Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Наступает великий праздник Рождества Христова. Христос рождается на земле, чтобы открыть нам тайну Своего воплощения, чтобы вознести первозданного на первое достояние.
Сегодня мы слышали чтение из книги Бытия о делах творения Божия. Господь сотворил человека по образу и по подобию Своему. Господь вдохнул в него дыхание жизни, то есть благодать Святого Духа, и он стал живым. Он стал способным беседовать с Богом и Ангелами, на него не действовали стихии природы. Он был бессмертным. Господь поставил его господином над всеми тварями, он был венцом творения, пока вкушением запретного плода, человек не потерял дар Святого Духа. Он лишился всех достоинств, которые имел до своего падения. Гнев Творца изменил землю. «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3,17), - сказал Он человеку, поправшему заповедь Его. Пало на землю проклятие, и засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясения. Животные утратили повиновение и любовь к человеку. Дикие и неприязненные взоры кидают они на прежнего обладателя своего. Они как бы видят в нем преступника, врага Божия: одни быстро бегут от него, другие с остервенением бросаются чтобы растерзать его. Смерть, на которую обречены наши праотцы за грех, но который они еще не ведали, они увидели и уведали на животных. Потом человек начал заколать животных для жертвоприношения (Быт. 4,4); наконец, смерь явилась между человеками от убийства совершенного братом злодеем – брата праведника (Быт. 4,8). До греха, не было в мире смерти. Разрушение мира соделалось необходимостью: Сгорит земля в последний день этого ветхого, изветшавшего мира; попадают светила небесные с мест своих, как бы со смоковницы плоды ее, сшибаемые ветром; самое небо свиется, как одежда и исчезнет.
Какое горестное, непостижимое для нас изменение совершилось над землею по падении человека. Последствием грехопадения начались братоубийства, войны и всякие бедствия. Человек из бессметного превратился в смертного. Нечестие среди людей развилось до такой степени, что Бог истребил человечий род потопом. Лишь праведный Ной со своим семейством остался жить. Вновь нечестие развивается среди народа. Содом и Гоморра истреблены, на их месте осталось мертвое соленое море, как памятник для будущих поколений. История нам свидетельствует, что Господь еще много раз попускал опустошительные войны для истребления людей. Все эти наказания Божии были проявлением благости Божией. Если бы Господь не истребил этих людей в свое время, то они бы погрязли в своем нечестии, что погибли бы навеки.
Господь Иисус Христос, Своим славным Воскресением сокрушил силу диавола; сойдя во ад, Он проповедовал там Свое Божественное учение. Эти люди, услышав проповедь Христа, приняли ее и получили жизнь вечную в Царстве Небесном. Господь воплотился и родился на земле, чтобы возвести человека в первое достоинство. «Образ есмь неизреченные Твоея славы.» Образ Божий заложен в душе человека, так как он сотворен по образу и подобию Божию. Но подобие Божие, человек должен вырабатывать нравственным совершенствованием себя. С помощью Божией, он может совершенствоваться, возогревая в себе дар Святого Духа, Который он получил при Святом Крещении в таинстве Миропомазания. Но беда наша в том, что мы этот дар заглушаем в себе, и нерадим о его увеличении, впадая в разные беззакония. Но Господь нас так любит, что дал нам для очищения от греха вторую купель – таинство покаяния, которое возводит грешников на высоту духовной жизни. Каждый христианин должен упражняться и развивать добродетели, и упражняться в молитве. Для грешных людей не понятно проявление Святого Духа. Вспомним беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым, когда среди зимнего дня преподобный помолился Богу об этом даре и лицо его засияло как солнце. Мотовилов не мог смотреть на преподобного и в себе почувствовал такую теплоту, такой мир, такую радость и благоухание, что не мог описать человеческим языком. Но всю силу действия Святого Духа, человеческое немощное существо выдержать не может Только чистое сердце в очах Божиих, носит в себе благодать Святого Духа.
Один избранный человек Божий видел, как умирали монах схимник, и нищий. Он видел, как диавол трезубцем исторг душу схимника и отправил ее на мучения, а голос Божий сказал: «За то, что они никогда не упокоил Меня в своем сердце, и Я не упокою его». Благочестие схимника было лишь внешнее в глазах людей. Когда же умирал нищий, то явился Архангел Михаил и по повелению Божию хотел отвести его душу в рай, но нищий сказал, что ему и здесь хорошо. Когда же явился святой Давид с гуслями и стал услаждать его сладостным пением, тогда он согласился пойти с ним в небесные обители.
Сегодня, дорогие братья и сестры, вспоминая причастность Спасителя роду человеческому, мы сугубо прославляем Его имя, ибо воплотившись и став одним из нас, Он принес жизнь Свою, человеческую жизнь, в жертву за грехи всех нас. Что же мы принесем Ему за все Его страдания ради нас грешных, за эту радость, которую Он принес Своим Воскресением? Господь желает только одного: чтобы мы принесли Ему свои грехи, ибо Он за тем и сошел с неба на землю, чтобы взять наши грехи, сделать нас свободными от рабства греху. Господь желает от нас быть милостивыми к ближним своим, дать Ему через руки бедных то, что имеем от своих праведных трудов. Пусть переживание праздника Рождества Христова, укрепит всех нас в вере, в спасительную миссию Господа и Спасителя, родившегося ради нас и нашего ради спасения в Вифлееме иудейском от Пречистой Пренепорочной Девы Марии.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов
Сердечно приветствую вас, дорогие братья и сестры!
Наступает великий праздник Рождества Христова. Христос рождается на земле, чтобы открыть нам тайну Своего воплощения, чтобы вознести первозданного на первое достояние.
Сегодня мы слышали чтение из книги Бытия о делах творения Божия. Господь сотворил человека по образу и по подобию Своему. Господь вдохнул в него дыхание жизни, то есть благодать Святого Духа, и он стал живым. Он стал способным беседовать с Богом и Ангелами, на него не действовали стихии природы. Он был бессмертным. Господь поставил его господином над всеми тварями, он был венцом творения, пока вкушением запретного плода, человек не потерял дар Святого Духа. Он лишился всех достоинств, которые имел до своего падения. Гнев Творца изменил землю. «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3,17), - сказал Он человеку, поправшему заповедь Его. Пало на землю проклятие, и засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясения. Животные утратили повиновение и любовь к человеку. Дикие и неприязненные взоры кидают они на прежнего обладателя своего. Они как бы видят в нем преступника, врага Божия: одни быстро бегут от него, другие с остервенением бросаются чтобы растерзать его. Смерть, на которую обречены наши праотцы за грех, но который они еще не ведали, они увидели и уведали на животных. Потом человек начал заколать животных для жертвоприношения (Быт. 4,4); наконец, смерь явилась между человеками от убийства совершенного братом злодеем – брата праведника (Быт. 4,8). До греха, не было в мире смерти. Разрушение мира соделалось необходимостью: Сгорит земля в последний день этого ветхого, изветшавшего мира; попадают светила небесные с мест своих, как бы со смоковницы плоды ее, сшибаемые ветром; самое небо свиется, как одежда и исчезнет.
Какое горестное, непостижимое для нас изменение совершилось над землею по падении человека. Последствием грехопадения начались братоубийства, войны и всякие бедствия. Человек из бессметного превратился в смертного. Нечестие среди людей развилось до такой степени, что Бог истребил человечий род потопом. Лишь праведный Ной со своим семейством остался жить. Вновь нечестие развивается среди народа. Содом и Гоморра истреблены, на их месте осталось мертвое соленое море, как памятник для будущих поколений. История нам свидетельствует, что Господь еще много раз попускал опустошительные войны для истребления людей. Все эти наказания Божии были проявлением благости Божией. Если бы Господь не истребил этих людей в свое время, то они бы погрязли в своем нечестии, что погибли бы навеки.
Господь Иисус Христос, Своим славным Воскресением сокрушил силу диавола; сойдя во ад, Он проповедовал там Свое Божественное учение. Эти люди, услышав проповедь Христа, приняли ее и получили жизнь вечную в Царстве Небесном. Господь воплотился и родился на земле, чтобы возвести человека в первое достоинство. «Образ есмь неизреченные Твоея славы.» Образ Божий заложен в душе человека, так как он сотворен по образу и подобию Божию. Но подобие Божие, человек должен вырабатывать нравственным совершенствованием себя. С помощью Божией, он может совершенствоваться, возогревая в себе дар Святого Духа, Который он получил при Святом Крещении в таинстве Миропомазания. Но беда наша в том, что мы этот дар заглушаем в себе, и нерадим о его увеличении, впадая в разные беззакония. Но Господь нас так любит, что дал нам для очищения от греха вторую купель – таинство покаяния, которое возводит грешников на высоту духовной жизни. Каждый христианин должен упражняться и развивать добродетели, и упражняться в молитве. Для грешных людей не понятно проявление Святого Духа. Вспомним беседу преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым, когда среди зимнего дня преподобный помолился Богу об этом даре и лицо его засияло как солнце. Мотовилов не мог смотреть на преподобного и в себе почувствовал такую теплоту, такой мир, такую радость и благоухание, что не мог описать человеческим языком. Но всю силу действия Святого Духа, человеческое немощное существо выдержать не может Только чистое сердце в очах Божиих, носит в себе благодать Святого Духа.
Один избранный человек Божий видел, как умирали монах схимник, и нищий. Он видел, как диавол трезубцем исторг душу схимника и отправил ее на мучения, а голос Божий сказал: «За то, что они никогда не упокоил Меня в своем сердце, и Я не упокою его». Благочестие схимника было лишь внешнее в глазах людей. Когда же умирал нищий, то явился Архангел Михаил и по повелению Божию хотел отвести его душу в рай, но нищий сказал, что ему и здесь хорошо. Когда же явился святой Давид с гуслями и стал услаждать его сладостным пением, тогда он согласился пойти с ним в небесные обители.
Сегодня, дорогие братья и сестры, вспоминая причастность Спасителя роду человеческому, мы сугубо прославляем Его имя, ибо воплотившись и став одним из нас, Он принес жизнь Свою, человеческую жизнь, в жертву за грехи всех нас. Что же мы принесем Ему за все Его страдания ради нас грешных, за эту радость, которую Он принес Своим Воскресением? Господь желает только одного: чтобы мы принесли Ему свои грехи, ибо Он за тем и сошел с неба на землю, чтобы взять наши грехи, сделать нас свободными от рабства греху. Господь желает от нас быть милостивыми к ближним своим, дать Ему через руки бедных то, что имеем от своих праведных трудов. Пусть переживание праздника Рождества Христова, укрепит всех нас в вере, в спасительную миссию Господа и Спасителя, родившегося ради нас и нашего ради спасения в Вифлееме иудейском от Пречистой Пренепорочной Девы Марии.
Аминь
Прот. Виктор Смирнов