«Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе». О памяти смертной, сегодняшнее Евангелие к нам братья и сестры. «Помяни и оплачь сам себя заживо, говорит память сметная: я пришла огорчить тебя благодетельно, и привела с собою сонм мыслей самых душеполезных. Продай излишества твои, и цену их раздай нищим, пошли на небо сокровища твои, по завещанию Спасителя.
Зачем гонятся за тленным, когда смерь отнимет у тебя все тленное. Она исполнительница велений Всесвятого Бога. Лишь услышит, повеление, - сразу устремляется с быстротою молнии к исполнению. Не устыдится она ни богача, ни героя, ни гения, не пощадит ни юности, ни красот, ни земного счастья, переселяет человека в вечность. И вступает смертию раб Божий в блаженство вечности, а враг Божий в вечную муку».
Кто из нас с уверенностью может утверждать, что не к нему обращены слова Божии, и кто из нас знает, не лежит ли уже сейчас секира смерти при корне древа его жизни?
Одно мгновение – и все богатство жизни, дарованное нам Богом отнимется от нас, все богатства, накопленные нами своими трудами останутся невесть кому. Всё останется, а нас уже не будет. И все останется другим людям, которые над этим не трудились. А мы уйдем в вечность. Слова сегодняшнего Евангелия обращены к каждому из нас. Не к некоторым новоявленным богачам и миллионерам, но к каждому из нас. Ибо богатства врученные Богом человеку, столь разнообразны и многочисленны, что опасность быть богачом из притчи угрожает каждому человеку. Многие сейчас подумали, что у них нет ни денег, ни земли, и нет ничего что принято считать богатством. Но разве сама жизнь наша не есть Божий дар и богатство, разве различные дарования – сокровища глубокого и чуткого человеческого сердца и большого человеческого ума, таланты, обладателями коих является человек, не богатство? Много всего вверено человеку Богом, и каждому дан свой талант. У Бога нет обездоленных. Но сами по себе все эти блага, богатства и сокровища не представляют цены для нас, ибо это не наше – это Божий дар. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» - говорит апостол Павел.
Одно мгновение, и смерть отберет у нас все – и дарованное, и приобретенное. Лишь пока мы живы, пока нашей свободе вверены сокровища, в нашем сердце, в нашей душе и в наших руках богатства земные претворяются для нас в вечные ценности, становясь для одних лестницей к небу, а других – дорогой в вечность ада.
Только плоды духа, возросшие на вверенных нам Богом нивах нашей жизни являются нашим истинным богатством, если они состоят во всякой благости, праведности и истине. Только то, что принесло плоды любви на земле, поведет нас в вечность радости, идя впереди нас.
Угобзишася нивы жизни нашей! Но уже не я ли есть тот богач из притчи, что сказал себе: «Имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися». (Лк 19.) Не я ли заключил хранилища своих богатств, в них одних полагая весь смысл своей жизни? «Яждь, пий, веселися.» Ум трудится только на приобретение. Приобретение любой ценой: обманом, притеснением, неправдой. Еще, еще и еще! Мало, все мало, себе и только для себя, на черный день. Растет богатство, растут потребности. Сердце закрыто для милосердия, для любви, в нем хватает места только деловым людям и корыстным отношениям. Ты – мне, я – тебе.
И забыто главное: забыта душа – райская птица, живущая в нашем бренном теле. Она стонет, болит и плачет до времени, пока мы окончательно не погребем ее, свою бессмертную душу, под хламом наших страстей, и она умолкнет.
И какие уж тут плоды духа? Вся забота – побольше скопить, чтобы послаще поесть. И еда съедает человека, и питие не просто веселит сердце, но утопает человек в нем, забывая ближних и даже себя самого. И бессмертная душа захлебнулась! И окрадена умом, ибо Бог забыт. И чрево стало богом. «Ешь, пей, веселись»! Нынешнее разнузданное веселие, объевшееся и опившееся, влачит человека в то, о чем срамно и говорить. Тяжесть плотских грехов, пришедших вослед веселию, безобразит весь строй жизни, превращая ее во ад уже здесь, на земле.
В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость и себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но зря мнит. Это не христианство, это циничное истребление его.
И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, делая диавольские дела и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет! Но не услышит ли скоро – сегодня, сейчас – тот, кто «тако собираяй себе, а не в Бога богатея»: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будет?» (Лк, 20) «Истяжут душу от тебе» - звучит приговор презревшему заповеди Божии и поправшему истину ложью. С болью и нуждой грозно оторвут мытари – ангелы тьмы душу вросшего в свои страсти и стяжания человека, и повлекут в бедственную вечность.
А время жизни – это хранилище наше, в которое мы собираем сокровища. Но кто из нас думает о времени? Почти всегда человек мыслями простирается в будущее, забывая, что реально он обладает только настоящей минутой, следующая уже не в его власти. И упуская в праздности настоящее время или растрачивая его на грех, мы убиваем время, утрачивая ценность человеческой жизни.
Как часто в минуты угрызений совести мы собираемся завтра начать новую жизнь без греха. Но увы завтра может не наступить, а сразу откроется вечность. Вечность неизбежна! И какая будет она? И будем помнить, что никто из живших до нас, и никто из нас не мог и не сможет сказать пришедшей смерти: «Подожди! Удались, я еще не хочу умирать. Я еще не готов умирать! Никто не мог остановить ее или воспрепятствовать ей. Строгая и неумолимая чаще всего нежеланная, она делает сове дело, открывая истинную ценность нашей жизни и наших в ней стяжаний. Вот о чем заставляет нас подумать сегодня память смертная. Призраки тленных благ, которые обманывают живущих на короткое время в земной гостинице, отступят в момент смерти, и обманчивое сновидение кончится. И богат окажется лишь тот, кто нынче, сейчас, сию минуту богатеет в Бога.
Восстань от греховного сна, воскресни от мертвящих твой дух дел твоих и приступи с верой ко Господу, и Он оживотворит твою душу и освятит ее светом истины. Мы должны жить в Боге, должны стать совершенными христианами, такими, какими хочет нас видеть Господь.
И главное, что заповедует нам апостол Павел. «Не участвуйте в делах, живущих во греховной тьме, будьте вы, христиане, светом миру своей праведной жизнь. Свет вашей жизни призван осветить тьму, не словом, не угрозой, как это иногда пытаются делать некоторые к большему злу, но своей праведностью. Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу теплом своей любви – и это есть милостыня приносящая плод в вечность. И нам давали люди ласку, любовь и внимание. И это все сохраняй в душе благодарной молитвенной памятью о тех, кто благодетельствовал к тебе – и это плод духа; и это жатва в жизнь. И так, за благовременно омоем, очистим себя слезами и исповеданием своих грехов. Стяжем трудами жизни благодать Святого Духа, открывающую нам врата в небесные обители. И всякое наше земное имение употребим на приобретение небесных сокровищ раздаянием милостыни от милующего и любящего сердца.
Употребим нашу земную жизнь на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи.
«Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убивающую нас смерть и возвратить себе утраченный рай».
Исход у нас один, и всем нам он известен – вратами смертными войти в вечность. Это велит живо и ответственно относиться ко времени. А должно быть так: и жизнь – Христос, и смерь – приобретение. Живу ли я, умираю ли, всегда Господень. Вот что для нас главное.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
Зачем гонятся за тленным, когда смерь отнимет у тебя все тленное. Она исполнительница велений Всесвятого Бога. Лишь услышит, повеление, - сразу устремляется с быстротою молнии к исполнению. Не устыдится она ни богача, ни героя, ни гения, не пощадит ни юности, ни красот, ни земного счастья, переселяет человека в вечность. И вступает смертию раб Божий в блаженство вечности, а враг Божий в вечную муку».
Кто из нас с уверенностью может утверждать, что не к нему обращены слова Божии, и кто из нас знает, не лежит ли уже сейчас секира смерти при корне древа его жизни?
Одно мгновение – и все богатство жизни, дарованное нам Богом отнимется от нас, все богатства, накопленные нами своими трудами останутся невесть кому. Всё останется, а нас уже не будет. И все останется другим людям, которые над этим не трудились. А мы уйдем в вечность. Слова сегодняшнего Евангелия обращены к каждому из нас. Не к некоторым новоявленным богачам и миллионерам, но к каждому из нас. Ибо богатства врученные Богом человеку, столь разнообразны и многочисленны, что опасность быть богачом из притчи угрожает каждому человеку. Многие сейчас подумали, что у них нет ни денег, ни земли, и нет ничего что принято считать богатством. Но разве сама жизнь наша не есть Божий дар и богатство, разве различные дарования – сокровища глубокого и чуткого человеческого сердца и большого человеческого ума, таланты, обладателями коих является человек, не богатство? Много всего вверено человеку Богом, и каждому дан свой талант. У Бога нет обездоленных. Но сами по себе все эти блага, богатства и сокровища не представляют цены для нас, ибо это не наше – это Божий дар. «Что ты имеешь, чего бы не получил?» - говорит апостол Павел.
Одно мгновение, и смерть отберет у нас все – и дарованное, и приобретенное. Лишь пока мы живы, пока нашей свободе вверены сокровища, в нашем сердце, в нашей душе и в наших руках богатства земные претворяются для нас в вечные ценности, становясь для одних лестницей к небу, а других – дорогой в вечность ада.
Только плоды духа, возросшие на вверенных нам Богом нивах нашей жизни являются нашим истинным богатством, если они состоят во всякой благости, праведности и истине. Только то, что принесло плоды любви на земле, поведет нас в вечность радости, идя впереди нас.
Угобзишася нивы жизни нашей! Но уже не я ли есть тот богач из притчи, что сказал себе: «Имаши многа блага, лежаща на лета многа: почивай, яждь, пий, веселися». (Лк 19.) Не я ли заключил хранилища своих богатств, в них одних полагая весь смысл своей жизни? «Яждь, пий, веселися.» Ум трудится только на приобретение. Приобретение любой ценой: обманом, притеснением, неправдой. Еще, еще и еще! Мало, все мало, себе и только для себя, на черный день. Растет богатство, растут потребности. Сердце закрыто для милосердия, для любви, в нем хватает места только деловым людям и корыстным отношениям. Ты – мне, я – тебе.
И забыто главное: забыта душа – райская птица, живущая в нашем бренном теле. Она стонет, болит и плачет до времени, пока мы окончательно не погребем ее, свою бессмертную душу, под хламом наших страстей, и она умолкнет.
И какие уж тут плоды духа? Вся забота – побольше скопить, чтобы послаще поесть. И еда съедает человека, и питие не просто веселит сердце, но утопает человек в нем, забывая ближних и даже себя самого. И бессмертная душа захлебнулась! И окрадена умом, ибо Бог забыт. И чрево стало богом. «Ешь, пей, веселись»! Нынешнее разнузданное веселие, объевшееся и опившееся, влачит человека в то, о чем срамно и говорить. Тяжесть плотских грехов, пришедших вослед веселию, безобразит весь строй жизни, превращая ее во ад уже здесь, на земле.
В немыслимой внутренней гармонии сочетается теперь словесное благочестие и хождение в церковь с цинизмом извращенности. Ужасающее пустословие, клевета, лукавство, ложь, фальшивость и себялюбие и беззаконие сожительства уживаются в совести многих с воздыханиями, плачем и принятием Святых Таин. И мнит человек, что он с Богом. Но зря мнит. Это не христианство, это циничное истребление его.
И какой ответ дадут кощунники, что смешали истину с ложью, делая диавольские дела и ими попирая святыни Божии, к коим дерзают прикасаться! А секира смерти лежит уже при древе жизни. И Бог ждет покаяния! Бог еще ждет! Но не услышит ли скоро – сегодня, сейчас – тот, кто «тако собираяй себе, а не в Бога богатея»: «Безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будет?» (Лк, 20) «Истяжут душу от тебе» - звучит приговор презревшему заповеди Божии и поправшему истину ложью. С болью и нуждой грозно оторвут мытари – ангелы тьмы душу вросшего в свои страсти и стяжания человека, и повлекут в бедственную вечность.
А время жизни – это хранилище наше, в которое мы собираем сокровища. Но кто из нас думает о времени? Почти всегда человек мыслями простирается в будущее, забывая, что реально он обладает только настоящей минутой, следующая уже не в его власти. И упуская в праздности настоящее время или растрачивая его на грех, мы убиваем время, утрачивая ценность человеческой жизни.
Как часто в минуты угрызений совести мы собираемся завтра начать новую жизнь без греха. Но увы завтра может не наступить, а сразу откроется вечность. Вечность неизбежна! И какая будет она? И будем помнить, что никто из живших до нас, и никто из нас не мог и не сможет сказать пришедшей смерти: «Подожди! Удались, я еще не хочу умирать. Я еще не готов умирать! Никто не мог остановить ее или воспрепятствовать ей. Строгая и неумолимая чаще всего нежеланная, она делает сове дело, открывая истинную ценность нашей жизни и наших в ней стяжаний. Вот о чем заставляет нас подумать сегодня память смертная. Призраки тленных благ, которые обманывают живущих на короткое время в земной гостинице, отступят в момент смерти, и обманчивое сновидение кончится. И богат окажется лишь тот, кто нынче, сейчас, сию минуту богатеет в Бога.
Восстань от греховного сна, воскресни от мертвящих твой дух дел твоих и приступи с верой ко Господу, и Он оживотворит твою душу и освятит ее светом истины. Мы должны жить в Боге, должны стать совершенными христианами, такими, какими хочет нас видеть Господь.
И главное, что заповедует нам апостол Павел. «Не участвуйте в делах, живущих во греховной тьме, будьте вы, христиане, светом миру своей праведной жизнь. Свет вашей жизни призван осветить тьму, не словом, не угрозой, как это иногда пытаются делать некоторые к большему злу, но своей праведностью. Пусть каждый человек, которого посылает тебе сегодня Господь на жизненном пути, станет самым важным, самым дорогим и самым близким для тебя. Согрей его душу теплом своей любви – и это есть милостыня приносящая плод в вечность. И нам давали люди ласку, любовь и внимание. И это все сохраняй в душе благодарной молитвенной памятью о тех, кто благодетельствовал к тебе – и это плод духа; и это жатва в жизнь. И так, за благовременно омоем, очистим себя слезами и исповеданием своих грехов. Стяжем трудами жизни благодать Святого Духа, открывающую нам врата в небесные обители. И всякое наше земное имение употребим на приобретение небесных сокровищ раздаянием милостыни от милующего и любящего сердца.
Употребим нашу земную жизнь на познание Бога, на познание самих себя, на устроение своей вечной участи.
«Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убивающую нас смерть и возвратить себе утраченный рай».
Исход у нас один, и всем нам он известен – вратами смертными войти в вечность. Это велит живо и ответственно относиться ко времени. А должно быть так: и жизнь – Христос, и смерь – приобретение. Живу ли я, умираю ли, всегда Господень. Вот что для нас главное.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов