Back to top

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа

30.08.23 17:45
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы празднуем память Нерукотворенному Образу Господа нашего Иисуса Христа. Этим мы утверждаемся в прославлении и почитании святых икон, и воспоминаем Образ Божий, который мы носим на себе.

В Ветхом Завете запрещалось делать какое-либо изображение, так как иудейский народ был склонен к идолопоклонству. В Новом Завете, с воплощением Господа нашего Иисуса Христа, когда в Нем соединился образ Бога и совершенного человека, явилась полная возможность делать священные изображения Богочеловека, и Пречистой Богородицы на иконах. И Сам Иисус Христос чудесно нам явил Свой Божественный Нерукотворенный Образ.

Священное Предание гласит: Едесский князь Авгарь, страдающий проказой, услышал, что в Иудее проповедует Иисус Христос и совершает чудеса. Хотя Авгарь и был язычником, но он понимал, что Иисус Христос необыкновенные человек, и что Его преследуют книжники и фарисеи. Князь посылает своего художника с приглашением приехать Этому Чудотворцу в его страну и жить в ней спокойно. Если же не согласится приехать, то пусть позволит нарисовать Его образ. Князь крепко верил, что прикоснувшись к Его образу, он получит исцеление от своего тяжкого недуга Художник долго трудился над своей работой. Но никак не мог нарисовать, так как лицо Спасителя все время менялось. А Спаситель видел этого художника, и видел его старание. Попросив полотенце или убрус, Иисус Христос умыл Свое лицо и отер им. На полотенце изобразился лик Спасителя, который Он повелел отдать этому художнику, который отвезет Его своему князю на утешение.

Иисус пообещал вскоре прислать в их страну Своего ученика, который исцелит его от болезни. Князь, получив образ Иисуса Христа, с верою приложился к Нему и частично исцелился. Когда же в их страну пришел ученик Иисуса Христа апостол Фаддей для проповеди Святого Евангелия, князь Авгарь принял христианскую веру, крестился и получил полное исцеление. Этот Нерукотворенный образ долго хранился у первых христиан. И у нас в России есть списки с Этого образа, прославленные многими чудотворениями.

Сегодня мы вспоминаем образ Божий и подобие, которые мы носим в себе. «И сказал Бог, - читаем мы в книге Бытия, - сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему»… Всем известны эти слова, однако далеко не все могут точно объяснить их смысл. Итак, что же это такое – образ и подобие Божие в человеке? Где их следует искать и есть ли какая-нибудь между ними разница? Да, разница между ними есть. По словам святых отцов, образ Божий – это данные человеческой природе Божественные дары, являющиеся отражением совершенств Самого нашего Творца Создателя. Например, Бог вечен – и человек имеет вечное, неуничтожимое бытие, Бог премудр, - и человеку дан разум, Бог есть Царь неба и земли, - и человек имеет в мире царственное достоинство, Бог есть Творец, - и человек имеет способность к творчеству. Все перечисленные дары есть проявление образа Божия в человеке. Образ Божий дан всем без исключения людям и является в них неизгладимым. Этот образ можно осквернить, измазать грязью греха, однако стереть его в человеке невозможно.

А что же есть подобие Божие? Подобие, - это такие Божии совершенства, которые не даны человеку от рождения, но которые он должен приобрести сам. Это качества, уподобляющие человека Богу, такие, например, как любовь, смирение, жертвенность, мудрость, милосердие, мужество. Если образ Божий дан всем людям, то подобие Божие имеют очень редкие из них, - те, кто сильно потрудился и поборолся, чтобы его стяжать. Различие между образом и подобием Божиим рассмотрим на примере отношений детей и родителей. Бог есть наш Отец Небесный, и поэтому отношения человека с Богом, подобны отношениям детей со своими родителями. Итак, следует сказать, что дети всегда являются образом своих родителей, а вот подобием, - далеко не всегда. Что такое образ родителей?

Это те основные свойства человеческой природы, которые родители передают своим детям. Сын является образом отца, потому что у него две руки, две ноги, голова, два глаза, два уха и все прочее, что есть у отца. Все это, - образ отца. Подобие же отца не дано сыну от рождения, но его нужно приобрести в процессе воспитания и жизни. Под подобием нужно понимать положительные качества отца. Когда сын станет таким же добрым, мудрым, великодушным, храбрым, щедрым и благочестивым, как его отец, тогда можно говорить, что он уподобился отцу, приобрел его подобие. И конечно же для приобретения такого положительного подобия, сын должен всячески стремиться.

Точно так же, братья и сестры, и мы должны стремиться к приобретению подобия нашего Небесного Отца. Образ Божий мы носим в себе от рождения, а вот подобие мы должны стяжать, трудиться чтобы приобрести. От рождения это подобие нам не дано.

Наши прародители – Адам и Ева, - имели и образ, и подобие. Однако же через первородный грех они утратили подобие Божие. Образ в них сохранился, подобие же было утрачено. Поэтому и все их потомство, то есть весь род человеческий, не имеет этого подобия. Это подобие Божие, все люди непременно должны стараться в себе приобрести.

Ведь без подобия Божия общение с Богом невозможно. Чтобы приблизиться к Богу соединиться с Ним, нужно непременно уподобиться Ему, - ведь всем известно, что подобное познается только подобным. И ведь совершенно не случайно, что мы святых и праведников называем преподобными. Преподобный Сергий Радонежский, Преподобный Серафим Саровский, Преподобная Мария Египетская…. И многие другие. Преподобные, - это люди, которые подвигом христианской жизни восстановили в себе утраченное Адамом подобие Божие и потому оказались достойными приблизиться к Богу, соединиться с Ним и иметь с Ним общение.

Вот к такому общению, дорогие братья и сестры все мы призваны. Но чтобы это стало возможным, каждый из нас непременно должен восстановить в себе подобие Божие. А признаки этого подобия указаны нам в Евангелии.

Это любовь к врагам, смирение, милосердие, чистота и все прочие заповеди Христа.

Те кто соблюдает эти заповеди, восстанавливает в себе утраченное человеческим родом подобие Божие с становятся истинными Божиими детьми, родными по духу своему Небесному Отцу. Они входят в небесную Божию семью и их братьями и сестрами становятся все угодившие Богу святые небожители. Потрудимся же братья и сестры, над тем, чтобы и нам войти в эту небесную семью, чтобы и нам сподобиться их Благодати, их родства с Богом, их непреходящей небесной славы.

Аминь

Прот. Виктор Смирнов