Во имя Отца и Сына и Святого духа!
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с великим двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Царица Небесная начала Свой жизненный путь с храма. Она трехлетним Младенцем была передана родителями на воспитание в храм. И как свидетельствует церковное Предание, взойдя по ступеням, и будучи встречена самим первосвященником, Она вошла во Святая святых. Там в Иерусалимском храме, проходило Её воспитание и образование. Там она восходила от силы к силе. Там ее замечательные природные качества, укрепляемые благодатью Божией, а также Её доброй волей, раскрывались. Принося обильный плод – настолько обильный, что как личность, Она стала выше ангелов и архангелов, святее всех на земле.
Человеческий разум с трудом может это понять; что прожить жизнь, не совершая греха невозможно. Потому что искушения диавольские часто оказываются сильнее человеческого разума, человеческой воли, а устремление ко греху нередко имеет гораздо большую силу, чем устремление человека к добру. Недаром древние говорили, что катиться с горы легче, чем подниматься в гору. Действительно, всякое притяжение греха, человеческого инстинкта, с легкостью обрушивает человеческую личность в бездну греха. Но как трудно, напрягая разум, убеждения. Волю, восходить горе՛, восходить к Богу, возвышать свой разум, волю и чувства, возвышать свою личность.
Царица Небесная прошла этими ступенями духовного восхождения под сенью Иерусалимского храма и тем самым дала всем нам пример того, какую огромную роль в жизни каждого человека может и должен играть храм Божий.
Что же такое храм? Храм – это место, где Господь присутствует совершенно особым, исключительным образом. Об этом Он сам возвестил Соломону, когда тот построил Иерусалимский храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.» Господь вездесущий, Он пребывает везде, на всяком месте, но в храме Он пребывает не так, а совершенно особым образом. Поэтому храм есть место глубоко таинственное, в нем сокрыты многие тайны и Божественная премудрость. И это неудивительно: ведь храм не является человеческим изобретением, но Сам Господь научил через великих пророков Моисея и Давида, как в точности он должен быть устроен.
Видимое устройство храма имеет многие смыслы и символизирует наш мир – вселенную, космос, мироздание. Мироздание состоит из трех частей – горнего Ангельского мира, материального мира – людей, и преисподней, где пребывают демоны. Подобно этому и храм состоит из трех частей – алтаря, средней части и притвора. И это имеет глубочайший смысл, ибо означает, что наше богослужение, церковные таинства, и вообще все, что происходит в храме, имеет космическое значение и влияет на жизнь всей вселенной. Когда, например, мы обходим храм в пасхальную ночь, это означает, что Воскресение Христа имеет значение для всего мироздания. Или рассмотрим сегодняшнее событие – Введение во храм Божией Матери, - оно также имеет глубокий смысл: храм – это вселенная, Богородица входит во вселенную, как Царица, как Новая Ева, а за Ней грядет Христос, Царь вселенной, Новый Адам, - подобно тому, как когда-то Господь ввел в первозданный мир наших прародителей, Адама и Еву.
Помимо мироздания, храм символизирует собой еще и человека. На это тоже указывает трехчастное его деление. Человек, как и храм трехчастен, он состоит из духа, души и тела. Наличие таинственной связи между храмом и телом человека подтверждается словами Христа о том, что Он воздвигнет разрушенный храм Своего тела в три дня. И такое сопоставление, человека с храмом исполнено глубокого смысла: отсюда, например, следует, что человек призван стать храмом, в котором обитает Сам Господь. И это не просто красивые слова, - святые тому свидетели, ведь Бог действительно вселяется и обитает в тех, кто освятился и сделал себя храмом. В Добротолюбии преподобный Исаия говорит: «Как Матерь Божия зачала Духом Святым Сына Божия.» И становится человек тогда поистине храмом и обиталищем Живого Бога, своего Создателя.
Кроме того, храм символизирует собой еще и Церковь Христову. Как храм складывается из многих кирпичиков, так и Церковь состоит из многих душ, верующих во Христа. Каждый кирпичик в храме находится на своей высоте, - так же и каждый христианин находится на своем духовном уровне. Сияющее золото купола – это святые, они ближе всех к Богу, снисхождение в мир Которого обозначает венчающий купол крест. Христиане призваны приблизиться к Богу, подражать святым, стать золотом купола. Но быть даже и последним кирпичиком внизу все равно спасительно, главное – не отпасть от храма, от Церкви.
Богословы говорят, что в храме и храмовых службах заключена вся история вселенной; сотворение мира и человека, грехопадение, проповедь пророков, явление в мир Христа, Страшный Суд и тайна Будущего века. Все эти события – и давно прошедшие, и впереди грядущие – совершаются и уже совершились здесь, на наших глазах. В храме всесильная власть времени как бы отступает и приоткрывается завеса вечности.
Круг храмовых богослужений, является тем золотым кольцом, которым человек с ней обручается. Все мы, христиане, призваны к блаженной вечности, все мы ее обручники. Земной временный мир для нас – это лишь место изгнания и странствования, а наша Родина – в грядущей вечности: и мы ее дети, и ее граждане. Пока еще мы не вошли в нее, пока время нашего странствования не окончилось. Но однако прикоснуться к ней, и заглянуть в нее мы можем отчасти уже сейчас – через храм и храмовые службы. Вот почему говорят святые, что храм – это Небо на земле.
Дорогие братья и сестры, великие дары дает Бог христианам в храме. Здесь источник нашего освящения, здесь обитает спасающая нас Благодать Божия. Здесь мы рождаемся для вечной жизни, во святом Крещении. Хдесь совершаются и все прочие Церковные таинства, главное из которых – Причастие – оно делает нас детьми Божиими, родными по крови Самому Господу Богу. Здесь осуществляется тайна соборности – единение христиан друг с другом и со Христом по Его слову: где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них. Здесь мы предстоим перед лицом нашего Небесного Отца, славословим Его, благодарим, приносим Ему свои молитвы и прошения. Отсюда, наконец, мы отправляемся в тот последний путь, о котором в чине церковного отпевания сказано: «блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яго уготовася тебе место упокоения.» И если коротко сказать, все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно для земного его странствия, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием. Почему и восклицает святой псалмопевец Давид, что один только день во дворах Господних лучше тысячи, то есть за один день, проведенный в храме, можно отдать тысячи дней жизни вне храма.
Храм – это частица Неба на земле, частица того Небесного Отечества, к которому идут христиане. И как люди, оказавшиеся волею судьбы в чужом далеком государстве, собираются обычно вокруг посольства своей страны, потому что это частица их Родины, территория их Отечества, которое они любят и к которому стремятся, так и христиане собираются вокруг храмов Божиих, потому что это – частица их небесного Отечества, территория того Царства, подданными которого они являются и к которому, странствуя на этой земле, стремятся. В книге Апокалипсис сказано, что в грядущем Царстве Христа, храма уже не будет. Это и понятно, ведь храм – это только образ Небесного Царства, и когда оно само наступит, нужда в образе отпадет. Но пока это еще не совершилось, пока мы не достигли своего Отечества, пока еще странствуем в этом мире, мы имеем великую нужду в храме Божием, а потому и должны, по примеру Пресвятой Богородицы, по примеру всех святых и праведников, прилепиться к храму, полюбить его, сродниться с ним на все время нашей земной жизни.
В эти благодатные дни поста, Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия, и Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Вернем же Богу храм нашего сердца, захотим спасения. И отверзутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, и отверзется небо. А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, и укрепить на пути спасения всех к Ней прибегающих с верою и любовью.
Пресвятая Богородица спаси нас!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
источник иллюстрации сайт Савватьевой пустыни https://savatievo.ru
Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с великим двунадесятым праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Царица Небесная начала Свой жизненный путь с храма. Она трехлетним Младенцем была передана родителями на воспитание в храм. И как свидетельствует церковное Предание, взойдя по ступеням, и будучи встречена самим первосвященником, Она вошла во Святая святых. Там в Иерусалимском храме, проходило Её воспитание и образование. Там она восходила от силы к силе. Там ее замечательные природные качества, укрепляемые благодатью Божией, а также Её доброй волей, раскрывались. Принося обильный плод – настолько обильный, что как личность, Она стала выше ангелов и архангелов, святее всех на земле.
Человеческий разум с трудом может это понять; что прожить жизнь, не совершая греха невозможно. Потому что искушения диавольские часто оказываются сильнее человеческого разума, человеческой воли, а устремление ко греху нередко имеет гораздо большую силу, чем устремление человека к добру. Недаром древние говорили, что катиться с горы легче, чем подниматься в гору. Действительно, всякое притяжение греха, человеческого инстинкта, с легкостью обрушивает человеческую личность в бездну греха. Но как трудно, напрягая разум, убеждения. Волю, восходить горе՛, восходить к Богу, возвышать свой разум, волю и чувства, возвышать свою личность.
Царица Небесная прошла этими ступенями духовного восхождения под сенью Иерусалимского храма и тем самым дала всем нам пример того, какую огромную роль в жизни каждого человека может и должен играть храм Божий.
Что же такое храм? Храм – это место, где Господь присутствует совершенно особым, исключительным образом. Об этом Он сам возвестил Соломону, когда тот построил Иерусалимский храм: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.» Господь вездесущий, Он пребывает везде, на всяком месте, но в храме Он пребывает не так, а совершенно особым образом. Поэтому храм есть место глубоко таинственное, в нем сокрыты многие тайны и Божественная премудрость. И это неудивительно: ведь храм не является человеческим изобретением, но Сам Господь научил через великих пророков Моисея и Давида, как в точности он должен быть устроен.
Видимое устройство храма имеет многие смыслы и символизирует наш мир – вселенную, космос, мироздание. Мироздание состоит из трех частей – горнего Ангельского мира, материального мира – людей, и преисподней, где пребывают демоны. Подобно этому и храм состоит из трех частей – алтаря, средней части и притвора. И это имеет глубочайший смысл, ибо означает, что наше богослужение, церковные таинства, и вообще все, что происходит в храме, имеет космическое значение и влияет на жизнь всей вселенной. Когда, например, мы обходим храм в пасхальную ночь, это означает, что Воскресение Христа имеет значение для всего мироздания. Или рассмотрим сегодняшнее событие – Введение во храм Божией Матери, - оно также имеет глубокий смысл: храм – это вселенная, Богородица входит во вселенную, как Царица, как Новая Ева, а за Ней грядет Христос, Царь вселенной, Новый Адам, - подобно тому, как когда-то Господь ввел в первозданный мир наших прародителей, Адама и Еву.
Помимо мироздания, храм символизирует собой еще и человека. На это тоже указывает трехчастное его деление. Человек, как и храм трехчастен, он состоит из духа, души и тела. Наличие таинственной связи между храмом и телом человека подтверждается словами Христа о том, что Он воздвигнет разрушенный храм Своего тела в три дня. И такое сопоставление, человека с храмом исполнено глубокого смысла: отсюда, например, следует, что человек призван стать храмом, в котором обитает Сам Господь. И это не просто красивые слова, - святые тому свидетели, ведь Бог действительно вселяется и обитает в тех, кто освятился и сделал себя храмом. В Добротолюбии преподобный Исаия говорит: «Как Матерь Божия зачала Духом Святым Сына Божия.» И становится человек тогда поистине храмом и обиталищем Живого Бога, своего Создателя.
Кроме того, храм символизирует собой еще и Церковь Христову. Как храм складывается из многих кирпичиков, так и Церковь состоит из многих душ, верующих во Христа. Каждый кирпичик в храме находится на своей высоте, - так же и каждый христианин находится на своем духовном уровне. Сияющее золото купола – это святые, они ближе всех к Богу, снисхождение в мир Которого обозначает венчающий купол крест. Христиане призваны приблизиться к Богу, подражать святым, стать золотом купола. Но быть даже и последним кирпичиком внизу все равно спасительно, главное – не отпасть от храма, от Церкви.
Богословы говорят, что в храме и храмовых службах заключена вся история вселенной; сотворение мира и человека, грехопадение, проповедь пророков, явление в мир Христа, Страшный Суд и тайна Будущего века. Все эти события – и давно прошедшие, и впереди грядущие – совершаются и уже совершились здесь, на наших глазах. В храме всесильная власть времени как бы отступает и приоткрывается завеса вечности.
Круг храмовых богослужений, является тем золотым кольцом, которым человек с ней обручается. Все мы, христиане, призваны к блаженной вечности, все мы ее обручники. Земной временный мир для нас – это лишь место изгнания и странствования, а наша Родина – в грядущей вечности: и мы ее дети, и ее граждане. Пока еще мы не вошли в нее, пока время нашего странствования не окончилось. Но однако прикоснуться к ней, и заглянуть в нее мы можем отчасти уже сейчас – через храм и храмовые службы. Вот почему говорят святые, что храм – это Небо на земле.
Дорогие братья и сестры, великие дары дает Бог христианам в храме. Здесь источник нашего освящения, здесь обитает спасающая нас Благодать Божия. Здесь мы рождаемся для вечной жизни, во святом Крещении. Хдесь совершаются и все прочие Церковные таинства, главное из которых – Причастие – оно делает нас детьми Божиими, родными по крови Самому Господу Богу. Здесь осуществляется тайна соборности – единение христиан друг с другом и со Христом по Его слову: где двое или трое собрались во имя Мое, там Я посреди них. Здесь мы предстоим перед лицом нашего Небесного Отца, славословим Его, благодарим, приносим Ему свои молитвы и прошения. Отсюда, наконец, мы отправляемся в тот последний путь, о котором в чине церковного отпевания сказано: «блажен путь, воньже идеши днесь, душе, яго уготовася тебе место упокоения.» И если коротко сказать, все величайшие дары, какие даны Богом человеку, все самое важное, что нужно для земного его странствия, и для грядущей вечности, мы получаем только в храме Божием. Почему и восклицает святой псалмопевец Давид, что один только день во дворах Господних лучше тысячи, то есть за один день, проведенный в храме, можно отдать тысячи дней жизни вне храма.
Храм – это частица Неба на земле, частица того Небесного Отечества, к которому идут христиане. И как люди, оказавшиеся волею судьбы в чужом далеком государстве, собираются обычно вокруг посольства своей страны, потому что это частица их Родины, территория их Отечества, которое они любят и к которому стремятся, так и христиане собираются вокруг храмов Божиих, потому что это – частица их небесного Отечества, территория того Царства, подданными которого они являются и к которому, странствуя на этой земле, стремятся. В книге Апокалипсис сказано, что в грядущем Царстве Христа, храма уже не будет. Это и понятно, ведь храм – это только образ Небесного Царства, и когда оно само наступит, нужда в образе отпадет. Но пока это еще не совершилось, пока мы не достигли своего Отечества, пока еще странствуем в этом мире, мы имеем великую нужду в храме Божием, а потому и должны, по примеру Пресвятой Богородицы, по примеру всех святых и праведников, прилепиться к храму, полюбить его, сродниться с ним на все время нашей земной жизни.
В эти благодатные дни поста, Милость Божия дает нам ныне время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия, и Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Вернем же Богу храм нашего сердца, захотим спасения. И отверзутся щедроты милостей Божиих, заключенных нашими грехами, и отверзется небо. А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, Дщерь человеческая, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему и болящему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, и укрепить на пути спасения всех к Ней прибегающих с верою и любовью.
Пресвятая Богородица спаси нас!
Аминь.
прот. Виктор Смирнов
источник иллюстрации сайт Савватьевой пустыни https://savatievo.ru
Image: