Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Живя в этом мире, люди часто задаются вопросами. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается слабоумным? «Где же справедливость? – спрашивают многие. – Ведь христианство утверждает, что Бог правосуден и справедлив, но где же здесь справедливость, если часто, например, бывает, что порочные люди живут безбедно и беззаботно, а добродетельные маются от бедности, скорбей или болезней? Где же здесь справедливость, какой смысл по всем этом?»
Все подобные вопросы и недоумения полностью разрешает Евангельская притча о богаче и Лазаре. Содержание ее нам знакомо. В некотором городе жил богач в роскошном доме. Жизнь его была сплошным праздником. Одевался он в порфиру и виссон. Порфира, - это очень дорогая ткань, окрашенная пурпурным красителем, добывавшимся из морских моллюсков. Виссон, - это особая тончайшей выделки белая ткань, тоже очень дорогая. Такую одежду в древности, носили только цари и большие богачи. Евангелие для того и упоминает названия тканей, чтобы показать, насколько богат был этот человек. У ворот этого богатого дома, в котором наслаждался жизнью богач, лежал Лазарь.
Лазарь был нищим, больным и бездомны, по нашему бомжом. Жизнь его была сплошным мучением. Он был покрыт гнойными струпьями, и бездомные собаки приходили и облизывали этот гной. Собака на Востоке считалась нечистым животным, и тем, что Лазарь жил вместе с собаками, Евангелие показывает всю бедственность, весь ужас его положения… Так долгое время жили эти люди недалеко друг от друга. Но вот оба они, - и Лазарь, и богач – один за другим умерли. Конечно, богача хоронили с большими почестями, и верь город шел за его похоронной процессией. Лазаря же поскорее убрали с глаз долой и похоронили бесславно кое-как. И далее в Евангелии повествуется, насколько различной была их загробная участь. Лазарь после смерти был отнесен Ангелами на лоно Авраамово, в блаженное Царство святых. Богача же демоны свели в преисподнюю, в адский огонь мучения. Велика была разница между богачом и Лазарем при их земной жизни. Но противоположное и несравненно большее различие явилось в их загробной участи, о чем и говорит богачу праведный Авраам; - «между нами и вами пролегает бездна и великая непроходимая пропасть.»
Таким образом, из Евангелия мы видим, что всякая земная несправедливость, всякие невинные страдания будут исправлены и вознаграждены в вечности, грядущем Царстве Христа. Господь, - праведный Судия, и Он произведет расчет и уплату по всем долгам с каждым человеком. Упрек Бога в несправедливости, может быть, был бы допустим в том случае, если бы со смертью для человека все кончалось. Тогда – да, можно было бы говорить, что мир переполнен несправедливостью, ибо какая же справедливость, если один добрый человек, как, например, Лазарь, всю жизнь мучается, а другой, порочный, как, Евангельский богач, наслаждается? Если бы после смерти для обоих одинаково все кончалось, то мы могли бы сказать, что жизнь Лазаря, - это сплошная и бессмысленная несправедливость. Но в том то и дело, что после смерти ничего не кончается, а наоборот, все только начинается. Начинается новая жизнь, новый образ бытия; человек переходит в другой мир, где и будет произведен справедливый и окончательный расчет, - расчет не по человеческой правде, но по правде Божией.
Старец Паисий Афонский говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они конечно с терпением и доверием Богу принимают все это, на небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку: «Ты много маялся, мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом или уродом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают мудрецы и профессора мира сего и чего ни один человек никогда не предполагал знать». И вот таким образом произведет Господь расчет с каждым человеком, так совершит Он суд по Своей Божественной правде… Притча о богаче и Лазаре убеждает нас в том, что вся земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога, соответственно тому, как он прожил на земле. И все Священное Писание свидетельствует о том же, - что Бог есть праведный Судия, все пути и дела Которого святы, истинны и справедливы. «Имя Господа прославляю, - восклицает в песне пророк Моисей, - воздайте славу Богу. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны, Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен.»
И потому, несомненно, на последнем Страшном Суде все те, кто упрекал Бога в несправедливости, увидят свою ошибку и будут вынуждены вместе с псалмопевцем Давидом сказать: «Праведен еси, Господи и правы суды Твои.»
Аминь
Прот. Виктор Смирнов
Живя в этом мире, люди часто задаются вопросами. Почему один человек рождается богатым, а другой бедным? Один наделен прекрасным здоровьем, а другой приходит на свет инвалидом? Один от природы имеет хорошие способности, а другой рождается слабоумным? «Где же справедливость? – спрашивают многие. – Ведь христианство утверждает, что Бог правосуден и справедлив, но где же здесь справедливость, если часто, например, бывает, что порочные люди живут безбедно и беззаботно, а добродетельные маются от бедности, скорбей или болезней? Где же здесь справедливость, какой смысл по всем этом?»
Все подобные вопросы и недоумения полностью разрешает Евангельская притча о богаче и Лазаре. Содержание ее нам знакомо. В некотором городе жил богач в роскошном доме. Жизнь его была сплошным праздником. Одевался он в порфиру и виссон. Порфира, - это очень дорогая ткань, окрашенная пурпурным красителем, добывавшимся из морских моллюсков. Виссон, - это особая тончайшей выделки белая ткань, тоже очень дорогая. Такую одежду в древности, носили только цари и большие богачи. Евангелие для того и упоминает названия тканей, чтобы показать, насколько богат был этот человек. У ворот этого богатого дома, в котором наслаждался жизнью богач, лежал Лазарь.
Лазарь был нищим, больным и бездомны, по нашему бомжом. Жизнь его была сплошным мучением. Он был покрыт гнойными струпьями, и бездомные собаки приходили и облизывали этот гной. Собака на Востоке считалась нечистым животным, и тем, что Лазарь жил вместе с собаками, Евангелие показывает всю бедственность, весь ужас его положения… Так долгое время жили эти люди недалеко друг от друга. Но вот оба они, - и Лазарь, и богач – один за другим умерли. Конечно, богача хоронили с большими почестями, и верь город шел за его похоронной процессией. Лазаря же поскорее убрали с глаз долой и похоронили бесславно кое-как. И далее в Евангелии повествуется, насколько различной была их загробная участь. Лазарь после смерти был отнесен Ангелами на лоно Авраамово, в блаженное Царство святых. Богача же демоны свели в преисподнюю, в адский огонь мучения. Велика была разница между богачом и Лазарем при их земной жизни. Но противоположное и несравненно большее различие явилось в их загробной участи, о чем и говорит богачу праведный Авраам; - «между нами и вами пролегает бездна и великая непроходимая пропасть.»
Таким образом, из Евангелия мы видим, что всякая земная несправедливость, всякие невинные страдания будут исправлены и вознаграждены в вечности, грядущем Царстве Христа. Господь, - праведный Судия, и Он произведет расчет и уплату по всем долгам с каждым человеком. Упрек Бога в несправедливости, может быть, был бы допустим в том случае, если бы со смертью для человека все кончалось. Тогда – да, можно было бы говорить, что мир переполнен несправедливостью, ибо какая же справедливость, если один добрый человек, как, например, Лазарь, всю жизнь мучается, а другой, порочный, как, Евангельский богач, наслаждается? Если бы после смерти для обоих одинаково все кончалось, то мы могли бы сказать, что жизнь Лазаря, - это сплошная и бессмысленная несправедливость. Но в том то и дело, что после смерти ничего не кончается, а наоборот, все только начинается. Начинается новая жизнь, новый образ бытия; человек переходит в другой мир, где и будет произведен справедливый и окончательный расчет, - расчет не по человеческой правде, но по правде Божией.
Старец Паисий Афонский говорил, что у христиан за каждую болезнь, за каждую несправедливость, если они конечно с терпением и доверием Богу принимают все это, на небе открыт счет, куда откладывается небесное вознаграждение. Бог как бы так говорит каждому человеку: «Ты много маялся, мучился в этом мире? Я дам тебе самое блаженное место в Раю. Ты потерял зрение и всю жизнь прожил слепым? Я дам тебе самое светлое место в Раю. Ты родился инвалидом или уродом? Я дам тебе всю красоту горнего мира, красоту вечную, которую никто и никогда не отнимет у тебя. Ты был слабоумным? Я дам тебе все сокровища премудрости и ведения, и ты будешь знать то, чего не знают мудрецы и профессора мира сего и чего ни один человек никогда не предполагал знать». И вот таким образом произведет Господь расчет с каждым человеком, так совершит Он суд по Своей Божественной правде… Притча о богаче и Лазаре убеждает нас в том, что вся земная несправедливость, все земные страдания и горечь будут побеждены и исправлены в будущем веке, где каждый получит воздаяние от Бога, соответственно тому, как он прожил на земле. И все Священное Писание свидетельствует о том же, - что Бог есть праведный Судия, все пути и дела Которого святы, истинны и справедливы. «Имя Господа прославляю, - восклицает в песне пророк Моисей, - воздайте славу Богу. Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны, Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен.»
И потому, несомненно, на последнем Страшном Суде все те, кто упрекал Бога в несправедливости, увидят свою ошибку и будут вынуждены вместе с псалмопевцем Давидом сказать: «Праведен еси, Господи и правы суды Твои.»
Аминь
Прот. Виктор Смирнов