Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сердечно рад приветствовать вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня у нас престольный праздник в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и мы собрались под Покров Царицы Небесной, почтить, благодарить, и просить помощи и заступления.
Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и Заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся спастися рабом Твоим - с такими умилительными и глубокосодержательными словами Святая Церковь от лица всех христиан обращается к Пречистой Деве Марии, научая и нас всегда прибегать под Ее Материнский покров.
Многими своими чудотворными иконами прославила Пресвятая Богородица Святую Русь. И как нам не радоваться, что есть у всех живущих на земле, любящая, светлая, всемогущая Мать. Она - стена нерушимая, надежда ненадежным, Она радость всем скорбящим. Помните, что когда мы боремся с волнами в бурном житейском море, Господь покрывает нас, Матерь Божия ходатайствует за нас, ибо Они с нами "во все дни до скончания века" (Мф 28,20)
Правда, иногда помощь Божия приходит не сразу, "иногда" Спаситель медлит. В этом и заключается высшее испытание веры. Не раз во всемирной истории Бог заставлял испивать казалось, до дна чашу испытаний земных несчастий, а затем отзывал их из мира после страшного мученичества. Это совершенные люди, они очищались, как золото в горниле. Будем же помнить, что испытания посылаются для нашей пользы и что выше меры сил Господь никому не попустит искуситься.
Если Бог медлит Своею помощью подождем ее! Если ветер усиливается и ночь сгущается, то противопоставим "видению" свою крепкую твердую веру; настоящим делам, - дела грядущие; вечеру кончающемся в слезах, - зарю утешения; несправедливости, гнетущей нас, - восстановление истины, которое будет неизбежно и навечно; царству беззакония, имеющему конец - Царство Божие, которому не будет конца и в котором Господь отымет всякую слезу от очей наших! А матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения.
Пресвятая Дева - единственна, кто сподобилась высшей чести, быть Матерью Бога Всевышняго. Божия Матерь, Приснодева Мария, есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее всех святых человеков. Она Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она - Приснодева, то есть до рождения Ею Богочеловека - Дева, в рождении Его - Дева, по рождении Его - Дева. Имя Мария дано ей по повелению Божию и значит "Госпожа". Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей Иоакима и Анны, была единственным плодом их супружества, испрошена многими молитвами и слезами; родилась после продолжительного неплодства родителей, родилась будучи предвозвещена родителям Ангелом, родилась, когда родители были уже в весьма преклонных летах. Святая Церковь умствует и исповедует о Божией Матери. Неплодная и состарившаяся Анна родила Иоакиму дщерь, а Богу Матерь, но родила не без семени: семя во утробу свою заимствовала от мужа праведника и старца Иоакима. Рожденная от святых супругов, Дева соделалась Богоизбранным сосудом, в который вселился Бог - Слово, в котором это Слово - Творец всего видимого и невидимого - благоволением Отца, при содействии Духа, послужило семенем при посредстве творческой силы Своей, вочеловечилось. Родившийся от Марии Богочеловек соделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девою. Бог и Творец Девы соделался Ее Сыном, Он соделался Ее Искупителем и Спасителем. Первый Адам без участия жены произвел жену: Приснодева без участия мужа зачала и родила Нового Адама. Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз нисшел на Нее Святый Дух после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, соделал благодатно - чистою, способною принять в себя Бога - Слово и соделаться Его Матерью. Девство Ее запечатлено Духом: Она, доселе хранившая Себя чуждою от всякого помысла и ощущения сладострастного, соделалась неприступною для этих помыслов и ощущений. Таковою и подобало быть Деве, назначенной в служение Богу, несравненно ближайшее служения херувимов и серафимов. Она долженствовала не только зачать и родить Богочеловека, но и проводить всю жизнь в теснейших отношениях с Ним. Она кормила Его сосцами; на руках Ее Он провел младенчество и детство, с Нею Он провел юношество Свое до самого мужеского возраста, до тридцати лет, когда явил Себя миру обетованным Искупителем мира. Во второй раз нисшел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы, когда Он нисшел на святых апостолов, с которыми Богоматерь неразлучно пребывала по вознесении Господа на небо. Тогда Святый Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделал ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа. Господь, поправ смертью смерть и воскресив в Себе и с Собою род человеческий, во первых даровал воскресение душой Своей пречистой Матери и Своим апостолам в день Пятидесятницы. Это воскресение душою святой Иоанн Богослов называет Воскресением первым (из первого умерщвления грехом, над которым смерть вторая, т.е. вечная погибель уже не имеет власти). Святая Православная Церковь, всегда исповедовала и исповедует, что Святый Дух низошел на Деву чистую, нисшел на невесту неневестную, - так именует Церковь Божию Матерь - соделал чистую пречистой, чистую по естеству соделал чистой превыше естества, благодатно чистой, благодатной, получившей для питания Своего и наслаждения благодать Святого Духа. Обильное вкушение Божественной благодати отчуждило Деву от плотской сладости, внушило к Ней полное и решительное отвращение. Таковым подобало быть разумному храму Божию, духовному небу, престолу Божию, Его святая святых.
Когда Господь совершил искупление рода человеческого, и уже намеревался, вися на кресте, запечатлеть искупительный подвиг произвольном смертью, тогда при Господе и при кресте Его стояла Богоматерь с возлюбленным учеником Господа Иоанном. Господь совершил уже искупление рода человеческого: уже Он рождал человечество в новую жизнь Своими предсмертными страданиями; Он готов был совершить это рождение Своей смертью. Соделавших таким образом родоначальником обновленного человечества, заменив для него Собою праотца, неспособного по причине падения рождать чад во спасение, рождающего их единственно в погибель, Господь обращается внезапно к предстоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных за человечество страданий, вводит Ее в права ее относительно человечества, в права, доставленные Ей Богочеловеком и всеми отношениями Ее к Богочеловеку. Он объявляет Ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества, по разумению и объяснению Отцов. Как заменил Господь Адама Собою, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девою, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности; подчинение ее мужу объявлено ей в числе ее казней. Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцов, приготовила себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий. Соделавшись сосудом Божиим, Она пребыла чуждою помышления и сочувствия к вожделению мужа, к совокуплению скотоподобному, которым - научает нас Писание - подчинились жены вследствие падения.
Непрестанное общение с Богом, который вместе был и Сыном Приснодевы, питало Ее непрестанно небесными, духовными, святыми помышлениями и ощущениями. Сказал апостол Павел: "Прилепляйся Господеви, един дух есть с Господом." Исполнились эти слова во всей полноте своей над Богоматерью, исполнились над Нею преимущественнее и преизобильнее нежели над всеми святыми девственницами из среды избранного человечества. Богоматерь Дева до рождения ею Богочеловека, была Девой, в самом рождении сохранилась Девой, по рождении пребыла Девой.
Влечения к мужу она не познала, потому что вся и вполне была привлечена Богу, совокуплена с Богом. По вознесении Господа Богоматерь, как видим из книги Деяний апостольских, уже неразлучно сожительствовала апостолам в одном доме, непрестанно упражняясь в молитвах. Благодатные дары Святаго Духа, которыми преизобильно обиловали апостолы, и более их имела Богоматерь.
Богоматерь в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах. Она как Матерь Царя Небеснаго, объявлена Царицею небесной, Царицею и святых Ангелов, и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать перед Богом о человечестве.
Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелами архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас"; к одной Богоматери она употребляет слова: "Спаси нас." Божия Матерь есть величайшая заступница и помощница всех труждающихся о благоугождении Богу. Явившись некоторому иноку, Она исцелила его от тяжкого недуга и назвала его принадлежащим Ее роду. Она - скорое утешение скорбящих и плачущих. Она предстательница кающихся; Она - благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу; Она теплейшая ходатаица за них перед Богом. Предстоя Божией Матери, в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Приими, Владычице, эти младенческие галсы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить Твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия.
Радуйся, селение Бога - Слова! Радуйся, святая Святых! Радуйся, престол Вседержителя! Радуйся, вместилище невместимого Бога! Радуйся, колесница восседающего и шествующего на херувимах! Радуйся, храм поклоняемого и песнословимого серафимами! Радуйся, высота неприступная для человеческих помыслов! Радуйся, глубина, не досягаемая для ангельских умов! Радуйся, неверных сомнительное слышание! Радуйся, верных известная, достоверная похвала! Радуйся, являющая мудрецов немудрыми, у хитрословесных отъемлющая и хитрость и слова! Радуйся, посрамившая любопытных, бесстыдных, безумных всезлобных изыскателей! Радуйся, исполнившая духовными познаниями рыбарские мрежи веры!
Пресвятая Богородице! Слава Тебе! Пресвятая Богородице, Спасай нас!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов.
Сердечно рад приветствовать вас, дорогие братья и сестры!
Сегодня у нас престольный праздник в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" и мы собрались под Покров Царицы Небесной, почтить, благодарить, и просить помощи и заступления.
Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и Заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся спастися рабом Твоим - с такими умилительными и глубокосодержательными словами Святая Церковь от лица всех христиан обращается к Пречистой Деве Марии, научая и нас всегда прибегать под Ее Материнский покров.
Многими своими чудотворными иконами прославила Пресвятая Богородица Святую Русь. И как нам не радоваться, что есть у всех живущих на земле, любящая, светлая, всемогущая Мать. Она - стена нерушимая, надежда ненадежным, Она радость всем скорбящим. Помните, что когда мы боремся с волнами в бурном житейском море, Господь покрывает нас, Матерь Божия ходатайствует за нас, ибо Они с нами "во все дни до скончания века" (Мф 28,20)
Правда, иногда помощь Божия приходит не сразу, "иногда" Спаситель медлит. В этом и заключается высшее испытание веры. Не раз во всемирной истории Бог заставлял испивать казалось, до дна чашу испытаний земных несчастий, а затем отзывал их из мира после страшного мученичества. Это совершенные люди, они очищались, как золото в горниле. Будем же помнить, что испытания посылаются для нашей пользы и что выше меры сил Господь никому не попустит искуситься.
Если Бог медлит Своею помощью подождем ее! Если ветер усиливается и ночь сгущается, то противопоставим "видению" свою крепкую твердую веру; настоящим делам, - дела грядущие; вечеру кончающемся в слезах, - зарю утешения; несправедливости, гнетущей нас, - восстановление истины, которое будет неизбежно и навечно; царству беззакония, имеющему конец - Царство Божие, которому не будет конца и в котором Господь отымет всякую слезу от очей наших! А матерь Божия всегда есть и будет с теми, кто верен Ее Божественному Сыну, кто идет по Его зову путем вечного спасения.
Пресвятая Дева - единственна, кто сподобилась высшей чести, быть Матерью Бога Всевышняго. Божия Матерь, Приснодева Мария, есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее всех святых человеков. Она Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она - Приснодева, то есть до рождения Ею Богочеловека - Дева, в рождении Его - Дева, по рождении Его - Дева. Имя Мария дано ей по повелению Божию и значит "Госпожа". Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей Иоакима и Анны, была единственным плодом их супружества, испрошена многими молитвами и слезами; родилась после продолжительного неплодства родителей, родилась будучи предвозвещена родителям Ангелом, родилась, когда родители были уже в весьма преклонных летах. Святая Церковь умствует и исповедует о Божией Матери. Неплодная и состарившаяся Анна родила Иоакиму дщерь, а Богу Матерь, но родила не без семени: семя во утробу свою заимствовала от мужа праведника и старца Иоакима. Рожденная от святых супругов, Дева соделалась Богоизбранным сосудом, в который вселился Бог - Слово, в котором это Слово - Творец всего видимого и невидимого - благоволением Отца, при содействии Духа, послужило семенем при посредстве творческой силы Своей, вочеловечилось. Родившийся от Марии Богочеловек соделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девою. Бог и Творец Девы соделался Ее Сыном, Он соделался Ее Искупителем и Спасителем. Первый Адам без участия жены произвел жену: Приснодева без участия мужа зачала и родила Нового Адама. Сошествие Святого Духа на Приснодеву совершилось дважды. В первый раз нисшел на Нее Святый Дух после благовестия, произнесенного архангелом Гавриилом, очистил Ее, чистую по человеческому понятию, соделал благодатно - чистою, способною принять в себя Бога - Слово и соделаться Его Матерью. Девство Ее запечатлено Духом: Она, доселе хранившая Себя чуждою от всякого помысла и ощущения сладострастного, соделалась неприступною для этих помыслов и ощущений. Таковою и подобало быть Деве, назначенной в служение Богу, несравненно ближайшее служения херувимов и серафимов. Она долженствовала не только зачать и родить Богочеловека, но и проводить всю жизнь в теснейших отношениях с Ним. Она кормила Его сосцами; на руках Ее Он провел младенчество и детство, с Нею Он провел юношество Свое до самого мужеского возраста, до тридцати лет, когда явил Себя миру обетованным Искупителем мира. Во второй раз нисшел Святой Дух на Деву в день Пятидесятницы, когда Он нисшел на святых апостолов, с которыми Богоматерь неразлучно пребывала по вознесении Господа на небо. Тогда Святый Дух разрушил в Ней владычество вечной смерти и первородного греха, возвел Ее на высокую степень христианского совершенства, соделал ее новым человеком по образу Господа Иисуса Христа. Господь, поправ смертью смерть и воскресив в Себе и с Собою род человеческий, во первых даровал воскресение душой Своей пречистой Матери и Своим апостолам в день Пятидесятницы. Это воскресение душою святой Иоанн Богослов называет Воскресением первым (из первого умерщвления грехом, над которым смерть вторая, т.е. вечная погибель уже не имеет власти). Святая Православная Церковь, всегда исповедовала и исповедует, что Святый Дух низошел на Деву чистую, нисшел на невесту неневестную, - так именует Церковь Божию Матерь - соделал чистую пречистой, чистую по естеству соделал чистой превыше естества, благодатно чистой, благодатной, получившей для питания Своего и наслаждения благодать Святого Духа. Обильное вкушение Божественной благодати отчуждило Деву от плотской сладости, внушило к Ней полное и решительное отвращение. Таковым подобало быть разумному храму Божию, духовному небу, престолу Божию, Его святая святых.
Когда Господь совершил искупление рода человеческого, и уже намеревался, вися на кресте, запечатлеть искупительный подвиг произвольном смертью, тогда при Господе и при кресте Его стояла Богоматерь с возлюбленным учеником Господа Иоанном. Господь совершил уже искупление рода человеческого: уже Он рождал человечество в новую жизнь Своими предсмертными страданиями; Он готов был совершить это рождение Своей смертью. Соделавших таким образом родоначальником обновленного человечества, заменив для него Собою праотца, неспособного по причине падения рождать чад во спасение, рождающего их единственно в погибель, Господь обращается внезапно к предстоящей Ему Богоматери, к участнице Его искупительных за человечество страданий, вводит Ее в права ее относительно человечества, в права, доставленные Ей Богочеловеком и всеми отношениями Ее к Богочеловеку. Он объявляет Ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества, по разумению и объяснению Отцов. Как заменил Господь Адама Собою, так заменил Он Еву Богоматерью. Ева, будучи сотворена девою, преступила заповедь Божию и не могла удержать в себе святого ощущения девственности; подчинение ее мужу объявлено ей в числе ее казней. Богоматерь, будучи зачата и рождена во грехе праотцов, приготовила себя целомудренной и богоугодной жизнью в сосуд Божий. Соделавшись сосудом Божиим, Она пребыла чуждою помышления и сочувствия к вожделению мужа, к совокуплению скотоподобному, которым - научает нас Писание - подчинились жены вследствие падения.
Непрестанное общение с Богом, который вместе был и Сыном Приснодевы, питало Ее непрестанно небесными, духовными, святыми помышлениями и ощущениями. Сказал апостол Павел: "Прилепляйся Господеви, един дух есть с Господом." Исполнились эти слова во всей полноте своей над Богоматерью, исполнились над Нею преимущественнее и преизобильнее нежели над всеми святыми девственницами из среды избранного человечества. Богоматерь Дева до рождения ею Богочеловека, была Девой, в самом рождении сохранилась Девой, по рождении пребыла Девой.
Влечения к мужу она не познала, потому что вся и вполне была привлечена Богу, совокуплена с Богом. По вознесении Господа Богоматерь, как видим из книги Деяний апостольских, уже неразлучно сожительствовала апостолам в одном доме, непрестанно упражняясь в молитвах. Благодатные дары Святаго Духа, которыми преизобильно обиловали апостолы, и более их имела Богоматерь.
Богоматерь в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах. Она как Матерь Царя Небеснаго, объявлена Царицею небесной, Царицею и святых Ангелов, и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать перед Богом о человечестве.
Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелами архангелам, говорит им: "Молите Бога о нас"; к одной Богоматери она употребляет слова: "Спаси нас." Божия Матерь есть величайшая заступница и помощница всех труждающихся о благоугождении Богу. Явившись некоторому иноку, Она исцелила его от тяжкого недуга и назвала его принадлежащим Ее роду. Она - скорое утешение скорбящих и плачущих. Она предстательница кающихся; Она - благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу; Она теплейшая ходатаица за них перед Богом. Предстоя Божией Матери, в глубоком благоговении к Ее величию, в священном недоумении и удивлении, в восторге веры и любви, чада Православной Церкви приносят Приснодеве всерадостное славословие. Приими, Владычице, эти младенческие галсы, это младенческое лепетание, усиливающееся по причине теплоты сердечной определить Твое величие и не могущее определить его по немощи разума, по немощи слова, по необъятности Твоего величия.
Радуйся, селение Бога - Слова! Радуйся, святая Святых! Радуйся, престол Вседержителя! Радуйся, вместилище невместимого Бога! Радуйся, колесница восседающего и шествующего на херувимах! Радуйся, храм поклоняемого и песнословимого серафимами! Радуйся, высота неприступная для человеческих помыслов! Радуйся, глубина, не досягаемая для ангельских умов! Радуйся, неверных сомнительное слышание! Радуйся, верных известная, достоверная похвала! Радуйся, являющая мудрецов немудрыми, у хитрословесных отъемлющая и хитрость и слова! Радуйся, посрамившая любопытных, бесстыдных, безумных всезлобных изыскателей! Радуйся, исполнившая духовными познаниями рыбарские мрежи веры!
Пресвятая Богородице! Слава Тебе! Пресвятая Богородице, Спасай нас!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов.