Четвертое воскресенье Великого Поста Церковь Христова посвящает памяти преподобного Иоанна Лествичника. Пост достигает вершины. И уже в эту среду вечером - Мариино стояние, мы услышим целиком покаянный канон святого Андрея Критского, с которого в течении первых четырех дней мы начинали вхождение в пост, а пост всецело связан с покаянием.
Но что значит покаяться? Разве только перечислить грехи свои и cказать - грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться - это значит измениться, исправиться, начать мыслить и думать по-другому, нужно войти в себя и пролистать всю свою жизнь от детства и до сего дня. Хорошо осознать своё грехопадение и взамен оскверненной жизни через покаяние, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по Духу Христову. Необходимо духовное возрастание, духовное восхождение от силы в силу, как бы по ступеням лествицы.
Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием "Лествица", в котором содержится учение о восхождении ко Господу. "Лествица" нам указывает, что христианское возрастание и преуспеяние достигается только через подвиги. Если человеку на пути к Царствию Божию Господь подает благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд.
"Лествица" состоит из тридцати слов, как бы ступеней, - по числу лет Господа Иисуса Христа до вступления Его на проповедь. Первой супенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плачь, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является священная и блаженная молитва. А увенчивается "Лествица" союзом трех добродетелей - веры, надежды и любви.
Святой Иоанн Лествичник жил в VI веке. Он получил хорошее образование, но оставил мир и шестнадцатилетним юношей вступил в Синайскую обитель, где на двадцатом году жизни был пострижен в монахи старцем Мартирием. Святой Иоанн прожил со своим старцем в полном послушании девятнадцать лет. Жизнеописатель преподобного Иоанна, раифский монах Даниил, говорит, что святой Иоанн, будучи шестнадцатилетним юношей, телом взошел на Синайскую гору, а душой - на гору небесную.
По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился от братии для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны. Пост, молитва, слезы, безмолвие, писание книг - вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, причащения Святых Христовых Тайн и беседы с отцами.
После сорокалетнего жития в подвигах, преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Избрание это было предсказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услыша от аввы Анастасия вопрос: "Откуда этот отрок и кто постриг его? Мартирий отвечал: "Он раб твой, отче, и я постриг его". Тогда Анастасий сказал: "Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского?" В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Саввиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку. Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: "Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену."
Жизнь преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь, и потому по просьбе рафиского игумена Иоанна написал "Лествицу".
Братья и сестры, смысл всех наших усилий заключается в том, чтобы взойти на такую высоту, когда человек делается способным принять дар Креста Христова и Воскресения. И это означает, что восхождение одновременно есть нисхождение вниз, ощущение, осознание своей греховности, ступенька за ступенькой. до дна адова; чтобы "из глубины себя воззвать всею своею скорбью, жизнью и смертью, и узнать, что Христос принял крест и сошел во ад, чтобы вывести оттуда всех, кто свободно и осознанно, всем существом своим обращается к Нему.
Смысл духовной жизни - ввести зло на свет Божий, где оно погибает. Зло скрывается еще потому, что тьма обеспечивает ему беспрепятственный рост, и стратегия и тактика зла - действовать во тьме, нанося непредвиденные удары. Однако из-за слепоты людей зло все более наглеет, обнаруживая себя все чаще в таком неприкрытом виде, в каком его ярко показывает рассказ о бесноватом отроке сегодняшнего Евангелия.
Однажды один из народа обратился ко Господу Иисусу Христу с такими словами: "Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым." Несчастный отец, любя своего сына, конечно, желал ему исцеления. Узнав, что Его ученики не смогли изгнать нечистого духа, Господь сказал: "О, род неверный! доколе буду с вами? Доколе буду теперь вас?" Господу, сошедшему с небес, тяжело было пребывать на земле среди людей, потому что все люди одержимы духами нечистыми, все люди бесноватые, и для Господа, конечно, вся эта нечисть видна.
Когда у преподобного Серафима спросили, какой вид имеют бесы, он сказал: "Они гнусны." Действительно, вид этих падших духов для тех людей, которым они становятся видны, омерзителен. Бывает, что человек допьется до белой горячки и ему воочию являются бесы пьянства, с метр высотой, серо-зеленого цвета, омерзительные существа - то есть человек уже как бы переходит в тот мир. Это страшное дело, от этого многие сходят с ума. Как же тяжело было Спасителю видеть этих бесов, которые летают вокруг и гнездятся в душе каждого и это наблюдать. Поэтому Он и сказал с большой скорбью: "О, род неверный! доколе буду с вами?" Почему неверный? Потому что падшие духи были увлечены сатаной с неба и первые оказали неверность Отцу Небесному, а уже потом пал человек.
"Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену." Духи тьмы не терпят благодати Божией. Когда по попущению Божию им дается какая-то власть, они стараются, все что есть свет, уничтожить и погубить. И когда бесы как существа духовные увидели Христа, тот свет, который в Нем, стал жечь их, как огнем. Поэтому Господь и сказал однажды: "Враги человеку домашние его." Стоит хотя бы одному в семье приобщиться к свету, даже в малую степень, незаметную для себя самого, все остальные вокруг начинают бесноваться. Потому что те духи тьмы, которые в них, не выдерживают даже такой малости.
"И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: С детства." Дети болеют по трем причинам. Первая - собственные грехи. Бывает дитя так скверно себя ведет, что Господь попускает ему болезнь, чтобы его усмирить. Бывает, дитя болеет по грехам родителей. И бывает третье, как мы знаем из Евангелия: чтобы на человеке явилась слава Божия. Болезнь дается как награда, потому что сильному, здоровому человеку очень много нужно в себе преодолевать, а больному это преодоление дается даром, ему меньше приходится бороться с собой, чем здоровому. Господь спросил отца не потому, что Он Сам не знал. Своим вопросом Господь не прямо обличил, но косвенно напомнил этому человеку о его грехе.
Отец говорит: "Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам." Иисус сказал ему: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему." Этот человек еще не познал, что перед ним Сам Живой Бог, что Он действительно может. Поэтому Господь и сказал: чтобы исцелел отрок твой нужна твоя вера. Бог хочет, чтобы человек уверовал сам, не под давлением чудес, а по собственному произволению, по стремлению своей души. "И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию." Какая удивительная молитва вышла из его уст.
Человек пришел с больным сыном, и обратился к Богу с просьбой. Эта молитва его была маловерная, но Господь помог ему, научил молиться от всей души, и эта молитва, растворенная его собственными слезами, сотворила чудо. Он молился уже не о сыне, он молился о том, чтобы Господь укрепил в нем веру. Болезнь сына сделала с ним чудо: он понял наконец в одну секунду, чего ждет от него Господь. И конечно, результатом этого переворота оказалась близость Господа Иисуса Христа и обильная благодать Божия, которая и сделала это чудо. Он возопил со слезами "Верую, Господи! помоги моему неверию." То есть осознал всю свою немощь - и чудо совершилось! Дух тьмы вышел из мальчика.
"Господь, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род изгоняется только молитвою и постом." Вот братья и сестры, два самых главных труда, которые может принять душа для того, чтобы познать Бога, - молитва и пост, то есть воздержание от всего, что неугодно Богу. Род духов нечистых, которыми заполнены души, изгоняется только постоянной молитвой к Богу о том, чтобы Господь изгнал их. Не формально перебирать утреннее и вечернее правило, а молитвенно воздыхать к Богу, не соглашаться со своим грехом, молиться со слезами чтобы Господь очистил, ненавидеть этот грех - и, с другой стороны, изо всех сил удерживаться от этого греха, противостоять ему, то есть держать пост против этого греха покуда он есть. Тогда бес выйдет, тогда придет освобождение, тогда узнаем, что значит свобода от греха.
Если человек со слезами не молится о том, чтобы Господь исцелил его от данного конкретного греха, который человек в себе увидел и возненавидел, то он так в этом грехе и будет пребывать и пять и десять лет, пока не умрет. И результатом этого бывает геенна огненная, потому что грех продолжает мучить человека не только здесь, но и там. И далее говориться в Евангелии: "Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели этих слов, а спросить Его боялись." Он учил, а они не понимали, не могло это в них пока еще вместиться. Почему не могло? Потому что слово Божие вмещается постепенно, по мере подвига человека. Многие люди десятилетиями ходят в храм, а веры христианской так и не знают. Многие люди по несколько раз прочитывают Евангелие, а Оно остается не принятым сердцем. Потому что Евангелие дается только тогда, когда человек начинает исполнять что то из Евангелия. И чем больше он исполняет хоть какую-то малую часть, тем больше его сердце готово вместить еще. Поэтому жизнь христианская - это усердие, усилие, нуждение себя ко вмещению в свое сердце Слова Божия, которое есть Христос. И тогда человек может сказать вместе с апостолом Павлом: "Уже не я живу, но живет во мне Христос." Христос изгоняет духов тьмы, которые в сердце человека, Он побеждает их, и они выходят. Тогда жизнь приобретает совершенно другой характер, она становится благодатной, исполненной подвига и любви, исполненной молитвы и воздержания. Совершенно по-иному начинает устояться душа человека, и вот это устроение, это направление жизни и есть путь христианский, это и есть иго, которое Господь говорит, нужно каждому взять на себя.
Мы все призваны к этому и ничего тут неудобопостигаемого нет. К сожалению, мало кто хочет трудиться, все желают заставить других, все желают властвовать, ублажать себя, а если что-то и делать, то только то что хочется себе, - другими словами все желают жить против заповедей Христа, а значит, оказываются Ему неверными. Христос, будучи Богом, умыл ноги ученика; будучи Богом исцелял больных; будучи Богом, босиком ходил по дорогам Галилей; будучи Богом, воспринял на Себя крест, воспринял смерть. Ученики Христовы этого никак не могли понять. Они еще были начинающие, подобно нам. Поэтому они не могли изгнать из мальчика беса, потому что они еще не знали что такое подлинная молитва, что такое подлинное воздержание. Поэтому не хватило у них этой благодатной силы и Божественной любви, чтобы исцелить отрока. И мы, если хотим быть христианами, должны это понять. Понять, что христианство - это добровольно принятый на себя крест, добровольно приняты на себя труд, и добровольно принятое на себя страдание.
Если мы так будем жить, тогда познаем бога, тогда вместится в нас Слово Божие. А если нет, то духи тьмы, которые обуревают нашу душу, целиком заполнят все наше существо, и мы, вместо того чтобы служить Богу, будем служить, как нам кажется себе, а на самом деле - нет, на самом деле мы потеряем свою душу, потому что будем служить бесам. Братья и сестры, человек может служить только либо Богу, либо диаволу. Середины нет, или рай или ад. Либо Царствие Небесное, пусть ты в нем будешь хоть самым последний, либо геенна огненная, пусть ты будешь не на дне ада, а на поверхности, - но тем не менее ад есть ад, а вечная жизнь есть вечная жизнь. И каждый человек выбирает сам, кому что больше нравится. Одному нравится идти в храм, заставлять себя исполнять молитвенное правило, понуждать себя на добрые дела, стараться поститься, а другому нравится в расслаблении лежать и смотреть телевизор.
Каждый выбирает себе сам. Сам себя растлеваешь, - сам будешь пожинать плоды. Вот этому Евангелие нас и учит. Помоги нам Господи, все-таки встать на тот путь, к которому мы призваны, путь, на который указывает нам крест, который мы все на шее носим.
Аминь
прот. Виктор Смирнов
Но что значит покаяться? Разве только перечислить грехи свои и cказать - грешен? Нет! Для покаяния этого слишком мало. Покаяться - это значит измениться, исправиться, начать мыслить и думать по-другому, нужно войти в себя и пролистать всю свою жизнь от детства и до сего дня. Хорошо осознать своё грехопадение и взамен оскверненной жизни через покаяние, нужно начать создавать новую жизнь, жизнь по Духу Христову. Необходимо духовное возрастание, духовное восхождение от силы в силу, как бы по ступеням лествицы.
Преподобный Иоанн Лествичник оставил нам дивное сочинение под названием "Лествица", в котором содержится учение о восхождении ко Господу. "Лествица" нам указывает, что христианское возрастание и преуспеяние достигается только через подвиги. Если человеку на пути к Царствию Божию Господь подает благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд.
"Лествица" состоит из тридцати слов, как бы ступеней, - по числу лет Господа Иисуса Христа до вступления Его на проповедь. Первой супенью преподобный полагает отречение от земных пристрастий. Затем следуют: беспристрастие, странническая жизнь, послушание, покаяние, память о смерти, плачь, кротость. Далее раскрываются страсти и прочие греховные состояния, даются указания для борьбы с ними. Потом изображается путь добродетелей, матерью которых является священная и блаженная молитва. А увенчивается "Лествица" союзом трех добродетелей - веры, надежды и любви.
Святой Иоанн Лествичник жил в VI веке. Он получил хорошее образование, но оставил мир и шестнадцатилетним юношей вступил в Синайскую обитель, где на двадцатом году жизни был пострижен в монахи старцем Мартирием. Святой Иоанн прожил со своим старцем в полном послушании девятнадцать лет. Жизнеописатель преподобного Иоанна, раифский монах Даниил, говорит, что святой Иоанн, будучи шестнадцатилетним юношей, телом взошел на Синайскую гору, а душой - на гору небесную.
По смерти старца святой Иоанн удалился в Синайскую пустынь Фола и здесь в великих подвигах, в непрестанной молитве подвизался сорок лет в глубоком сокрушении сердца и плаче. Местом его подвигов была тесная пещера, которую называли слезоточной. Сюда преподобный удалился от братии для того, чтобы иноки не слышали его рыданий, а рыдания его и вопли были очень сильны. Пост, молитва, слезы, безмолвие, писание книг - вот в чем состояла подвижническая жизнь святого Иоанна. Каждую субботу и воскресенье он приходил в обитель для молитвы за богослужением, причащения Святых Христовых Тайн и беседы с отцами.
После сорокалетнего жития в подвигах, преподобного Иоанна избрали игуменом Синайской обители. Избрание это было предсказано свыше уже давно. Когда старец Мартирий пришел однажды со своим учеником Иоанном, тогда еще юношей, к Анастасию Великому, то услыша от аввы Анастасия вопрос: "Откуда этот отрок и кто постриг его? Мартирий отвечал: "Он раб твой, отче, и я постриг его". Тогда Анастасий сказал: "Кто бы мог подумать, что ты постриг игумена синайского?" В другой раз авва Мартирий с Иоанном отправились к великому Иоанну Саввиту. Последний встал, налил воды, умыл ноги Иоанну и поцеловал его руку. Когда ученик Савваита Стефан спросил своего старца, почему он так сделал, тот ответил: "Поверь мне, чадо, я не знаю, кто этот отрок, но я принял игумена синайского и умыл ноги игумену."
Жизнь преподобного Иоанна была поистине лествицей. Преподобный на опыте знал подлинную духовную жизнь, и потому по просьбе рафиского игумена Иоанна написал "Лествицу".
Братья и сестры, смысл всех наших усилий заключается в том, чтобы взойти на такую высоту, когда человек делается способным принять дар Креста Христова и Воскресения. И это означает, что восхождение одновременно есть нисхождение вниз, ощущение, осознание своей греховности, ступенька за ступенькой. до дна адова; чтобы "из глубины себя воззвать всею своею скорбью, жизнью и смертью, и узнать, что Христос принял крест и сошел во ад, чтобы вывести оттуда всех, кто свободно и осознанно, всем существом своим обращается к Нему.
Смысл духовной жизни - ввести зло на свет Божий, где оно погибает. Зло скрывается еще потому, что тьма обеспечивает ему беспрепятственный рост, и стратегия и тактика зла - действовать во тьме, нанося непредвиденные удары. Однако из-за слепоты людей зло все более наглеет, обнаруживая себя все чаще в таком неприкрытом виде, в каком его ярко показывает рассказ о бесноватом отроке сегодняшнего Евангелия.
Однажды один из народа обратился ко Господу Иисусу Христу с такими словами: "Учитель! Я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым." Несчастный отец, любя своего сына, конечно, желал ему исцеления. Узнав, что Его ученики не смогли изгнать нечистого духа, Господь сказал: "О, род неверный! доколе буду с вами? Доколе буду теперь вас?" Господу, сошедшему с небес, тяжело было пребывать на земле среди людей, потому что все люди одержимы духами нечистыми, все люди бесноватые, и для Господа, конечно, вся эта нечисть видна.
Когда у преподобного Серафима спросили, какой вид имеют бесы, он сказал: "Они гнусны." Действительно, вид этих падших духов для тех людей, которым они становятся видны, омерзителен. Бывает, что человек допьется до белой горячки и ему воочию являются бесы пьянства, с метр высотой, серо-зеленого цвета, омерзительные существа - то есть человек уже как бы переходит в тот мир. Это страшное дело, от этого многие сходят с ума. Как же тяжело было Спасителю видеть этих бесов, которые летают вокруг и гнездятся в душе каждого и это наблюдать. Поэтому Он и сказал с большой скорбью: "О, род неверный! доколе буду с вами?" Почему неверный? Потому что падшие духи были увлечены сатаной с неба и первые оказали неверность Отцу Небесному, а уже потом пал человек.
"Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену." Духи тьмы не терпят благодати Божией. Когда по попущению Божию им дается какая-то власть, они стараются, все что есть свет, уничтожить и погубить. И когда бесы как существа духовные увидели Христа, тот свет, который в Нем, стал жечь их, как огнем. Поэтому Господь и сказал однажды: "Враги человеку домашние его." Стоит хотя бы одному в семье приобщиться к свету, даже в малую степень, незаметную для себя самого, все остальные вокруг начинают бесноваться. Потому что те духи тьмы, которые в них, не выдерживают даже такой малости.
"И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: С детства." Дети болеют по трем причинам. Первая - собственные грехи. Бывает дитя так скверно себя ведет, что Господь попускает ему болезнь, чтобы его усмирить. Бывает, дитя болеет по грехам родителей. И бывает третье, как мы знаем из Евангелия: чтобы на человеке явилась слава Божия. Болезнь дается как награда, потому что сильному, здоровому человеку очень много нужно в себе преодолевать, а больному это преодоление дается даром, ему меньше приходится бороться с собой, чем здоровому. Господь спросил отца не потому, что Он Сам не знал. Своим вопросом Господь не прямо обличил, но косвенно напомнил этому человеку о его грехе.
Отец говорит: "Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам." Иисус сказал ему: "Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему." Этот человек еще не познал, что перед ним Сам Живой Бог, что Он действительно может. Поэтому Господь и сказал: чтобы исцелел отрок твой нужна твоя вера. Бог хочет, чтобы человек уверовал сам, не под давлением чудес, а по собственному произволению, по стремлению своей души. "И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию." Какая удивительная молитва вышла из его уст.
Человек пришел с больным сыном, и обратился к Богу с просьбой. Эта молитва его была маловерная, но Господь помог ему, научил молиться от всей души, и эта молитва, растворенная его собственными слезами, сотворила чудо. Он молился уже не о сыне, он молился о том, чтобы Господь укрепил в нем веру. Болезнь сына сделала с ним чудо: он понял наконец в одну секунду, чего ждет от него Господь. И конечно, результатом этого переворота оказалась близость Господа Иисуса Христа и обильная благодать Божия, которая и сделала это чудо. Он возопил со слезами "Верую, Господи! помоги моему неверию." То есть осознал всю свою немощь - и чудо совершилось! Дух тьмы вышел из мальчика.
"Господь, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род изгоняется только молитвою и постом." Вот братья и сестры, два самых главных труда, которые может принять душа для того, чтобы познать Бога, - молитва и пост, то есть воздержание от всего, что неугодно Богу. Род духов нечистых, которыми заполнены души, изгоняется только постоянной молитвой к Богу о том, чтобы Господь изгнал их. Не формально перебирать утреннее и вечернее правило, а молитвенно воздыхать к Богу, не соглашаться со своим грехом, молиться со слезами чтобы Господь очистил, ненавидеть этот грех - и, с другой стороны, изо всех сил удерживаться от этого греха, противостоять ему, то есть держать пост против этого греха покуда он есть. Тогда бес выйдет, тогда придет освобождение, тогда узнаем, что значит свобода от греха.
Если человек со слезами не молится о том, чтобы Господь исцелил его от данного конкретного греха, который человек в себе увидел и возненавидел, то он так в этом грехе и будет пребывать и пять и десять лет, пока не умрет. И результатом этого бывает геенна огненная, потому что грех продолжает мучить человека не только здесь, но и там. И далее говориться в Евангелии: "Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели этих слов, а спросить Его боялись." Он учил, а они не понимали, не могло это в них пока еще вместиться. Почему не могло? Потому что слово Божие вмещается постепенно, по мере подвига человека. Многие люди десятилетиями ходят в храм, а веры христианской так и не знают. Многие люди по несколько раз прочитывают Евангелие, а Оно остается не принятым сердцем. Потому что Евангелие дается только тогда, когда человек начинает исполнять что то из Евангелия. И чем больше он исполняет хоть какую-то малую часть, тем больше его сердце готово вместить еще. Поэтому жизнь христианская - это усердие, усилие, нуждение себя ко вмещению в свое сердце Слова Божия, которое есть Христос. И тогда человек может сказать вместе с апостолом Павлом: "Уже не я живу, но живет во мне Христос." Христос изгоняет духов тьмы, которые в сердце человека, Он побеждает их, и они выходят. Тогда жизнь приобретает совершенно другой характер, она становится благодатной, исполненной подвига и любви, исполненной молитвы и воздержания. Совершенно по-иному начинает устояться душа человека, и вот это устроение, это направление жизни и есть путь христианский, это и есть иго, которое Господь говорит, нужно каждому взять на себя.
Мы все призваны к этому и ничего тут неудобопостигаемого нет. К сожалению, мало кто хочет трудиться, все желают заставить других, все желают властвовать, ублажать себя, а если что-то и делать, то только то что хочется себе, - другими словами все желают жить против заповедей Христа, а значит, оказываются Ему неверными. Христос, будучи Богом, умыл ноги ученика; будучи Богом исцелял больных; будучи Богом, босиком ходил по дорогам Галилей; будучи Богом, воспринял на Себя крест, воспринял смерть. Ученики Христовы этого никак не могли понять. Они еще были начинающие, подобно нам. Поэтому они не могли изгнать из мальчика беса, потому что они еще не знали что такое подлинная молитва, что такое подлинное воздержание. Поэтому не хватило у них этой благодатной силы и Божественной любви, чтобы исцелить отрока. И мы, если хотим быть христианами, должны это понять. Понять, что христианство - это добровольно принятый на себя крест, добровольно приняты на себя труд, и добровольно принятое на себя страдание.
Если мы так будем жить, тогда познаем бога, тогда вместится в нас Слово Божие. А если нет, то духи тьмы, которые обуревают нашу душу, целиком заполнят все наше существо, и мы, вместо того чтобы служить Богу, будем служить, как нам кажется себе, а на самом деле - нет, на самом деле мы потеряем свою душу, потому что будем служить бесам. Братья и сестры, человек может служить только либо Богу, либо диаволу. Середины нет, или рай или ад. Либо Царствие Небесное, пусть ты в нем будешь хоть самым последний, либо геенна огненная, пусть ты будешь не на дне ада, а на поверхности, - но тем не менее ад есть ад, а вечная жизнь есть вечная жизнь. И каждый человек выбирает сам, кому что больше нравится. Одному нравится идти в храм, заставлять себя исполнять молитвенное правило, понуждать себя на добрые дела, стараться поститься, а другому нравится в расслаблении лежать и смотреть телевизор.
Каждый выбирает себе сам. Сам себя растлеваешь, - сам будешь пожинать плоды. Вот этому Евангелие нас и учит. Помоги нам Господи, все-таки встать на тот путь, к которому мы призваны, путь, на который указывает нам крест, который мы все на шее носим.
Аминь
прот. Виктор Смирнов