Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Среди немногих верных друзей Спасителя было семейство Лазаря, состоящее из него самого, и двух его сестер Марфы и Марии. Спаситель любил посещать их дом. И сейчас Он идет к ним в Вифанию. Но обычно тихая Вифания, в которой Он имел возможность хотя бы не надолго приклонить главу, погрузилась в скорбь и сетование. Сестры встречают Учителя, и в безотрадном горе повергаются к Его ногам. С горечью, и со слезами они говорят Спасителю: "Если бы Ты был здесь, брат наш Лазарь не умер бы." (Ин 11, 21.) Господь пришел к ним в последний раз, уже по пути в Иерусалим, где Его ждали крест и смерть. Он идет на страдания, и более чем прежде, благотворит.
"Прежде Твоея страсти... из мертвых воздвигл если Лазаря, Христе Боже" Слышим мы слова тропаря Лазаревой субботы. Он творит чудо непостижимое, невероятное, неожидаемое. Его даже не просят о таком чуде, как совершенно невозможном. Что осталось от четверодневного мертвеца, который уже смердит? (Ион. 11, 39). А Христос просто и властно повелевает, и мертвец выходит из гроба живым, на глазах у всех.
Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чудо? Только ли ради дружбы? Только ли из-за печальных слез сестер умершего? Нет "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя..." Он творит это чудо, чтобы уверить нас в непреложности нашего будущего воскресения и вечной жизни. Чтобы явить в последний раз перед страданиями поразительным чудом Свою божественную силу и власть над жизнью и смертью, над законами естества. Что может быть выше радости этих слов: "Аз есть воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет." (Ин 11, 25) Все мы, каждый из наш оживет, и будет жить вечно, и никогда не исчезнет, не уничтожится. Это не пустые слова, и утешения, не далекие обещания, это - великая реальная действительность. "Знаю, "печально говорит Марфа, - "что воскреснет брат мой в последний день." (Ин 11, 24). Каким далеки, и сомнительным кажется ей это воскресение. Но нет, оно не далеко, оно тут, перед ней, во власти Сына Божия. "Я есмь воскресение и жизнь." И кто крепко любит Господа Иисуса Христа, кто верует Его словам, кто доверил Ему свою жизнь, свое сердце, кто всю надежду, все радости и скорби полагает в сладчайшем Иисусе, тот будет жить вечно и никогда не разлучится со Своим Господом Спасителем.
"Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54) Господь всегда жив, всегда силен, и мы по милости Божией, имеем бесконечное счастье и блаженство соединяться с Ним во Святых Тайнах Христовых, вкушать от этого бессмертного источника, обновляться душой, изменяться, делаться светлыми, радостными, и находясь еще на земле, имеем залог вечной жизни на небе. "Но как это возможно?" - возразят некоторые. Как может быть, что разложившееся тело, совсем уничтожившееся, вновь оживет, да еще в более совершенной форме? И многие так говорят, и отвергают, даже смеются над самой мыслью о воскресении и вечной жизни.
"Безрассудный!" - отвечает таким святой апостол Павел. - "То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет." (1 Кор. 15,36)Посмотри на земледельца. Он бросает в землю зерна, будто бы губит их, и если зерно не умрет, не разложится, то действительно не даст плода и погибнет бесследно. Так и при воскресении мертвых: "сеется тело душевное, восстает тело духовное." (Кор. 15, 51). Восстанем все в новом виде, в каком являлся Господь наш Иисус Христос Своим ученикам по Своем воскресении.
Учитель Церкви Тертуллиан говорит: "Возведи очи свои на догорающий закат, - угасает день, тьма побеждает свет, все тонет во мраке: красота цветов, дивные здания, сады, вся природа погружается в бесцветную, непроницаемую тьму. Неужели это навсегда, неужели тьма воцарилась на земле? Но нет. Тихая заря снова разливается по горизонту, лучи солнца падают на спящую землю, и кругом снова видна красота, свет, ясный день и жизнь. День, который кажется особенно ярким, особенно ослепительным после пережитой ночи. День, который надеемся мы увидеть, бесконечный, невечерний день Царствия Небесного."
Дорогие братья и сестры, как мы счастливы этой надеждой вечного света и блаженства! Она прогоняет всякое уныние, всякую безнадежность, всякую печаль и страх. И как жаль тех людей, которые этой надежды не имеют. Как трудна их смерть, и даже всю жизнь может отравить сознание, что все это кончится и исчезнет без следа. Вот в одной книге рассказывается, как умирал язычник. Он жил долго и в довольстве. Но вот наступил конец, и его охватила глубокая печаль. Все оказалось пусто и ничтожно: его жизнь, его дела, его стремления и планы... Он все оставлял на земле, а за гробом для него надежды не было. "Зачем вообще зажглась во мне жизнь, - сетовал он, - если она так быстро должна угаснуть? Зачем мое сердце наполнилось чувством?... Теперь мне остается только горечь разлуки и сомнения. Для чего я столько трудился, искал и добивался чего-то, любил близких мне людей, для чего многого достиг в жизни? Теперь это все не нужно. Я больше не увижу дорогие мне лица, не возьму с собой ничего из ценностей, а сам весь истлею безвозвратно..."
Увы, он был прав. Какая может быть надежда по смерти для человека, который жизнь свою провел вдали от источника вечной жизни - Бога. А для тех, кто живет со Христом, для них еще на земле "смерть - приобретение", (Флп. 1, 21) по слову апостола Павла. Те, кто в простоте сердца верует словам Спасителя, смотрят на смерть иначе.
Вот святой юноша Антоний Анкирский. В тяжелых мучениях умирал за веру. Его окружили родные, близкие, плакали и говорили жалея его: "Отрекись от Христа. Зачем упорствовать, зачем так безрассудно терять молодую жизнь, лишать себя всех наслаждений этого мира? Зачем такая жертва, такое безумие?" А он среди мук, сияя от счастья близости вечной жизни, говорил им: "Нет, ни за что. Я благодарю Господа моего, что Он меня удостоил пострадать за Него. Он меня призывает к Себе и принимает в вечные чертоги славы Своей. Я ни о чем не жалею. Ничто земное не может сравниться с красотой, чистотой небесной жизни, и вечного блаженства." Говоря так, он с радостью преклонил свою честную главу под меч, и получил от Господа неувядаемый венец мученичества.
Так умирали мученики, так должны поступать и мы, освящая свою жизнь небесной надеждой, окрыляясь ею. Святой апостол Павел говорит: "Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас." (Рим. 8,18). А ведь святой апостол сам много страдал, много нес трудов, много терпел лишений, злостраданий и опасностей и говорил, что все это ничто в сравнении с вечной славой.
Не горюйте, возлюбленные братия и сестры, если в этой краткой земной жизни, злострадания и скорби обрушиваются на нас. Если нас не понимают, осуждают, унижают, порицают, считают гордыми, упорными. Если ваши руки и сердце чисты, а вас подозревают в лукавстве и сочиняют всякие небылицы. Если вы честны и трудолюбивы, а вас порицают за леность и двуличие и за то, что вы не идете общим широким путем. Это все отойдет как сон, как ночь темная. Господь поднимет нас из земного праха для новой жизни, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения. И еще хочется сказать вот о чем. Учитель плачет, стоя у гроба Лазаря. О чем, о ком эти божественные слезы? О чем Ты плачешь, Господи? Эти слезы из-за великой жалости Творца к Своему прекрасному творению - человеку. Он плачет о его падении, о его немощи, греховности, о его бесславной смерти. Эти слезы из-за глубочайшей жалости к страшной участи падшего человека, отчужденного от Бога и обреченного на тление и вечные страдания. Господь плачет по причине неверия, ожесточения, неблагодарности людей, столь дорогих Ему. Он воскрешает мертвеца, а они спешат донести о том синедриону. Он воскрешает человека, а они ищут возможности умертвить Его Самого. Он готов отдать и отдает им все, - даже не щадит Своей жизни, а они пребывают в упорном ожесточении, не хотят принять Его искупительной жертвы, хулят крест, покрывают ложью воскресение. Он плакал и о том, что и доныне мы живем в сомнении и нерадении, которые проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.
Будем же глубоко благодарны Господу за счастье жить вечно, за счастье надежды, которую Он дает нам. И тогда по вере нашей, Он воскресит нас по смерти к иной вечной жизни, и как у гроба Лазаря, скажет и нам: "Душе, гряди из гроба вон, для вечной жизни."
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов
Дорогие братья и сестры!
Среди немногих верных друзей Спасителя было семейство Лазаря, состоящее из него самого, и двух его сестер Марфы и Марии. Спаситель любил посещать их дом. И сейчас Он идет к ним в Вифанию. Но обычно тихая Вифания, в которой Он имел возможность хотя бы не надолго приклонить главу, погрузилась в скорбь и сетование. Сестры встречают Учителя, и в безотрадном горе повергаются к Его ногам. С горечью, и со слезами они говорят Спасителю: "Если бы Ты был здесь, брат наш Лазарь не умер бы." (Ин 11, 21.) Господь пришел к ним в последний раз, уже по пути в Иерусалим, где Его ждали крест и смерть. Он идет на страдания, и более чем прежде, благотворит.
"Прежде Твоея страсти... из мертвых воздвигл если Лазаря, Христе Боже" Слышим мы слова тропаря Лазаревой субботы. Он творит чудо непостижимое, невероятное, неожидаемое. Его даже не просят о таком чуде, как совершенно невозможном. Что осталось от четверодневного мертвеца, который уже смердит? (Ион. 11, 39). А Христос просто и властно повелевает, и мертвец выходит из гроба живым, на глазах у всех.
Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чудо? Только ли ради дружбы? Только ли из-за печальных слез сестер умершего? Нет "Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя..." Он творит это чудо, чтобы уверить нас в непреложности нашего будущего воскресения и вечной жизни. Чтобы явить в последний раз перед страданиями поразительным чудом Свою божественную силу и власть над жизнью и смертью, над законами естества. Что может быть выше радости этих слов: "Аз есть воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет." (Ин 11, 25) Все мы, каждый из наш оживет, и будет жить вечно, и никогда не исчезнет, не уничтожится. Это не пустые слова, и утешения, не далекие обещания, это - великая реальная действительность. "Знаю, "печально говорит Марфа, - "что воскреснет брат мой в последний день." (Ин 11, 24). Каким далеки, и сомнительным кажется ей это воскресение. Но нет, оно не далеко, оно тут, перед ней, во власти Сына Божия. "Я есмь воскресение и жизнь." И кто крепко любит Господа Иисуса Христа, кто верует Его словам, кто доверил Ему свою жизнь, свое сердце, кто всю надежду, все радости и скорби полагает в сладчайшем Иисусе, тот будет жить вечно и никогда не разлучится со Своим Господом Спасителем.
"Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день." (Ин 6, 54) Господь всегда жив, всегда силен, и мы по милости Божией, имеем бесконечное счастье и блаженство соединяться с Ним во Святых Тайнах Христовых, вкушать от этого бессмертного источника, обновляться душой, изменяться, делаться светлыми, радостными, и находясь еще на земле, имеем залог вечной жизни на небе. "Но как это возможно?" - возразят некоторые. Как может быть, что разложившееся тело, совсем уничтожившееся, вновь оживет, да еще в более совершенной форме? И многие так говорят, и отвергают, даже смеются над самой мыслью о воскресении и вечной жизни.
"Безрассудный!" - отвечает таким святой апостол Павел. - "То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет." (1 Кор. 15,36)Посмотри на земледельца. Он бросает в землю зерна, будто бы губит их, и если зерно не умрет, не разложится, то действительно не даст плода и погибнет бесследно. Так и при воскресении мертвых: "сеется тело душевное, восстает тело духовное." (Кор. 15, 51). Восстанем все в новом виде, в каком являлся Господь наш Иисус Христос Своим ученикам по Своем воскресении.
Учитель Церкви Тертуллиан говорит: "Возведи очи свои на догорающий закат, - угасает день, тьма побеждает свет, все тонет во мраке: красота цветов, дивные здания, сады, вся природа погружается в бесцветную, непроницаемую тьму. Неужели это навсегда, неужели тьма воцарилась на земле? Но нет. Тихая заря снова разливается по горизонту, лучи солнца падают на спящую землю, и кругом снова видна красота, свет, ясный день и жизнь. День, который кажется особенно ярким, особенно ослепительным после пережитой ночи. День, который надеемся мы увидеть, бесконечный, невечерний день Царствия Небесного."
Дорогие братья и сестры, как мы счастливы этой надеждой вечного света и блаженства! Она прогоняет всякое уныние, всякую безнадежность, всякую печаль и страх. И как жаль тех людей, которые этой надежды не имеют. Как трудна их смерть, и даже всю жизнь может отравить сознание, что все это кончится и исчезнет без следа. Вот в одной книге рассказывается, как умирал язычник. Он жил долго и в довольстве. Но вот наступил конец, и его охватила глубокая печаль. Все оказалось пусто и ничтожно: его жизнь, его дела, его стремления и планы... Он все оставлял на земле, а за гробом для него надежды не было. "Зачем вообще зажглась во мне жизнь, - сетовал он, - если она так быстро должна угаснуть? Зачем мое сердце наполнилось чувством?... Теперь мне остается только горечь разлуки и сомнения. Для чего я столько трудился, искал и добивался чего-то, любил близких мне людей, для чего многого достиг в жизни? Теперь это все не нужно. Я больше не увижу дорогие мне лица, не возьму с собой ничего из ценностей, а сам весь истлею безвозвратно..."
Увы, он был прав. Какая может быть надежда по смерти для человека, который жизнь свою провел вдали от источника вечной жизни - Бога. А для тех, кто живет со Христом, для них еще на земле "смерть - приобретение", (Флп. 1, 21) по слову апостола Павла. Те, кто в простоте сердца верует словам Спасителя, смотрят на смерть иначе.
Вот святой юноша Антоний Анкирский. В тяжелых мучениях умирал за веру. Его окружили родные, близкие, плакали и говорили жалея его: "Отрекись от Христа. Зачем упорствовать, зачем так безрассудно терять молодую жизнь, лишать себя всех наслаждений этого мира? Зачем такая жертва, такое безумие?" А он среди мук, сияя от счастья близости вечной жизни, говорил им: "Нет, ни за что. Я благодарю Господа моего, что Он меня удостоил пострадать за Него. Он меня призывает к Себе и принимает в вечные чертоги славы Своей. Я ни о чем не жалею. Ничто земное не может сравниться с красотой, чистотой небесной жизни, и вечного блаженства." Говоря так, он с радостью преклонил свою честную главу под меч, и получил от Господа неувядаемый венец мученичества.
Так умирали мученики, так должны поступать и мы, освящая свою жизнь небесной надеждой, окрыляясь ею. Святой апостол Павел говорит: "Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас." (Рим. 8,18). А ведь святой апостол сам много страдал, много нес трудов, много терпел лишений, злостраданий и опасностей и говорил, что все это ничто в сравнении с вечной славой.
Не горюйте, возлюбленные братия и сестры, если в этой краткой земной жизни, злострадания и скорби обрушиваются на нас. Если нас не понимают, осуждают, унижают, порицают, считают гордыми, упорными. Если ваши руки и сердце чисты, а вас подозревают в лукавстве и сочиняют всякие небылицы. Если вы честны и трудолюбивы, а вас порицают за леность и двуличие и за то, что вы не идете общим широким путем. Это все отойдет как сон, как ночь темная. Господь поднимет нас из земного праха для новой жизни, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения. И еще хочется сказать вот о чем. Учитель плачет, стоя у гроба Лазаря. О чем, о ком эти божественные слезы? О чем Ты плачешь, Господи? Эти слезы из-за великой жалости Творца к Своему прекрасному творению - человеку. Он плачет о его падении, о его немощи, греховности, о его бесславной смерти. Эти слезы из-за глубочайшей жалости к страшной участи падшего человека, отчужденного от Бога и обреченного на тление и вечные страдания. Господь плачет по причине неверия, ожесточения, неблагодарности людей, столь дорогих Ему. Он воскрешает мертвеца, а они спешат донести о том синедриону. Он воскрешает человека, а они ищут возможности умертвить Его Самого. Он готов отдать и отдает им все, - даже не щадит Своей жизни, а они пребывают в упорном ожесточении, не хотят принять Его искупительной жертвы, хулят крест, покрывают ложью воскресение. Он плакал и о том, что и доныне мы живем в сомнении и нерадении, которые проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.
Будем же глубоко благодарны Господу за счастье жить вечно, за счастье надежды, которую Он дает нам. И тогда по вере нашей, Он воскресит нас по смерти к иной вечной жизни, и как у гроба Лазаря, скажет и нам: "Душе, гряди из гроба вон, для вечной жизни."
Аминь.
Прот. Виктор Смирнов