Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас дорогие братья и сестры поздравляю с великим двунадесятым праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Это Священное событие произошло в 326 г. в городе Иерусалиме при благочестивом императоре Константине Великом и его матери царице Елене. Когда Римская империя уже исповедовала христианство, мать Константина Великого, царица Елена, по любви ко Господу хотела найти Его Животворящий Крест. Она знала, что древо Честного Креста Господня сокрыто, и на том месте стоит огромный холм, на котором построено капище языческой Венере. Тогда она начла разыскивать это место, спрашивать у людей, которые что-то знали, стала молиться и знающие люди показали место, где должны были находиться те кресты, на которых были распяты Спаситель и Разбойники. Долгое время искала царица Елена эти кресты на Голгофе, где был распят наш Господь. И вот были найдены три креста, но какой из них Крест Спасителя, никто этого не знал. В это время мимо проносили умершего человека. Царица Елена велела остановить процессию, а так как с ней находился патриарх Иерусалимский Макарий, то они поочередно стали прикладывать к умершему эти кресты. Когда приложили один, ничего не произошло, приложили второй, также ничего не случилось, но когда был возложен на него третий крест, то этот человек ожил.
Это явное чудо подтвердило то, что найден не простой крест, а Крест Животворящий, тот Крест, на котором был распят наш Господь. И тогда в великом духовном восторге вся процессия торжественным крестным ходом отправляется в один из иерусалимских храмов. Когда стеклось множество народу, услышавшего об этому чуде, то для того, чтобы все увидели Крест Господень, патриарх Макарий стал на возвышенном месте и начал поднимать Крест вверх, осеняя им честной народ на четыре стороны света, чтобы было видно то спасительное древо, которым была принесена нам жизнь. Со временем в этот день Святой Церковью было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Послушайте и задумайтесь о том, о чем нам говорит святитель Иоанн Златоуст. «Вспомни, какой ценою ты живешь, древом смерть вошла в жизнь, и древом Господь в этот мир приносит жизнь. За мысли лукавые, самолюбивые, живые, которые родились в голове Адама, Господь претерпел терновый венец обливаясь кровью. За руки, простертые незаконно к запрещенному древу, - о котором Господь сказал, что как только вкусите от него, смертию умрете, - Господь был пригвожден ко кресту. За худое владычество – вознесение на крест, за смерть – смерть, за вкушение плода запрещенного – вкушение желчи. Чем Адам был поражен, тем Христос спасает человека – древом, но древом Крестным».
В Евангелии, Господни страдания были переданы не во всей полноте. Но Священное Предание повествует о тех страшных мучениях, которые претерпел за нас Иисус Христос, еще до крестных страданий. Так, воины надели на Иисуса терновый венец, а потом палками били по этому самому венцу, и колючки терна – огромные колючки – вонзались в голову, и кровь текла по Его лицу. Спасителю было нанесено 39 ударов плетью, которая имела острые наконечники из гвоздей, у этой плети было три конца. Все тело Господа было в ранах, в язвах и кровоточило.
Всю ночь перед крестными страданиями Господь провел в ужасной темнице, вместе с Варраввой, - убийцей и разбойником. В это ночь Он не спал, а сидел на каменной плите, в которой было два отверстия для ног, они были туда просунуты, а снизу скованы цепями, чтобы Он не мог даже пошевельнуться.
Когда повели Спасителя из тюрьмы по крестному пути, из-за издевательств, которые Он перенес накануне, Он не мог нести свой крест. Несколько раз Он падал на пути к Голгофе. Плащаница показывает что когда Он упал первый раз, то разбил Себе правую бровь, когда Он упал второй раз, то не смог подставить руки, которыми держал крест, и был им придавлен, и у Него была перебита переносица; когда Он упал в третий раз, то уже не смог встать. Тогда Симон Киринейский (Мф. 27, 31-32), который оказался рядом, взял крест Спасителя и понес его. Не завывайте о том, что и нам, как тогда Христу, Бог посылает «Симонов Киринейских» на жизненном пути, которые помогают нам нести крест.
Дорогие братья и сестры. Крест принес нам спасение, искупление, надежду вечной жизни, примирение с Богом. Апостол Павел говорит, что Господь грехи наши телом Своим вознес на древо и пригвоздил их о Кресту, убив вражду, то есть примирил человека с Богом Своей Жертвой. Он страдал за каждого из нас, и на Кресте Бог отказывается от Своего всемогущества в пользу человека, Он умирает, чтобы человек жил в общении с Ним. Мало того, Господь дает возможность человеку войти в священный круг троического общения. Так как нам это дано, то опыт такого общения открывает Блаженный Августин: «Ты был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих.»
Велика сила Креста. И нам надо вслед за апостолом Павлом возносить хвалу Кресту: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». (Гал. 6,14)
Святые отцы объясняют почему крест складывается из двух основных перекладин: горизонтальной и вертикальной. Вертикальная перекладина свидетельствует о снисхождении Божием к человечеству, о том что «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом по благодати», как учат святые отцы. Господь сошел с Небес для того, чтобы человек вошел туда, где он и был прежде, в лице Адама, но утратил это право пребывать в раю и мало того, настолько падал в глубины ада, что человека надо было вернуть обратно в рай, к Богу, и другого пути не было, как только через Крест. Вертикальная перекладина свидетельствует еще и о том, что возведены из глубины греховной, от страстей, пороков и беззаконий, к Небу, великой жертвой. Господь каждого призывает к Себе.
Теперь, человек назидаясь знамением Креста Господня, следованием за жизнью Спасителя, независимо от своего прошлого, от воспитания, от генов, может прийти к Богу и стать святым. Святой Андрей Критский так торжественно сказал о кресте: «Мы славим Крест, и вся вселенная наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лице всея вселенная озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассеивается мрак, и разливается свет»…
Кто первый вошел в рай? Это был покаявшийся разбойник, убийца у которого все руки были в крови, негодяй из негодяев. Самая наисквернейшая и печальная судьба была у него, но Господь ради его искреннего раскаяния, ради его решимости жить по новому, несмотря на то что он не успел принести никаких плодов покаяния, ввел его в рай. И вот поэтому только Крестом Господним, этой великой милостью Божией и свидетельством любви Божией к роду человеческому, мы с вами живем и спасаемся.
Горизонтальная перекладина креста символически свидетельствует нам о широте Божией любви, которая вмещает в себя всякого человека, - и грешника, и праведника, и далекого от истины. Каждого Господь призывает к Себе. Эти руки, простертые на Кресте, призывают нас к любви, чтобы каждый человек пришел к этой любви Божией, чтобы принял ее всем сердцем и душой и изменил свою жизнь.
Сегодня мы вспоминаем Крест, который нес Господь. Вспоминаем невольно и те кресты, которые несут все люди, независимо от того, праведники они или грешники, святые или далекие от истины, каждый несет в своей жизни тот или иной крест. Человек без креста, то есть без страдания, без скорби за свою прошлую жизнь, за ошибки вольные и невольные, за грехи, которые им совершены и имеющие последствия для него и для других, не может наследовать жизни вечной.
Жизнь наша на земле, - это время, которое нам Господь определил для работы над собой, для духовного роста, освобождения от своих грехов, пороков, недостатков и ошибок.
Наш крест состоит из наших слабостей и немощей, из наших темных подсознательных глубин, где живет наше сопротивление воли Божией. «Восчувствовавший грехи свои выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых»… говорил преподобные Исаак Сирин.
Признание своего бессилия в избавлении от греха подвигает человека принести все свое существо к подножию Креста, и тогда Сам Господь помогает нам в несении креста.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский сказал: «Бог – любящий врач, и просто так лекарство Он тратить не будет». Если мы попадаем в стесняющие нас обстоятельства жизни, то это есть наше лечение, хоть и горькое, хоть и неприятное, но если мы никуда не дёргаемся с креста, а просим молитв у святых, укрепления в терпении, уверены в Божием Промысле, и мало того, благодарим Господа за все, - и сладкое и горькое, и приятное и не приятное, и черное, и белое, - то мы начинаем достойно нести Крест Христов.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за радости, и радости умножатся. Благодари Бога за все». Если мы думаем прожить спокойно и тихо, чтобы вообще не было никаких проблем, но такого не было, и быть не может. Господь через Крест прошел к Воскресению, и нам предстоит пройти через крест, но уже свой.
Из двенадцати апостолов своей смертью умер только Иоанн Богослов. Все последователи Христовы прошли через крест и через страдания, но нам Господь, когда выноситcя Крест, как бы свидетельствует, что «Воскресение Христово видевши», и наше несение креста не может быть бесконечно, оно закончится, когда с верою, с любовью, с упованием мы доверимся Промыслу Божиему. Такова наша с вами жизнь. Как старец Амвросий Оптинский говорил «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.»
Ради Бога, ради души, ради ее здравия, ради ее воскресения, ради ее очищения от грехов выносится Крест в сегодняшний день, возносимый над всею Церковью, Животворящий Крест, вынесенный нам для поклонения, - это нам укрепление и утверждение Истины на нашем жизненном пути.
Христолюбец, терпи! Христолюбец, смотри, что будет дальше после Креста. Все прошли этим путем, и тебе идти этим путем. Ты несешь крест, а крест несет тебя. Крест, - это ключ, которым открываются райские двери. Не дай Бог, чтобы кто-нибудь из нас по рассеянности, по невнимательности, по ропотливости где-нибудь по дороге потерял его, потому что ропотливое слово это и есть потеря этого ключа к жизни.
Господь призывает каждого из нас взять свой крест. Ведь и Свой Крест Он не Сам избрал, а добровольно взял на Себя тот, который был дан Отцом Небесным. Будем помнить, что Крест Христов вобрал в себя все кресты наши. Нести свой крест, - значит претерпеть без ропота и жалоб никому не ведомый труд над собой, над своими страстями. Так что мы несем крест, а крест несет нас. Дай Бог, чтобы он донес нас до той всеславной. Вселикующей, всерадостной жизни, что уготовал нам Бог! Дай Богу чтобы мы под конец своей жизни услышал любящий глас нашего Владыки Господа Иисуса Христа: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25,21)!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
Всех вас дорогие братья и сестры поздравляю с великим двунадесятым праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня! Это Священное событие произошло в 326 г. в городе Иерусалиме при благочестивом императоре Константине Великом и его матери царице Елене. Когда Римская империя уже исповедовала христианство, мать Константина Великого, царица Елена, по любви ко Господу хотела найти Его Животворящий Крест. Она знала, что древо Честного Креста Господня сокрыто, и на том месте стоит огромный холм, на котором построено капище языческой Венере. Тогда она начла разыскивать это место, спрашивать у людей, которые что-то знали, стала молиться и знающие люди показали место, где должны были находиться те кресты, на которых были распяты Спаситель и Разбойники. Долгое время искала царица Елена эти кресты на Голгофе, где был распят наш Господь. И вот были найдены три креста, но какой из них Крест Спасителя, никто этого не знал. В это время мимо проносили умершего человека. Царица Елена велела остановить процессию, а так как с ней находился патриарх Иерусалимский Макарий, то они поочередно стали прикладывать к умершему эти кресты. Когда приложили один, ничего не произошло, приложили второй, также ничего не случилось, но когда был возложен на него третий крест, то этот человек ожил.
Это явное чудо подтвердило то, что найден не простой крест, а Крест Животворящий, тот Крест, на котором был распят наш Господь. И тогда в великом духовном восторге вся процессия торжественным крестным ходом отправляется в один из иерусалимских храмов. Когда стеклось множество народу, услышавшего об этому чуде, то для того, чтобы все увидели Крест Господень, патриарх Макарий стал на возвышенном месте и начал поднимать Крест вверх, осеняя им честной народ на четыре стороны света, чтобы было видно то спасительное древо, которым была принесена нам жизнь. Со временем в этот день Святой Церковью было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Послушайте и задумайтесь о том, о чем нам говорит святитель Иоанн Златоуст. «Вспомни, какой ценою ты живешь, древом смерть вошла в жизнь, и древом Господь в этот мир приносит жизнь. За мысли лукавые, самолюбивые, живые, которые родились в голове Адама, Господь претерпел терновый венец обливаясь кровью. За руки, простертые незаконно к запрещенному древу, - о котором Господь сказал, что как только вкусите от него, смертию умрете, - Господь был пригвожден ко кресту. За худое владычество – вознесение на крест, за смерть – смерть, за вкушение плода запрещенного – вкушение желчи. Чем Адам был поражен, тем Христос спасает человека – древом, но древом Крестным».
В Евангелии, Господни страдания были переданы не во всей полноте. Но Священное Предание повествует о тех страшных мучениях, которые претерпел за нас Иисус Христос, еще до крестных страданий. Так, воины надели на Иисуса терновый венец, а потом палками били по этому самому венцу, и колючки терна – огромные колючки – вонзались в голову, и кровь текла по Его лицу. Спасителю было нанесено 39 ударов плетью, которая имела острые наконечники из гвоздей, у этой плети было три конца. Все тело Господа было в ранах, в язвах и кровоточило.
Всю ночь перед крестными страданиями Господь провел в ужасной темнице, вместе с Варраввой, - убийцей и разбойником. В это ночь Он не спал, а сидел на каменной плите, в которой было два отверстия для ног, они были туда просунуты, а снизу скованы цепями, чтобы Он не мог даже пошевельнуться.
Когда повели Спасителя из тюрьмы по крестному пути, из-за издевательств, которые Он перенес накануне, Он не мог нести свой крест. Несколько раз Он падал на пути к Голгофе. Плащаница показывает что когда Он упал первый раз, то разбил Себе правую бровь, когда Он упал второй раз, то не смог подставить руки, которыми держал крест, и был им придавлен, и у Него была перебита переносица; когда Он упал в третий раз, то уже не смог встать. Тогда Симон Киринейский (Мф. 27, 31-32), который оказался рядом, взял крест Спасителя и понес его. Не завывайте о том, что и нам, как тогда Христу, Бог посылает «Симонов Киринейских» на жизненном пути, которые помогают нам нести крест.
Дорогие братья и сестры. Крест принес нам спасение, искупление, надежду вечной жизни, примирение с Богом. Апостол Павел говорит, что Господь грехи наши телом Своим вознес на древо и пригвоздил их о Кресту, убив вражду, то есть примирил человека с Богом Своей Жертвой. Он страдал за каждого из нас, и на Кресте Бог отказывается от Своего всемогущества в пользу человека, Он умирает, чтобы человек жил в общении с Ним. Мало того, Господь дает возможность человеку войти в священный круг троического общения. Так как нам это дано, то опыт такого общения открывает Блаженный Августин: «Ты был во мне глубже глубин моих и выше вершин моих.»
Велика сила Креста. И нам надо вслед за апостолом Павлом возносить хвалу Кресту: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира». (Гал. 6,14)
Святые отцы объясняют почему крест складывается из двух основных перекладин: горизонтальной и вертикальной. Вертикальная перекладина свидетельствует о снисхождении Божием к человечеству, о том что «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом по благодати», как учат святые отцы. Господь сошел с Небес для того, чтобы человек вошел туда, где он и был прежде, в лице Адама, но утратил это право пребывать в раю и мало того, настолько падал в глубины ада, что человека надо было вернуть обратно в рай, к Богу, и другого пути не было, как только через Крест. Вертикальная перекладина свидетельствует еще и о том, что возведены из глубины греховной, от страстей, пороков и беззаконий, к Небу, великой жертвой. Господь каждого призывает к Себе.
Теперь, человек назидаясь знамением Креста Господня, следованием за жизнью Спасителя, независимо от своего прошлого, от воспитания, от генов, может прийти к Богу и стать святым. Святой Андрей Критский так торжественно сказал о кресте: «Мы славим Крест, и вся вселенная наполняется блеском славы. Мы славим Крест, и лице всея вселенная озаряется сиянием радости. Мы славим Крест, и рассеивается мрак, и разливается свет»…
Кто первый вошел в рай? Это был покаявшийся разбойник, убийца у которого все руки были в крови, негодяй из негодяев. Самая наисквернейшая и печальная судьба была у него, но Господь ради его искреннего раскаяния, ради его решимости жить по новому, несмотря на то что он не успел принести никаких плодов покаяния, ввел его в рай. И вот поэтому только Крестом Господним, этой великой милостью Божией и свидетельством любви Божией к роду человеческому, мы с вами живем и спасаемся.
Горизонтальная перекладина креста символически свидетельствует нам о широте Божией любви, которая вмещает в себя всякого человека, - и грешника, и праведника, и далекого от истины. Каждого Господь призывает к Себе. Эти руки, простертые на Кресте, призывают нас к любви, чтобы каждый человек пришел к этой любви Божией, чтобы принял ее всем сердцем и душой и изменил свою жизнь.
Сегодня мы вспоминаем Крест, который нес Господь. Вспоминаем невольно и те кресты, которые несут все люди, независимо от того, праведники они или грешники, святые или далекие от истины, каждый несет в своей жизни тот или иной крест. Человек без креста, то есть без страдания, без скорби за свою прошлую жизнь, за ошибки вольные и невольные, за грехи, которые им совершены и имеющие последствия для него и для других, не может наследовать жизни вечной.
Жизнь наша на земле, - это время, которое нам Господь определил для работы над собой, для духовного роста, освобождения от своих грехов, пороков, недостатков и ошибок.
Наш крест состоит из наших слабостей и немощей, из наших темных подсознательных глубин, где живет наше сопротивление воли Божией. «Восчувствовавший грехи свои выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых»… говорил преподобные Исаак Сирин.
Признание своего бессилия в избавлении от греха подвигает человека принести все свое существо к подножию Креста, и тогда Сам Господь помогает нам в несении креста.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский сказал: «Бог – любящий врач, и просто так лекарство Он тратить не будет». Если мы попадаем в стесняющие нас обстоятельства жизни, то это есть наше лечение, хоть и горькое, хоть и неприятное, но если мы никуда не дёргаемся с креста, а просим молитв у святых, укрепления в терпении, уверены в Божием Промысле, и мало того, благодарим Господа за все, - и сладкое и горькое, и приятное и не приятное, и черное, и белое, - то мы начинаем достойно нести Крест Христов.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Благодари Бога за скорби, и скорби минуют. Благодари Бога за радости, и радости умножатся. Благодари Бога за все». Если мы думаем прожить спокойно и тихо, чтобы вообще не было никаких проблем, но такого не было, и быть не может. Господь через Крест прошел к Воскресению, и нам предстоит пройти через крест, но уже свой.
Из двенадцати апостолов своей смертью умер только Иоанн Богослов. Все последователи Христовы прошли через крест и через страдания, но нам Господь, когда выноситcя Крест, как бы свидетельствует, что «Воскресение Христово видевши», и наше несение креста не может быть бесконечно, оно закончится, когда с верою, с любовью, с упованием мы доверимся Промыслу Божиему. Такова наша с вами жизнь. Как старец Амвросий Оптинский говорил «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.»
Ради Бога, ради души, ради ее здравия, ради ее воскресения, ради ее очищения от грехов выносится Крест в сегодняшний день, возносимый над всею Церковью, Животворящий Крест, вынесенный нам для поклонения, - это нам укрепление и утверждение Истины на нашем жизненном пути.
Христолюбец, терпи! Христолюбец, смотри, что будет дальше после Креста. Все прошли этим путем, и тебе идти этим путем. Ты несешь крест, а крест несет тебя. Крест, - это ключ, которым открываются райские двери. Не дай Бог, чтобы кто-нибудь из нас по рассеянности, по невнимательности, по ропотливости где-нибудь по дороге потерял его, потому что ропотливое слово это и есть потеря этого ключа к жизни.
Господь призывает каждого из нас взять свой крест. Ведь и Свой Крест Он не Сам избрал, а добровольно взял на Себя тот, который был дан Отцом Небесным. Будем помнить, что Крест Христов вобрал в себя все кресты наши. Нести свой крест, - значит претерпеть без ропота и жалоб никому не ведомый труд над собой, над своими страстями. Так что мы несем крест, а крест несет нас. Дай Бог, чтобы он донес нас до той всеславной. Вселикующей, всерадостной жизни, что уготовал нам Бог! Дай Богу чтобы мы под конец своей жизни услышал любящий глас нашего Владыки Господа Иисуса Христа: «хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25,21)!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов