Back to top

Неделя о мытаре и фарисее

27.02.24 13:30
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приветствую вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня дорога наша повернула прямо к Великому посту!

Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором хорошо излагается известная притча о мытаре и фарисее. Два человека пришли в храм помолиться Богу. Один хороший, жизнь которого состояла из хороших поступков, а другой плохой, жизнь которого протекала скверно. И этот хороший человек, за все благодарил Бога: - "Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь; пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю." А мытарь, - человек плохой, у которого и работа была весьма противная, и много грехов он совершал, - стоя вдали не смел даже поднять глаза на небо, но ударяя себя в грудь, говорил: "Боже, милостив буди мне, грешнику!"

Вот и вся притча. Господь, подводя ей итог, сказал: "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится."

Братья и сестры! Основанием нашей христианской жизни, является смирение. Без смирения, никакая угодная Богу жизнь невозможна. Никакой подвиг, никакие посты, бдения, молитвы, не приятны Богу, и не полезны человеку, если совершаются без смирения. Из притчи видно, что мытарь действительно был грешник, а фарисей, по делам действительно был праведник, но первый имел смирение, и был оправдан Богом, а второй не имел, и был отвергнут. Почему? Потому что гордость ненавистна Богу, она роднит человека с диаволом, и удаляет от Бога бесконечно.

Как невозможно строить дом без прочного основания, потому что, какой бы прекрасный он ни был, неизбежно упадет и разрушится, точно так же, и в еще большей степени, невозможно строить христианскую жизнь без единственно верного ее основания, - смирения. Потому что смирение, это такая сила, без которой не спасает никакая добродетель, и никакой подвиг. Диавол был великим архангелом, сиял небесной славой, имел все добродетели и совершенство, но, не имел смирения, и упал с неба. И все его добродетели и совершенства, не только не помогли ему, но и обратились во вред, ибо, когда он из Ангела света стал чудовищем бездны, все эти совершенства были обращены на служение злу.

Отсюда мы видим, что гордость, - это исконное и первоначальное зло, самая древняя, глубокая и смертоносная из всех страстей. Именно по этой причине, враги наши всегда стараются направить нас на путь гордыни и превозношения, ибо хорошо знают, что если в человеке есть гордость, то других грехов, убийства, блуда, разврата, и прочих, совершенно не требуется, человек и без того, становится несомненной добычей ада.

Однако верно и обратное; если в душе есть смирение, то других добродетелей не требуется, человек может спастись и без них. Святые отцы говорят, что как одна только гордость без других грехов низвергла херувима с небес, так и одно лишь смирение, даже без других добродетелей, может возвести христианина на небо.

Смирение, есть одеяние Божества, совершенство Самого Господа Бога, а потому оно и нас делает причастниками Божественных совершенств, приносит нам небесные блага. Главное из этих благ, - это приближение к Богу и общение с Ним. Без смирения, такое общение невозможно. Гордость исключает возможность общения с Богом. Старец Паисий Святогорец говорил, что если кто-то хочет выти на связь с Богом, он должен переключиться на частоту смирения, потому что Бог всегда работает только на этой частоте. Вот почему смиренная душа, легко устанавливает и поддерживает связь с Богом.

Господь общается с человеком через Свою Благодать, и если человек не принял Благодати, то общения с Богом быть не может, только смирение, привлекает в человека Благодать.

Как влага сходит с гор на низкие места, говорит святитель Тихон Задонский, так и Благодать от Бога, нисходит только в смиренные души. Когда же Бог приходит Своею Благодатью в душу человека, то Он дает душе неизреченные дары и совершенство, о которых горделивый человек не знает и даже не предполагает, что эти дары существуют.

Смирение, привлекает к нам любовь и помощь Божию. Святые отцы говорят, что Бог каждое утро благословляет всех людей одной рукой, а смиренных, двумя руками. "Смиряйся, и все дела твои пойдут," - писал преподобные Амвросий Оптинский. Смиренному помогает Сам Господь, поэтому во всяком деле он будет благоуспешен. Бог человека очень любит, - говорит старец Паисий, - знает, что ему нужно и хочет ему помочь прежде даже чем тот Его попросит. Для Бога не существует никаких трудностей, потому что Он всесилен. В единственном случае Бог затрудняется помочь человеку; когда душа человека не смиренна. Тогда благой Бог огорчается, видя, как мучается Его создание, но Он не может помочь, потому что, какую бы помощь Он ни предложил человеку, если у него нет смиренномудрия, все будет во вред.

Привлекая Благодать и помощь Божию, смирение избавляет нас от сетей диавола. Из жития святого Антония Великого, известен случай, как однажды он созерцал в таинственном видении сети, которые диавол расставляет в мире для уловления людей.

Этих сетей было так много, и они были столь изощрены, что святой в ужасе воскликнул: "Господи, кто же может избежать их?" И услышал от Бога ответ: "Смиренный избегает их. К смиренному они даже не приближаются."

Все мы, православные христиане, ведем борьбу с диаволом, воюющим против нас. Но увы, при этом часто забываем, что главное оружие против него есть смирение. Старец Паисий говорит, что смирение угодно Богу больше, чем всякая другая жертва, и прогоняет диавола так далеко, как никакой ладан. Известен случай, происшедший с преподобным Макарием Оптинским; - одержимый бесом человек, бросился на него и ударил по лицу. Но преподобный со смирением подставил ему другую щеку, и сразу же, бес вышел из человека и он стал здоров к великому удивлению всех присутствующих.

Из всего сказанного мы видим, сколь велико значение смирения для спасения и достижения христианского совершенства. И потому нам следует полюбить и всячески стараться усвоить его в своей душе. А смирению, мы должны учиться у самого Господа нашего Иисуса Христа, нашего Создателя, о чем Он Сам говорит в Евангелии: "Научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем." Однако этой науке нужно учиться всю жизнь. Старец Паисий говорит, что если нам делают замечание и мы тут же начинаем оправдываться, то это свидетельствует, что в нас еще в полной мере жив мирской, языческий образ мыслей, мирская мудрость, противоположная Божией премудрости. Само оправдание - это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Те, кто себя оправдывает имеют "старцем" самого диавола. Если же человек учится оправдывать других, а обвинять себя, то он стоит на правильном пути, и недалек от смиренномудрия. "Не трудись," - говорит святитель Игнатий Брянчанинов, - "над разбором кто прав и кто виноват, ты или ближний твой: постарайся обвинить самого себя, и сохранить мир с ближним при посредстве смирения." Не осуждай и не ставь себя выше, даже явных грешников и преступников, не делай разницы между людьми , - сей помысел должен усвоиться нам и стать естественным, говорит преподобный Макарий Египетский.

Нужно научиться искренне радоваться, когда нас ругают и укоряют, и искренне огорчаться, когда нас хвалят и почитают. "Приучайте себя всячески к тому, - говорит преподобный Амвросий Оптинский, - чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно относятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. В этом, самый надежный путь ко смирению."

Вот, дорогие браться и сестры, какие наставления оставили нам святые и богоносные отцы. И если мы потрудимся, и понудим себя соблюдать их, то с помощью Божией, несомненно, научимся смиренномудрию. Но смиренномудрие, еще не есть смирение, оно только ведет к нему. Само же смирение есть великое таинство, оно невыразимо в словах, потому что является одним из совершенств Самого Господа Бога. Тот кто достиг истинного смирения, тот исполнил заповедь Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный."

Дорогие братья и сестры, приближается Великий пост, будем же готовиться к нему, как больной готовится к лечению. Успешность постовых трудов зависит от глубины сокрушения, и Церковь подготовительными неделями укрепляет нас в нем. Самый верный путь к сокрушению, - уничтожение в себе фарисейского самомнения и укоренение в сердце мытарева покаянного вопля. Но, вспомнив фарисея, не думайте, что дела благочестия ничего не значат, - ведь Господь укорил его за то, что он начал хвалиться ими, забыв о своих грехах. И вспомнив мытаря, не подумайте, будто Господь хвалит мытаря за то, что он пришел в такое состояние, что и на небо воззреть не мог. Он хвалит его за сокрушение о грехах, пробегите в мыслях вашу жизнь и посмотрите на свои грехи. Соберите все добрые дела, - много ли их окажется? И каждое ли было во славу Божию? Редко кто не впадает в самомнение. Надо чувствовать, что мы совершенно ничего не стоим, и ни на что в себе опереться не можем, а Опора у нас одна - милость Божия.

Аминь.

прот. Виктор Смирнов