Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
"Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся..." - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Ибо Крест есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь."
Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.
И вот сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом.
Господь сегодня напоминает нам и о единственности, и непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий, - вдохновляет на нем надеждой на всеобщее Воскресение.
Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был.
Свой крест может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут во след Христу. Христос наш Спаситель, Сам вознес грехи наша Телом Своим на древо, дабы мы избавившись от грехов, жили для правды. Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл.
И сегодняшнее Евангелие возвещает нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет."
Братья и сестры, поклонимся, и от земли воззрим на Крест Христов, перед нами - пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке, смирил Себя, и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. А нас зовет Спаситель отвегнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас. Мы должны самоотверженно начать борьбу с собой. И победа над собой - самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни.
Борьба с собой, борьба с грехом всегда остается подвигом, а значит будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим миром и болезненно переживать ее.
А самоотвержение требует, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашего спасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительный жизненный крест.
Крест - это орудие казни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест, как преступника Закона Божия, я уже и сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство, хватаюсь за скорби моего жизненного креста. Сознание, что только скорби, ради Господа приблизят меня Христу, и я стану участником Его земной участи, а значит и небесной, вдохновляют на подвиг и на терпение.
Крест Христов, гвоздие, копие, терновый венец, богооставленность - это непрерывные, ничем не облегчаемые страдания Голгофы. Но ведь и вся земная жизнь Спасителя от рождения до гроба есть путь к Голгофе. Путь Христа от страдания к большему страданию, но с ними и восхождение от силы в большую силу, путь Его до смерти, поглотившей смерть. "Где твое, смерте, жало, где твоя аде победа?"
Страшен Крест Христов. Но я люблю его - он родил для меня ни с чем не сравнимую радость Святой Пасхи. Но к той радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя достойным его, как бы труден и тяжел он не был.
Взять крест - это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
Взять крест - это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.
И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией ибо он дан Самим Господом. А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути нести именно те скорби, что попустит Господь. "Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги."
Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, - это саможаление снимает тебя с креста.
Как разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для нашего врачевания, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека - свой крест. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу - это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним. И это несение своего креста без ропота, с покаянием и славословием Господа - есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.
И вот так в нас начинается новая жизнь, когда уже"не я живу, но живет во мне Христос". Непонятное плотскому уму чудо совершается в мире, - покой и райское блаженство водворяются там, где ожидались одни стоны и слезы. Самая прискорбная жизнь славословит Господа и отвергает от себя всякий помысел жалобы и ропота.
Сам крест, воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражая Его страданиям, приносит нетленную радость для страждущего тела, для томящегося сердца, для души ищущей и нашедшей.
Крест - есть путь к небу. Христос Сам прошел им. Крест - есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.
Крест - есть вернейший путь, ибо крест и страдания - удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное.
Дорогие братья и сестры, сегодня, воздавая поклонение Кресту Господню телом и духом, привьем же наши малые кресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своими соками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовых стало единственной целью и радостью нашей жизни.
Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: "Помяни мя Господи, во Царствии Твоем."
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
"Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся..." - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Ибо Крест есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: "Я есмь путь и истина и жизнь."
Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых.
И вот сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом.
Господь сегодня напоминает нам и о единственности, и непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий, - вдохновляет на нем надеждой на всеобщее Воскресение.
Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был.
Свой крест может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут во след Христу. Христос наш Спаситель, Сам вознес грехи наша Телом Своим на древо, дабы мы избавившись от грехов, жили для правды. Крест Христов стал знамением славы Самого Христа и оружием Его победы над грехом, проклятием, смертью и диаволом. И мы сегодня, предстоя Кресту Христову, ощущая на раменах тяжесть своих жизненных крестов, должны вглядеться внимательно в единственно спасительный Крест Христов, чтобы во Христе узнать правду жизни, чтобы понять ее светлый смысл.
И сегодняшнее Евангелие возвещает нам для спасения нашего всесвятое заповедание: "аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет."
Братья и сестры, поклонимся, и от земли воззрим на Крест Христов, перед нами - пример полного и истинного самоотвержения. Он, будучи Сыном Божиим, пришел в мир в рабием зраке, смирил Себя, и был послушлив даже до смерти, и смерти крестной. Он отвергся самой жизни, чтобы спасти нас. А нас зовет Спаситель отвегнуться греха и смерти, которую грех вскармливает для нас. Мы должны самоотверженно начать борьбу с собой. И победа над собой - самая трудная из всех побед по причине силы врага, ведь я сам и есть свой враг. И борьба эта самая длительная, ибо оканчивается она только с окончанием жизни.
Борьба с собой, борьба с грехом всегда остается подвигом, а значит будет страданием. И она же, наша внутренняя борьба рождает и другое, еще более тяжкое страдание, ведь в мире зла и греха человек, идущий путем праведности, всегда будет чужим в жизни мира и будет встречать враждебность по отношению к себе на каждом шагу. И с каждым днем все более и более будет ощущать свою несродность с окружающим миром и болезненно переживать ее.
А самоотвержение требует, чтобы мы во всей полноте начали жить для Бога, для людей, для ближних, чтобы мы сознательно и безропотно приняли и покорились всякой скорби, всякой душевной и телесной боли, чтобы приняли их как попущение Божие на пользу и спасение душ наших. Самоотвержение же становится частью нашего спасительного креста. И только самоотвержением можем поднять мы свой спасительный жизненный крест.
Крест - это орудие казни. На нем распинали преступников. И вот правда Божия зовет и меня на крест, как преступника Закона Божия, я уже и сам, познав силу живущего во мне греха и обвиняя себя, как за спасительное от греховной смерти средство, хватаюсь за скорби моего жизненного креста. Сознание, что только скорби, ради Господа приблизят меня Христу, и я стану участником Его земной участи, а значит и небесной, вдохновляют на подвиг и на терпение.
Крест Христов, гвоздие, копие, терновый венец, богооставленность - это непрерывные, ничем не облегчаемые страдания Голгофы. Но ведь и вся земная жизнь Спасителя от рождения до гроба есть путь к Голгофе. Путь Христа от страдания к большему страданию, но с ними и восхождение от силы в большую силу, путь Его до смерти, поглотившей смерть. "Где твое, смерте, жало, где твоя аде победа?"
Страшен Крест Христов. Но я люблю его - он родил для меня ни с чем не сравнимую радость Святой Пасхи. Но к той радости я могу приблизиться только со своим крестом. Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя достойным его, как бы труден и тяжел он не был.
Взять крест - это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.
Взять крест - это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.
И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией ибо он дан Самим Господом. А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути нести именно те скорби, что попустит Господь. "Дал обеты монашества - не ищи женитьбы, связан семьей - не стремись к свободе от детей и супруги."
Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, - это саможаление снимает тебя с креста.
Как разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для нашего врачевания, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека - свой крест. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу - это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним. И это несение своего креста без ропота, с покаянием и славословием Господа - есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.
И вот так в нас начинается новая жизнь, когда уже"не я живу, но живет во мне Христос". Непонятное плотскому уму чудо совершается в мире, - покой и райское блаженство водворяются там, где ожидались одни стоны и слезы. Самая прискорбная жизнь славословит Господа и отвергает от себя всякий помысел жалобы и ропота.
Сам крест, воспринятый как дар Божий, порождает благодарение за драгоценную участь быть Христовыми, подражая Его страданиям, приносит нетленную радость для страждущего тела, для томящегося сердца, для души ищущей и нашедшей.
Крест - есть путь к небу. Христос Сам прошел им. Крест - есть вполне испытанный путь, ибо им прошли все святые.
Крест - есть вернейший путь, ибо крест и страдания - удел избранных, это те тесные врата, которыми входят в Царство Небесное.
Дорогие братья и сестры, сегодня, воздавая поклонение Кресту Господню телом и духом, привьем же наши малые кресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своими соками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовых стало единственной целью и радостью нашей жизни.
Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: "Помяни мя Господи, во Царствии Твоем."
Аминь.
прот. Виктор Смирнов