Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, важнейший вопрос нашего земного бытия задал в сегодняшнем Евангелии Спасителю некий иудейский начальник: "Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Лк. 18, 18). Но ответ, который Господь дал этому человеку, поверг его в недоумение и печаль.
Иисус Христос, говоря о наследовании вечности, начал с древних нравственных заповедей, данных людям еще через Моисея, написанных на скрижалях: "не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою." (Лк. 18, 20). Увы, и поныне мы видим, как многим из тех кто осмеливается именовать себя сынами Нового Завета, оказываются непосильными даже эти первичные правила ко спасению, преподанные еще в ветхозаветные времена. Однако иудейский начальник выдержал этот первый экзамен, ответив Господу; "все это я сохранил от юности моей." (Лк 18, 21).
И вот тогда Спаситель, с любовью глядя на собеседника сказал ему: "еще одного не достает тебе; все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной." (Лк. 18, 22). Но эти слова не обрадовали, а опечалили иудейского начальника. Ему представились блеск золота и серебра в его сокровищницах, роскошно убранный дом, тучные стада, и обширные поля, все то, что этот человек называл своим. И все это он должен был раздать каким-то нищим, а потом следовать за странствующим проповедником, терпеть холод, нужду и лишения? На это он решиться не смог. Умом богач понимал, что вечность дороже и золота и стад, и земель, но над сердцем его оказался властен не Бог, а мамона, временное богатство.
Душа иудейского начальника стремилась к небесам, но обладание земными благами пригнетало ее к земле, как тяжелый верблюжий горб. "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие," (Лк. 18, 25), - говорит Господь. Такое утверждение вызвало у окружавших Господа изумление и ужас, и они спросили: «Кто же может спастись? (Лк. 18, 26)». Господь предлагает всем людям, стать Его наследниками, и приобрести Вечную жизнь в Царстве Небесном. Как земное наследство переходит от отца к сыну по праву кровного родства, так и Царство Небесное, может быть у наследовано по праву родства духовного, ведь сынами вечности становятся те, в ком оживет святой образ Божий.
Сын Человеческий во всей полноте исполнил данные Им заповеди. Он поистине раздал нищим все Свое имение, искалеченному грехопадением, запятнанному нравственной нечистотой, бедному разумом и любовью роду человеческому Спаситель принес Божественную Истину и Божественную Любовь. Не имея в земной жизни даже крова и пристанища, Сын Божий принес в Жертву за людей и саму Свою жизнь, отдал им Пречистую Кровь Свою, и Пречистое Телов Свое. Не случайно вскоре после беседы с иудейским начальником о наследовании вечности Иисус Христос рассказывает апостолам о грядущей Своей участи: «Осудят его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк 10, 33-34).
Вот дорогие братья и сестры, пример совершенной Любви, явленный Спасителем, тем кто стремится войти с Ним в духовное родство, и унаследовать жизнь Вечную в Горнем Царстве. «Кто же может спастись, и кто может достичь подобного совершенства?» Никто, из обычных людей, ибо Сын Человеческий был на земле Единым Безгрешным, все стальные подвержены греху. Своими собственными слабыми силами, человек не может ни преодолеть первородную нравственную порчу, ни противостать козням диавола. Но «невозможное человекам, возможно Богу.» (Лк. 18,27) – говорит Спаситель. Крепкую руку помощи, и Свою спасительную благодать подает Господь Вседержитель людям, искупленным Кровию Сына Человеческого. Но для того чтобы приобрести помощь Божию на пути в вечность, необходимо, чтобы сердце человека избрало Его своим Господом, и чтобы в душе человеческой Отец Небесный был единственным Властелином. «Никто не может служить двум господам; ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или, одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне. (Мф. 6,24)», - говорит Спаситель.
И каждый, кто хочет войти в Царство Небесное, должен постоянно задаваться вопросом: Божий ли он слуга, или раб своего земного достояния, своих удовольствий, своих пороков и привычек. Призыву Сына Божия, не иметь на земле ничего своего и следовать только за Ним, внимали отшельники, пустынники, иноки. Это наитруднейший путь, чреваты грозными опасностями, - идти по нему могут только смиренные и сильные духом, ибо без мужества нельзя выдержать отречения от мира, а без смирения, невозможно избежать душегубительной гордыни. Такое доступно лишь немногим, без особого призвания лучше и не пытаться вступать на иноческое поприще. Господь Всеблагий открыл путь спасения для каждого и на всяком месте, лишь бы горб нечистых страстей не пригибал человека к низменному, лишь бы блеск мирских соблазнов не затмевал его духовное зрение.
Иудейский начальник, спрашивавший Господа о наследовании вечности, был не просто богат, он был «очень богат» (Лк. 18, 23) – поработившее его богатство было поистине огромно. Увы, над нами порой властвуют и гораздо меньшие соблазны, заставляя нерадеть на ниве Господней и отторгая от святой любви к Небесному Отцу. У каждого из нас своя «мамона», свой, верблюжий горб; или привычка сплетничать и осуждать, или погоня за развлечениями, или чревоугодие, или просто погружение в будничные заботы. И этим «господам» мы угождаем, забывая о служении Богу, в этом мы полагаем свое «сокровище», пренебрегая бессмертием!
Дорогие братья и сестры, нельзя трактовать Священное Писание слишком буквально, подобный подход чужд духу учения Божественной Любви. Людям, живущим в миру, заботящимся о семьях, и ведущим скромные образ жизни не только невозможно, но и нет никакой надобности продавать свое имущество и раздавать нищим, а достаточно посильной милостыни. Но ведь достояние человека заключается не только в деньгах и вещах. Спаситель призывает нас делиться с нуждающимися своими сокровищами ума и знаний, чуткостью к их бедам и заботам, и главное, теплотой сердца. Да и материальное богатство на пути спасения, может превратиться в подспорье на этом благом пути, если обладатель богатства не рабствует мамоне, а обращает свои средства на благотворительность, богатством своим служит близким и Церкви, а душой – Господу. Святитель Иоанн златоуст говорит: «Спешите прежде, чем богатство ваше исчезнет, отдать его на хранение в недра бедных, как цену Небесного Царствия. Может быть, злоба человеческая похитит богатство у вас; может быть страсти ваши поглотят его; по крайней мере, смерть рано или поздно разлучит вас с ним. Единая только любовь христианская предохранит богатство ваше от всех злоключений; она одна сделает вас вечными обладателями его, она одна полагает его во святилище вечном, из которого никто похитить его не может, и дает вам право пользоваться им в лоне Самого Бога.»
Дорогие братья и сестры!
Спаситель говорит, что никакая жертва, принесенная в этом мире ради Бога и ближних, не остается без награды в мире ином. Дела благочестия и в земной жизни приносят драгоценные плоды, плоды эти, - это спокойствие совести и мир в сердце.
Добро, это богатство, оно самоценно, щедрому приятнее дарить, чем получать подарки, величайшее сокровище истинно любящего, - сама любовь. Бескорыстие служения, и радость самопожертвования, - вот те свойства, по которым узнаются наследники Горнего Царства, последователи Милосердного Спасителя. Будем же дорогие братья и сестры, взращивать в себе ростки любви христианской, и молить Господа Бога Иисуса Христа, да удостоимся усыновления в Его Небесном Царстве.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
Дорогие братья и сестры, важнейший вопрос нашего земного бытия задал в сегодняшнем Евангелии Спасителю некий иудейский начальник: "Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" (Лк. 18, 18). Но ответ, который Господь дал этому человеку, поверг его в недоумение и печаль.
Иисус Христос, говоря о наследовании вечности, начал с древних нравственных заповедей, данных людям еще через Моисея, написанных на скрижалях: "не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою." (Лк. 18, 20). Увы, и поныне мы видим, как многим из тех кто осмеливается именовать себя сынами Нового Завета, оказываются непосильными даже эти первичные правила ко спасению, преподанные еще в ветхозаветные времена. Однако иудейский начальник выдержал этот первый экзамен, ответив Господу; "все это я сохранил от юности моей." (Лк 18, 21).
И вот тогда Спаситель, с любовью глядя на собеседника сказал ему: "еще одного не достает тебе; все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мной." (Лк. 18, 22). Но эти слова не обрадовали, а опечалили иудейского начальника. Ему представились блеск золота и серебра в его сокровищницах, роскошно убранный дом, тучные стада, и обширные поля, все то, что этот человек называл своим. И все это он должен был раздать каким-то нищим, а потом следовать за странствующим проповедником, терпеть холод, нужду и лишения? На это он решиться не смог. Умом богач понимал, что вечность дороже и золота и стад, и земель, но над сердцем его оказался властен не Бог, а мамона, временное богатство.
Душа иудейского начальника стремилась к небесам, но обладание земными благами пригнетало ее к земле, как тяжелый верблюжий горб. "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие," (Лк. 18, 25), - говорит Господь. Такое утверждение вызвало у окружавших Господа изумление и ужас, и они спросили: «Кто же может спастись? (Лк. 18, 26)». Господь предлагает всем людям, стать Его наследниками, и приобрести Вечную жизнь в Царстве Небесном. Как земное наследство переходит от отца к сыну по праву кровного родства, так и Царство Небесное, может быть у наследовано по праву родства духовного, ведь сынами вечности становятся те, в ком оживет святой образ Божий.
Сын Человеческий во всей полноте исполнил данные Им заповеди. Он поистине раздал нищим все Свое имение, искалеченному грехопадением, запятнанному нравственной нечистотой, бедному разумом и любовью роду человеческому Спаситель принес Божественную Истину и Божественную Любовь. Не имея в земной жизни даже крова и пристанища, Сын Божий принес в Жертву за людей и саму Свою жизнь, отдал им Пречистую Кровь Свою, и Пречистое Телов Свое. Не случайно вскоре после беседы с иудейским начальником о наследовании вечности Иисус Христос рассказывает апостолам о грядущей Своей участи: «Осудят его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет» (Мк 10, 33-34).
Вот дорогие братья и сестры, пример совершенной Любви, явленный Спасителем, тем кто стремится войти с Ним в духовное родство, и унаследовать жизнь Вечную в Горнем Царстве. «Кто же может спастись, и кто может достичь подобного совершенства?» Никто, из обычных людей, ибо Сын Человеческий был на земле Единым Безгрешным, все стальные подвержены греху. Своими собственными слабыми силами, человек не может ни преодолеть первородную нравственную порчу, ни противостать козням диавола. Но «невозможное человекам, возможно Богу.» (Лк. 18,27) – говорит Спаситель. Крепкую руку помощи, и Свою спасительную благодать подает Господь Вседержитель людям, искупленным Кровию Сына Человеческого. Но для того чтобы приобрести помощь Божию на пути в вечность, необходимо, чтобы сердце человека избрало Его своим Господом, и чтобы в душе человеческой Отец Небесный был единственным Властелином. «Никто не может служить двум господам; ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или, одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне. (Мф. 6,24)», - говорит Спаситель.
И каждый, кто хочет войти в Царство Небесное, должен постоянно задаваться вопросом: Божий ли он слуга, или раб своего земного достояния, своих удовольствий, своих пороков и привычек. Призыву Сына Божия, не иметь на земле ничего своего и следовать только за Ним, внимали отшельники, пустынники, иноки. Это наитруднейший путь, чреваты грозными опасностями, - идти по нему могут только смиренные и сильные духом, ибо без мужества нельзя выдержать отречения от мира, а без смирения, невозможно избежать душегубительной гордыни. Такое доступно лишь немногим, без особого призвания лучше и не пытаться вступать на иноческое поприще. Господь Всеблагий открыл путь спасения для каждого и на всяком месте, лишь бы горб нечистых страстей не пригибал человека к низменному, лишь бы блеск мирских соблазнов не затмевал его духовное зрение.
Иудейский начальник, спрашивавший Господа о наследовании вечности, был не просто богат, он был «очень богат» (Лк. 18, 23) – поработившее его богатство было поистине огромно. Увы, над нами порой властвуют и гораздо меньшие соблазны, заставляя нерадеть на ниве Господней и отторгая от святой любви к Небесному Отцу. У каждого из нас своя «мамона», свой, верблюжий горб; или привычка сплетничать и осуждать, или погоня за развлечениями, или чревоугодие, или просто погружение в будничные заботы. И этим «господам» мы угождаем, забывая о служении Богу, в этом мы полагаем свое «сокровище», пренебрегая бессмертием!
Дорогие братья и сестры, нельзя трактовать Священное Писание слишком буквально, подобный подход чужд духу учения Божественной Любви. Людям, живущим в миру, заботящимся о семьях, и ведущим скромные образ жизни не только невозможно, но и нет никакой надобности продавать свое имущество и раздавать нищим, а достаточно посильной милостыни. Но ведь достояние человека заключается не только в деньгах и вещах. Спаситель призывает нас делиться с нуждающимися своими сокровищами ума и знаний, чуткостью к их бедам и заботам, и главное, теплотой сердца. Да и материальное богатство на пути спасения, может превратиться в подспорье на этом благом пути, если обладатель богатства не рабствует мамоне, а обращает свои средства на благотворительность, богатством своим служит близким и Церкви, а душой – Господу. Святитель Иоанн златоуст говорит: «Спешите прежде, чем богатство ваше исчезнет, отдать его на хранение в недра бедных, как цену Небесного Царствия. Может быть, злоба человеческая похитит богатство у вас; может быть страсти ваши поглотят его; по крайней мере, смерть рано или поздно разлучит вас с ним. Единая только любовь христианская предохранит богатство ваше от всех злоключений; она одна сделает вас вечными обладателями его, она одна полагает его во святилище вечном, из которого никто похитить его не может, и дает вам право пользоваться им в лоне Самого Бога.»
Дорогие братья и сестры!
Спаситель говорит, что никакая жертва, принесенная в этом мире ради Бога и ближних, не остается без награды в мире ином. Дела благочестия и в земной жизни приносят драгоценные плоды, плоды эти, - это спокойствие совести и мир в сердце.
Добро, это богатство, оно самоценно, щедрому приятнее дарить, чем получать подарки, величайшее сокровище истинно любящего, - сама любовь. Бескорыстие служения, и радость самопожертвования, - вот те свойства, по которым узнаются наследники Горнего Царства, последователи Милосердного Спасителя. Будем же дорогие братья и сестры, взращивать в себе ростки любви христианской, и молить Господа Бога Иисуса Христа, да удостоимся усыновления в Его Небесном Царстве.
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов