Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Православие, - это бесценный дар, великое сокровище, данное Богом человеку. Православная вера, есть та самая небесная истина, которую Сын Божий, - Превечное Слово Божие, - принес на землю. "Я на то родился, - говорит Он в Евангелии, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине." Следовательно, Христос пришел в мир, чтобы открыть нам истинное учение о Боге, о мире, о человеке, о Царствии Божием, и о спасении. И без знаний Божественной истины, принесенной Христом невозможно нам спастись.
Эту истину, ближайшие ученики Господа, Его апостолы, по слову святого Иринея Лионского, положили в Церковь, как в некую сокровищницу, где она хранится, и откуда каждый может почерпать ее во спасение. Потому и называет апостол Павел Церковь, - "столпом и утверждением истины," ибо истина Христова хранится только в Церкви, и будет храниться там до скончания века.
Господь наш, Иисус Христос говорит: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее." Из этих слов мы видим, что с одной стороны, силы ада не одолеют Церковь, но с другой стороны, они будут воевать против нее, вести непрерывную брань. И если мы посмотрим на историю Церкви Христовой, мы увидим, что так оно и было: от самой колыбели Церкви, и до нашего времени, диавол ведет против нее непрекращающуюся войну, применяя самые изощренные тактики, самые разнообразные виды оружия.
В первые три века христианской истории, диавол пытался уничтожить Церковь чисто физически, попросту стереть ее с лица земли, воздвигая против нее кровавые гонения. Когда же это не удалось, враг кардинально изменил тактику; если раньше он воевал снаружи, то теперь стал вести брань изнутри, посевая в Церкви различные ереси и лжеучения. Диавол знал, что без цельной и неповрежденной истины нельзя спастись, и поэтому все усилия стал прилагать к тому, чтобы извратить Христову истину. Так в истории Церкви началась новая эпоха, - эпоха Вселенских соборов, и борьбы с ересями.
А что такое ересь? Ересь, - это искажение богооткровенного учения, повреждение небесной истины, о Боге, о мире, о человеке, - принесенной на землю Христом. Часто такое повреждение было весьма тонким, почти незаметным, и это неудивительно, ведь диавол большой мастер изощренных подделок и обманов.
Сегодня мы празднуем память отцов Первого Вселенского собора. Этот собор - великая веха в истории Церкви, Он был созван святым императором Константином Великим, в 325 году, в городе Никея, расположенном недалеко от восточной столицы Римской империи - Никомидии. Сейчас, это территория Турции, и на месте, где была Никея, находится маленький городок Изник.
Собор был созван Константином, по причине смертельной, опасности, угрожавшей Церкви со стороны арианской ереси. Родоначальником и распространителем этой ереси явился Арий. Арий был священником одного из храмов столицы Египта Александрии. Красноречивый, богословски образованный, он проводил строгую жизнь и пользовался в Церкви большим авторитетом. Арий считался одним из кандидатов на александрийскую кафедру, и однажды даже чуть было не стал архиепископом Александрийским.
Суть ереси Ария сводилась к следующему: он учил, что Сын Божий, - Превечное Слово Божие, - ставший человеком Иисусом Христом, не был истинным Богом, равным Отцу, как это исповедует Православная Церковь, но был высшим творением Бога Отца. Арий учил, что Отец, перед тем как сотворить вселенную, сотворил Свое слово, Своего сына, сотворил для того, чтобы он был посредником между Богом и создаваемым миром. Следовательно, Сын Божий, по учению Ария, - хотя и высшее, но все-таки творение, ничем принципиально не отличающееся от других Ангелов и Архангелов.
Такое учение Ария, совершенно ниспровергало христианство, уничтожало его в корне, в самой глубокой основе. Богословы говорят, что арианство низводило его на уровень обычного монотеизма, каковым являются, например, ислам, или иудаизм. Между тем истинная религия, то есть, христианство, есть религия бесконечно более высокая, христианство есть чудо из чудес, и тайна из тайн. Бог, Создатель вселенной, стал человеком, - что может быть более чудесного, более значимого? Ведь чудо вочеловечения Бога означает полный переворот в мире, переворот в истории, переворот во всей вселенной. И конечно, такого же переворота, христианство требует от каждого человека, - оно требует совершенного изменения его жизни, совершенного преображения его самого. Если Бог стал человеком, то и человек должен стать Богом, говорили святые отцы. И для этого ему нужно принципиально изменить себя и свою жизнь. То есть христианство требует от человека подвига, - подвига ответной любви, на бесконечную любовь пришедшего к нему не Ангела, не Архангела, но Самого Господа Бога.
Конечно, это Евангельское учение нам, грешным людям, часто кажется чрезмерно требовательным, беспокойным и непосильным. Во все времена, большинство людей слишком высоко ценили свою удобную и безмятежную жизнь, были привязаны к этой жизни и не хотели ее как-то серьезно изменять. Может быть, именно в этом и заключалась главная уловка, главный крючек диавола, спрятанный в арианской ереси, - он знал, что у Ария найдется много последователей, найдется именно потому что его учение отменяет мятежность христианства, отменяет его бесконечную требовательность к человеку и делает его удобной и приятной религией - особенно для богатых и сильных мира, - религией, не требующей от человека какого либо особого изменения жизни. Ведь если Бог не стал человеком, то и человеку не нужно да и невозможно становиться Богом, не нужно подражать Богу в Его совершенствах, а можно оставаться обычным грешным человеком и жить естественной земной жизнью, что конечно, намного спокойнее и проще.
Вероятно, именно по этой причине у Ария нашлось очень много последователей, особенно среди людей богатых и власть имущих. Его поддерживал столичный епископ Евсевий Никомидийский имевший большие связи при дворе Константина, а также многие другие весьма влиятельные как иерархи, так и государственные люди. В Церкви Христовой началась великая смута. Она нарастала все больше и больше и, наконец, приобрела такие масшатабы, что под угрозой оказалось само существование Церкви. И чтобы положить этому конец, император Константин решил созвать Вселенский собор, в котором приняли участие более трехсот епископов из всех областей империи.
Среди участников собора были великие столпы православия, такие как святитель Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунсткий, Иаков Низибийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский, Афанасий Великий, тогда еще диакон, и многие другие. Немало было на соборе и исповедников веры, пострадавших от недавних страшных гонений Диоклетиана. Когда эти великие люди входили в зал заседаний, император Константин встречал их с необыкновенным почтением и лично приветствовал.
Собор проходил летом 325 года, его заседания часто были непростыми и бурными. Ариане не хотели отступать от ереси, и на соборе происходила непрерывная упорная борьба. Милостью Божией, и молитвами присутствовавших здесь великих святых, православие восторжествовало, а ересь была осуждена и предана анафеме. Собор утвердил православный Символ веры, - тот самый, который мы поем за каждой литургией. Деяния и постановления собора император повелел разгласить на всей подвластной ему территории, и было тогда поистине великое торжество православия, и великая радость разнеслась до самых отдаленных уголков огромной Римской империи.
Братья и сестры! Не нужно думать, что догматы веры не играют большой роли в деле нашего спасения. Некоторые, например, говорят: "Ну какая для простого человека разница, исходит ли Дух Святой только от Отца, как учат православные, или от Отца и Сына, как говорят католики и протестанты? Главное - верить в Бога, молиться, делать добро, ходить в храм, и этого достаточно." Но те, которые так говорят, глубоко ошибаются. Невозможно человеку спастись без истинной веры, без правых и неповрежденных ее догматов. Невозможно это потому, что спасает нас Дух Святой, Который есть "Дух Истины", - Он не живет там, где есть извращение истины, где допущена ложь в догматах веры.
Например, арианство, о котором мы сегодня говорили, является составной частью вероучения всем известной и чрезвычайно активной секты так называемых "Свидетелей Иеговы", которые подобно Арию, утверждают, что не Бог стал человеком Иисусом Христом, а некоторое высшее творение, не имеющее равного достоинства с Богом Отцом. Это, конечно же, является тем самым древним арианством, той страшной и проклятой ересью, от которой нужно бежать как от огня, бежать иногда не только в переносном, но и в буквальном, прямом смысле. В житии преподобного Антония Великого описан случай, как однажды к нему пришли ариане, чтобы спорить о вере, но он не захотел спорить, а побежал от них прочь, что слова их - как ядовитые змеи.
И поистине, ереси - это ядовитые змеи, от укуса которых человек может умереть для вечной жизни, и стать добычей гибели и ада. Зная это, братья и сестры. будем всеми силами хранить истинную православную веру, будем твердо держаться спасительных ее догматов, преданных нам от великих святых и богоносных отцов, часто без колебания жертвовавших жизнью ради истины Христовой. Будем же подражать им в их святой ревности, будем идти тем путем, каким они шли. Ибо тогда и мы, подобно этим великим мужам, станем сосудами Благодати и истины, тогда и мы войдем туда, куда вошли они, - в небесные обители света, в Царство Христово.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
Дорогие братья и сестры! Православие, - это бесценный дар, великое сокровище, данное Богом человеку. Православная вера, есть та самая небесная истина, которую Сын Божий, - Превечное Слово Божие, - принес на землю. "Я на то родился, - говорит Он в Евангелии, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине." Следовательно, Христос пришел в мир, чтобы открыть нам истинное учение о Боге, о мире, о человеке, о Царствии Божием, и о спасении. И без знаний Божественной истины, принесенной Христом невозможно нам спастись.
Эту истину, ближайшие ученики Господа, Его апостолы, по слову святого Иринея Лионского, положили в Церковь, как в некую сокровищницу, где она хранится, и откуда каждый может почерпать ее во спасение. Потому и называет апостол Павел Церковь, - "столпом и утверждением истины," ибо истина Христова хранится только в Церкви, и будет храниться там до скончания века.
Господь наш, Иисус Христос говорит: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее." Из этих слов мы видим, что с одной стороны, силы ада не одолеют Церковь, но с другой стороны, они будут воевать против нее, вести непрерывную брань. И если мы посмотрим на историю Церкви Христовой, мы увидим, что так оно и было: от самой колыбели Церкви, и до нашего времени, диавол ведет против нее непрекращающуюся войну, применяя самые изощренные тактики, самые разнообразные виды оружия.
В первые три века христианской истории, диавол пытался уничтожить Церковь чисто физически, попросту стереть ее с лица земли, воздвигая против нее кровавые гонения. Когда же это не удалось, враг кардинально изменил тактику; если раньше он воевал снаружи, то теперь стал вести брань изнутри, посевая в Церкви различные ереси и лжеучения. Диавол знал, что без цельной и неповрежденной истины нельзя спастись, и поэтому все усилия стал прилагать к тому, чтобы извратить Христову истину. Так в истории Церкви началась новая эпоха, - эпоха Вселенских соборов, и борьбы с ересями.
А что такое ересь? Ересь, - это искажение богооткровенного учения, повреждение небесной истины, о Боге, о мире, о человеке, - принесенной на землю Христом. Часто такое повреждение было весьма тонким, почти незаметным, и это неудивительно, ведь диавол большой мастер изощренных подделок и обманов.
Сегодня мы празднуем память отцов Первого Вселенского собора. Этот собор - великая веха в истории Церкви, Он был созван святым императором Константином Великим, в 325 году, в городе Никея, расположенном недалеко от восточной столицы Римской империи - Никомидии. Сейчас, это территория Турции, и на месте, где была Никея, находится маленький городок Изник.
Собор был созван Константином, по причине смертельной, опасности, угрожавшей Церкви со стороны арианской ереси. Родоначальником и распространителем этой ереси явился Арий. Арий был священником одного из храмов столицы Египта Александрии. Красноречивый, богословски образованный, он проводил строгую жизнь и пользовался в Церкви большим авторитетом. Арий считался одним из кандидатов на александрийскую кафедру, и однажды даже чуть было не стал архиепископом Александрийским.
Суть ереси Ария сводилась к следующему: он учил, что Сын Божий, - Превечное Слово Божие, - ставший человеком Иисусом Христом, не был истинным Богом, равным Отцу, как это исповедует Православная Церковь, но был высшим творением Бога Отца. Арий учил, что Отец, перед тем как сотворить вселенную, сотворил Свое слово, Своего сына, сотворил для того, чтобы он был посредником между Богом и создаваемым миром. Следовательно, Сын Божий, по учению Ария, - хотя и высшее, но все-таки творение, ничем принципиально не отличающееся от других Ангелов и Архангелов.
Такое учение Ария, совершенно ниспровергало христианство, уничтожало его в корне, в самой глубокой основе. Богословы говорят, что арианство низводило его на уровень обычного монотеизма, каковым являются, например, ислам, или иудаизм. Между тем истинная религия, то есть, христианство, есть религия бесконечно более высокая, христианство есть чудо из чудес, и тайна из тайн. Бог, Создатель вселенной, стал человеком, - что может быть более чудесного, более значимого? Ведь чудо вочеловечения Бога означает полный переворот в мире, переворот в истории, переворот во всей вселенной. И конечно, такого же переворота, христианство требует от каждого человека, - оно требует совершенного изменения его жизни, совершенного преображения его самого. Если Бог стал человеком, то и человек должен стать Богом, говорили святые отцы. И для этого ему нужно принципиально изменить себя и свою жизнь. То есть христианство требует от человека подвига, - подвига ответной любви, на бесконечную любовь пришедшего к нему не Ангела, не Архангела, но Самого Господа Бога.
Конечно, это Евангельское учение нам, грешным людям, часто кажется чрезмерно требовательным, беспокойным и непосильным. Во все времена, большинство людей слишком высоко ценили свою удобную и безмятежную жизнь, были привязаны к этой жизни и не хотели ее как-то серьезно изменять. Может быть, именно в этом и заключалась главная уловка, главный крючек диавола, спрятанный в арианской ереси, - он знал, что у Ария найдется много последователей, найдется именно потому что его учение отменяет мятежность христианства, отменяет его бесконечную требовательность к человеку и делает его удобной и приятной религией - особенно для богатых и сильных мира, - религией, не требующей от человека какого либо особого изменения жизни. Ведь если Бог не стал человеком, то и человеку не нужно да и невозможно становиться Богом, не нужно подражать Богу в Его совершенствах, а можно оставаться обычным грешным человеком и жить естественной земной жизнью, что конечно, намного спокойнее и проще.
Вероятно, именно по этой причине у Ария нашлось очень много последователей, особенно среди людей богатых и власть имущих. Его поддерживал столичный епископ Евсевий Никомидийский имевший большие связи при дворе Константина, а также многие другие весьма влиятельные как иерархи, так и государственные люди. В Церкви Христовой началась великая смута. Она нарастала все больше и больше и, наконец, приобрела такие масшатабы, что под угрозой оказалось само существование Церкви. И чтобы положить этому конец, император Константин решил созвать Вселенский собор, в котором приняли участие более трехсот епископов из всех областей империи.
Среди участников собора были великие столпы православия, такие как святитель Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунсткий, Иаков Низибийский, Осия Кордубский, Евстафий Антиохийский, Афанасий Великий, тогда еще диакон, и многие другие. Немало было на соборе и исповедников веры, пострадавших от недавних страшных гонений Диоклетиана. Когда эти великие люди входили в зал заседаний, император Константин встречал их с необыкновенным почтением и лично приветствовал.
Собор проходил летом 325 года, его заседания часто были непростыми и бурными. Ариане не хотели отступать от ереси, и на соборе происходила непрерывная упорная борьба. Милостью Божией, и молитвами присутствовавших здесь великих святых, православие восторжествовало, а ересь была осуждена и предана анафеме. Собор утвердил православный Символ веры, - тот самый, который мы поем за каждой литургией. Деяния и постановления собора император повелел разгласить на всей подвластной ему территории, и было тогда поистине великое торжество православия, и великая радость разнеслась до самых отдаленных уголков огромной Римской империи.
Братья и сестры! Не нужно думать, что догматы веры не играют большой роли в деле нашего спасения. Некоторые, например, говорят: "Ну какая для простого человека разница, исходит ли Дух Святой только от Отца, как учат православные, или от Отца и Сына, как говорят католики и протестанты? Главное - верить в Бога, молиться, делать добро, ходить в храм, и этого достаточно." Но те, которые так говорят, глубоко ошибаются. Невозможно человеку спастись без истинной веры, без правых и неповрежденных ее догматов. Невозможно это потому, что спасает нас Дух Святой, Который есть "Дух Истины", - Он не живет там, где есть извращение истины, где допущена ложь в догматах веры.
Например, арианство, о котором мы сегодня говорили, является составной частью вероучения всем известной и чрезвычайно активной секты так называемых "Свидетелей Иеговы", которые подобно Арию, утверждают, что не Бог стал человеком Иисусом Христом, а некоторое высшее творение, не имеющее равного достоинства с Богом Отцом. Это, конечно же, является тем самым древним арианством, той страшной и проклятой ересью, от которой нужно бежать как от огня, бежать иногда не только в переносном, но и в буквальном, прямом смысле. В житии преподобного Антония Великого описан случай, как однажды к нему пришли ариане, чтобы спорить о вере, но он не захотел спорить, а побежал от них прочь, что слова их - как ядовитые змеи.
И поистине, ереси - это ядовитые змеи, от укуса которых человек может умереть для вечной жизни, и стать добычей гибели и ада. Зная это, братья и сестры. будем всеми силами хранить истинную православную веру, будем твердо держаться спасительных ее догматов, преданных нам от великих святых и богоносных отцов, часто без колебания жертвовавших жизнью ради истины Христовой. Будем же подражать им в их святой ревности, будем идти тем путем, каким они шли. Ибо тогда и мы, подобно этим великим мужам, станем сосудами Благодати и истины, тогда и мы войдем туда, куда вошли они, - в небесные обители света, в Царство Христово.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов