Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангельское чтение о спасении, как наследовать Царствие Божие. Господь говорит: «Подвизайтеся внити сквозь тесные врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут. Отнелиже востанет дому владыка, и затворит двери, и начнете вне стояти, и ударяти в двери, глаголюще: Господи, Господи, отверзи нам. И отвещав речет вам: не вем вас, откуду есте: отступите от мене вси делателие неправды».
Путь христианина – это путь креста и подвига, это дорога терпения, несение скорбей, и преследований от врагов веры. Стезя самоотречения, узкая тропинка небрежения благами мира ради Христа; путь борьбы со своими страстями и похотями. Все это христиане совершают по вере в иную жизнь, жизнь за гробом, жизнь будущего века, жизнь в Царстве Бога, то есть не бесцельно. Путь воскресения, путь спасения – это путь Христа, путь Креста Господня. Но чтобы наследовать жизнь вечную, в Царствии Божием, мы должны следовать Евангельскому учению. Вот, например, когда ты идешь и видишь людей, упивающихся вином, или предающихся всевозможному разгулу, то вспомни слова Христа, Который говорит: «Горе вам, пересыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете». (Лк 6.25). Подобные люди не знают, что делают, а свт. Иоанн Златоуст говорит: «Путей ко спасению много, если имеешь возможность – раздай милостыню. Если нет у тебя одежды и милостыни, то ты, грешник, оплакивай свои грехопадения, поднимай свои руки к небу и взывай о помиловании».
Добродетелей сделать можно множество, но при наличии всякой добродетели каждый человек должен помнить, что он должен иметь мир со всеми людьми. Если он этого не будет иметь, он не спасется, он погибнет. Первое условие для спасения – это посещение храма Божия. Господь дал заповедь: шесть дней работай и все успевай, а седьмой отдай Богу. Зайди в храм, помолись, хвали и благодари Бога, помолись о себе, о своих сродниках живых и мертвых. Исповедуйся и причастись святых Христовых Таин.
Храм дом молитвы наречется – сказал Господь. В храм, дорогие братья и сестры ходят не для общения с людьми, а чтобы очнуться от своей греховной жизни и прийти в себя. Сделать глубокий вздох о самом себе. А священник есть пастырь добрый, который полагает душу свою за овци, и то что он говорит надо принимать за лекарство для спасения, хотя оно если и кажется горьким. В храме должно быть чинно и благочинно.
Братья и сестры, Храм есть ковчег спасения, где люди учатся глаголам Господним, это школа смирения, терпения и послушания, и если кто не понял зачем он сюда ходит, то ему нужно проснуться, призадуматься и сделать вывод, а зачем же я хожу в храм Божий. И если он этого не поймет, он не спасется, но погибнет, а ведь Господь призывает, чтобы мы спаслись.
Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители его не возгордились. Но спаслись в смирении… Великое лицо – иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем. Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения, и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он совершая служение, то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа». Православный народ с большим благоговением относится к священнику, носителю благодати Христа: принимая благословение священника, люди целуют ему руку, как руку Самого Христа, потому что священник благословляет не совей силой, а силой Божией. К Богу мы должны прибегать братья и сестры, чтобы спастись, ибо сказано: "Он наше прибежище и сила", а Иоанн Креститель говорит: "Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира". (Ин 1.29). Прибегай к Нему, Который сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененнии, и Я успокою вас» (Мф 11,28) И как Он дальше говорит: "Я пришел призвать не праведников но грешников к покаянию". (Мф. 9,23), не на забавы, а на слезы; не на пиршества и возлияния, а на бдения и посты; не на пляски и увеселения и услаждения музыкой – а на труды. Скорби и всевозможные телесные обстоятельства; как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Что пользы человеку, если он сегодня оплакал все свои грехопадения, или воздержался в пище и питии, а завтра напился, что даже на ногах не стоит? Что пользы человеку, если он сегодня стоит, а завтра опять падает в грехи? Пользы от такой жизни человеку нет никакой».
Мы привыкли искать увеселения, наслаждения в этой жизни, чтобы наполнить свою опустошенную душу различными развлечениями. Но не забывайте, что настоящее веселие и радость души нам – Господь. А кто отходит от Него и Его закона, тот лишается Его благодатного покрова и духовной радости. Иоанн Златоуст говорит: «Насколько мы увлекаемся увеселениями мира, настолько мы отходим от Бога или отступает от нас благодать Божия». А ведь только в Боге наше утешение, потому что Он наш Творец. Он – наша защита, Он – путь, Он – жизнь, Он наша радость. И это нам надо уразуметь. Для того, чтобы нам постоянно жить в Боге и ощущать духовную радость, нам нужно быть внимательными к своей совести, которая обличает наши дела и поступки, а также постоянно упражняться в чтении Закона Божия. Закон Божий – это и есть источник вечной жизни. Представьте себе, что мы находимся у грязного моря, ни конца, ни края нет. И стоит только какому-либо островку выти из него, из которого начнется выбивать источник живой воды – то это грязное море освободится от грязи и около этого источника начнут расти растения. Так и в жизни, - как бы не распространилась нравственная грязь, беззаконная жизнь людей, но если Закон Божий хранится в сердцах верующих людей. Он будет оживотворять их. Мы должны всячески охранять его, жить им и прославлять Бога своей жизнью, в противном случае мы будем богохульниками. Если в гражданских делах с нарушением закона многое люди теряют, тем паче с нарушением Закона Божия, гибнет все живущее на земле. Примером служит потоп, Содом и Гоморра и другое. Как бы ни старался диавол уничтожить людей всякими приманками, Закона Божия ему уничтожить невозможно, потому что Сам Господь хранит его: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф 16.18).
Для того чтобы нам жить чисто, свято, трезво, в мире и любви, нужно всегда следить не только за своими поступками, но и за своими помыслами. А для того, чтобы наши помыслы были чисты, нам необходимо прислушаться к словам Священного Писания, к словам Святых Отцов, которые жили на земле, которые воплотили Закон Божий и потом сами нас наставляют, как нам нужно вести свою жизнь. Вот, например, говорит преп. Ефрем Сирин: Если хочешь победить чревоугодие – возлюби воздержание, имей страх Божий и победишь. Если хочешь победить блуд – возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерит и никогда не имей без нужды общения с иным полом. Если хочешь победить сребролюбие – возлюби нестяжательность и нерасточительность.
А вот Василий Великий пишет: «люби слушать или читать слово Божие, жития и поучения святых. В них найдешь правила и примеры святой угодной Господу Богу жизни. Непрестанно смотри за собой, каждый вечер рассматривай свои мысли и желания, какие у тебя возникли, слова, какие ты сказал и дела, какие ты сделал в продолжении дня, и усерднее молись о прощении всего, что сделано против Его заповедей и всячески спеши исправиться. Он нас зависит, спастись нам или погибнуть.»
Если мы хотим, чтобы с нами поступали добро, «так поступайте и вы с ними» (Мф 7,12) – говорит Господь. И если мы будем жить чисто и свято, то благодать Божия, Сам Христос и преподобные угодники будут всегда с нами и мы наследуем жизнь вечную.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов.
Дорогие братья и сестры, сегодняшнее Евангельское чтение о спасении, как наследовать Царствие Божие. Господь говорит: «Подвизайтеся внити сквозь тесные врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут. Отнелиже востанет дому владыка, и затворит двери, и начнете вне стояти, и ударяти в двери, глаголюще: Господи, Господи, отверзи нам. И отвещав речет вам: не вем вас, откуду есте: отступите от мене вси делателие неправды».
Путь христианина – это путь креста и подвига, это дорога терпения, несение скорбей, и преследований от врагов веры. Стезя самоотречения, узкая тропинка небрежения благами мира ради Христа; путь борьбы со своими страстями и похотями. Все это христиане совершают по вере в иную жизнь, жизнь за гробом, жизнь будущего века, жизнь в Царстве Бога, то есть не бесцельно. Путь воскресения, путь спасения – это путь Христа, путь Креста Господня. Но чтобы наследовать жизнь вечную, в Царствии Божием, мы должны следовать Евангельскому учению. Вот, например, когда ты идешь и видишь людей, упивающихся вином, или предающихся всевозможному разгулу, то вспомни слова Христа, Который говорит: «Горе вам, пересыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете». (Лк 6.25). Подобные люди не знают, что делают, а свт. Иоанн Златоуст говорит: «Путей ко спасению много, если имеешь возможность – раздай милостыню. Если нет у тебя одежды и милостыни, то ты, грешник, оплакивай свои грехопадения, поднимай свои руки к небу и взывай о помиловании».
Добродетелей сделать можно множество, но при наличии всякой добродетели каждый человек должен помнить, что он должен иметь мир со всеми людьми. Если он этого не будет иметь, он не спасется, он погибнет. Первое условие для спасения – это посещение храма Божия. Господь дал заповедь: шесть дней работай и все успевай, а седьмой отдай Богу. Зайди в храм, помолись, хвали и благодари Бога, помолись о себе, о своих сродниках живых и мертвых. Исповедуйся и причастись святых Христовых Таин.
Храм дом молитвы наречется – сказал Господь. В храм, дорогие братья и сестры ходят не для общения с людьми, а чтобы очнуться от своей греховной жизни и прийти в себя. Сделать глубокий вздох о самом себе. А священник есть пастырь добрый, который полагает душу свою за овци, и то что он говорит надо принимать за лекарство для спасения, хотя оно если и кажется горьким. В храме должно быть чинно и благочинно.
Братья и сестры, Храм есть ковчег спасения, где люди учатся глаголам Господним, это школа смирения, терпения и послушания, и если кто не понял зачем он сюда ходит, то ему нужно проснуться, призадуматься и сделать вывод, а зачем же я хожу в храм Божий. И если он этого не поймет, он не спасется, но погибнет, а ведь Господь призывает, чтобы мы спаслись.
Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители его не возгордились. Но спаслись в смирении… Великое лицо – иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем. Если бы люди видели, в какой славе служит священник, то упали бы от этого видения, и если бы сам священник видел себя, в какой небесной славе стоит он совершая служение, то стал бы великим подвижником, чтобы ничем не оскорбить живущую в нем благодать Святого Духа». Православный народ с большим благоговением относится к священнику, носителю благодати Христа: принимая благословение священника, люди целуют ему руку, как руку Самого Христа, потому что священник благословляет не совей силой, а силой Божией. К Богу мы должны прибегать братья и сестры, чтобы спастись, ибо сказано: "Он наше прибежище и сила", а Иоанн Креститель говорит: "Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира". (Ин 1.29). Прибегай к Нему, Который сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененнии, и Я успокою вас» (Мф 11,28) И как Он дальше говорит: "Я пришел призвать не праведников но грешников к покаянию". (Мф. 9,23), не на забавы, а на слезы; не на пиршества и возлияния, а на бдения и посты; не на пляски и увеселения и услаждения музыкой – а на труды. Скорби и всевозможные телесные обстоятельства; как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Что пользы человеку, если он сегодня оплакал все свои грехопадения, или воздержался в пище и питии, а завтра напился, что даже на ногах не стоит? Что пользы человеку, если он сегодня стоит, а завтра опять падает в грехи? Пользы от такой жизни человеку нет никакой».
Мы привыкли искать увеселения, наслаждения в этой жизни, чтобы наполнить свою опустошенную душу различными развлечениями. Но не забывайте, что настоящее веселие и радость души нам – Господь. А кто отходит от Него и Его закона, тот лишается Его благодатного покрова и духовной радости. Иоанн Златоуст говорит: «Насколько мы увлекаемся увеселениями мира, настолько мы отходим от Бога или отступает от нас благодать Божия». А ведь только в Боге наше утешение, потому что Он наш Творец. Он – наша защита, Он – путь, Он – жизнь, Он наша радость. И это нам надо уразуметь. Для того, чтобы нам постоянно жить в Боге и ощущать духовную радость, нам нужно быть внимательными к своей совести, которая обличает наши дела и поступки, а также постоянно упражняться в чтении Закона Божия. Закон Божий – это и есть источник вечной жизни. Представьте себе, что мы находимся у грязного моря, ни конца, ни края нет. И стоит только какому-либо островку выти из него, из которого начнется выбивать источник живой воды – то это грязное море освободится от грязи и около этого источника начнут расти растения. Так и в жизни, - как бы не распространилась нравственная грязь, беззаконная жизнь людей, но если Закон Божий хранится в сердцах верующих людей. Он будет оживотворять их. Мы должны всячески охранять его, жить им и прославлять Бога своей жизнью, в противном случае мы будем богохульниками. Если в гражданских делах с нарушением закона многое люди теряют, тем паче с нарушением Закона Божия, гибнет все живущее на земле. Примером служит потоп, Содом и Гоморра и другое. Как бы ни старался диавол уничтожить людей всякими приманками, Закона Божия ему уничтожить невозможно, потому что Сам Господь хранит его: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф 16.18).
Для того чтобы нам жить чисто, свято, трезво, в мире и любви, нужно всегда следить не только за своими поступками, но и за своими помыслами. А для того, чтобы наши помыслы были чисты, нам необходимо прислушаться к словам Священного Писания, к словам Святых Отцов, которые жили на земле, которые воплотили Закон Божий и потом сами нас наставляют, как нам нужно вести свою жизнь. Вот, например, говорит преп. Ефрем Сирин: Если хочешь победить чревоугодие – возлюби воздержание, имей страх Божий и победишь. Если хочешь победить блуд – возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерит и никогда не имей без нужды общения с иным полом. Если хочешь победить сребролюбие – возлюби нестяжательность и нерасточительность.
А вот Василий Великий пишет: «люби слушать или читать слово Божие, жития и поучения святых. В них найдешь правила и примеры святой угодной Господу Богу жизни. Непрестанно смотри за собой, каждый вечер рассматривай свои мысли и желания, какие у тебя возникли, слова, какие ты сказал и дела, какие ты сделал в продолжении дня, и усерднее молись о прощении всего, что сделано против Его заповедей и всячески спеши исправиться. Он нас зависит, спастись нам или погибнуть.»
Если мы хотим, чтобы с нами поступали добро, «так поступайте и вы с ними» (Мф 7,12) – говорит Господь. И если мы будем жить чисто и свято, то благодать Божия, Сам Христос и преподобные угодники будут всегда с нами и мы наследуем жизнь вечную.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов.