Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос воскресе!
Вот уже и преполовился праздник Святой Пасхи и склонился теперь к своему отданию. А Церковь Христова, наша спасительница, снова зовет нас ко спасению, ослабевшие души наша, снова зовет на источник живой воды, к слову Божию, которое только и может оживотворять нашу душу, дух и тело.
Вот и сегодня, как всякое воскресенье мы с вами заглядываем в неизмеримую, безводную глубину этого кладезя, чтобы каждому черпать из него по своей силе и возможности воду жизни.
Мы слышали сегодня Святое Евангелие, повествующее о беседе Христа Спасителя с самарянкой Фотинией у древняго кладезя, ископанного в пустыне еще праотцом Иаковом. И вот вглядываясь умом в глубину события, случившегося у источника Иаковля, мы с трепетом видим, что и по сей день, и в наше время продолжают действовать эти источники жизни. Сколько путников прошли сквозь пустыню и пересохшими губами приникали к к источнику, чтобы идти дальше до следующего источника? Сколько раз в день возвращалась самарянка на кладезь сей, чтобы утолить потребность в воде свою и своих близких? Пил из него сам праотец Иаков, пили его дети и его скот, черпали из кладезя, поддерживая жизнь, его потомки и потомки его потомков. Но он, и тогда, и теперь не может утолить постоянной жажды приходящих к нему, ибо "всяк пияй от воды сея, возжаждется паки," - по слову Спасителя (Ин. 4.13). И вот эта единственная встреча Христа и самарянки для жены - грешницы и для всего мира оборачивается встречей с живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной.
Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущей в жизнь Вечную. И не иссякнет этот источник сей, и не оскудеет, ибо не человеческим тщанием изрыт он и ничто человеческое не может замутить его кристальной чистоты, и отравить его живительных свойств.
И источник этот на земле, - Церковь Божия, Святая, а живая вода его, - это сила Божией благодати, прощающая, просвещающая всякого человека, приникающего к нему. И вот самое главное, впервые, в этой встрече, в начале своего общественного служения, Христос исповедовал Себя открыто Мессией - Спасителем мира. "Аз есмь." Спас миру - Христос. Христос, - Бог и Человек, - пришел в мир, взыскать и спасти погибшее. И первое семя евангельского слова Он сеет среди народа не принадлежавшего по своим верованиям ни к иудеям, хотя ожидавшим пришествия Мессии, ни к язычникам. Не перед злобствующими иудеями открывает Себя Христос, а перед не знавшею истины, но незлобивою женщиною. Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной. А вопрос, где и как поклоняться Богу, жил даже и в сердце простой женщины самарянки.
Иудеи и самаряне не общались друг с другом, живя в близком соседстве. Но для Христа Спасителя, для Его учения, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь. И любовь Христова так очевидна, что покоряет вопреки вековой вражде их племен. "Жено, веру Ми ими, яко грядет час... и ныне есть, егда истинные поклонници поклонятся Отцу духом и истиною.." получает она ответ Христа. (Ин 4.21,23). Отныне не в Иерусалиме, где поклонялись иудеи, и не на горе Гаризин, где собирались молиться самаряне, и не в Афинах, где стоял жертвенник Неведомому Богу, но везде, где есть живое человеческое сердце, томящееся духовной жаждой, и жаждущее Бога, оно встретит Бога и поклонится Ему в духе и истине. И жажду духа не утолит ни один из земных источников, но только живая вода проповеди учения Христова и вера в Него, как в Искупителя мира. И жена поверила, и тотчас вера ее стала источником воды живой и для других. Оставив все свои житейские попечения, забыв почерпало свое и свою нужду в воде, она понесла живое свидетельство явленного ей чуда в город, и жители его вышли к Источнику живой воды - ко Христу. И тоже встретили Живого Бога и уверовали. А жене говорили, "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, яко Сей есть воистину Спас миру, Христос." Свидетельство же самарянки о Боге распростерлось в ней до святости. Она приняла мученическую кончину за свою проповедь Христа, быв брошенной в колодезь. А Спас миру - Христос - и вчера и днесь, и во веки Той же. Жажда истины - вот первое условие, необходимое нам, чтобы подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога. Истина непостижимой святости Божией и Его милосердия поразит сердце наше, и в свете этой истины мы увидим и истину своего падения, и истину своей греховности. И живое чувство горя приведет нас к Источнику живой воды, и Божия благодать своей живительной силой восставит нас от падения, и освободит от оков греха. Мы живем ныне в такое время, когда опыт духовного возрастания в жизни человека совершается на наших глазах. Человек "был мертви ожил, пропадал и нашелся". (Лк 15, 32).
Сколько таких живых мертвецов пришли ныне с распутий жизни в Церковь, водимые единственным чувством - жаждой истины. И Господь творит чудо, - восставляет мертвых к жизни.
Вслед за жаждой истины скоро, начинает появляться и познание истины, ибо Господь открывает Себя жаждущему. Истина, - это и есть Сам Господь. "Аз есмь Путь и Истина и Жизнь", - говорит Он о Себе в Священном Писании. И сила Божия является вместе с Богом в нашу жизнь в Таинствах Церкви, становясь в нас источником живой воды, текущей в Жизнь Вечную. Истина - это есть и слово Божие - живое, всегда действенное, ведущее жаждущего путника по пути жизни. "Слово Твое есть истина", - свидетельствует Писание. (Ин 17.) Истина - это и Дух Истины, Дух Святой, Дух Божий, от Отца исходящий, Сыном же являемый. "Дух Святой наставит нас на всякую правду". Вот три живоносные струи одного Источника - Источника Жизни Духа. Но лишь вера во Христа дарует нам познание этой живоносной Истины. И вот еще последнее условие, без которого завянет росток ожившего духа. Надо нам жить истиной каждую минуту, надо ощущать свою жизнь постоянно в присутствии Живого Бога. Вот Он здесь, со мной. Он видит мои поступки, он знает чувства моего сердца, Он зрит движение моего ума. "Господь мой и Бог мой!" Господь всегда с нами, но мы то не всегда идем к Нему. Вот почему всегда остается для нас реальная опасность: быв у кладезя жизни - остаться мертвыми, и у живой воды - жаждущими, и у благодати без благодати. И вся наша жизнь должна заключаться в Боге, чтобы наша забота о спасении озаряла светом Правды каждый миг нашей жизни.
Насытимся дорогие братья и сестры водою Жизни. Подойдем ко Христу - Источнику ее, подойдем "в духе и истине". И будем нести слово живой воды к тем кто еще не нашел живительного Источника и жаждет в пустыне жизни. И вот словами архиепископа Херсонского Димитрия, завершается наше хождение на источник воды живой, чтобы эти слова запечатлелись в сердцах наших.
"Кто молится Богу духом?
- тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душею и сердцем;
- Кто, ограждая себя знамением Креста Господня, взирает духом на Самого Распятого на Кресте;
- Кто преклоняя голову свою, преклоняет перед Богом и сердце и душу свою;
- Кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии в глубочайшем смирении сокрушении сердца, с полной преданностью воле Бjжией.
Кто молится Богу истиною?
- Тот, у кого душа и сердце оживлены мыслями, чувствами, надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы святых;
- Кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма;
- Кто, служа Богу участием в богослужении церковном, служит Ему и самою жизнью и делами своими;
- Кто прося у Бога хлеба насущного, сам разделяет его с другими неимущими, и тем более не отнимает его у других:
- Кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешающему перед ним;
- Кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему поводов к претыканию и соблазну;
- Кто, произнося в молитве священнейшие слова: "да будет воля Твоя!" искренне готов исполнить и претерпеть все, что повелевает сия святейшая воля. Претерпеть все по воле Божией и во славу Пресвятого имени Его, - до креста, до смерти.
Таковых-то ищет Отец Бог, поклоняющихся Ему".
Господи! напои наши жаждущие души Своею благодатию!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
Христос воскресе!
Вот уже и преполовился праздник Святой Пасхи и склонился теперь к своему отданию. А Церковь Христова, наша спасительница, снова зовет нас ко спасению, ослабевшие души наша, снова зовет на источник живой воды, к слову Божию, которое только и может оживотворять нашу душу, дух и тело.
Вот и сегодня, как всякое воскресенье мы с вами заглядываем в неизмеримую, безводную глубину этого кладезя, чтобы каждому черпать из него по своей силе и возможности воду жизни.
Мы слышали сегодня Святое Евангелие, повествующее о беседе Христа Спасителя с самарянкой Фотинией у древняго кладезя, ископанного в пустыне еще праотцом Иаковом. И вот вглядываясь умом в глубину события, случившегося у источника Иаковля, мы с трепетом видим, что и по сей день, и в наше время продолжают действовать эти источники жизни. Сколько путников прошли сквозь пустыню и пересохшими губами приникали к к источнику, чтобы идти дальше до следующего источника? Сколько раз в день возвращалась самарянка на кладезь сей, чтобы утолить потребность в воде свою и своих близких? Пил из него сам праотец Иаков, пили его дети и его скот, черпали из кладезя, поддерживая жизнь, его потомки и потомки его потомков. Но он, и тогда, и теперь не может утолить постоянной жажды приходящих к нему, ибо "всяк пияй от воды сея, возжаждется паки," - по слову Спасителя (Ин. 4.13). И вот эта единственная встреча Христа и самарянки для жены - грешницы и для всего мира оборачивается встречей с живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной.
Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущей в жизнь Вечную. И не иссякнет этот источник сей, и не оскудеет, ибо не человеческим тщанием изрыт он и ничто человеческое не может замутить его кристальной чистоты, и отравить его живительных свойств.
И источник этот на земле, - Церковь Божия, Святая, а живая вода его, - это сила Божией благодати, прощающая, просвещающая всякого человека, приникающего к нему. И вот самое главное, впервые, в этой встрече, в начале своего общественного служения, Христос исповедовал Себя открыто Мессией - Спасителем мира. "Аз есмь." Спас миру - Христос. Христос, - Бог и Человек, - пришел в мир, взыскать и спасти погибшее. И первое семя евангельского слова Он сеет среди народа не принадлежавшего по своим верованиям ни к иудеям, хотя ожидавшим пришествия Мессии, ни к язычникам. Не перед злобствующими иудеями открывает Себя Христос, а перед не знавшею истины, но незлобивою женщиною. Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной. А вопрос, где и как поклоняться Богу, жил даже и в сердце простой женщины самарянки.
Иудеи и самаряне не общались друг с другом, живя в близком соседстве. Но для Христа Спасителя, для Его учения, дарованного земле, нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного, но есть человек, к сердцу которого обращена Его любовь. И любовь Христова так очевидна, что покоряет вопреки вековой вражде их племен. "Жено, веру Ми ими, яко грядет час... и ныне есть, егда истинные поклонници поклонятся Отцу духом и истиною.." получает она ответ Христа. (Ин 4.21,23). Отныне не в Иерусалиме, где поклонялись иудеи, и не на горе Гаризин, где собирались молиться самаряне, и не в Афинах, где стоял жертвенник Неведомому Богу, но везде, где есть живое человеческое сердце, томящееся духовной жаждой, и жаждущее Бога, оно встретит Бога и поклонится Ему в духе и истине. И жажду духа не утолит ни один из земных источников, но только живая вода проповеди учения Христова и вера в Него, как в Искупителя мира. И жена поверила, и тотчас вера ее стала источником воды живой и для других. Оставив все свои житейские попечения, забыв почерпало свое и свою нужду в воде, она понесла живое свидетельство явленного ей чуда в город, и жители его вышли к Источнику живой воды - ко Христу. И тоже встретили Живого Бога и уверовали. А жене говорили, "уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, яко Сей есть воистину Спас миру, Христос." Свидетельство же самарянки о Боге распростерлось в ней до святости. Она приняла мученическую кончину за свою проповедь Христа, быв брошенной в колодезь. А Спас миру - Христос - и вчера и днесь, и во веки Той же. Жажда истины - вот первое условие, необходимое нам, чтобы подобно самарянке, встретить в жизни Живого Бога. Истина непостижимой святости Божией и Его милосердия поразит сердце наше, и в свете этой истины мы увидим и истину своего падения, и истину своей греховности. И живое чувство горя приведет нас к Источнику живой воды, и Божия благодать своей живительной силой восставит нас от падения, и освободит от оков греха. Мы живем ныне в такое время, когда опыт духовного возрастания в жизни человека совершается на наших глазах. Человек "был мертви ожил, пропадал и нашелся". (Лк 15, 32).
Сколько таких живых мертвецов пришли ныне с распутий жизни в Церковь, водимые единственным чувством - жаждой истины. И Господь творит чудо, - восставляет мертвых к жизни.
Вслед за жаждой истины скоро, начинает появляться и познание истины, ибо Господь открывает Себя жаждущему. Истина, - это и есть Сам Господь. "Аз есмь Путь и Истина и Жизнь", - говорит Он о Себе в Священном Писании. И сила Божия является вместе с Богом в нашу жизнь в Таинствах Церкви, становясь в нас источником живой воды, текущей в Жизнь Вечную. Истина - это есть и слово Божие - живое, всегда действенное, ведущее жаждущего путника по пути жизни. "Слово Твое есть истина", - свидетельствует Писание. (Ин 17.) Истина - это и Дух Истины, Дух Святой, Дух Божий, от Отца исходящий, Сыном же являемый. "Дух Святой наставит нас на всякую правду". Вот три живоносные струи одного Источника - Источника Жизни Духа. Но лишь вера во Христа дарует нам познание этой живоносной Истины. И вот еще последнее условие, без которого завянет росток ожившего духа. Надо нам жить истиной каждую минуту, надо ощущать свою жизнь постоянно в присутствии Живого Бога. Вот Он здесь, со мной. Он видит мои поступки, он знает чувства моего сердца, Он зрит движение моего ума. "Господь мой и Бог мой!" Господь всегда с нами, но мы то не всегда идем к Нему. Вот почему всегда остается для нас реальная опасность: быв у кладезя жизни - остаться мертвыми, и у живой воды - жаждущими, и у благодати без благодати. И вся наша жизнь должна заключаться в Боге, чтобы наша забота о спасении озаряла светом Правды каждый миг нашей жизни.
Насытимся дорогие братья и сестры водою Жизни. Подойдем ко Христу - Источнику ее, подойдем "в духе и истине". И будем нести слово живой воды к тем кто еще не нашел живительного Источника и жаждет в пустыне жизни. И вот словами архиепископа Херсонского Димитрия, завершается наше хождение на источник воды живой, чтобы эти слова запечатлелись в сердцах наших.
"Кто молится Богу духом?
- тот, кто, произнося слова молитвы, произносит их не одними устами, а всею душею и сердцем;
- Кто, ограждая себя знамением Креста Господня, взирает духом на Самого Распятого на Кресте;
- Кто преклоняя голову свою, преклоняет перед Богом и сердце и душу свою;
- Кто, повергаясь на землю, всего себя повергает в руце Божии в глубочайшем смирении сокрушении сердца, с полной преданностью воле Бjжией.
Кто молится Богу истиною?
- Тот, у кого душа и сердце оживлены мыслями, чувствами, надеждами и желаниями, которыми дышат молитвы святых;
- Кто, поклоняясь Богу в храме, не кланяется истуканам страстей своих вне храма;
- Кто, служа Богу участием в богослужении церковном, служит Ему и самою жизнью и делами своими;
- Кто прося у Бога хлеба насущного, сам разделяет его с другими неимущими, и тем более не отнимает его у других:
- Кто, прося у Господа прощения грехов своих, и сам прощает от всего сердца всякому согрешающему перед ним;
- Кто, молясь об избавлении от искушений и наветов лукавого, и сам не поставляет брату своему поводов к претыканию и соблазну;
- Кто, произнося в молитве священнейшие слова: "да будет воля Твоя!" искренне готов исполнить и претерпеть все, что повелевает сия святейшая воля. Претерпеть все по воле Божией и во славу Пресвятого имени Его, - до креста, до смерти.
Таковых-то ищет Отец Бог, поклоняющихся Ему".
Господи! напои наши жаждущие души Своею благодатию!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов