Back to top

Вселенская родительская суббота

10.03.24 18:45
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Приветствую вас, дорогие братья и сестры!

Перед наступлением Великого поста Православная Церковь установила Вселенскую родительскую субботу. И мы с вами собрались, чтобы помолиться за всех от века усопших праотец, отец, матерей, братий и сестер наших.

В "Символе Веры", который мы поем все, на каждой Литургии, есть такие слова: "И паки грядущего, со славою, судити живым и мертвым, его же Царствию не будет конца..." Так исповедует свою веру Православная Церковь. Завтра мы услышим в Святом Евангелии о Страшном Суде, на который должны будут предстать все, от мала до велика, дать отчет за все свои дела, слова, и помышления.

Во время Страшного Суда откроется наша вера и наши дела, как мы потрудились над исполнением Божиих заповедей: - любви к Богу и к ближнему. Господь придет со всеми ангелами и святыми, которые будут с трепетом взирать на Царя Славы, пришествие Которого будет торжественно и славно.

Пока еще мы живы, мы имеем возможность умолять Господа о прощении своих грехов, но наши умершие, отцы и братья и сестры не имеют такой возможности. Для них окончилось время покаяния. Они уже прошли частный суд Божий, воздушные мытарства и получили свое место, соответствующее своим делам. Блаженны те души, которые перед смертью принесли искреннее покаяние и причастились Тела и Крови Господа Иисуса Христа, Такие души быстро возносятся к Престолу Славы, не задерживаясь на мытарствах злыми духами. А те души, которые недостаточно искренно покаялись, задерживаются на том или ином мытарстве и отводятся на место, где испытывают терзание совести и тяжелые душевные мучения.

Кто из нас, умирая, может сказать, что исполнил весь закон? Да никто не может сказать. Терзающиеся во аде души ничем уже себе не могут помочь. Только мы, дорогие братья и сестры, можем восполнить недостаток любви и несовершенства их, своими молитвами.

Мы живем в мире, в котором царствует смерть, и никто не сможет ее избежать, наше тело непременно должно умереть, это верно, как дважды два. Каждый день мы слушаем новости, где говорится о многих смертях - о погибших в катастрофах, в войне, от болезней, или просто от старости. Это нам конечно известно и без новостей, ибо смерть посещает и круг тех людей, которых мы лично знаем - родственников, соседей, друзей, знакомых.

Итак, смерть неизбежна, это бесспорно. Но думаем ли мы о ней, вспоминаем ли? Как правило, очень редко, а если и думаем, то относимся к ней совсем не по христиански. Каким же должно быть христианское отношение к смерти?

Прежде всего к смерти нужно относиться без страха. Ведь если крещеный человек живет по христиански, то для него нет смерти, но вечная жизнь. Поэтому, смерть тела для него, не страшна. Страшна только смерть души. А что такое смерть души? Человек состоит из тела и души. И потому для него существуют две две жизни и две смерти; жизнь и смерть тела, и жизнь и смерть души. Жизнь и смерть тела, - для всех очевидные; тело человека живет какое то время на земле, после чего умирает. А что же касается души человека, то у нее тоже есть свои жизнь и смерть. Источник жизни для души является Бог, только Он один. "Азм есть путь, истина и жизнь." Нужно соединиться с Богом, восстановить то общение с Богом, которое разорвал Адам, нужно стать другом Божиим, полюбить Его, и соединиться с Ним через Его Благодать и уже жить с Ним вечно. Если же душа, проводя жизнь безбожную и истинную, удаляется от Бога, то она умирает, и удел ее вечная смерть, которая, впрочем, не есть совершенное уничтожение, но есть ад и геенна огненная.

Евангелие нас учит, что смерти тела христианам бояться не нужно, а вот смерти души нужно очень бояться. "Не бойтесь убивающих тело," - говорит Христос, - "а бойтесь более того, кто и душу и тело может погубить в геенне." Душа умирает тогда, когда разрывает с Богом общение, удаляется от Него, и разлучается с Ним. Разлучают же нас с Богом грехи и страсти; гордость, тщеславие, эгоизм, самомнение, зависть, похоть, жадность, пристрастие к земному - все это разлучает нас с Богом, и убивает душу, делая ее добычей ада. Пока душа живет в теле, смерть ее в теле внешне может быть и незаметна, ведь душа невидима для физического зрения, а потому жизнь или смерть ее так же внешне не видимы. Но разница между живой и мертвой душой становится страшной реальностью после разлучения ее с телом. Живая душа, по слову святого Макария Египетского, подобна новорожденному младенцу, о котором радуются родители и принимают его в свои объятия.

Мертвая же душа, подобна младенцу, родившемуся мертвым, который не пригоден для жизни среди людей и которого остается только похоронить. Итак, если после исхода души из тела окажется, что в ней не живет Дух Святой - который есть единственный источник ее жизни, то такая душа является мертвой, и неспособна к вечной жизни в Царстве Христовом, почему и бывает ее уделом гибель и ад. Если же Дух Святой обитает в душе, то она будет живой. Такую душу с радостью принимают святые небожители и вводят ее в блаженную вечность.

Однако кто-нибудь может сказать, что если смерть тела для христиан, это не смерь, а дверь в вечную жизнь, то не следует ли стараться приблизить ее, чтобы поскорей перейти в эту жизнь? Конечно нет. Ведь и земная жизнь есть необходимая часть предназначенного нам от Бога пути. Как и прочие части, она есть великий дар, который мы должны употребить на исполнение воли Божией, на служение Богу и людям. Земную жизнь нужно с благодарностью принять и пройти ее до конца. Самовольно отказаться от жизни, пренебречь ею означало бы, по словам старца Паисия Афонского, швырнуть этот дар в лицо дающему, то есть Богу. Именно по этой причине самоубийство является тяжким грехом. Самоубийц, как известно, Церковь не отпевает, и они уходят из нашего мира без христианского напутствия.

Земная жизнь дана человеку для того, чтобы он правильно прожив ее, подготовился, и приобрел себе истинную жизнь, приобрел посредством времени вечность. Если душа, пока живет во времени, приобрела себе жизнь, то смерть тела для человека уже не страшна, ибо он имеет в себе источник вечной жизни. Именно в этом смысле говорил апостол Павел, что жизнь для него - Христос, а потому смерть для него - приобретение. Апостол даже желал разлучиться с телом и умереть чтобы быть со Христом, ибо это несравненно лучше, чем жить на земле. Однако, зная, что его служение Христу на земле в нашем мире еще не окончено, апостол с радостью и терпением прошел поприще своей земной жизни до конца.

Вот такое поведение апостола Павла и должно быть принято для христиан за образец правильного отношения к смерти; с одной стороны, мы видим, что апостол ее не боялся, и когда она пришла, с радостью склонил голову под меч римского палача. Но с другой стороны, он так же с радостью принимал и дар земной жизни, пользуясь ею для служения Богу и Церкви и не дерзая самовольно приближать свой переход в вечность. Следовательно, святой апостол в равной степени желал и жизни, потому что и на земле он жил со Христом, и смерти - потому что она давала ему стать еще ближе ко Христу. Это и есть, братья и сестры, правильное отношение к смерти. Так и мы должны к ней относиться.

Сегодня, мы приносим молитвы Господу Богу за наших умерших отцов, братий и сестер, тем самым мы проявляем любовь к ним, и это угодно Богу.

Большое значение имеют общие усиленные молитвы Святой Православной Церкви, и Господь может изменить участь этих душ и спасти их. В этом уверяет нас Божественная Кровь Сына Божия. В конце Божественной Литургии священник опускает в чашу частицы, вынутые из просфор, которые омываются кровью Господа нашего Иисуса Христа со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоей честною, молитвами святых Твоих".

Это омовение очень сильно и доставляет великую отраду и утешение умершим. Да очистит Господь грехи усопших, Божественною Кровию по молитвам Пресвятой Богородицы и всех святых.

Аминь.

прот. Виктор Смирнов