией, кто совершает труд добродетельной жизни, труд стяжания евангельской простоты и чистоты жизни. Без труда, без пролития крови не бывает откровений Господних.
Откровения даются смиренным сердцем, а смирение происходит от многих скорбей, и поэтому святые отцы говорят всем нам: «даждь кровь и приими дух», то есть покажи труд и добродетель.
Епископ Игнатий Брянчанинов говорит: «Оденься сначала листьями, а потом придут и плоды.»
Всем нам заповедана Иисусова молитва, которая открывает нам славу Божию, причем молитва трудовая, с принуждением себя, потому что сначала бывает тяжело и человек себя понуждает, всегда старается призывать имя Божие на всяком месте, иметь память Божию, ходить перед Богом, и за эту трудовую молитву Господь дает благодатную молитву, сердечную, которой труждающийся человек сподобляется благодатью Божией.
Мы все должны знать, что в жизни каждого христианина, истинно подвизающегося об исполнении заповедей Божиих, есть свой Фавор, есть свое преображение, есть такая мера благодати, от которой человек в чистоте и восхищении сердца может воскликнуть: «хорошо нам здесь быть!» (Мк 9,5). Где же Господь дает нам такой Фавор? В великом, неизреченном, непостижимом, чудотворном, преображающем таинстве Причастия Тела и Крови Своих, когда мы, подобно ученикам Христовым, предстоим пред престолом, как на этой Фаворской горе, и каждый, если будет, как говорит Преподобный Серафим Саровский, в чистоте сердца, в осознании своего всеокаянства, в осознании своего греха приступать к Чаше Господней с чувством смирения и искреннего покаяния, тогда, каким бы грешным он ни был, благодать Божия просветит такого человека. «Благодать Причащения, - говорит преподобный Серфим Саровский – распространяется и на род причащающегося человека.» Вот какая великая милость Божия дарована всем, кто желает истинно быть с Господом, истинно соединяться с Ним в благодати. За это всегда надо благодарить Господа и усердно стараться о том, чтобы почаще соединяться с Ним в этом великом Таинстве.
На горе Фавор Господу предстояли Моисей и Илия, и в этом тоже есть особый смысл. Так как, Моисей – почивший учитель израильского народа, возвестивший заповеди Божии, исполнением которых человек должен стяжать Бога и угождать Ему по мере своих сил и возможностей. Предстоял и Илия, который не сподобился телесной смерти, но был восхищен на Небо на огненной колеснице и был вечно живым перед Богом, у которого «несть мертвых, но все живы» (Лк. 20,38)
И вот это видение показало, что перед ними Творец неба и земли, Судия живых и мертвых, перед ними живой Бог. И ученики Христовы понесли в мир этот свет веры. Мы в своей жизни тоже должны им подражать, особенно после этих великих откровений Божиих, после того, как Господь призвал нас к вере, даровал нам эту великую радость быть учениками Христовыми, иметь надежду вечной жизни. Мы самые счастливые люди в мире, потому что нам даны силы, дана помощь Божия, даны великие обетования, нас всех ждет вечная жизнь. А какими мы можем быть в этой вечной жизни, Господь открыл на Фаворе.
Эту жизнь видел апостол Павел. Когда он был в своем человеческом естестве и обычном физическом состоянии, то сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9)
И вот свет Фаворский горы всех нас просвещает и открывает тайны бытия Божия. К чему должен прийти человек? К преображению, к изменению своего естества, так что и тело будет сиять этой вечной славой, и душа будет преображена. Священное писание говорит, что даже ризы Его стали блистающими, как снег, то есть говорится нам о том, что весь вещественный мир будет преображен. Мы воскреснем не только душой но и телом, ибо это есть непреложная истина. Господь говорит нам, что каждому подобает принять все, что он сотворил с телом доброе или злое. Так что и тело будет принимать участие в этой великой неизреченной, никогда не оскудевающей жизни. Залогом, началом этой жизни является наш Фавор, наше преображение души здесь, на земле.
В Священном Писании написано: «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша». (Втор. 32, 46-47). «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.» (Втор. 30,19)
И вот сейчас у нас время выбора. У нас сейчас происходит внутреннее преображение и изменение, мы готовимся к вечной жизни, по мере своих немощных сил, но эти силы Господь укрепляет в великих Таинствах – Покаяния и Причащения, которые будут во веки веков преображать человеческую душу. Как только человек от чистого сердца называет свой грех с желанием оставить его, то рукою Божиею тут же этот грех раз и навсегда изглаждается из книги жизни. Опять у нас есть возможность, и тело и душу хранить в чистоте. И пусть никто никогда не унывает, что бывают у нас грехи, немощи, и оплошности в жизни.
«Никогда не грешить, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - свойственно только Ангелам, падать, грешить и приносить должное покаяние свойственно людям; а падши, никогда не вставать свойственно одним только бесам. Мы будем осуждены, - говорит далее святитель Иоанн Златоуст; - не за то, что упали, а за то, что падши не встали». У всех есть возможность быть во всегдашней чистоте, потому что покаянные слезы, как говорят нам святые отцы, есть второе крещение, омывающие скверну души и преображающие нас вновь и вновь. Какая бы жизнь у нас ни была, в какие бы грехи и беззакония мы ни впадали, мы должны помнить, что Господь готов принять всякого человека. Однажды пришел ученик к авве и говорит: «Авва, я пал, что мне делать?» Он отвечает» «Встань и иди.» Ученик опять обращается к нему: «Авва, я опять пал.» - «Встань и иди.» - «До каких же пор так поступать?» - «До самой смерти.» Нужно изменяться, подвизаться, преображаться до самой смерти, до последнего издыхания. Как бы человек не пал, есть у него возможность этого дивного преображения. Всем возможно войти в эту славу Божию и увидеть Царствие Божие, которое исполнено света, сияния, тихой благодати, о которой только и может человек сказать: «хорошо нам здесь быть!»
Этой радостью надо делиться с теми людьми, которые пребывают во тьме неведения и безбожия, которых свет той Фаворской радости еще не достиг. Христианство именно и стоит в неизреченной радости. И Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк 17, 21). Именно к радости и призвал нас Господь, и в этом открыл нам смысл человеческого бытия. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14,17).
Не для того мы родились, чтоб прожив 70-80 лет, - как сказал Достоевский, потом собою унавозить эту землю, но для великой радости, для вечной жизни. Потому что Сам Господь есть радость, полнота бытия и Он хотел, чтобы и мир вкусил этой радости, приобщился этому свету, этой любви и чтобы эту радость о Господе мы несли в этот грешный мир. Приобщаясь, мы должны сугубо хранить благодать Духа Святого, чтобы когда мы выходили из храма, когда священник возглашает «С миром изыдем», чтоб мы в своей душе и теле понесли мир Христов. Чтобы люди, смотря на нас, видели, что с человеком произошло что-то необычное, он сияет какой-то радостью, у него на душе мир и покой, он готов быть великодушным, готов обнять каждого человека: и клевещущего, и врага своего. Потому что исполнение заповедей и смысл христианских добродетелей, и признак настоящей христианской жизни, как сказал Господь, состоит в любви к врагам.
Только это является признаком настоящей христианской жизни. А любить врагов помогает Божественная благодать, особенно после Причастия хочется всех любить. Эту благодать нужно хранить как можно дольше, наблюдая за своим сердцем, за своей душой, за языком, чтобы не сказать ни слова укоризны, ни слова осуждения ради сохранения Божественного мира, и света внутри себя. Этот мир и свет надо постоянно поддерживать. Поддерживать, молитвой, добрыми делами, пребыванием в храме Божием, исповеданием грехов и Причащением. Вот в этом, внутреннем преображении да поможет нам всем Милосердный Господь наш Иисус Христос!
И как говорит нам сегодняшний тропарь: «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»
Аминь
Прот. Виктор Смирнов
«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»
Такими словами дорогие братья и сестры, Святая Церковь прославляет ныне нашего Господа, преобразившегося на горе Фаворской за сорок дней до Своих крестных страданий.
Укрепляя Своих учеников, Он говорил им, когда ходил по селам и весям Святой Земли, благовествуя Царствие Божие, призывая каждого к выполнению заповедей Божиих, к полноте бытия: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин 10,10) «Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9,13)
Святое Евангелие повествует «взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17, 1-2). И глас услышали с Неба глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17,5). Это откровение говорит нам о смысле Преображения Господа, совершившегося за сорок дней до Его страданий. Господь приоткрыл тайну вечного бытия, приоткрыл полноту Своей славы, сияние славы Божественной, чтобы каждый ученик и все Его последователи уразумели тайну, что перед ними не простой человек, а Творец неба и земли, Сын Божий. И что крестные страдания – это не только дело человеческой злобы и человеческого лукавства, это не только предательство Иуды, но это есть и замысел Божий о спасении мира.
Господь не насильно принимает крестные страдания, но добровольно. Ибо Он Сам сказал: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее; никто не отнимет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее, Имею власть отдать ее, власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.» (Ин 10,17).
На Фаворе Господь явил Свою вечную славу, вечное сияние Своего Божества. Он открыл непостижимое человеческому уму, как непостижимый свет, как вечное сияние и неизреченную радость. Петр при этом только и мог воскликнуть: «Наставник! Хорошо нам здесь быть.» (Лк 9,33) Ведь Царствие Божие – это и есть неизреченная радость, о которой человек может сказать: «Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи.»
Господь приоткрыл славу Своего Божества настолько, насколько человеческому естеству и уму было возможно вместить в себя полноту бытия Царствия Божия. Чтобы никогда не унывали, не страшились Его крестных страданий и не отступили в тот момент, но вечно взирали на славу Его Божества и укреплялись в вере, в надежде и любви.
Именно этих учеников Господь взял на гору Фаворскую, не всех, но тех, кто был способен воспринять эту славу Божественного сияния. Святые отцы толкуют нам, что Он взял учеников, олицетворяющих собой добродетели. Петр олицетворяет собой веру; Иаков – надежду, потому что среди апостолов был первым мучеником за Христа и первым Иерусалимским епископом; Иоанн знаменовал собою апостола любви, - потому что только этим добродетелям – вере, надежде и любви – открывает слава Господня.
Только тот человек сподобляется видения славы Божией, кто совершает труд добродетельной жизни, труд стяжания евангельской простоты и чистоты жизни. Без труда, без пролития крови не бывает откровений Господних.
Откровения даются смиренным сердцем, а смирение происходит от многих скорбей, и поэтому святые отцы говорят всем нам: «даждь кровь и приими дух», то есть покажи труд и добродетель.
Епископ Игнатий Брянчанинов говорит: «Оденься сначала листьями, а потом придут и плоды.»
Всем нам заповедана Иисусова молитва, которая открывает нам славу Божию, причем молитва трудовая, с принуждением себя, потому что сначала бывает тяжело и человек себя понуждает, всегда старается призывать имя Божие на всяком месте, иметь память Божию, ходить перед Богом, и за эту трудовую молитву Господь дает благодатную молитву, сердечную, которой труждающийся человек сподобляется благодатью Божией.
Мы все должны знать, что в жизни каждого христианина, истинно подвизающегося об исполнении заповедей Божиих, есть свой Фавор, есть свое преображение, есть такая мера благодати, от которой человек в чистоте и восхищении сердца может воскликнуть: «хорошо нам здесь быть!» (Мк 9,5). Где же Господь дает нам такой Фавор? В великом, неизреченном, непостижимом, чудотворном, преображающем таинстве Причастия Тела и Крови Своих, когда мы, подобно ученикам Христовым, предстоим пред престолом, как на этой Фаворской горе, и каждый, если будет, как говорит Преподобный Серафим Саровский, в чистоте сердца, в осознании своего всеокаянства, в осознании своего греха приступать к Чаше Господней с чувством смирения и искреннего покаяния, тогда, каким бы грешным он ни был, благодать Божия просветит такого человека. «Благодать Причащения, - говорит преподобный Серфим Саровский – распространяется и на род причащающегося человека.» Вот какая великая милость Божия дарована всем, кто желает истинно быть с Господом, истинно соединяться с Ним в благодати. За это всегда надо благодарить Господа и усердно стараться о том, чтобы почаще соединяться с Ним в этом великом Таинстве.
На горе Фавор Господу предстояли Моисей и Илия, и в этом тоже есть особый смысл. Так как, Моисей – почивший учитель израильского народа, возвестивший заповеди Божии, исполнением которых человек должен стяжать Бога и угождать Ему по мере своих сил и возможностей. Предстоял и Илия, который не сподобился телесной смерти, но был восхищен на Небо на огненной колеснице и был вечно живым перед Богом, у которого «несть мертвых, но все живы» (Лк. 20,38)
И вот это видение показало, что перед ними Творец неба и земли, Судия живых и мертвых, перед ними живой Бог. И ученики Христовы понесли в мир этот свет веры. Мы в своей жизни тоже должны им подражать, особенно после этих великих откровений Божиих, после того, как Господь призвал нас к вере, даровал нам эту великую радость быть учениками Христовыми, иметь надежду вечной жизни. Мы самые счастливые люди в мире, потому что нам даны силы, дана помощь Божия, даны великие обетования, нас всех ждет вечная жизнь. А какими мы можем быть в этой вечной жизни, Господь открыл на Фаворе.
Эту жизнь видел апостол Павел. Когда он был в своем человеческом естестве и обычном физическом состоянии, то сказал: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2,9)
И вот свет Фаворский горы всех нас просвещает и открывает тайны бытия Божия. К чему должен прийти человек? К преображению, к изменению своего естества, так что и тело будет сиять этой вечной славой, и душа будет преображена. Священное писание говорит, что даже ризы Его стали блистающими, как снег, то есть говорится нам о том, что весь вещественный мир будет преображен. Мы воскреснем не только душой но и телом, ибо это есть непреложная истина. Господь говорит нам, что каждому подобает принять все, что он сотворил с телом доброе или злое. Так что и тело будет принимать участие в этой великой неизреченной, никогда не оскудевающей жизни. Залогом, началом этой жизни является наш Фавор, наше преображение души здесь, на земле.
В Священном Писании написано: «Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша». (Втор. 32, 46-47). «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.» (Втор. 30,19)
И вот сейчас у нас время выбора. У нас сейчас происходит внутреннее преображение и изменение, мы готовимся к вечной жизни, по мере своих немощных сил, но эти силы Господь укрепляет в великих Таинствах – Покаяния и Причащения, которые будут во веки веков преображать человеческую душу. Как только человек от чистого сердца называет свой грех с желанием оставить его, то рукою Божиею тут же этот грех раз и навсегда изглаждается из книги жизни. Опять у нас есть возможность, и тело и душу хранить в чистоте. И пусть никто никогда не унывает, что бывают у нас грехи, немощи, и оплошности в жизни.
«Никогда не грешить, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - свойственно только Ангелам, падать, грешить и приносить должное покаяние свойственно людям; а падши, никогда не вставать свойственно одним только бесам. Мы будем осуждены, - говорит далее святитель Иоанн Златоуст; - не за то, что упали, а за то, что падши не встали». У всех есть возможность быть во всегдашней чистоте, потому что покаянные слезы, как говорят нам святые отцы, есть второе крещение, омывающие скверну души и преображающие нас вновь и вновь. Какая бы жизнь у нас ни была, в какие бы грехи и беззакония мы ни впадали, мы должны помнить, что Господь готов принять всякого человека. Однажды пришел ученик к авве и говорит: «Авва, я пал, что мне делать?» Он отвечает» «Встань и иди.» Ученик опять обращается к нему: «Авва, я опять пал.» - «Встань и иди.» - «До каких же пор так поступать?» - «До самой смерти.» Нужно изменяться, подвизаться, преображаться до самой смерти, до последнего издыхания. Как бы человек не пал, есть у него возможность этого дивного преображения. Всем возможно войти в эту славу Божию и увидеть Царствие Божие, которое исполнено света, сияния, тихой благодати, о которой только и может человек сказать: «хорошо нам здесь быть!»
Этой радостью надо делиться с теми людьми, которые пребывают во тьме неведения и безбожия, которых свет той Фаворской радости еще не достиг. Христианство именно и стоит в неизреченной радости. И Господь сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть.» (Лк 17, 21). Именно к радости и призвал нас Господь, и в этом открыл нам смысл человеческого бытия. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14,17).
Не для того мы родились, чтоб прожив 70-80 лет, - как сказал Достоевский, потом собою унавозить эту землю, но для великой радости, для вечной жизни. Потому что Сам Господь есть радость, полнота бытия и Он хотел, чтобы и мир вкусил этой радости, приобщился этому свету, этой любви и чтобы эту радость о Господе мы несли в этот грешный мир. Приобщаясь, мы должны сугубо хранить благодать Духа Святого, чтобы когда мы выходили из храма, когда священник возглашает «С миром изыдем», чтоб мы в своей душе и теле понесли мир Христов. Чтобы люди, смотря на нас, видели, что с человеком произошло что-то необычное, он сияет какой-то радостью, у него на душе мир и покой, он готов быть великодушным, готов обнять каждого человека: и клевещущего, и врага своего. Потому что исполнение заповедей и смысл христианских добродетелей, и признак настоящей христианской жизни, как сказал Господь, состоит в любви к врагам.
Только это является признаком настоящей христианской жизни. А любить врагов помогает Божественная благодать, особенно после Причастия хочется всех любить. Эту благодать нужно хранить как можно дольше, наблюдая за своим сердцем, за своей душой, за языком, чтобы не сказать ни слова укоризны, ни слова осуждения ради сохранения Божественного мира, и света внутри себя. Этот мир и свет надо постоянно поддерживать. Поддерживать, молитвой, добрыми делами, пребыванием в храме Божием, исповеданием грехов и Причащением. Вот в этом, внутреннем преображении да поможет нам всем Милосердный Господь наш Иисус Христос!
И как говорит нам сегодняшний тропарь: «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе!»
Аминь
Прот. Виктор Смирнов