Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем Евангелии от Матфея, говорится о том, что нужно сделать и как жить, чтобы наследовать Царство Небесное.
Иисус шел в Иерусалим, и во время остановки необходимой для отдыха, подбежал к нему юноша, и пал пред Ним на колени и спросил: "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Он действительно хотел узнать, что надо делать, чтобы попасть в Царство Небесное, о котором проповедовал галилейский Учитель.
"Ты называешь Меня Учителем, следовательно, обращаешься ко Мне, как к Человеку, - сказал Иисус. - Зачем же называешь Меня благим? Ведь благ только Бог. Но если хочешь войти в Царство Небесное и иметь там блаженство вечной жизни, то исполняй заповеди".
Юноша знал заповеди, данные Богом через Моисея, но ему хотелось узнать, нет ли еще иных, которые ему неизвестны, и потому спросил: "Какие заповеди я должен исполнять?"
Иисус повторил ему ветхозаветные заповеди, запрещавшие вредить ближнему, напомнил о необходимости почитать отца и мать и закончил заповедью о любви: люби ближнего твоего, как самого себя. "Все эти заповеди я исполняю с детства, - сказал юноша. Чего еще не достает мне?" "Если ты исполняешь все эти заповеди, то войдешь в Царство Небесное, - ответил ему Христос, - но если хочешь быть совершенным, то одного тебе не достает: Пойди, продай имение твое и раздай нищим, и приходи и следуй за Мной; и будешь иметь сокровище на небесах".
Как исполнял богатый юноша ветхозаветные заповеди - неизвестно; но надо полагать, что он понимал их в духа современных ему книжников и фарисеев, так как весьма опечалился, когда Христос предложил ему отказаться от богатства, которым он обладал. Богатство стало его кумиром, расстаться с ним он не мог, и потому, несмотря на призыв Христа следовать за Ним ушел от Него. В душе юноши происходила борьба: хотелось обеспечить себе блаженство вечной жизни и в то же время, поклоняться своему идолу, богатству но так как то и другое несовместимо, то опечаленному богачу пришлось выбирать одно из двух, и он предпочел последнее.
Этот разговор Иисуса Христа с богатым юношей приводит к заключению, что путь к блаженству вечной жизни указан еще ветхозаветными заповедями, выражающими вечную, неизменяемую волю Божию; чтобы удостоиться этого блаженства, надо было осмысленно исполнять их и главное любить ближнего своего, как самого себя. Но так как евреи исказили смысл этих заповедей, а главнейшую - о любви к ближним совсем не поняли, считая своими ближними только евреев; то Иисусу Христу пришлось восстановить истинный смысл их, разъяснить и дополнить их. Одним из таких дополнений было указание на возможность для человека быть совершенным. Отрекись от всего, что сбивает тебя с пути к вечной жизни, отрекись от друга, который соблазняет тебя, хотя бы он был так близок и необходим тебе, как правая рука твоя или глаз твой; отрекись от всех страстей своих, которые порабощают твою волю; и если страсть любостяжания одолевает тебя, то лучше раздай нищим все, что имеешь, и не бойся кажущейся бедности, какая тебе предстоит; ты станешь богаче, чем был: ты будешь иметь сокровище на небесах. Итак, слова Иисуса Христа "продай имение твое и раздай нищим", сказанные юноше, которому богатство мешало войти в Царство Небесное, имеют значение условное потому не могут считаться заповедью безусловно обязательной для всех. Если богатый человек смотрит на свое богатство не как на свою личную собственность, данную ему для наслаждений, а как на достояние Божие, данное ему лишь во временное управление, и если он управляет им согласно с волей Господина своего, то есть Бога, то он может спастись и не раздавая нищим всего имения, к которому он приставлен. Но так как накопление богатства чаще всего превращается в страсть любостяжания, заглушающую голос совести и порабощающую волю, то указывая апостолам на пример удаляющегося юноши, Христос сказал: "Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!"
Трудно войти так как в душе его чаще всего царит не Бог, а идол любостяжания; а где царит не Бог, где не исполняется воля Божия как царский закон, там нет и Царства Божия.
Апостолы ужаснулись, услышав эти слова Иисуса; ужаснулись они, конечно не за себя, так как и прежде были бедны, а когда пошли за Иисусом, то оставили все, что имели; ужаснулись они за тех, кому им надлежало проповедовать Христово учение; ужаснулись за успех своей будущей проповеди. Чтобы несколько успокоить их Иисус сказал, что трудно войти в Царство Божие не богатым вообще, а лишь надеющимся на богатство свое, то есть тем из богачей, которые надеются не на Бога, а на силу, заключающуюся по их мнению, в богатстве; которые считают себя полновластными распорядителями и хозяевами своих богатств и потому употребляют их лишь для удовлетворения своих прихотей, а не на помощь ближним; которые любят только себя, а Бога и ближних своих забыли.
Богатство, честно приобретенное, как дар Божий, не может быть само по себе злом, от которого необходимо во что бы то ни стало отделаться. Зло заключается не в богатстве, а в пристрастии к нему, в любостяжании, порабощающем человека и отвращающего его от Бога; но так как страсть эта сильна, и люди, давшие ей волю, не в силах бывают потом справиться с нею, то вообще говоря, богатому трудно войти в Царство Божие, а самонадеянному богачу так же невозможно, как верблюду пройти сквозь игольные уши. Услышав такое сравнение и полагая, что Христос говорит о всех вообще богатых людях, апостолы изумились и спросили: Так кто же может спастись?
Иисус говорил, что не могут войти в Царство Небесное и даже не могут быть членами Царства Божия только те из богачей, которые всею силою своей души привязались к своему богатству и из-за страсти любостяжания не видят Божией правды; такие-то люди не могут спастись иначе, как при особой помощи Божией. Какое -нибудь посланное Богом испытание, какое-нибудь семейное несчастье или иное горе заставляют иногда таких самонадеянных богачей призадуматься над бессилием их богатства, над бессмысленностью и бесцельностью прожитой ими жизни; и если они, потеряв всякую надежду спастись своим богатством, отвращаются от своего идола и идут к Богу, прося Его помощи, то спасение становится возможным и для них.
Наследовать Жизнь Вечную - вожделенное благо. Каждый из нас должен стремиться к этому. Всякая земная радость изменчива, но сердечная радость о Духе Святом не оставляет человека никогда. Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то соблюдай заповедания Его. Если хочешь распять с Ним ветхого твоего человека, устрани от себя тех, которые сводят тебя с креста. И приготовь сердце твое переносить благодушно уничижение, любить оскорбляющих тебя - смиряться перед всеми, обуздывать свои пожелания. Молчи языком и устами, не осуждай ни кого в сердце твоем.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов.
В сегодняшнем Евангелии от Матфея, говорится о том, что нужно сделать и как жить, чтобы наследовать Царство Небесное.
Иисус шел в Иерусалим, и во время остановки необходимой для отдыха, подбежал к нему юноша, и пал пред Ним на колени и спросил: "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Он действительно хотел узнать, что надо делать, чтобы попасть в Царство Небесное, о котором проповедовал галилейский Учитель.
"Ты называешь Меня Учителем, следовательно, обращаешься ко Мне, как к Человеку, - сказал Иисус. - Зачем же называешь Меня благим? Ведь благ только Бог. Но если хочешь войти в Царство Небесное и иметь там блаженство вечной жизни, то исполняй заповеди".
Юноша знал заповеди, данные Богом через Моисея, но ему хотелось узнать, нет ли еще иных, которые ему неизвестны, и потому спросил: "Какие заповеди я должен исполнять?"
Иисус повторил ему ветхозаветные заповеди, запрещавшие вредить ближнему, напомнил о необходимости почитать отца и мать и закончил заповедью о любви: люби ближнего твоего, как самого себя. "Все эти заповеди я исполняю с детства, - сказал юноша. Чего еще не достает мне?" "Если ты исполняешь все эти заповеди, то войдешь в Царство Небесное, - ответил ему Христос, - но если хочешь быть совершенным, то одного тебе не достает: Пойди, продай имение твое и раздай нищим, и приходи и следуй за Мной; и будешь иметь сокровище на небесах".
Как исполнял богатый юноша ветхозаветные заповеди - неизвестно; но надо полагать, что он понимал их в духа современных ему книжников и фарисеев, так как весьма опечалился, когда Христос предложил ему отказаться от богатства, которым он обладал. Богатство стало его кумиром, расстаться с ним он не мог, и потому, несмотря на призыв Христа следовать за Ним ушел от Него. В душе юноши происходила борьба: хотелось обеспечить себе блаженство вечной жизни и в то же время, поклоняться своему идолу, богатству но так как то и другое несовместимо, то опечаленному богачу пришлось выбирать одно из двух, и он предпочел последнее.
Этот разговор Иисуса Христа с богатым юношей приводит к заключению, что путь к блаженству вечной жизни указан еще ветхозаветными заповедями, выражающими вечную, неизменяемую волю Божию; чтобы удостоиться этого блаженства, надо было осмысленно исполнять их и главное любить ближнего своего, как самого себя. Но так как евреи исказили смысл этих заповедей, а главнейшую - о любви к ближним совсем не поняли, считая своими ближними только евреев; то Иисусу Христу пришлось восстановить истинный смысл их, разъяснить и дополнить их. Одним из таких дополнений было указание на возможность для человека быть совершенным. Отрекись от всего, что сбивает тебя с пути к вечной жизни, отрекись от друга, который соблазняет тебя, хотя бы он был так близок и необходим тебе, как правая рука твоя или глаз твой; отрекись от всех страстей своих, которые порабощают твою волю; и если страсть любостяжания одолевает тебя, то лучше раздай нищим все, что имеешь, и не бойся кажущейся бедности, какая тебе предстоит; ты станешь богаче, чем был: ты будешь иметь сокровище на небесах. Итак, слова Иисуса Христа "продай имение твое и раздай нищим", сказанные юноше, которому богатство мешало войти в Царство Небесное, имеют значение условное потому не могут считаться заповедью безусловно обязательной для всех. Если богатый человек смотрит на свое богатство не как на свою личную собственность, данную ему для наслаждений, а как на достояние Божие, данное ему лишь во временное управление, и если он управляет им согласно с волей Господина своего, то есть Бога, то он может спастись и не раздавая нищим всего имения, к которому он приставлен. Но так как накопление богатства чаще всего превращается в страсть любостяжания, заглушающую голос совести и порабощающую волю, то указывая апостолам на пример удаляющегося юноши, Христос сказал: "Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!"
Трудно войти так как в душе его чаще всего царит не Бог, а идол любостяжания; а где царит не Бог, где не исполняется воля Божия как царский закон, там нет и Царства Божия.
Апостолы ужаснулись, услышав эти слова Иисуса; ужаснулись они, конечно не за себя, так как и прежде были бедны, а когда пошли за Иисусом, то оставили все, что имели; ужаснулись они за тех, кому им надлежало проповедовать Христово учение; ужаснулись за успех своей будущей проповеди. Чтобы несколько успокоить их Иисус сказал, что трудно войти в Царство Божие не богатым вообще, а лишь надеющимся на богатство свое, то есть тем из богачей, которые надеются не на Бога, а на силу, заключающуюся по их мнению, в богатстве; которые считают себя полновластными распорядителями и хозяевами своих богатств и потому употребляют их лишь для удовлетворения своих прихотей, а не на помощь ближним; которые любят только себя, а Бога и ближних своих забыли.
Богатство, честно приобретенное, как дар Божий, не может быть само по себе злом, от которого необходимо во что бы то ни стало отделаться. Зло заключается не в богатстве, а в пристрастии к нему, в любостяжании, порабощающем человека и отвращающего его от Бога; но так как страсть эта сильна, и люди, давшие ей волю, не в силах бывают потом справиться с нею, то вообще говоря, богатому трудно войти в Царство Божие, а самонадеянному богачу так же невозможно, как верблюду пройти сквозь игольные уши. Услышав такое сравнение и полагая, что Христос говорит о всех вообще богатых людях, апостолы изумились и спросили: Так кто же может спастись?
Иисус говорил, что не могут войти в Царство Небесное и даже не могут быть членами Царства Божия только те из богачей, которые всею силою своей души привязались к своему богатству и из-за страсти любостяжания не видят Божией правды; такие-то люди не могут спастись иначе, как при особой помощи Божией. Какое -нибудь посланное Богом испытание, какое-нибудь семейное несчастье или иное горе заставляют иногда таких самонадеянных богачей призадуматься над бессилием их богатства, над бессмысленностью и бесцельностью прожитой ими жизни; и если они, потеряв всякую надежду спастись своим богатством, отвращаются от своего идола и идут к Богу, прося Его помощи, то спасение становится возможным и для них.
Наследовать Жизнь Вечную - вожделенное благо. Каждый из нас должен стремиться к этому. Всякая земная радость изменчива, но сердечная радость о Духе Святом не оставляет человека никогда. Если хочешь последовать Господу нашему Иисусу Христу, то соблюдай заповедания Его. Если хочешь распять с Ним ветхого твоего человека, устрани от себя тех, которые сводят тебя с креста. И приготовь сердце твое переносить благодушно уничижение, любить оскорбляющих тебя - смиряться перед всеми, обуздывать свои пожелания. Молчи языком и устами, не осуждай ни кого в сердце твоем.
Аминь.
прот. Виктор Смирнов.