Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры. Сегодня праздник Вознесения Господня. Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы! говорит святой Григорий Богослов. Он плотию своею, сотканною из нашей плоти и всей плоти земли, взошел в небо Пресвятой Троицы. На заре своего существования человек возмечтал стать Богом, он устремился взойти на небо живым, но стал землею, которая распадается, человек искал совершенства, но обманутый диаволом, пошел путем греха, и разрыва с Богом. Чтобы спасти человека, свое творение - Бог стал человеком, и как говорит пророк Исаия, сошел в глубину ужаса и смерти этого мира, до дна ада, и этой безмерной любовью, открыл путь в высоту. Он сошел в глубину земли, - говорит святой Ириней Лионский, чтобы найти заблудшую овцу, то есть творение, которое Он создал, и принести Своему Отцу этого обретенного человека.
После сорокадневного праздника Пасхи, дана нам новая радость, - это тайна Вознесения, не менее важная, чем тайна Воскресения. Мы вспоминаем совершенно особое событие в Евангельской истории, которое завершает пребывание на земле Господа нашего Иисуса Христа.
Зачем Господу нужно было возноситься на небо, ведь Он как Бог, вне времени и вне пространства? Ему достаточно было стать невидимым, ведь Он же становился невидимым после Воскресения много раз, покидая таким образом учеников. Но в самом акте вознесения заключен огромный смысл. Во первых, это окончание земного пребывания Господа, ибо если бы он сделался невидимым, то это могло бы повлечь опасные для жизни первой христианской общины последствия. Ведь еще до Своей смерти Господь говорил, что настанут времена, когда многие будут говорить "здесь Христос" или "там Христос" и что "Он спрятан в потаенных комнатах", и говорил: "Не верьте, так не будет." (Мф 24, 23-26). И чтобы никто никогда не мог сказать "здесь Христос" или "там Христос", Господь видимым образом покидает этот видимый мир.
И еще есть очень значительное в моменте вознесения. В жизни Господа не было человеческой славы. Только один раз, когда Он шел на Свои страдания в Иерусалим, тогда люди, пораженные тем, что Он воскресил умершего Лазаря, встречали Его как Победителя, и кричали: "Осанна Сыну Давидову", постилали свои одежды (Мф 21, 8-9). Но то была суетная, человеческая честь и слава, и Господь, как мы знаем, не принял этого поклонения. Он не стал участвовать в этом человеческом торжестве, зная его суетность и то как скоро пройдут настроения людей: те, кто прославлял Его в этот миг, через несколько дней потребуют у Пилата Его казни. "Распни, распни Его." А вот завершение евангельской истории - это и видимый триумф; это видимая победа Спасителя. В момент Воскресения никого не было в гробовой пещере, апостолы видели только знаки Воскресения, но самого Воскресения - факта восстания Спасителя из мертвых - не видел никто, это была Божия тайна. Конечно, была явлена вся Божественная сила и слава восстающего от гроба Спасителя, но не дано было видеть эту славу роду человеческому. Но ведь вся евангельская история завершилась триумфом, победой. Все цели были достигнуты: род человеческий искуплен, диавол повержен, зло растоптано. Бог побеждает вместе с человеком во Иисусе Христе, и видимым выражением этой славы Спасителя, этой Богочеловеческой победы и стало Вознесение Спасителя вместе с телом: Бог и Человек в единой Личности Богочеловека Иисуса Христа совершил это спасение.
Когда апостолы стояли, пораженные этим зрелищем, к ним приблизились два мужа - ангелы, - и спрашивают их: "Что вы смотрите? Сей Иисус, восходящий от вас на небо, таким же образом снова придет к вам, мужи Галилейские" (Деян. 1, 10-11) Можно представить, что эти слова значили для апостолов. Они с радостью пошли в Иерусалим. Им казалось что пройдет день, два, три, может быть неделя, месяц - и явится Спаситель. И в этом напряженном ожидании Господа проходят первые годы христианской общины. Но для Бога "тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет." (2 Пет. 3,8), и в этом ожидании Спасителя есть огромный смысл. Мы не знаем, сколько пройдет времени, по нашим земным меркам, прежде чем Господь приведет Свой замысел в исполнение. Да это и не важно, потому что у Бога нет времени. Но нам важно понимать, что мы живем в преддверии Божественного Царства, и потому каждый должен готовить себя ко встрече со Спасителем. И придет время, когда каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, лицом к лицу предстанет перед Богом. Это и будет для нас Его Второе пришествие.
В празднике Вознесения мы созерцаем тайну человечества, сокрытого в Боге. Все совершил Господь, И перед нами открывается небо нашей свободы: "Я принимаю Его во всей моей свободе, и я не хочу, не желаю, не принимаю никаких других путей, кроме пути Христова, отойди от меня, сатана!".
Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. Только в Боге человек становится человеком. Но он может стать скотом или бесом: может стать скотом, если будет жить только землей, все более отождествляя свое существование с материальными ценностями и растленной похотью. И может стать бесом, если с помощью белой или черной, или какой угодно магии будет устремляться в пространство, которое на языке православной мистики называется местом воздушных мытарств после смерти, в эту кажущуюся высоту, а не в небо Пресвятой Троицы. Вот перед каким безмерным выбором стоит каждый из нас.
Всю человеческую природу, все человечество вознес с Собою Христос. Всех зовет к Себе. "Бог всегда хочет стать человеком в тех, кто этого достоин - говорит преподобный Максим исповедник. - Пусть тысячу раз Христос рождается в Вифлиеме - если Он не родился в тебе, ты погиб для вечности. Пусть тысячу раз Он воскресает и возносится на небо - если ты не причастен этой тайне, ты о прежнему земля, и в землю, в глубину ее, которая у святых отцов называется адом, отыдеши." Только после Воскресения наступает Вознесение. Только распятый со Христом и воскресший с Ним, только живой жизнью, которая крепче смерти и ада, потому что наш Бог - не Бог мертвых, а Бог живых, может вознестись с Ним по дару Его. Время Церкви Христовой - это время Воскресения, Вознесения и пятидесятницы, до Второго Пришествия Христова. Господь возносится во славе, и снова придет на землю таким же образом, со славой. И мы знаем, что это стоило Христу, и потому время Церкви - это скорбный крестный путь земли. Только приобщаясь Его любви до конца - в заповедях, в таинствах и в скорбях, мы делаемся способными быть с Богом.
И вот дорогие братья и сестры, задача каждого из нас состоит в подготовке к будущей жизни. То есть каждый человек должен быть готовым в любую минуту ко встрече с Господом. То есть каяться, меняться, приобретать Любовь. Приносить плоды покаяния; - а это милосердие, добро, прощение обид, помощь в беде, сочувствие. Учись любить других, учись жалеть других, и радость вселится в уме и сердце. А Господь - то - Любовь бесконечная, Господь это Богатство Неоскудеваемой Любви. И только любящие могут соединиться с Ним. Поэтому жить надо так, чтобы в любой момент можно было порадоваться встрече со Спасителем, а не напугаться насмерть и понять, что жизнь закончилась и все проиграно, и что время ушло в суету и пустоту и главное не сделано. Нужно обязательно жить так, чтобы встреча с Господом была для нас такой же радостью, как для святых апостолов, которые вспоминали слова Учителя: "Я иду приготовить место вам... и возьму вас к Себе, чтобы и вы были где я." (Ин 14.2-3)
Господь, поднимаясь на Небо благословлял апостолов. Сегодня в этот великий Двунадесятый праздник, в день Вознесения, когда небо как бы разверсто над землею, и в наши души входит благословение вознесшегося Господа Иисуса Христа, будем же стараться жить так, как жили святые апостолы, и ожидать пришествия в мир Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Аминь!
прот. Виктор Смирнов
Дорогие братья и сестры. Сегодня праздник Вознесения Господня. Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы! говорит святой Григорий Богослов. Он плотию своею, сотканною из нашей плоти и всей плоти земли, взошел в небо Пресвятой Троицы. На заре своего существования человек возмечтал стать Богом, он устремился взойти на небо живым, но стал землею, которая распадается, человек искал совершенства, но обманутый диаволом, пошел путем греха, и разрыва с Богом. Чтобы спасти человека, свое творение - Бог стал человеком, и как говорит пророк Исаия, сошел в глубину ужаса и смерти этого мира, до дна ада, и этой безмерной любовью, открыл путь в высоту. Он сошел в глубину земли, - говорит святой Ириней Лионский, чтобы найти заблудшую овцу, то есть творение, которое Он создал, и принести Своему Отцу этого обретенного человека.
После сорокадневного праздника Пасхи, дана нам новая радость, - это тайна Вознесения, не менее важная, чем тайна Воскресения. Мы вспоминаем совершенно особое событие в Евангельской истории, которое завершает пребывание на земле Господа нашего Иисуса Христа.
Зачем Господу нужно было возноситься на небо, ведь Он как Бог, вне времени и вне пространства? Ему достаточно было стать невидимым, ведь Он же становился невидимым после Воскресения много раз, покидая таким образом учеников. Но в самом акте вознесения заключен огромный смысл. Во первых, это окончание земного пребывания Господа, ибо если бы он сделался невидимым, то это могло бы повлечь опасные для жизни первой христианской общины последствия. Ведь еще до Своей смерти Господь говорил, что настанут времена, когда многие будут говорить "здесь Христос" или "там Христос" и что "Он спрятан в потаенных комнатах", и говорил: "Не верьте, так не будет." (Мф 24, 23-26). И чтобы никто никогда не мог сказать "здесь Христос" или "там Христос", Господь видимым образом покидает этот видимый мир.
И еще есть очень значительное в моменте вознесения. В жизни Господа не было человеческой славы. Только один раз, когда Он шел на Свои страдания в Иерусалим, тогда люди, пораженные тем, что Он воскресил умершего Лазаря, встречали Его как Победителя, и кричали: "Осанна Сыну Давидову", постилали свои одежды (Мф 21, 8-9). Но то была суетная, человеческая честь и слава, и Господь, как мы знаем, не принял этого поклонения. Он не стал участвовать в этом человеческом торжестве, зная его суетность и то как скоро пройдут настроения людей: те, кто прославлял Его в этот миг, через несколько дней потребуют у Пилата Его казни. "Распни, распни Его." А вот завершение евангельской истории - это и видимый триумф; это видимая победа Спасителя. В момент Воскресения никого не было в гробовой пещере, апостолы видели только знаки Воскресения, но самого Воскресения - факта восстания Спасителя из мертвых - не видел никто, это была Божия тайна. Конечно, была явлена вся Божественная сила и слава восстающего от гроба Спасителя, но не дано было видеть эту славу роду человеческому. Но ведь вся евангельская история завершилась триумфом, победой. Все цели были достигнуты: род человеческий искуплен, диавол повержен, зло растоптано. Бог побеждает вместе с человеком во Иисусе Христе, и видимым выражением этой славы Спасителя, этой Богочеловеческой победы и стало Вознесение Спасителя вместе с телом: Бог и Человек в единой Личности Богочеловека Иисуса Христа совершил это спасение.
Когда апостолы стояли, пораженные этим зрелищем, к ним приблизились два мужа - ангелы, - и спрашивают их: "Что вы смотрите? Сей Иисус, восходящий от вас на небо, таким же образом снова придет к вам, мужи Галилейские" (Деян. 1, 10-11) Можно представить, что эти слова значили для апостолов. Они с радостью пошли в Иерусалим. Им казалось что пройдет день, два, три, может быть неделя, месяц - и явится Спаситель. И в этом напряженном ожидании Господа проходят первые годы христианской общины. Но для Бога "тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет." (2 Пет. 3,8), и в этом ожидании Спасителя есть огромный смысл. Мы не знаем, сколько пройдет времени, по нашим земным меркам, прежде чем Господь приведет Свой замысел в исполнение. Да это и не важно, потому что у Бога нет времени. Но нам важно понимать, что мы живем в преддверии Божественного Царства, и потому каждый должен готовить себя ко встрече со Спасителем. И придет время, когда каждый из нас, переступив черту жизни и смерти, лицом к лицу предстанет перед Богом. Это и будет для нас Его Второе пришествие.
В празднике Вознесения мы созерцаем тайну человечества, сокрытого в Боге. Все совершил Господь, И перед нами открывается небо нашей свободы: "Я принимаю Его во всей моей свободе, и я не хочу, не желаю, не принимаю никаких других путей, кроме пути Христова, отойди от меня, сатана!".
Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. Только в Боге человек становится человеком. Но он может стать скотом или бесом: может стать скотом, если будет жить только землей, все более отождествляя свое существование с материальными ценностями и растленной похотью. И может стать бесом, если с помощью белой или черной, или какой угодно магии будет устремляться в пространство, которое на языке православной мистики называется местом воздушных мытарств после смерти, в эту кажущуюся высоту, а не в небо Пресвятой Троицы. Вот перед каким безмерным выбором стоит каждый из нас.
Всю человеческую природу, все человечество вознес с Собою Христос. Всех зовет к Себе. "Бог всегда хочет стать человеком в тех, кто этого достоин - говорит преподобный Максим исповедник. - Пусть тысячу раз Христос рождается в Вифлиеме - если Он не родился в тебе, ты погиб для вечности. Пусть тысячу раз Он воскресает и возносится на небо - если ты не причастен этой тайне, ты о прежнему земля, и в землю, в глубину ее, которая у святых отцов называется адом, отыдеши." Только после Воскресения наступает Вознесение. Только распятый со Христом и воскресший с Ним, только живой жизнью, которая крепче смерти и ада, потому что наш Бог - не Бог мертвых, а Бог живых, может вознестись с Ним по дару Его. Время Церкви Христовой - это время Воскресения, Вознесения и пятидесятницы, до Второго Пришествия Христова. Господь возносится во славе, и снова придет на землю таким же образом, со славой. И мы знаем, что это стоило Христу, и потому время Церкви - это скорбный крестный путь земли. Только приобщаясь Его любви до конца - в заповедях, в таинствах и в скорбях, мы делаемся способными быть с Богом.
И вот дорогие братья и сестры, задача каждого из нас состоит в подготовке к будущей жизни. То есть каждый человек должен быть готовым в любую минуту ко встрече с Господом. То есть каяться, меняться, приобретать Любовь. Приносить плоды покаяния; - а это милосердие, добро, прощение обид, помощь в беде, сочувствие. Учись любить других, учись жалеть других, и радость вселится в уме и сердце. А Господь - то - Любовь бесконечная, Господь это Богатство Неоскудеваемой Любви. И только любящие могут соединиться с Ним. Поэтому жить надо так, чтобы в любой момент можно было порадоваться встрече со Спасителем, а не напугаться насмерть и понять, что жизнь закончилась и все проиграно, и что время ушло в суету и пустоту и главное не сделано. Нужно обязательно жить так, чтобы встреча с Господом была для нас такой же радостью, как для святых апостолов, которые вспоминали слова Учителя: "Я иду приготовить место вам... и возьму вас к Себе, чтобы и вы были где я." (Ин 14.2-3)
Господь, поднимаясь на Небо благословлял апостолов. Сегодня в этот великий Двунадесятый праздник, в день Вознесения, когда небо как бы разверсто над землею, и в наши души входит благословение вознесшегося Господа Иисуса Христа, будем же стараться жить так, как жили святые апостолы, и ожидать пришествия в мир Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Аминь!
прот. Виктор Смирнов