Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры, последние два воскресенья перед Рождеством Христовым, это Неделя праотец и Неделя отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие обстоятельства тогдашней жизни. Праотцы – это великие ветхозаветные праведники, и прежде всего это святые пророки. Почему же так важна для нас память о праотцах, о святых пророках? Каждое большое дело, даже личное, если оно ставит себе великие задачи, требует долгого, многолетнего, глубокого приготовления, а все великие события в жизни рода человеческого, крупнейшие исторические события подготовлялись историей в течении многих лет, иногда даже много сотен лет.
Если так в жизни исторической всего человечества, то тем более так должно было быть в деле подготовки самого великого события в истории всего человечества – подготовки явления миру Господа Иисуса Христа. Такой должна была быть подготовка рода человеческого к восприятию величайшего Христова учения. А сущность Христова учения сводится к проповеди о любви, и учению о ней. К пониманию этой великой истины нужно было подготовить народ израильский, весь мир, все человечество. И Господь Бог в течении тысячи лет вел эту великую подготовку. Еще в древние времена Господ дал обетование роду человеческому о Спасителе мира. Еще Адаму, первому человеку, перед изгнанием его из Рая, Господь дал великое обетование: «Семя жены сотрет главу змея.» Семя жены и есть Господь наш Иисус Христос, а жена есть Пресвятая Дева Богородица, матерь Божия.
Еще древний праотец наш Иаков, внук Авраама, дал нам великое пророчество о Спасителе мира. Когда перед смертью он благословлял двенадцать своих сыновей, то сыну Иуде, тому из рода которого должен был явиться миру Господь Иисус Христос, сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Примиритель, это то же самое, что Спаситель, ибо Спаситель был Примирителем людей с Богом. Он говорил о Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, почти за два тысячелетия до Рождества Христова. Святый пророк Исаия также предвозвестил пришествие Христа: - И приидет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь». И не один пророк Исаия предвозвещал миру пришествие Господа Иисуса Христа, но из всех пророков самый великий пророк – это Исаия, его называют ветхозаветным Евангелистом, ибо никто, как он, с такой полнотой и ясностью не предсказал важнейшего, что касалось явления и жизни Господа Иисуса Христа и всего дела Христова.
Глава 53-я великой книги пророка Исаии начинается такими словами: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец, перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен был у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его».
В этих словах мы видим подлинный образ Господа Иисуса Христа, Который всю жизнь Свою человеческую от рождения в Вифлеемских яслях был самым простым, самым ничтожным на вид человеком, по мнению людей Его окружающих, был сыном никому не известных людей, ибо отцом Его ложно считали плотника Иосифа. В Нем не было внешнего величия, Он был чрезвычайно прост, вся жизнь Его земная была очень проста. Кто мог поверить этому пророчеству? Не могли иудеи поверить, ибо ждали Мессию как великого славного царя, который покорит все народы, который станет всемирным владыкой, который придет во власти и силе. Они не могли поверить, что будет Он уничижен перед людьми, что кончит жизнь, как злодей на Кресте Голгофском. Они думали, что Он был истязуем за то, что виновен был перед Богом, но Он страдал добровольно, Он страдал за нас. Он грехи наши пригвоздил ко Кресту. Он как агнец перед стригущим его был безгласен, и не отверзал уст своих. Слеп был род человеческий, не знал истинного пути и когда явился Христос, Который о Себе говорил: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», тогда только воссиял народу Израильскому свет истинный, открылись их слепые глаза, увидели они этот свет и познали пути Господни.
Много можно было бы говорить о том, какие дивные слова мы читаем в пророческих книгах о Господе Иисусе Христе но и из этого что мы слышали, перед нами предстают величественные картины предсказаний пророков о Господе Иисусе Христе. Почтим же память этих великих избранных Богом мужей, почтим за то что они подвергались тяжким гонениям, истязаниям и лютой смерти за эти пророчества! Как много страдали эти великие люди, как они были изгнаны и скитались в горах, как был перепилен деревянной пилой величайший пророк Исаия, как были умерщвлены и тяжко гонимы все святые пророки. Нам ли не почитать праотцев наших, которые были величайшими праведниками, нам ли не почитать праотца Авраама, который явил такое изумительное послушание воле Божией; по первому слову Господа оставил своего отца, Родину и пошел неведомо куда, в землю ханаанскую, как повелел ему Господь. Нам ли не почитать величайшего пророка Моисея с которым говорил Сам Бог, который воспринял от Бога десять заповедей Ветхого Завета;
Почтим же память всех тех, кто вел человечество к тому, чтобы отверзлись сердца наши и умы перед великой проповедью Христовой. Ведь Господь Бог в ответ на подвиг этих избранных Богом мужей мужественного хранения веры, даровал им благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу сохранять истинную веру, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало хранить веру. Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать, - ту самую, которая вдохновляла пророков, - должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способе ни нас вразумлять, и нас делать сильными. Братья и сестры, мы вместе – Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые таинством, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, - это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к таинству Церкви.
Братья и сестры, память ветхозаветных святых дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям, чтобы в полной мере почувствовать и осознать каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни Рождественского поста, который ныне подходит к концу даны нам так же для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы мы черпали из этих источников благодатную силу.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов
Дорогие братья и сестры, последние два воскресенья перед Рождеством Христовым, это Неделя праотец и Неделя отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие обстоятельства тогдашней жизни. Праотцы – это великие ветхозаветные праведники, и прежде всего это святые пророки. Почему же так важна для нас память о праотцах, о святых пророках? Каждое большое дело, даже личное, если оно ставит себе великие задачи, требует долгого, многолетнего, глубокого приготовления, а все великие события в жизни рода человеческого, крупнейшие исторические события подготовлялись историей в течении многих лет, иногда даже много сотен лет.
Если так в жизни исторической всего человечества, то тем более так должно было быть в деле подготовки самого великого события в истории всего человечества – подготовки явления миру Господа Иисуса Христа. Такой должна была быть подготовка рода человеческого к восприятию величайшего Христова учения. А сущность Христова учения сводится к проповеди о любви, и учению о ней. К пониманию этой великой истины нужно было подготовить народ израильский, весь мир, все человечество. И Господь Бог в течении тысячи лет вел эту великую подготовку. Еще в древние времена Господ дал обетование роду человеческому о Спасителе мира. Еще Адаму, первому человеку, перед изгнанием его из Рая, Господь дал великое обетование: «Семя жены сотрет главу змея.» Семя жены и есть Господь наш Иисус Христос, а жена есть Пресвятая Дева Богородица, матерь Божия.
Еще древний праотец наш Иаков, внук Авраама, дал нам великое пророчество о Спасителе мира. Когда перед смертью он благословлял двенадцать своих сыновей, то сыну Иуде, тому из рода которого должен был явиться миру Господь Иисус Христос, сказал: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов». Примиритель, это то же самое, что Спаситель, ибо Спаситель был Примирителем людей с Богом. Он говорил о Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, почти за два тысячелетия до Рождества Христова. Святый пророк Исаия также предвозвестил пришествие Христа: - И приидет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь». И не один пророк Исаия предвозвещал миру пришествие Господа Иисуса Христа, но из всех пророков самый великий пророк – это Исаия, его называют ветхозаветным Евангелистом, ибо никто, как он, с такой полнотой и ясностью не предсказал важнейшего, что касалось явления и жизни Господа Иисуса Христа и всего дела Христова.
Глава 53-я великой книги пророка Исаии начинается такими словами: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; а мы думали что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец, перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен был у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его».
В этих словах мы видим подлинный образ Господа Иисуса Христа, Который всю жизнь Свою человеческую от рождения в Вифлеемских яслях был самым простым, самым ничтожным на вид человеком, по мнению людей Его окружающих, был сыном никому не известных людей, ибо отцом Его ложно считали плотника Иосифа. В Нем не было внешнего величия, Он был чрезвычайно прост, вся жизнь Его земная была очень проста. Кто мог поверить этому пророчеству? Не могли иудеи поверить, ибо ждали Мессию как великого славного царя, который покорит все народы, который станет всемирным владыкой, который придет во власти и силе. Они не могли поверить, что будет Он уничижен перед людьми, что кончит жизнь, как злодей на Кресте Голгофском. Они думали, что Он был истязуем за то, что виновен был перед Богом, но Он страдал добровольно, Он страдал за нас. Он грехи наши пригвоздил ко Кресту. Он как агнец перед стригущим его был безгласен, и не отверзал уст своих. Слеп был род человеческий, не знал истинного пути и когда явился Христос, Который о Себе говорил: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь», тогда только воссиял народу Израильскому свет истинный, открылись их слепые глаза, увидели они этот свет и познали пути Господни.
Много можно было бы говорить о том, какие дивные слова мы читаем в пророческих книгах о Господе Иисусе Христе но и из этого что мы слышали, перед нами предстают величественные картины предсказаний пророков о Господе Иисусе Христе. Почтим же память этих великих избранных Богом мужей, почтим за то что они подвергались тяжким гонениям, истязаниям и лютой смерти за эти пророчества! Как много страдали эти великие люди, как они были изгнаны и скитались в горах, как был перепилен деревянной пилой величайший пророк Исаия, как были умерщвлены и тяжко гонимы все святые пророки. Нам ли не почитать праотцев наших, которые были величайшими праведниками, нам ли не почитать праотца Авраама, который явил такое изумительное послушание воле Божией; по первому слову Господа оставил своего отца, Родину и пошел неведомо куда, в землю ханаанскую, как повелел ему Господь. Нам ли не почитать величайшего пророка Моисея с которым говорил Сам Бог, который воспринял от Бога десять заповедей Ветхого Завета;
Почтим же память всех тех, кто вел человечество к тому, чтобы отверзлись сердца наши и умы перед великой проповедью Христовой. Ведь Господь Бог в ответ на подвиг этих избранных Богом мужей мужественного хранения веры, даровал им благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу сохранять истинную веру, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало хранить веру. Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать, - ту самую, которая вдохновляла пророков, - должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способе ни нас вразумлять, и нас делать сильными. Братья и сестры, мы вместе – Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые таинством, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, - это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к таинству Церкви.
Братья и сестры, память ветхозаветных святых дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям, чтобы в полной мере почувствовать и осознать каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни Рождественского поста, который ныне подходит к концу даны нам так же для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы мы черпали из этих источников благодатную силу.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов