Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангелии говорится о буре. В наших умах и сердцах так же часто бушуют бури. Когда случается такая буря, надо не бояться, а знать, что в самом центре ее, там, где встречаются разрушительные силы зла, стоит Христос, о Который, как о камень, разбиваются волны. Мы не находим Христа в буре, потому что не ищем Его. А если и ощущаем Его присутствие, не взываем к Нему, как Петр, утопающий в море. Нужно взывать к Богу, чтобы устоять против мысленной бури. Христос и раньше, и теперь, и во веки веков Тот же. И все, что говорится о Его жизни на земле, относится и к нашей жизни со Христом, потому что Он с нами до скончания века. Мрак и тьма окружают нас, волны искушений и бедствий грозят потопить нас. Даже высшая наша способность - разум, - лишь слепой вождь в наших житейских делах, и особенно в духовных. У нас что ни шаг, то ошибка, страсти и соблазны мира затмевают в наших глазах свет Христов, но если мы присмотримся, мы увидим за мраком и волнами любой бури идущего к нам Господа. Имея Твердую надежду на Бога, можно идти по житейским волнам, как пошел Петр по воде.
Но если наше внимание вновь отвлечет то, как велики и страшны волны, ужас может охватить нас. Оглядываясь назад, мы станем неблагонадежными для Царствия Божия и сразу начнем тонуть. Но спасение не потеряно и здесь. Как апостол Петр, мы можем обратиться к Богу: "Господи, спаси меня!" И Господь поддержит, он даст утопающим лодку, которая есть Церковь Христова. Только в Церкви возможно познать во Христе Сына Божия. Только в Церкви Бог из призрака становится началом нашей жизни. Нужно любить волю Божию среди житейских трудностей и выходить навстречу Христу среди бури, и поклоняться Ему когда Он на кресте. Один опытный пастырь говорил: "Когда я вижу душу, которая во всем полагается на Бога, хотя бы она была лишена всего остального, я говорю: вот душа, которая имеет все. Все остальное, с какими угодно великими дарами, без этого, меня страшит, и я боюсь увидеть здесь действие Люцифера." В самом деле, какая польза от высших советов, Божественных откровений, когда не любят волю Божию? Знание души, верной своему долгу, спокойной, доверяющей во всем Промыслу Божию, дороже, чем самое глубокое проникновение в тайну. Одно горчичное зерно чистой веры больше освящает простую душу, чем та заря, которая была у денницы.
Мы ужасаемся бедствиям нынешнего времени, но, как сказал святой Иоанн Златоуст, одно только страшно - грех. Все содержит Господь, на все воля Божия, благословляющая и попускающая. Все события это лучи солнца воли Божией, и человек, который имеет от Бога дар это видеть, сам становится лучем солнца среди мрака событий. Мы говорим что есть две книги, две Библии - слово Божие, написанное, и слово Божие, исполняемое в событиях мира. Вся история мира - это буря Апокалипсиса с семью изливаемыми на землю чашами гнева Божия. Это слова Божии, это то, что Он открыл, то, что Он продиктовал. Что хочет сказать Бог лжерелигиями, ересями, расколами, революциями, войнами и прочими землетрясениями? Все это, - проповедь Истины, все это для того, чтобы мы, отделив себя до конца во внешнем мире от всякой тьмы, были внутренне свободны для принятия Христа. Фараон, фараоны века и наших дней, и все нечестивые, которые преследовали народ Божий, и которые преследуют его теперь, только для этого и существуют. Господь говорит с нами сегодня через новые грозные события. Все революции, - только волны Его Промысла, которые вызывают бури в наших слабых душах. Но суть этих страшных тайн - слово живое, которое нас учит мудрости, силе, добру. Господь хочет явить нам среди ада Свое присутствие и даровать нам Божественную тишину. В ответ на наши страх и отчаяние. Он говорит: "Это Я, не бойтесь! Это Я, от начала Сущий." Разве есть что в мире, что могло бы одолеть силу души, исполненной доверия Богу? Никогда действие, в котором война против Бога, не может противостоять тому, кто един с действием Божием.
Если мы хотим победить всех наших врагов, мы можем сделать это только этим оружием. Христос нас обнял руками на кресте, чтобы нас защитить. Он шел, ступая по волнам, говорит блаженный Августин, и таким образом мы узнали, что под Его ногами, - все волнующиеся бури жизни. Нечего страшиться, когда так нам служит Господь, и когда открывают нам этот путь наши святые, - те, которые от великой скорби, как говорит Апокалипсис, кровью Агнца и своею кровью вошли в вечный непостижимый покой.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
В сегодняшнем Евангелии говорится о буре. В наших умах и сердцах так же часто бушуют бури. Когда случается такая буря, надо не бояться, а знать, что в самом центре ее, там, где встречаются разрушительные силы зла, стоит Христос, о Который, как о камень, разбиваются волны. Мы не находим Христа в буре, потому что не ищем Его. А если и ощущаем Его присутствие, не взываем к Нему, как Петр, утопающий в море. Нужно взывать к Богу, чтобы устоять против мысленной бури. Христос и раньше, и теперь, и во веки веков Тот же. И все, что говорится о Его жизни на земле, относится и к нашей жизни со Христом, потому что Он с нами до скончания века. Мрак и тьма окружают нас, волны искушений и бедствий грозят потопить нас. Даже высшая наша способность - разум, - лишь слепой вождь в наших житейских делах, и особенно в духовных. У нас что ни шаг, то ошибка, страсти и соблазны мира затмевают в наших глазах свет Христов, но если мы присмотримся, мы увидим за мраком и волнами любой бури идущего к нам Господа. Имея Твердую надежду на Бога, можно идти по житейским волнам, как пошел Петр по воде.
Но если наше внимание вновь отвлечет то, как велики и страшны волны, ужас может охватить нас. Оглядываясь назад, мы станем неблагонадежными для Царствия Божия и сразу начнем тонуть. Но спасение не потеряно и здесь. Как апостол Петр, мы можем обратиться к Богу: "Господи, спаси меня!" И Господь поддержит, он даст утопающим лодку, которая есть Церковь Христова. Только в Церкви возможно познать во Христе Сына Божия. Только в Церкви Бог из призрака становится началом нашей жизни. Нужно любить волю Божию среди житейских трудностей и выходить навстречу Христу среди бури, и поклоняться Ему когда Он на кресте. Один опытный пастырь говорил: "Когда я вижу душу, которая во всем полагается на Бога, хотя бы она была лишена всего остального, я говорю: вот душа, которая имеет все. Все остальное, с какими угодно великими дарами, без этого, меня страшит, и я боюсь увидеть здесь действие Люцифера." В самом деле, какая польза от высших советов, Божественных откровений, когда не любят волю Божию? Знание души, верной своему долгу, спокойной, доверяющей во всем Промыслу Божию, дороже, чем самое глубокое проникновение в тайну. Одно горчичное зерно чистой веры больше освящает простую душу, чем та заря, которая была у денницы.
Мы ужасаемся бедствиям нынешнего времени, но, как сказал святой Иоанн Златоуст, одно только страшно - грех. Все содержит Господь, на все воля Божия, благословляющая и попускающая. Все события это лучи солнца воли Божией, и человек, который имеет от Бога дар это видеть, сам становится лучем солнца среди мрака событий. Мы говорим что есть две книги, две Библии - слово Божие, написанное, и слово Божие, исполняемое в событиях мира. Вся история мира - это буря Апокалипсиса с семью изливаемыми на землю чашами гнева Божия. Это слова Божии, это то, что Он открыл, то, что Он продиктовал. Что хочет сказать Бог лжерелигиями, ересями, расколами, революциями, войнами и прочими землетрясениями? Все это, - проповедь Истины, все это для того, чтобы мы, отделив себя до конца во внешнем мире от всякой тьмы, были внутренне свободны для принятия Христа. Фараон, фараоны века и наших дней, и все нечестивые, которые преследовали народ Божий, и которые преследуют его теперь, только для этого и существуют. Господь говорит с нами сегодня через новые грозные события. Все революции, - только волны Его Промысла, которые вызывают бури в наших слабых душах. Но суть этих страшных тайн - слово живое, которое нас учит мудрости, силе, добру. Господь хочет явить нам среди ада Свое присутствие и даровать нам Божественную тишину. В ответ на наши страх и отчаяние. Он говорит: "Это Я, не бойтесь! Это Я, от начала Сущий." Разве есть что в мире, что могло бы одолеть силу души, исполненной доверия Богу? Никогда действие, в котором война против Бога, не может противостоять тому, кто един с действием Божием.
Если мы хотим победить всех наших врагов, мы можем сделать это только этим оружием. Христос нас обнял руками на кресте, чтобы нас защитить. Он шел, ступая по волнам, говорит блаженный Августин, и таким образом мы узнали, что под Его ногами, - все волнующиеся бури жизни. Нечего страшиться, когда так нам служит Господь, и когда открывают нам этот путь наши святые, - те, которые от великой скорби, как говорит Апокалипсис, кровью Агнца и своею кровью вошли в вечный непостижимый покой.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов