Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Приветствую вас дорогие братья и сестры! Сегодняшний евангельский рассказ о том, как Спаситель изгнал злых духов из гергесинских бесноватых. Эти одержимые несчастные люди, походили более на хищных зверей чем на людей, и вызывали ужас во всей округе. Обитая в гробовых пещерах, они по временам выходили оттуда приводя в страх всю округу свирепыми завываниями, нападали на прохожих и терзали их.
Эти два человека с помраченным умом и и обезумевшие сердцем, загнанные в свою собственную тьму, ушедшие от людей жить в погребальных пещерах, в такую же темную область, как потухшие их сердца, в область мертвости, где нет жизни, где нет радости, где нет любви, они вырывались из этой области тьмы, только для того, чтобы принести страх и боль проходящим мимо. Население в округе, сначала старались схватить их и сковать в цепи, но они оказались сильнее цепей. И тогда их отвергли, дали им уйти в эту область одиночества, оставленности, гробовой тишины и тьмы.
И вот мимо них проходит Христос, и эти люди встречая Его, ставят Ему вопрос, который как будто оправдывает "всю" человеческую ненависть, все человеческое отчуждение, которое и мелось на них. Они встречая Христа, говорят: "Что нам и Тебе? Что между Тобою и нами общего? Зачем Ты пришел нас мучить до времени?" И слышавшие это, могли по своей справедливости, на это ответить: - Вот видишь, Господи, это люди, которые в Тебе признают Бога и Господа и отрицают, что между Тобой и ними есть что-либо общее, люди, которые от Тебя Самого как Бога отрекаются, разве мы не правы были изгнать их, стать им чужими, разве они не чужды всякому кто не отрекается от Бога?
А дальше, не в сегодняшнем чтении а в другом месте Евангелия нам приводятся слова Спасителя; Который различив человека - жертву от человеконенавистника дьявола, который овладел им. Он задает вопрос: "Кое ти имя", - как имя твоему темному полчищу, помрачающему полку смерти, который сделал этих людей как будто заживо мертвыми для вечной жизни? И бесы отвечают: "Легион!" - И молят Его не возвращать из в страшную бездну, а дать им еще время. И Христос по их просьбе посылает их в свиное стадо.
Почему же Христос не заковал их в бездне? Почему Он склонился к их просьбе? А потому, что исполняя эту их просьбу, он знал, что откроет нечто людям вокруг, которые будут способны что-то понять. Свиньи для еврейского народа значили скверну, и евреи к ним не прикасались и не пасли их. И вот, посылая бесов в стадо свиное, Христос воочию показал, к какой области принадлежит зло, - области того, что скверно, к чему нельзя прикоснуться, что надо держать вдали от себя, не человека, а скверну. А второе, что случилось, также ясно показывает людям воочию, что бывает, когда охватит человека зло.
Это стадо с крутизны поверглось в море. Море, в Ветхом и Новом Завете, так ясно видно в рассказе об Ионе, - это бездна, это та глубина, из которой нет возврата, это погибель, и погибель безвозвратная. Люди, которые были вокруг, все это могли видеть, могли понять, что эти два человека, которых они отвергли, прокляли и удалили от себя, потому что они были бесами в их глазах, на самом деле были жертвами зла, несчастными, которых надо было освободить любовью и Божественной силой. Они воочию увидели, к какой области принадлежит зло и что это зло ведет, в безвозвратную погибель, в бездну. И что же мы видим в этом и другом рассказе? Мы видим, что люди из всех сел пришли и удивились, как это бесноватые сидят тихие, с просветленным умом, озаренным сердцем, - у ног Христа, из благодарности за спасение и освобождение готовые последовать за Ним куда бы Он ни пошел. И испугались люди.
Так к сожалению и раньше и теперь, люди пугаются Бога. Если Он останется посреди нас, - что будет? Погибнет все наше имущество? В нашу жизнь вторгнется новый закон, закон Божий, который не дает жить во зле и скверне. Изгнание бесов было призывом к духовному перерождению, к изменению сего образа жизни по заповедям Божиим. Гергесинцы, погрязшие в сонном благополучии, убоялись этого. Жалко им было жирных свиней, гибель которых в водах озера уменьшила их достаток. И отвернувшись от Спасителя, они сами уподобились свиньям. Так эти неразумные люди сами обрекли себя в жертву силам зал и вечной погибели.
Не уподобляемся ли мы, дорогие братья и сестры, древним гергесинцам, оплакивая "утонувших свиней", прежнего относительного достатка и спокойствия? Не привыкли ли мы жить под властью бесовской, так что уже боимся всякой перемены? И не хочется ли нам иногда попросить ждущего нашего обращения Спасителя, чтобы Он отошел от наших пределов.
Поддаваясь таким искушениям, мы готовим себе вместо прежней, новую пропасть, выбраться из которой нам уже не удастся. Ибо Господь наш Иисус Христос предостерегает: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным метам, ища покоя и не находи; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут так; и бывает для человек того последнее хуже первого." (Мф 12, 43-45)
Страшное предостережение! И мы видим, как лукавы и многообразны соблазны нашего времени. Демон безверия по-прежнему осаждает души наши, и ведет с собою бесов наживы, жестокости, зависти, блуда, тщеславия, уныния и отчаяния. Но ужасно не нашествие легионов тьмы. Господь Всемогущий разметает их одним мановением. Ужасна наша прискорбная теплохладность в деле спасения. Вот что мешает нам, и всему нашему отечеству отрясти тлетворный прах слепой бездуховности. Мы все медлим с благодарностью пасть к ногам Спасителя и попросить Его благодатной помощи. И вот по словам святителя Феофана Затворника: - "Прилепись ко Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды."
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
Приветствую вас дорогие братья и сестры! Сегодняшний евангельский рассказ о том, как Спаситель изгнал злых духов из гергесинских бесноватых. Эти одержимые несчастные люди, походили более на хищных зверей чем на людей, и вызывали ужас во всей округе. Обитая в гробовых пещерах, они по временам выходили оттуда приводя в страх всю округу свирепыми завываниями, нападали на прохожих и терзали их.
Эти два человека с помраченным умом и и обезумевшие сердцем, загнанные в свою собственную тьму, ушедшие от людей жить в погребальных пещерах, в такую же темную область, как потухшие их сердца, в область мертвости, где нет жизни, где нет радости, где нет любви, они вырывались из этой области тьмы, только для того, чтобы принести страх и боль проходящим мимо. Население в округе, сначала старались схватить их и сковать в цепи, но они оказались сильнее цепей. И тогда их отвергли, дали им уйти в эту область одиночества, оставленности, гробовой тишины и тьмы.
И вот мимо них проходит Христос, и эти люди встречая Его, ставят Ему вопрос, который как будто оправдывает "всю" человеческую ненависть, все человеческое отчуждение, которое и мелось на них. Они встречая Христа, говорят: "Что нам и Тебе? Что между Тобою и нами общего? Зачем Ты пришел нас мучить до времени?" И слышавшие это, могли по своей справедливости, на это ответить: - Вот видишь, Господи, это люди, которые в Тебе признают Бога и Господа и отрицают, что между Тобой и ними есть что-либо общее, люди, которые от Тебя Самого как Бога отрекаются, разве мы не правы были изгнать их, стать им чужими, разве они не чужды всякому кто не отрекается от Бога?
А дальше, не в сегодняшнем чтении а в другом месте Евангелия нам приводятся слова Спасителя; Который различив человека - жертву от человеконенавистника дьявола, который овладел им. Он задает вопрос: "Кое ти имя", - как имя твоему темному полчищу, помрачающему полку смерти, который сделал этих людей как будто заживо мертвыми для вечной жизни? И бесы отвечают: "Легион!" - И молят Его не возвращать из в страшную бездну, а дать им еще время. И Христос по их просьбе посылает их в свиное стадо.
Почему же Христос не заковал их в бездне? Почему Он склонился к их просьбе? А потому, что исполняя эту их просьбу, он знал, что откроет нечто людям вокруг, которые будут способны что-то понять. Свиньи для еврейского народа значили скверну, и евреи к ним не прикасались и не пасли их. И вот, посылая бесов в стадо свиное, Христос воочию показал, к какой области принадлежит зло, - области того, что скверно, к чему нельзя прикоснуться, что надо держать вдали от себя, не человека, а скверну. А второе, что случилось, также ясно показывает людям воочию, что бывает, когда охватит человека зло.
Это стадо с крутизны поверглось в море. Море, в Ветхом и Новом Завете, так ясно видно в рассказе об Ионе, - это бездна, это та глубина, из которой нет возврата, это погибель, и погибель безвозвратная. Люди, которые были вокруг, все это могли видеть, могли понять, что эти два человека, которых они отвергли, прокляли и удалили от себя, потому что они были бесами в их глазах, на самом деле были жертвами зла, несчастными, которых надо было освободить любовью и Божественной силой. Они воочию увидели, к какой области принадлежит зло и что это зло ведет, в безвозвратную погибель, в бездну. И что же мы видим в этом и другом рассказе? Мы видим, что люди из всех сел пришли и удивились, как это бесноватые сидят тихие, с просветленным умом, озаренным сердцем, - у ног Христа, из благодарности за спасение и освобождение готовые последовать за Ним куда бы Он ни пошел. И испугались люди.
Так к сожалению и раньше и теперь, люди пугаются Бога. Если Он останется посреди нас, - что будет? Погибнет все наше имущество? В нашу жизнь вторгнется новый закон, закон Божий, который не дает жить во зле и скверне. Изгнание бесов было призывом к духовному перерождению, к изменению сего образа жизни по заповедям Божиим. Гергесинцы, погрязшие в сонном благополучии, убоялись этого. Жалко им было жирных свиней, гибель которых в водах озера уменьшила их достаток. И отвернувшись от Спасителя, они сами уподобились свиньям. Так эти неразумные люди сами обрекли себя в жертву силам зал и вечной погибели.
Не уподобляемся ли мы, дорогие братья и сестры, древним гергесинцам, оплакивая "утонувших свиней", прежнего относительного достатка и спокойствия? Не привыкли ли мы жить под властью бесовской, так что уже боимся всякой перемены? И не хочется ли нам иногда попросить ждущего нашего обращения Спасителя, чтобы Он отошел от наших пределов.
Поддаваясь таким искушениям, мы готовим себе вместо прежней, новую пропасть, выбраться из которой нам уже не удастся. Ибо Господь наш Иисус Христос предостерегает: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным метам, ища покоя и не находи; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут так; и бывает для человек того последнее хуже первого." (Мф 12, 43-45)
Страшное предостережение! И мы видим, как лукавы и многообразны соблазны нашего времени. Демон безверия по-прежнему осаждает души наши, и ведет с собою бесов наживы, жестокости, зависти, блуда, тщеславия, уныния и отчаяния. Но ужасно не нашествие легионов тьмы. Господь Всемогущий разметает их одним мановением. Ужасна наша прискорбная теплохладность в деле спасения. Вот что мешает нам, и всему нашему отечеству отрясти тлетворный прах слепой бездуховности. Мы все медлим с благодарностью пасть к ногам Спасителя и попросить Его благодатной помощи. И вот по словам святителя Феофана Затворника: - "Прилепись ко Господу, и Он даст тебе Самсонову силу и расторгнет все вяжущие тебя узы неправды."
Аминь.
прот. Виктор Смирнов